Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 20:39, курсовая работа
Актуальность темы заключается в сложном положении аграрного сектора, которое объясняется спадом производства, разрывом хозяйственных связей, отсутствием научно-обоснованной концепции правовой базы при осуществлении рыночных реформ, а также финансово-кредитного механизма, создающего экономические условия для расширенного воспроизводства, что и привело к переосмыслению всей существующей системы.
Введение 2-3
Глава 1. Теоретические основы АПК
1.1. Агропромышленный комплекс РФ — понятие, структура 4-8
1.2. Основными показателями социально-экономической эффективности структуры агропромышленного комплекса РФ 8-8
Глава 2. Современное состояние АПК
2.1 Состояние сельскохозяйственного производства на 2011 год 9-14
2.2 Экспорт и импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья 14-15
2.3 Социальная инфраструктура и инженерное обустройство сельских поселений 15-20
2.4 Целевые индикаторы и показатели 20-23
2.5 Финансовая устойчивость сельского хозяйства 23-24
2.6 Кредитование сельскохозяйственных предприятий 24-26
2.7 Малые формы хозяйствования на селе 26-27
2.8 Техническая и технологическая модернизация в сельском хозяйстве 27-30
Глава 3. Проблемы и перспективы развития АПК
3.1 Общая характеристика состояния и основные проблемы развития агропромышленного комплекса 31-33
3.2 Перспективы развития подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводств 33-36
3.3 Перспективы развития мясного скотоводства 36-38
3.4 Перспективы развития малых форм хозяйствования 38-40
3.5 Перспективы технической и технологической модернизации, инновационного развития 40-43
Заключение 44-45
Список литературы 46-47
Долевое участие организаций – работодателей в улучшении жилищных условий сельского населения в рамках Программы в 2011 г. увеличилось в 4,7 раза по сравнению с прошлым годом. Однако оно остается незначительным – 93,4 млн. руб., что составляет только 0,95% от общего объема финансирования строительства и приобретения жилья на селе за счет внебюджетных источников.
Благодаря внесенным изменениям в нормативно-правовую базув 2011 г. 959 семей воспользовались возможностью направить средства материнского (семейного) капитала для оплаты части стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках Программы.
Кроме того, в отдельных субъектах Российской Федерации органы исполнительной власти оказывают дополнительную поддержку молодым семьям – участникам Программы при рождении (усыновлении) одного и более детей. В 2011 г. такая поддержка была оказана 771 семье в размере176,0 млн. руб.
В 2011 г. было выдано 803 (в 2010 г. – 663) ипотечных жилищных кредита (займа) на сумму 470,2 млн. руб., из них 472 (405) молодым семьям и молодым специалистам на сумму 272,0 млн. руб.
Средний размер ипотечного жилищного кредита составил 586 тыс. руб. Почти три четверти выданных кредитов были использованы на приобретение жилых домов и квартир.
За период с 2008 г. средний размер общей площади жилых помещений, приходящейся на одну семью, улучшившую жилищные условия в рамках Программы, увеличился в 1,4 раза – с 58,5 м² до 80,8 м², в том числе жилых помещений, построенных (приобретенных) молодыми семьями, молодыми специалистами – в 1,45 раза и составила 78,2 м². Этот рост обеспечен за счет дополнительного привлечения средств граждан, в том числе молодых семей, молодых специалистов, которых не устраивают нормы предоставления жилой площади (33 м² – для одиноко проживающих граждан, 42 м² – на семью из 2-х человек и по 18 м² – на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более), установленные для участников Программы при получении ими социальных выплат из федерального и региональных бюджетов.
На финансирование объектов капитального строительства в соответствии с финансовыми обязательствами, предусмотренными соглашениями, заключенными между Минсельхозом России и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, было направлено за счет всех источников финансирования 14,7 млрд. руб., из них средств федерального бюджета 3,2 млрд. руб. (21,7%), консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации – 7,5 млрд. руб. (50,9%), внебюджетных источников – 4,0 млрд. руб. (27,4%). В целом плановый объем капитальных вложений был превышен на 29,5% за счет перевыполнения финансовых обязательств региональных, местных бюджетов (на 44,1%) и внебюджетных источников (на 35,8%).
Наиболее высокая инвестиционная активность субъектов Российской Федерации сложилась в сфере развития сети общеобразовательных учреждений, газификации и водоснабжения в сельской местности. Ресурсное обеспечение данных направлений из консолидированных бюджетов регионов превысило плановый объем соответственно на 65,7, 59,2 и 52,8%, что позволило перевыполнить плановые задания по вводу мощностей (приложение 14).
