Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 20:39, курсовая работа
Актуальность темы заключается в сложном положении аграрного сектора, которое объясняется спадом производства, разрывом хозяйственных связей, отсутствием научно-обоснованной концепции правовой базы при осуществлении рыночных реформ, а также финансово-кредитного механизма, создающего экономические условия для расширенного воспроизводства, что и привело к переосмыслению всей существующей системы.
Введение 2-3
Глава 1. Теоретические основы АПК
1.1. Агропромышленный комплекс РФ — понятие, структура 4-8
1.2. Основными показателями социально-экономической эффективности структуры агропромышленного комплекса РФ 8-8
Глава 2. Современное состояние АПК
2.1 Состояние сельскохозяйственного производства на 2011 год 9-14
2.2 Экспорт и импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья 14-15
2.3 Социальная инфраструктура и инженерное обустройство сельских поселений 15-20
2.4 Целевые индикаторы и показатели 20-23
2.5 Финансовая устойчивость сельского хозяйства 23-24
2.6 Кредитование сельскохозяйственных предприятий 24-26
2.7 Малые формы хозяйствования на селе 26-27
2.8 Техническая и технологическая модернизация в сельском хозяйстве 27-30
Глава 3. Проблемы и перспективы развития АПК
3.1 Общая характеристика состояния и основные проблемы развития агропромышленного комплекса 31-33
3.2 Перспективы развития подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводств 33-36
3.3 Перспективы развития мясного скотоводства 36-38
3.4 Перспективы развития малых форм хозяйствования 38-40
3.5 Перспективы технической и технологической модернизации, инновационного развития 40-43
Заключение 44-45
Список литературы 46-47
Эта мера поддержки является одной из основных, предусмотренных в Государственной программе. Из федерального бюджета в 2011 г. было перечислено получателям 64,9 млрд. руб., из них 45,9 млрд. рублей - субсидии по инвестиционным кредитам, и 19,0 млрд. рублей – по краткосрочным кредитам и займам.
В 2011 году продолжена работа по повышению доступности кредитов для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Расширен перечень субсидируемых кредитов, предоставляемых: организациям независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющим подработку, хранение и перевалку зерновых и масличных культур; организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы - на строительство, реконструкцию, модернизацию и восстановление мелиоративных систем; организациям агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы - на строительство, реконструкцию, модернизацию и восстановление заводов, комплексов по подготовке и подработке семян сельскохозяйственных растений.
В 2011 году отобран 741 инвестиционный проект на сумму кредитных ресурсов 163,8 млрд. рублей (приложение 18), что составляет 83% от уровня кредитных ресурсов 2010.
Сумма выплаченных получателям субсидий из федерального бюджета по инвестиционным проектам 2011 года, с учетом кредитов на сельскохозяйственную технику и оборудование, составила 2,3 млрд. рублей.
Сумма выплаченных в 2011 г. из федерального и региональных бюджетов субсидий по инвестиционным и краткосрочным кредитам без субсидий малым формам хозяйствования на селе составила 76,0 млрд. руб. (в 2010 г. – 74,4 млрд. руб.), в том числе из региональных бюджетов – 11,1 млрд. руб. (в 2010 г. – 11,6 млрд. руб.).
В 2011 г. наблюдалось умеренное оживление на рынке субсидируемых инвестиционных кредитов. Перевыполнили взятые на себя обязательства 55 субъектов Российской Федерации из 80, подписавших Соглашения (приложение 19).
В то же время такие объемы могут стать серьезной нагрузкой для бюджета субъекта Российской Федерации. Для Республики Татарстан и Белгородской области уровень софинансирования в 2011 г. составил 5,8%, что значительно ниже среднероссийского - 14,7% (приложение 20). Получателями новых инвестиционных субсидируемых кредитов в 2011 г. являются в основном сельскохозяйственные организации (81,3% от суммы принятых к субсидированию кредитов). На долю организаций АПК приходится 15,7% новых субсидируемых кредитов, на КФХ и ИП - 3%. В целях сбалансированного развития сектора доля перерабатывающих организаций АПК, инфраструктуры и логистики в инвестиционных субсидируемых кредитах к 2020 г. может достичь 23% в рамках разрабатываемого проекта Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.
2.7 Малые формы хозяйствования на селе
В настоящее время малыми формами хозяйствования производится более половины всей отечественной сельскохозяйственной продукции, в том числе 23% зерновых и зернобобовых культур, 87% картофеля, 80% овощей, 40% скота и птицы на убой, 57% молока.
Кредиты и займы, привлечённые малыми формами хозяйствования на селе в 2011 г., составили 11,6% от общих кредитов и займов, направленных на развитие сельскохозяйственного производства (в 2010 г. – 9,6%).
По данным субъектов Российской Федерации, объём кредитов и займов, полученных малыми формами хозяйствования в 2011 г. в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, составил 63,4 млрд. руб., что на 25 % больше, чем в предыдущем году (50,8 млрд. руб.).
Основными заемщиками выступили ЛПХ – 55,4% полученных кредитов и займов, КФХ – 38,0%. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы по снабжению, обслуживанию, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции (СПоК) привлекли 3,6% от общего объёма выданных малым формам хозяйствования кредитов, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК) – 3,0%.
Доступ малых форм хозяйствования к кредитным ресурсам расширился -общий объём субсидируемых кредитов и займов малым формам хозяйствования в 2011 г. увеличился на 15,2 млрд. руб. по сравнению с 2010 годом и достиг 119,3 млрд. руб. (с учётом переходящих кредитов и займов прошлых лет) (приложение 21). Рост был обеспечен, в основном, за счёт увеличения кредитования ЛПХ.
Так, по состоянию на 01.01.2012г. объём субсидируемых кредитов и займов, привлечённых ЛПХ, составил 80,3 млрд. руб.; крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями – 33,1 млрд. руб. и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами (без кредитных) –5,8 млрд. руб.
За 2009-2011 г. введено в строй 470 семейных животноводческих ферм, из них в 2011 году – 159 ферм.
2.8 Техническая и технологическая модернизация в сельском хозяйстве
По данным отраслевой статистической отчетности в 2009-2010 гг., парк основных видов сельскохозяйственной техники агропромышленного комплекса Российской Федерации характеризуется следующими данными:
Таблица 3
Наличие основных видов техники, тыс. шт
Наименование техники |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
тракторы |
522 |
511 |
496 |
зерноуборочные комбайны |
136,8 |
140 |
131 |
кормоуборочные комбайны |
26,9 |
25 |
23 |
плуги |
160 |
146 |
145 |
сеялки и посевные агрегаты |
238 |
227 |
223 |
культиваторы |
191 |
183 |
179 |
косилки |
57 |
56 |
54 |
пресс-подборщики |
31 |
32 |
31 |
В рамках Государственной программы на техническую и технологическую модернизацию было предусмотрено привлечь в 2011 г. 50 млрд. руб. кредитов, получено кредитных средств в объеме 46,1 млрд. руб.
Принято к субсидированию кредитов и займов, включая переходящие, на сумму 130,2 млрд. рублей. Из федерального бюджета было выплачено 8,4 млрд. руб. субсидий.
Государственной программой в 2011 г. предусматривалось достижение следующих целевых индикаторов:
Выполнение мероприятий по технической и технологической модернизации осуществляется с привлечением средств государственной поддержки в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам.
Высокие темпы обновления основных видов сельскохозяйственной техники отмечены в следующих регионах, выполнивших задания Госпрограммы на 100% и более:
В полном объеме задания по приобретению техники в 2011 г. Выполнили 6 субъектов Российской Федерации – Республика Адыгея, Республика Коми и Республика Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ, Мурманская, Магаданская и Новосибирская области.
Ключевые тенденции в современном сельхозмашиностроении – создание конструкций машин, позволяющих применять высокоэффективные интенсивные технологии, значительно увеличивать производительность труда, сокращать потери при посеве, внесении удобрений, уборке урожая, обеспечивать экологическую безопасность и безопасные условия труда.
Внедрение ресурсосберегающих технологий требует применения энергонасыщенной техники – тракторов мощностью 250 л.с. и выше, зерно и кормоуборочных комбайнов с мощностью двигателя более 200 и 300 л.с. соответственно. По данным Минпромторга России, средневзвешенная стоимость указанных видов техники в 2011 году составила 6,07 млн. рублей за единицу.
По данным Росстата, обновление парка в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации составило по тракторам 3,4% (без тракторов, на которых смонтированы землеройные, мелиоративные и др. машины), зерноуборочным комбайнам 5,3%, кормоуборочным комбайнам 6,4%, что превышает показатели 2010 года (2,3%, 3,5%, 4,1% соответственно).
По состоянию на 1 января 2012 г. у сельскохозяйственных товаропроизводителей имелось тракторов со сроком эксплуатации до 3 лет почти 11% от их общего количества, зерноуборочных комбайнов 15,5%.
Обновление парка устаревшей техники происходит за счет приобретения более энергонасыщенной, что позволяет обеспечить выполнение необходимого объема сельскохозяйственных работ при меньших затратах материальных и трудовых ресурсов. Об этом свидетельствует и показатель энергообеспеченности, который является интегрированным индикатором уровня механизации сельскохозяйственных товаропроизводителей.
По данным Минсельхоза России, в 2011 году энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций превысила показатель 2010 года (147,6 л.с.) и составила 148,1 л.с. на 100 га посевных площадей.
По состоянию на 30 декабря 2011 года, ОАО «Росагролизинг» реализовано сельскохозяйственным товаропроизводителям со скидкой 50% от балансовой стоимости 5 076 единиц сельскохозяйственной, автомобильной техники и оборудования (в том числе 2 537 тракторов, 307, и 10 кормоуборочных комбайнов) на общую сумму около 3,45 млрд. руб. из запланированных 3,7 млрд. рублей.
В рамках направления модернизации и обновления животноводческого комплекса задание Государственной программы по поставкам оборудования для животноводства выполнены полностью: в 2010 г. ОАО «Росагролизинг» передало в лизинг 81,1 тыс. скотомест, при плане в 65 тыс., в т.ч. оборудование для ферм крупного рогатого скота – 27,6 тыс.
Глава 3 Проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса РФ
3.1 Общая характеристика состояния и основные проблемы развития агропромышленного комплекса
За период реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446 (далее - Государственная программа на 2008 – 2012 годы), был обеспечен рост продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов.
Улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий.
Вместе с тем последствия мирового финансового и экономического кризиса, а также засуха 2010 года, охватившая 43 субъекта Российской Федерации, в которых сосредоточено более 60% посевных площадей страны, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства, балансе экспорта и импорта.
Основными проблемами развития агропромышленного комплекса являются:
Необходимо комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Одновременно выделяются 2 уровня приоритетов.
К первому уровню приоритетов относятся:
Информация о работе Агропромышленный комплекс в России: проблемы и перспективы развития