Анализ дебиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение основных вопросов управления дебиторской задолженностью в предприятии.

Исходя из поставленной цели необходимо осуществить решение следующих задач:
рассмотреть сущность и виды дебиторской задолженности по различным признакам;
рассмотреть политику предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей;
рассмотреть методы инкассирования дебиторской задолженности;
дать краткую организационно-экономическую характеристику ООО «Лесопромышленный комплекс»;
проанализировать составом дебиторской задолженности на ООО «Лесопромышленный комплекс»;
ознакомиться с политикой ООО «Лесопромышленный комплекс в области коммерческого кредитования;
определить пути совершенствования управления дебиторской задолженностью

Содержание

Введение 2
1. Теоретические основы оценки и управления дебиторской задолженностью 3
1.1 Сущность и виды дебиторской задолженности, и факторы на нее влияющие 3
1.2 Политика предприятия в области коммерческого кредита и отсрочки платежей 6
1.3 Методы инкассации дебиторской задолженности 8
2. Организационно-экономическая характеристика организации 11
3. Оценка и управление дебиторской задолженностью 18
3.1 Анализ дебиторской задолженности 18
3.2 Кредитная политика и её роль в управлении дебиторской задолженностью 20
3.3 Оборачиваемость дебиторской задолженности и пути ее ускорения 22
4. Пути совершенствования политики управления дебиторской задолженности 24
Заключение 25
Список литературы: 27

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Анализ дебиторской задолженности.docx

— 90.72 Кб (Скачать файл)

Договоры по форме, заключаемые  предприятием с покупателями используются двухсторонние (покупатель-продавец). В них в первую очередь указываются:

    • наименования предприятий, выступающих в лице «Покупателя» - с одной стороны, и «Поставщика» - с другой;
    • предмет договора («товар»);
    • порядок и сроки поставки;
    • цена и общая сумма договора;
    • порядок расчетов;
    • ответственность сторон;
    • форс-мажор;
    • прочие условия, в т.ч. момент вступления договора в действие, возможные причины его расторжения.
    • Адреса и банковские реквизиты сторон.

Затем договор подписывают  и скрепляют печатью.

Цены на продукцию зависят  от рынка сбыта и себестоимости  продукции. Рынок сбыта зависит  от спроса и предложения, и где  продукция пользуется спросом, там  цена больше.

С иностранными фирмами ООО «ЛПК» заключает контракт. Цены на продукцию, реализуемые на экспорт, получаются выше, поскольку включают в себя расходы на доставку и другие затраты, но фактически продукция и на экспорт и на внутренний рынок реализуется по одинаковым ценам.

При возникновении взаимных обязательств расчеты осуществляются при помощи взаимозачетов.

При безналичных расчетах предприятие использует платежные  поручения, которые представляют собой  поручение хозяйствующего субъекта о перечислении определенной суммы  со своего счета на счет другого  хозяйствующего субъекта, имеющие электронную  форму.

После отгрузки продукции ООО «Лесопромышленный комплекс» выписывает накладную с указанием количества, цены и общей стоимости продукции. В соответствии с заключенным договором и на основании накладной покупателю выставляется счет для подтверждения платежа покупателя, суммы платежа и товарности данной операции. Выписывается товарно-транспортная накладная, а не позднее 5 дней выписывается счет фактуры.

Задачами управления дебиторской  задолженностью в ООО «ЛПК» являются:

  • формирование принципов расчетов предприятия с контрагентами на предстоящий период;
  • определение возможной суммы оборотных активов отвлекаемых в дебиторскую задолженность по авансам выданным;
  • формирования условий обеспечения взыскания задолженности;
  • формирование системы штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств контрагентами.

В целях контроля за сроками  погашения дебиторской задолженности ООО «ЛПК» ранжирует ее по срокам возникновения применяя следующую группировку в днях: до 30 дней, от 30-60 дней, от 60-90 дней и более 90 дней.

ООО «ЛПК» классифицирует своих покупателей продукции  с выделением следующих их категорий:

  • покупатели, которым кредит может быть предоставлен в максимальном объеме, к этой группе относиться ООО «Ветлужская торговая компания», ООО «Кроностар»;
  • покупатели, которым кредит может быть предоставлен в ограниченном объеме, определяемом уровнем допустимого риска не возврата долга, к этой группе относиться ОАО «Парфинский фанкомбинат»;

Поскольку предприятие уже  давно существует на рынке, и у  него сложился определенный статус, поэтому  покупатели, сотрудничая с ним, стараются  вовремя или как можно раньше погасить свою задолженность.

Рассчитаем выгодность скидки с цены и отсрочки платежа

 

Таблица 11 – Сравнительный  расчет выгодности скидки и отсрочки платежа

Показатели

Отсрочка платежа 30 дней

Инфляция в месяц

1%

Индекс цен

1,01%

Коэффициент снижения покупательной  способности

0,99

Потери от инфляции с каждой тысячи рублей

10


 

Допустим, если ООО «ЛПК» начнет предоставлять своим покупателям скидки при сокращении ими срока оплаты до 30 дней, то потери с каждой 1000 руб. выручки для предприятия составят 10 рублей.

С целью определения конкретных причин образования дебиторской  задолженности проведем внутренний анализ суммы дебиторской задолженности  на основании данных бухгалтерско-финансовой отчетности.

3.3  Оборачиваемость  дебиторской задолженности и  пути ее ускорения

Рассмотрим анализ оборачиваемости  оборотных активов в ООО «Лесопромышленный  комплекс»

 

Таблица 12 - Анализ оборачиваемости  оборотных активов в ООО «Лесопромышленный  комплекс»

Наименование

На конец периода

Изменение 2009г. к 2007г.

2007г.

2008г.

2009г.

Выручка от реализации, тыс. руб

418943

646626

611573

192630

Величина оборотных активов, тыс. руб.

318449

423207

704505

386056

Коэффициент оборачиваемости  оборотных активов

1,19

1,74

1,08

- 0,11

Продолжительность оборота, дней

307

210

338

31

Привлечение (высвобождение) средств из оборота, тыс. руб.

-299711

226213

-40464

-340175


 

Анализируя данную таблицу, видим, что оборачиваемость оборотных  активов в 2009г в сравнении с 2007г сократилась на 0,11. Коэффициент оборачиваемости показывает количество оборотов, совершаемых оборонным капиталом за определенный период, и характеризует объем реализованной продукции на 1 рубль, вложенный в оборотные средства (1 рубль 8 копеек в 2009г). Продолжительность оборота в днях, т.е. время, в течение которого оборонные средства совершили 1 полный оборот в ООО «ЛПК» снижаются на 31 день в 2009г по сравнению с 2007г, и в среднем за анализируемый период (2007г-2009г) оборот составляет 285 дней. В 2007г наблюдалась наибольшая сумма высвобожденных средств из оборота 299711 тыс. руб., в результате ускорения оборачиваемости оборотных средств, в 2008г средства привлекались в оборот в размере 226213 тыс. руб., а в 2009г средства вновь высвобождались в размере 40464 тыс. руб.

Управление дебиторской  задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств в расчетах. Для анализа и оценки дебиторской задолженности целесообразно использовать абсолютные и относительные показатели в динамике за ряд лет, важнейшие из которых: оборачиваемость долговых обязательств дебиторов, период их погашения, отношение общей суммы долгов дебиторов к общей сумме активов и др. Систематизируем эти показатели в таблицу.

 

Таблица 13 - Анализ оборачиваемости  дебиторской задолженности в  ООО «Лесопромышленный комплекс»

Наименование

На конец периода

Изменение 2009г. к 2007г.

2007г.

2008г.

2009г.

Дебиторская задолженность (платежи, по которой ожидаются в  течение 12 месяцев), тыс. руб.

137889

138934

452590

314701

Доля краткосрочной дебиторской  задолженности в общей сумме  оборотных активов, %

43,3

32,8

64,2

20,9

Оборачиваемость дебиторской  задолженности, раз

2

5

2

0

Средний период инкассации, дней

183

73

183

0

Коэффициент соотношения  между дебиторской и кредиторской задолженностью

8,86

1,48

6,43

- 2,43


 

Из приведенных расчетов видно, что удельный вес краткосрочной  дебиторской задолженности в  общей стоимости оборотных активов  за анализируемый период увеличился на 20,9%. Это свидетельствует об отвлечении средств из оборота. Анализируя полученные коэффициенты оборачиваемости, можно  заметить, что за анализируемый период оборачиваемость дебиторской задолженности  в 2007г и 2009г составила 2 оборота, а в 2008г 5 оборотов. Это привело к увеличению времени ее обращения, или среднего периода инкассации (СПИ) с 73 дней в 2008 г. до 183 дней в 2009 г., что повысило риск ее непогашения. То есть средний промежуток времени, который требуется для того, чтобы предприятие, реализовав свою продукцию, получило деньги, равен в отчетном периоде 183 дня. Немаловажным этапом анализа дебиторской задолженности является сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности. За анализируемый период это соотношение сократилось на 2,43 пункта. Это свидетельствует о том, что ООО «ЛПК» отвлекает из своего оборота больше средств, чем привлекает в него, что говорит о нерациональном расходовании предприятием своих ресурсов. Кроме того, это создает угрозу его финансовой устойчивости.

В целях ускорения расчетов необходимо повышать оборачиваемость  дебиторской задолженности, т.е. уменьшать  период ее обращения в деньги. Для  этого следует уменьшить долю дебиторской задолженности в  общей сумме оборотных активов. Этого предприятие может достигнуть путем применения в расчетах с  покупателями предварительной оплаты. Рассмотрим, как повлияет на оборачиваемость  дебиторской задолженности применение предприятием по всем расчетам с покупателями предварительной оплаты в размере 40 % в 2009 году. В этом случае дебиторская задолженность на конец 2009 года уменьшится на 181036 тыс. руб. (40 %*452590), а ее доля в оборотных активах сократится на 25,7%. При этом оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась на 2 оборота и составила 4 оборота, срок погашения уменьшился на 91 день (183 дня - 92 дня) и снизился риск непогашения задолженности. В данном случае предприятию потребуется 91 дней, чтобы дебиторская задолженность была превращена в денежные средства. Т.о. предприятиям в целях совершенствования расчетов, их ускорения средств в расчетах с покупателями и заказчиками применять предварительную оплату.

4.  Пути совершенствования  политики управления дебиторской  задолженности

Управление дебиторской  задолженностью - специфическая функция  финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счет эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента. И  прежде всего, дебиторская задолженность  представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных  средств, существенно зависящий  от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность  представляет собой обездвижение собственных  оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с  очевидностью напрашивается вывод  о ее максимально возможном сокращении. Дебиторская задолженность может  быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции. Большое значение имеют отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах. Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.).

Важно не допустить дальнейшего  роста доли дебиторской задолженности  в общем объеме оборотных активов  предприятия – это может повлечь  за собой снижение всех финансовых показателей, замедление оборота ресурсов, простои вследствие не внутренних проблем, а внешних, снижение возможности  оплачивать свои обязательства перед  кредиторами.

Управление дебиторской  задолженностью включает в себя несколько  основных задач:

1. предварительная проверка  дебитора на начальном этапе  сотрудничества

2. планирование допустимых  лимитов дебиторской задолженности

3. финансирование дебиторской  задолженности

4. учет, контроль, оценка  эффективности дебиторской задолженности

5. взыскание просроченной  дебиторской задолженности

6. претензионная работа  с недисциплинированными дебиторами

Таким образом, для того чтобы  эффективно совершенствовать политику управления дебиторской задолженностью, нужно оценить эффективность  выполнения каждой из этих задач.

Заключение

Дебиторская задолженность – это требования предприятия по отношению к другим предприятиям, организациям и клиентам на получение денег, поставку товаров или оказание услуг, выполнение работ.

ООО «Лесопромышленный комплекс»  является коммерческой организацией, учрежденной с целью организации  хозяйственной и коммерческой деятельности на внутреннем и внешнем рынке, для  удовлетворения общественных потребностей и извлечения прибыли.

Дебиторская задолженность  ООО «ЛПК» представлена следующими категориями: расчеты с покупателями и заказчиками - 31,7% (в среднем  за 3 года); авансы выданные (предоплата за продукцию) – 64,2%; расчеты с прочими  дебиторами – 4,1%. Увеличение статей дебиторской  задолженности обусловлено слишком  высокими темпами наращивания объема продаж в предприятии.

Особенностью ООО «ЛПК»  является то, что у предприятия  нет долгосрочной дебиторской задолженности, а имеется только краткосрочная (нормальная), то есть платежи, по которой  ожидаются в течение 12 месяцев  после отчетной даты. Это свидетельствует  о том, что покупатели своевременно расплачиваются за отгруженную продукцию.

Величина дебиторской  задолженности самая высокая  у основных дебиторов-покупателей, так как они имеют с ООО  «ЛПК» постоянные, устойчивые связи  и поэтому вызывают доверие. Это  позволяет кредитовать их отпуском продукции в долг без особого  риска для предприятия.

Информация о работе Анализ дебиторской задолженности