Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 20:39, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в сложном положении аграрного сектора, которое объясняется спадом производства, разрывом хозяйственных связей, отсутствием научно-обоснованной концепции правовой базы при осуществлении рыночных реформ, а также финансово-кредитного механизма, создающего экономические условия для расширенного воспроизводства, что и привело к переосмыслению всей существующей системы.

Содержание

Введение 2-3
Глава 1. Теоретические основы АПК
1.1. Агропромышленный комплекс РФ — понятие, структура 4-8
1.2. Основными показателями социально-экономической эффективности структуры агропромышленного комплекса РФ 8-8
Глава 2. Современное состояние АПК
2.1 Состояние сельскохозяйственного производства на 2011 год 9-14
2.2 Экспорт и импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья 14-15
2.3 Социальная инфраструктура и инженерное обустройство сельских поселений 15-20
2.4 Целевые индикаторы и показатели 20-23
2.5 Финансовая устойчивость сельского хозяйства 23-24
2.6 Кредитование сельскохозяйственных предприятий 24-26
2.7 Малые формы хозяйствования на селе 26-27
2.8 Техническая и технологическая модернизация в сельском хозяйстве 27-30
Глава 3. Проблемы и перспективы развития АПК
3.1 Общая характеристика состояния и основные проблемы развития агропромышленного комплекса 31-33
3.2 Перспективы развития подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводств 33-36
3.3 Перспективы развития мясного скотоводства 36-38
3.4 Перспективы развития малых форм хозяйствования 38-40
3.5 Перспективы технической и технологической модернизации, инновационного развития 40-43
Заключение 44-45
Список литературы 46-47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Эта мера поддержки является одной из основных, предусмотренных в Государственной программе. Из федерального бюджета в 2011 г. было перечислено получателям 64,9 млрд. руб., из них 45,9 млрд. рублей - субсидии по инвестиционным кредитам, и  19,0 млрд. рублей  – по краткосрочным кредитам и займам.

В 2011 году продолжена работа по повышению доступности кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Расширен перечень субсидируемых кредитов, предоставляемых: организациям независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющим подработку, хранение и перевалку зерновых и масличных культур; организациям агропромышленного комплекса независимо от  их организационно-правовой формы - на строительство, реконструкцию, модернизацию и восстановление мелиоративных систем; организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы  - на строительство, реконструкцию, модернизацию  и восстановление  заводов, комплексов по подготовке и подработке семян сельскохозяйственных растений.

В 2011 году отобран 741 инвестиционный проект на сумму кредитных ресурсов 163,8 млрд. рублей (приложение 18), что составляет 83% от уровня кредитных ресурсов 2010.

Сумма выплаченных получателям субсидий из федерального бюджета по инвестиционным проектам 2011 года, с учетом кредитов на сельскохозяйственную технику и оборудование, составила 2,3 млрд. рублей.

Сумма выплаченных в 2011 г. из федерального и региональных бюджетов субсидий по инвестиционным и краткосрочным кредитам без субсидий малым формам хозяйствования на селе составила 76,0 млрд. руб. (в 2010 г. – 74,4 млрд. руб.), в том числе из региональных бюджетов  – 11,1 млрд. руб. (в 2010 г. – 11,6 млрд. руб.).

В 2011 г. наблюдалось умеренное оживление на рынке субсидируемых инвестиционных кредитов. Перевыполнили взятые на себя обязательства 55 субъектов Российской Федерации из 80, подписавших Соглашения (приложение 19).

В то же время такие объемы могут стать серьезной нагрузкой для бюджета субъекта Российской Федерации. Для  Республики Татарстан и Белгородской области уровень софинансирования в 2011 г. составил 5,8%, что значительно ниже среднероссийского  - 14,7% (приложение 20). Получателями новых инвестиционных субсидируемых кредитов в  2011 г. являются в основном сельскохозяйственные организации (81,3% от суммы принятых к субсидированию кредитов). На долю организаций АПК приходится 15,7% новых субсидируемых кредитов, на КФХ и ИП -  3%. В целях сбалансированного развития сектора доля перерабатывающих организаций АПК, инфраструктуры и логистики в инвестиционных субсидируемых кредитах к 2020 г. может достичь 23% в рамках разрабатываемого проекта Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.

 

2.7 Малые формы хозяйствования на селе

В настоящее время малыми формами хозяйствования производится более половины всей отечественной сельскохозяйственной продукции, в том числе 23% зерновых и зернобобовых культур, 87% картофеля, 80% овощей, 40% скота и птицы на убой, 57% молока.

Кредиты и займы, привлечённые малыми формами хозяйствования на селе в 2011 г., составили  11,6% от общих кредитов и займов, направленных на развитие сельскохозяйственного производства (в 2010 г. – 9,6%).

По данным  субъектов Российской Федерации, объём кредитов и займов, полученных малыми формами хозяйствования в 2011 г. в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах,  составил 63,4 млрд. руб., что на 25 % больше, чем в предыдущем году (50,8 млрд. руб.).

Основными заемщиками выступили ЛПХ – 55,4% полученных кредитов и займов, КФХ – 38,0%. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы по снабжению, обслуживанию, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции (СПоК) привлекли 3,6% от общего объёма выданных малым формам хозяйствования кредитов, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК) – 3,0%.

Доступ малых форм хозяйствования к кредитным ресурсам  расширился -общий объём субсидируемых кредитов и займов малым формам хозяйствования в 2011 г. увеличился на  15,2 млрд. руб. по сравнению с 2010 годом и достиг 119,3 млрд. руб. (с учётом переходящих кредитов и займов прошлых лет) (приложение 21). Рост был обеспечен, в основном, за счёт увеличения кредитования ЛПХ.

Так, по состоянию на 01.01.2012г. объём субсидируемых кредитов и займов, привлечённых ЛПХ, составил  80,3 млрд. руб.; крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями  – 33,1 млрд. руб. и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (без кредитных)  –5,8 млрд. руб.

За 2009-2011 г. введено в строй 470 семейных животноводческих ферм, из них в 2011 году – 159 ферм.

 

2.8 Техническая и технологическая модернизация в сельском хозяйстве

По  данным отраслевой статистической отчетности в 2009-2010 гг., парк основных видов сельскохозяйственной техники агропромышленного комплекса Российской Федерации характеризуется следующими данными:

 

Таблица 3

Наличие основных видов техники, тыс. шт

Наименование техники

2009 г.

2010 г.

2011 г.

тракторы

522

511

496

зерноуборочные комбайны

136,8

140

131

кормоуборочные комбайны 

26,9

25

23

плуги

160

146

145

сеялки и посевные агрегаты

238

227

223

культиваторы

191

183

179

косилки

57

56

54

пресс-подборщики

31

32

31


В рамках Государственной программы на техническую и технологическую модернизацию было предусмотрено привлечь в 2011 г. 50 млрд. руб. кредитов, получено кредитных средств в объеме 46,1 млрд. руб.

Принято к субсидированию кредитов и займов, включая переходящие, на сумму 130,2 млрд. рублей. Из федерального бюджета было выплачено 8,4 млрд. руб. субсидий.

Государственной программой в 2011 г. предусматривалось достижение следующих целевых индикаторов:

  • приобретение 41 тыс. тракторов, 12,5 тыс. зерноуборочных и3,5 тыс. кормоуборочных комбайнов;
  • обновление парка тракторов на 9,2%, зерноуборочных комбайнов на 11,5%, кормоуборочных комбайнов на 12,0%;
  • повышение уровня энергообеспеченности до 161 л.с. на 100 га посевных площадей.

Выполнение мероприятий по технической и технологической модернизации осуществляется с привлечением средств государственной поддержки в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам.

Высокие темпы обновления основных видов сельскохозяйственной техники отмечены в следующих регионах, выполнивших задания Госпрограммы на 100% и более:

  • по тракторам: в Республике Коми, Кабардино-Балкарской Республике, Карачаево-Черкесской Республике, в Республике Адыгея, Республике Калмыкия, Республике Бурятия, Республике Хакасия, Республике Саха (Якутия), в Забайкальском и Приморском краях, в Новгородской, Астраханской, Свердловской, Новосибирской, Магаданской области, в Еврейской автономной области;
  • по зерноуборочным комбайнам: в Республике Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республике, Республике Адыгея, Забайкальском крае, Смоленской, Архангельской и Новосибирской областях;
  • по кормоуборочным комбайнам: в Республиках Алтай, Коми, Ингушетия, в Астраханской, Самарской, Новосибирской и Омской областях.