На каждый рубль средств федерального бюджета, выделенных в 2011 г. на реализацию мероприятий Программы, было привлечено 3,6 руб. из региональных бюджетов и внебюджетных источников. Сложившийся уровень софинансирования субъектами Российской Федерации Программы остается достаточно высоким, что свидетельствует о большой востребованности в регионах федеральной поддержки социального развития села (приложение 15).
Объем средств, привлеченных субъектами Российской Федерации на социальное развитие села в 2011 г., в расчете на 1 руб. средств федерального бюджета, составил 128,6% к объему, предусмотренному соглашениями, и 150,0% - к показателям Программы.
Ресурсное обеспечение развития социальной и инженерной инфраструктуры села за счет встречного софинансирования из средств субъектов Российской Федерации в Уральском ФО составило 142% к среднероссийскому показателю, в Южном ФО - 114% и Центральном ФО – 108%.
В 2011 году на 1 руб. средств федерального бюджета из региональных бюджетов и внебюджетных источников было привлечено 3,6 руб.
Это связано с кризисными явлениями и прекращением реализации мероприятий Программы, финансируемых без участия средств федерального бюджета: развитие торгового и бытового обслуживания, строительство детских дошкольных учреждений, открытие филиалов детско-юношеских спортивных школ при сельских средних общеобразовательных учреждениях и др.
2.4 Целевые индикаторы и показатели
По итогам 2011 г. из 11 целевых индикаторов и показателей Программы по 9 позициям плановые значения были перевыполнены (приложение 16).
В связи с уменьшением объемов финансирования целевые индикаторы Госпрограммы на 2011 г. по разделу «Устойчивое развитие сельских территорий» были скорректированы следующим образом: объемы ввода и приобретения сельским населением жилья сокращены в 4,3 раза, в том числе для молодых семей и молодых специалистов – в 3,6 раза, индикатор обеспеченности сельского населения питьевой водой снижен с 60,7 до 53,8%, уровень газификации домов (квартир) сетевым газом – с 55,5 до 52%.
Для граждан, проживающих в сельской местности, построено и приобретено 1289,89 тыс. м² жилья, в том числе для молодых семей и молодых специалистов 616,12 тыс. м²
Объем ввода и приобретения жилья превысил плановое задание, установленное утвержденной Программой, на 41,0%, в том числе для молодых семей и молодых специалистов – на 20,8% .
Наиболее значительные результаты в обеспечении сельского населения жильем достигнуты в Архангельской, Кировской областях, республиках Марий Эл, Чувашия, Ханты – Мансийском автономном округе, где плановые задания по строительству и приобретению жилых домов (квартир) перевыполнены на 80-130%. Сложная ситуация с вводом жилья сложилась в Вологодской, Самарской, Псковской областях, Кабардино-Балкарской Республике, где плановые задания недовыполнены на 10 – 50%, а в Республике Ингушетия жилищные мероприятия не осуществлялись.
Обеспеченность сельского населения питьевой водой доведена в 2011 г. до 57,3% с перевыполнением запланированного значения на 3,5 п.п. Уровень газификации в сельской местности домов (квартир) сетевым газом повышен до 54,2% (на +2,2 п.п.).
В 2011 г. в сельской местности введено в действие общеобразовательных учреждений на 4,81 тыс. мест, плановое задание выполнено на 141,9%. Строительство велось в 14 субъектах Российской Федерации: республиках Мордовия, Бурятия, Хакасия, Чувашия, Пермском крае, Орловской, Тамбовской, Тульской, Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Омской и Томской областях, Еврейском автономном округе.
Проложено 4,44 тыс. км распределительных газовых сетей, план по их вводу перевыполнен на 65,2%. Это позволило газифицировать50,56 тыс. домов (квартир) и в 2,2 раза перевыполнить плановый показатель. Наибольшие успехи в выполнении плана по газификации села были достигнуты в Ростовской и Волгоградской областях, где ввод распределительных газовых сетей превысил плановые показатели соответственно в 15 и 7 раз. В Ульяновской области план перевыполнен в 4,4 раза, Владимирской области - в 3,6 раза, в Рязанской, Орловской и Курской областях – более чем вдвое.
Не выполнили плановые показатели следующие субъекты Российской Федерации: Архангельская область (58,6%), Алтайский край (65,4%), Кабардино-Балкарская Республика (79,7%), Ярославская область (87,5%) и Ставропольский край (97,2%).
В 2011 г. ввод распределительных газовых сетей составил 62% к уровню 2005 г. и 86% к уровню 2010 г.
Объем государственной поддержки развития газификации в сельской местности в 2011 г. сократился на 20% по сравнению с 2010 г. в связи с перераспределением субсидий федерального бюджета между мероприятиями Программы: часть средств была направлена на строительство объектов первичной медико–санитарной помощи, физической культуры и спорта, общеобразовательных учреждений в сельской местности.
Протяженность введенных в действие локальных водопроводов в 2011 г. составила 2,21 тыс. км (116,1% к заданию). Централизованным водоснабжением обеспечено 23,67 тыс. домов (квартир) в сельской местности, что в 2,9 раза выше запланированного показателя.
По реализации заданий по вводу локальных водопроводов первое место занимает Курская область (превышение плана в 2,1 раза). В 1,5 –1,9 раза перевыполнен план в Рязанской, Томской, Вологодской, Тамбовской, Оренбургской, Владимирской областях, Республике Башкортостан. В реализации данного мероприятия в 2011 г. приняли участие 57 субъектов Российской Федерации.
Реализация в 2011 г. федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» позволила:
В результате осуществления мероприятий Программы на селе было создано и сохранено 14 тыс. рабочих мест. В том числе за счет программных мероприятий численность сельских безработных в среднем за январь –сентябрь 2011 г. по сравнению с январем – сентябрем 2010 г. сократилась на 205,4 тыс. человек, а уровень общей безработицы снизился с 11 до 9,8%.
Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2013 года» является в Российской Федерации самой долгосрочной программой федерального уровня. Она реализуется уже в течение 9 лет, а общий срок ее действия составляет 11 лет. Это характеризует стабильность курса и программно – целевого подхода к повышению уровня и качества жизни сельского населения, приближению их к городским стандартам как важнейшего фактора повышения престижности проживания на селе, улучшения демографической ситуации, модернизации и роста АПК.
В то же время сложившийся уровень государственной поддержки социального развития села не отвечает потребностям динамичного улучшения демографической ситуации на сельских территориях и обеспеченности АПК квалифицированными кадрами, способными к освоению инновационных технологий, затрудняет реализацию программных мер государственного содействия начинающим фермерам и развитию семейных животноводческих ферм, становление малого бизнеса в несельскохозяйственной сфере сельской экономики.
За последние 10 лет (2001 – 2010 гг.) численность сельского населения (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г.) сократилась на 1,8 млн. чел., естественная убыль населения составила 1,9 млн. чел., миграционный отток – 1,0 млн. человек.
Охват детей дошкольными образовательными учреждениями в сельской местности составляет 41% против 65% в городской местности. По данным Росстата, в 2010 г. в сельской местности на учете для определения в 48дошкольное учреждение стояло 413,6 тыс. детей. По сравнению с 2008 г. численность очередников увеличилась на 117,6 тыс.
Несмотря на положительный вклад в социальное обустройство села действующей федеральной целевой программы, сельские территории испытывают острый недостаток финансовых средств для инвестиционной деятельности в жилищной сфере, сфере социальных услуг и инженерной инфраструктуры, осуществления пилотных проектов по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений.
2.5 Финансовая устойчивость сельского хозяйства
В целях повышения финансовой устойчивости сельского хозяйства в 2011 году из федерального бюджета было израсходовано 74,7 млрд. руб., что составило 60% всех средств Государственной программы.
На цели субсидирования процентных ставок по краткосрочным инвестиционным кредитам из федерального бюджета в 2011 году были выделены ассигнования в объеме 69,7 млрд. руб. (перечислено субъектам Российской Федерации).
В Государственной программе поставлена задача стабилизации финансового положения в сельском хозяйстве. Основными целевыми индикаторами, характеризующими финансовое состояние сельскохозяйственных организаций, являются уровень рентабельности, доля убыточных хозяйств в общем числе хозяйств, сумма просроченной задолженности. Для решения этих задач предусмотрены меры по бюджетной и внебюджетной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, их финансовому оздоровлению.
В 2011 году выручка от реализации продукции, работ, услуг возросла на 11,6% к уровню 2010 г. и составила 1 258,5 млрд. рублей, прибыль до налогообложения сельскохозяйственных организаций составила в объеме 134,0 млрд. рублей (в 2010 г. - 82,2 млрд. руб.).
Удельный вес прибыльных хозяйств в общем количестве сельскохозяйственных организаций в 2011 году составил 78,2% (в 2010 г. он составил 71%).
При этом, совокупная рентабельность по всей деятельности (с учетом субсидирования из бюджетов всех уровней) в 2011 году сложилась на уровне 11,8% (в 2010 г. – 8,3%). По субъектам Российской Федерации эти показатели существенно различаются (приложение 17).
2.6 Кредитование сельскохозяйственных предприятий
В соответствии с Государственной программой повышение доступности сельскохозяйственным производителям кредитов обеспечивалось предоставлением субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и организациями, осуществляющими первичную и последующую переработку сельскохозяйственной продукции, в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. Размер получаемого возмещения устанавливается в процентах к ставке рефинансирования Центрального банка России, действующей на момент заключения кредитного договора.
Информация о работе Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития