Анализ активно-пассивных операций ОАО АКБ «ЭНО»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. Дано общее понятие активно-пассивных операций коммерческих банков;
2. Рассмотрена сущность основных видов активно-пассивных операций коммерческих банков.
3. Проанализировать деятельность коммерческого банка по осуществлению активных и пассивных операций на примере ОАО АКБ «ЭНО».
4. Выявить проблемы и риски деятельности коммерческого банка

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………….…………….………………………………….4

Глава 1. Особенности коммерческого банка как субъекта экономики…6
1.1 Принципы организационного строения структуры коммерческих банков………………………………….…………………………………...........6
1.2 Новые операции коммерческих банков……..………..…………………..9
1.3 Финансовые риски в деятельности коммерческого банка ….…............12
Глава 2.Классификация активно-пассивных операций коммерческих банков……..…………………………………………………………….……..16
2.1 Экономическая сущность активно-пассивных операций коммерческих банков…….……………………………………………………………….……16
2.2 Забалансовые операции коммерческих банков………………………….17
2.3 Комиссионно-посреднические операции коммерческих банков…….…19
2.4 Трастовые операции коммерческих банков……………………………....21
Глава 3. Анализ активно-пассивных операций ОАО АКБ «ЭНО»……………………………………………………………………….….23
3.1 Общая экономическая характеристика банка……………………….……23
3.2 Результаты деятельности за 2010 г……………………………………….25
Заключение…………………………………………………………………….29
Список литературы………………………………………………………...…31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 59.03 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………….…………….………………………………….4

 

Глава 1. Особенности  коммерческого  банка как субъекта экономики…6

1.1 Принципы организационного строения структуры коммерческих банков………………………………….…………………………………...........6

1.2  Новые операции коммерческих  банков……..………..…………………..9

1.3  Финансовые риски  в деятельности коммерческого  банка ….…............12

Глава 2.Классификация активно-пассивных  операций  коммерческих банков……..…………………………………………………………….……..16

2.1 Экономическая сущность  активно-пассивных операций коммерческих  банков…….……………………………………………………………….……16

2.2 Забалансовые операции коммерческих банков………………………….17

2.3 Комиссионно-посреднические  операции коммерческих банков…….…19

2.4 Трастовые операции  коммерческих банков……………………………....21

Глава 3. Анализ активно-пассивных  операций ОАО АКБ «ЭНО»……………………………………………………………………….….23

3.1 Общая экономическая  характеристика банка……………………….……23

3.2 Результаты деятельности  за  2010 г……………………………………….25

Заключение…………………………………………………………………….29

Список литературы………………………………………………………...…31

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Неуклонное  расширение и углубление рыночных отношений, стабилизация и постепенный переход  к подъему экономики неразрывно связаны с укреплением банковской системы, выступающей важнейшим  звеном отечественного рынка. Являясь  финансовыми посредниками между  субъектами рыночных отношений, банки  одновременно выступают их непосредственными  участниками, что требует постоянного  поиска средств удовлетворения спроса и обеспечения соответствующего предложения на развивающемся рынке  банковских услуг.  Поэтому изучение операций банков весьма актуально.

Для современного этапа рыночного развития характерным становится усиление конкуренции, выдвигающей необходимость содержательного  усиления деятельности отечественных  банков и выхода за границы традиционных операций. Данная ситуация обусловлена  возрастанием конкуренции с иностранными банками, появлением у банков конкурентов  в лице небанковских учреждений, оттоком  денежных средств на рынок ценных бумаг. В результате имеет место  снижение доходов и усиление рисков деловых операций банков, возрастает значение практического освоения новых  видов банковских услуг и форм бизнеса, а также поворот к  удовлетворению, прежде всего, потребностей клиента.

Банковская  услуга в современной экономике  перерастает рамки только кредитно-депозитных операций и распространяется на удовлетворение потребностей клиентов в лизинге, консалтинге, инвестировании и др. Приоритетное развитие получает сектор деловых услуг  по выполнению стратегических задач  малого, среднего и крупного бизнеса. Выявляется проблема коренного пересмотра принципов и условий банковской деятельности с позиций современного её понимания и учёта особенностей отечественного рынка банковских услуг. Это требует неординарных взглядов и подходов к возникающим проблемам, поиска новых видов услуг и  способов их деятельности с позиций современного её понимания и учёта особенностей отечественного рынка банковских услуг. Это требует неординарных взглядов и подходов к возникающим проблемам, поиска новых видов услуг и способов их предложения, что, в свою очередь, предполагает усиление научного обеспечения проводимых преобразований в банковской системе. Важность укрепления теоретической и методической базы формирования и развития межбанковской конкуренции в секторе банковских услуг определяется тем, что они выступают одним из важных средств повышения экономического благосостояния и социальной удовлетворенности населения, как в масштабе страны, так и отдельных регионов. Целью данной курсовой  работы является исследование активно-пассивных операций коммерческих банков.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1. Дано общее понятие активно-пассивных операций коммерческих банков;

2. Рассмотрена сущность основных видов активно-пассивных операций коммерческих банков.

3. Проанализировать деятельность коммерческого банка по осуществлению активных и пассивных операций на примере ОАО АКБ «ЭНО».

4. Выявить проблемы и риски деятельности коммерческого банка

Таким образом, объектом исследования является деятельность коммерческих банков, предметом  – активно-пассивные операции коммерческих банков.

Поставленные  цель и задачи обусловили структуру  и логику курсового исследования.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Особенности  коммерческого банка как субъекта экономики

    1. Принципы организационного строения структуры м коммерческих банков

 

Способы организации и структура любой  компании определяются предметом ее деятельности, ее общественно-экономической  сущностью, ее целями и ее историей.

В общем виде предметом деятельности банков является обслуживание финансовых операций субъектов экономических  отношений. Для детального рассмотрения предмета деятельности банка необходимо как можно полнее перечислить  эти операции и определить при  этом роль банка. Ограничимся для  целей данной главы наименованиям  основных типов операций коммерческих банков: расчетные и кассовые операции (ведение счетов), платежные операции, депозитные  операции, кредитные  операции, операции, с ценными бумагами.

Структура и организация деятельности любого банка должны позволять осуществлять все эти операции. Это требование, как правило, прямо отображается в структуре банков, определяя названия банковских подразделов: касса, управление расчетных операций (операционное управление), кредитное управление, отдел депозитных операций, отдел международных платежей, департамент операций, с ценными бумагами и т.п.

Коммерческий  банк, в отличие от большинства  компаний других типов, обнаруживает не одну, а множество общественно-экономических  сущностей. Во-первых, банк является инструментом осуществления финансовых операций субъектов экономических отношений. Например, проводя расчеты между  клиентами, банк лишь обслуживает их соглашения, оставаясь непричастным к мотивам их осуществления и  к их результатам. Во-вторых, банк сам  является субъектом экономических  отношений. Да, выдавая кредиты, банк вступает в соглашения со своими клиентами, самостоятельно принимает решение  об их проведении, заботится о результате проведения операции (возвращение ссуды  и процентов). В-третьих, банк является накопителем средств. Принимая их от населения с помощью депозитов, интегрируя остатки на расчетных счетах клиентов, получая в управление (траст) активы компаний и частных лиц, банки, создают, накапливают суммарный финансовый потенциал, который может быть использован для достижения целей, не связанных с накоплением, – в строительстве, в производстве, в сфере услуг, в торговле. В-четвертых, направляя средства в кредитование или пополняя портфель ценных бумаг, выбирая заемщиков, банк является распределителем средств. В-пятых, банк является информационным центром. Информация об операциях клиентов, их состоянии, событию на денежных и товарных рынках накапливается банком и используется им для принятия решений об осуществлении тех или других операций. Перечисленные банковские единицы определяют возможность, а в некоторых случаях и необходимость создания банковских подразделов, что их обслуживают.

Цели  коммерческого банка, разделяются  на стратегических и тактических, долгосрочных и краткосрочных, общих и локальных. Для своего достижения, как правило, они также требуют создания соответствующих банковских подразделов. На руководстве таких подразделов лежит ответственность за достижение этих целей. Достижение или видоизменение целей чаще всего приводит к реорганизации этих подразделов. Следует отметить, что именно это часто требует создания такого штабного подраздела, которое позволяет акционерам и руководству банка эффективно ставить и фиксировать разнообразные задания, которые определяют развитие банка .

История развития банка также сильно влияет на способ организации работы в нем  и его структуре. Небольшие банки, которые обслуживают потребности  финансово промышленных групп, как  правило, воспроизводят черты управления, принятые в материнских компаниях. Узкоотраслевые банки часто содержат специализированные подразделы, названия и предмет деятельности которых, отображают отраслевую принадлежность их клиентуры. Банки, которые ориентируются  в основном на индивидуальное обслуживание нескольких больших клиентов, обычно не имеют разветвленной филиальной сети. Универсальные банки стремятся иметь большое количество филиалов и для управления ими создают соответствующие дирекции. На структуре банков отображается финансовое состояние, причастность к обслуживанию государственных программ, географическое расположение главного офиса, образование и вкусы акционеров, и управляющих .

Однако, хотя огромное количество вышеназванных  факторов влияния и определяют своеобразие  и уникальность структуры управления каждого банка, существуют общие  черты построения банковских подразделов, и могут быть сформулированные принципы организации коммерческих банков.

Основные  принципы организационного процесса в  банке такие:

– функциональное построение;

– соответствие цели банка;

– иерархия властных полномочий и уровней  организации;

– общие и координированные действия;

– рационализация управления;

– целостность и соответствие условиям внешней среды;

– обеспечение контроля;

– регламентация деятельности персонала;

– обеспечение оперативной и достаточной информацией.

Конечной  целью формирования структуры банка  является целесообразность и рациональность управления всем комплексом банковской деятельности, повышения качества услуг, которые предоставляются клиентам банка, производительности труда банковских работников, обеспечения прибыльности банка.

Учитывая  четко определенную цель, банковская структура не может застыть, а  наоборот – должен видоизменяться, быть динамической.

Во-первых, банку необходимо приспосабливать  свою структуру на будущее – к  тому банку, который должен быть создан в соответствии со стратегией его  развития. В сформированной структуре  вызревают контуры тех. отделов, управлений, секторов, что в перспективе будут созданы в интересах реализации стратегических заданий развитию банковской деятельности. Постепенно из групп сотрудников могут создаваться сначала секторы, потом отделы и (при необходимости) управления.

Во-вторых, подвижность структуры может  быть продиктована изменением текущих  заданий. Анализ банковского рынка  обнаруживает нерентабельность развития одних и высокую рентабельность других операций. Понятно, что это  должно привести к сокращению деятельности отдельных отделов и серьезного расширения других. В связи с новыми направлениями своей деятельности банк должен изменять устоявшиеся реальности, ревизовать кадровый потенциал, определять потребности в новых сотрудниках.

 

 

    1. Новые операции коммерческих банков

 

В последнее время коммерческие банки столкнулись с резким обострением  конкуренции со стороны многочисленных специализированных кредитных учреждений, а также крупнейших промышленных корпораций, создавших собственные  финансовые компании. Конкуренция стимулирует  поиск банками новых областей деятельности, привлечение ими дополнительных клиентов, которым предлагаются новые  виды услуг.  Так, широко используются сделки на срок  ( фьючерсы ) с валютами, биржевыми индексами, торговля валютными опционами.

Особое распространение получили операции "своп" ( от англ. swop – менять), то есть сочетание наличной купли (продажи) с одновременным заключением контр.сделки на определенный срок.  Существует несколько видов операций  "своп": процентные, валютные и другие.

Процентные "свопы" представляют собой соглашения между двумя  владельцами долговых обязательств, условия которых предполагают взаимный обмен процентными платежами. "Свопы" могут включать также обмен различными видами плавающих ставок процента. Во всех этих случаях обмен правами на присвоение процентных доходов не предполагает обмена капитальными суммами, которые представлены соответствующими долговыми обязательствами.

Валютные "свопы" - соглашения взаимном обмене различными валютами.  Валютная операция  "своп" заключается  в покупке иностранной валюты на условиях наличной сделки в обмен  на отечественную с последующим выкупом.

Операции "своп" с валютами и  процентными ставками иногда объединены: одна сторона выплачивает, например, проценты по плавающей процентной ставке в обмен на получение процентных платежей по фиксированной ставке. Все более активно используется схема "многоцелевых услуг", представляющая собой специфическую форму кредитования, базирующуюся на гибком сочетании программ выпуска коммерческих бумаг, акцептов, ссуд наличными и т.д.  По существу, банки предоставляют заемщику доступ к среднесрочному кредиту, причем на период действия соглашения он сохраняет  возможность свободного использования  рынков краткосрочных финансовых ресурсов.

Информация о работе Анализ активно-пассивных операций ОАО АКБ «ЭНО»