В полном объеме задания по приобретению техники в 2011 г. Выполнили 6 субъектов Российской Федерации  – Республика Адыгея, Республика Коми и Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ, Мурманская, Магаданская и Новосибирская области.

Ключевые тенденции в современном сельхозмашиностроении  – создание конструкций машин, позволяющих применять высокоэффективные интенсивные технологии, значительно увеличивать производительность труда, сокращать потери при посеве, внесении удобрений, уборке урожая, обеспечивать экологическую безопасность и безопасные условия труда.

Внедрение ресурсосберегающих технологий требует применения энергонасыщенной техники  – тракторов мощностью 250 л.с. и выше, зерно и кормоуборочных комбайнов с мощностью двигателя более 200 и 300 л.с. соответственно. По данным Минпромторга России, средневзвешенная стоимость указанных видов техники в 2011 году составила 6,07 млн. рублей за единицу.

По данным Росстата, обновление парка в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации составило по тракторам 3,4% (без тракторов, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и др. машины), зерноуборочным комбайнам  5,3%, кормоуборочным комбайнам 6,4%, что превышает показатели 2010 года (2,3%, 3,5%, 4,1% соответственно).

По состоянию на 1 января 2012 г. у сельскохозяйственных товаропроизводителей имелось тракторов со сроком эксплуатации до 3 лет почти 11% от их общего количества, зерноуборочных комбайнов 15,5%.

Обновление парка устаревшей техники происходит за счет приобретения более энергонасыщенной, что позволяет обеспечить выполнение необходимого объема сельскохозяйственных работ при меньших затратах материальных и трудовых ресурсов. Об этом свидетельствует и показатель энергообеспеченности, который является интегрированным индикатором уровня механизации сельскохозяйственных товаропроизводителей.

По данным Минсельхоза России,  в  2011 году энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций превысила показатель 2010 года (147,6 л.с.) и составила 148,1 л.с. на 100 га посевных площадей.

По состоянию на 30 декабря 2011 года, ОАО «Росагролизинг» реализовано сельскохозяйственным товаропроизводителям со скидкой 50% от балансовой стоимости 5 076 единиц сельскохозяйственной, автомобильной техники и оборудования (в том числе 2 537 тракторов, 307, и 10 кормоуборочных комбайнов) на общую сумму около 3,45 млрд. руб. из запланированных 3,7 млрд. рублей.

В рамках направления  модернизации и обновления животноводческого комплекса задание Государственной программы по поставкам оборудования для животноводства выполнены полностью: в 2010 г. ОАО «Росагролизинг» передало в лизинг 81,1 тыс. скотомест, при плане в 65 тыс., в т.ч. оборудование для ферм крупного рогатого скота – 27,6 тыс.

 

 

 

 

 

Глава 3 Проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса РФ

3.1 Общая характеристика состояния и основные проблемы развития агропромышленного комплекса

За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446 (далее - Государственная программа на 2008 – 2012 годы), был обеспечен рост продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов.

Улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий.

Вместе с тем последствия мирового финансового и экономического кризиса, а также засуха 2010 года, охватившая 43 субъекта Российской Федерации, в которых сосредоточено более 60% посевных площадей страны, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства, балансе экспорта и импорта.

Основными проблемами развития агропромышленного комплекса являются:

  • технико-технологическое отставание сельского хозяйства России от развитых стран мира из-за недостаточного уровня доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации, а также стагнация машиностроения для сельского хозяйства и пищевой промышленности;
  • ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры и возрастающей монополизации торговых сетей;
  • медленные темпы социального развития сельских территорий, определяющие ухудшение социально-демографической ситуации, отток трудоспособного населения, особенно молодежи, а также сокращение сельской поселенческой сети.

Необходимо комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Одновременно выделяются 2 уровня приоритетов.

К первому уровню приоритетов относятся:

  • в сфере производства - скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества страны, в первую очередь наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;
  • в экономической сфере - повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
  • в социальной сфере - устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов и территориальной целостности страны, создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения;
  • в сфере развития производственного потенциала - мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;
  • в институциональной сфере - развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе и формирование продуктовых подкомплексов, а также территориальных кластеров;
  • в научной и кадровой сферах - обеспечение формирования инновационного агропромышленного комплекса.

Информация о работе Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития