Анализ издережек обращения торгового предприятия и пути их оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:08, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа написана на тему: «Анализ издержек обращения торгового предприятия и пути их оптимизации».
Цель работы: изучение издержек торгового предприятия и поиск путей их оптимизации.
Задачи работы: расширить понятия и экономическую сущность издержек обращения, изучить систему показателей издержек обращения и их классификацию, провести анализ и планирование издержек обращения.
Структурное построенние работы предоставляет собой совокупность элементов: содержание; введение; основная часть, которая включает в себя теоретическую, практическую и рекомендательную часть; заключение; список использованных источников; приложение

Содержание

Введение 3
1.Сущность издержек обращения в условиях рынка. 5
1.1.Понятие и экономическая сущность издержек обращения, система показателей издержек обращения. 5
1.2.Классификация издержек обращения, номенклатура издержек обращения. 8
1.3.Факторы, влияющие на сумму и уровень издержек обращения. 16
2.Анализ издержек обращения торгового предприятия 18
2.1.Анализ издержек обращения по общему объему, по структуре. 21
2.2.Анализ издержек обращения по статьям 27
2.3.Анализ эффективности текущих затрат 30
3. Пути оптимизации издержек обращения в торговле 33
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа анализ издержек обращени (2).doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

где Э (П) – сумма относительной экономии (перерасхода) издержек

               обращения, тыс.руб

Уио факт. – фактический уровень издержек обращения, %;

Уио пл.   –  плановый уровень издержек обращения, %; 

Тфакт. – фактический объем товарооборота, тыс.руб.  /3, с.205/

       Вышеперечисленная система показателей издержек обращения  широко применяется при анализе  хозяйственной деятельности торгового  предприятия. Для успешной деятельности предприятия необходимо уметь правильно рассчитать показатели издержек обращения, в целях получения максимальной прибыли при оптимальных затратах, что и является главной целью функционирования торгового предприятия.

       1.2. Классификация издержек обращения, номенклатура издержек обращения.

       Различные виды издержек по-разному реагируют  на процессы товародвижения и реализации товаров. Их формирование имеет свою специфику. Для более глубокого  познания сущности издержек и обеспечение  возможности управления или разработана система классификации затрат, т.е. их группировка по какому-либо предварительно разработанному или принятому признаку.

         Издержки обращения торговых  предприятий классифицируются следующим  образом.

       По  участию в образовании стоимости.

       По  этому признаку все издержки обращения делятся на чистые и дополнительные.

       Чистые  издержки обращения – это затраты  торговых предприятий, которые, являлись общественно необходимыми, непроизводительны  по своей сути. Существование чистых издержек обращения обусловлено тем, что процесс доведения товаров до потребления производится путем купли-продажи и смены форм стоимости. К чистым издержкам обращения торговых предприятий относятся расходы, связанные с рекламой, денежным оборотам, ведением кассовых и бухгалтерских операций и др.

       Дополнительные  издержки обращения – это затраты  торговых предприятий, которые обусловлены  продолжением процессов производства в сфере обращения. К дополнительным издержкам относятся на транспортировку, хранение товаров, их доработку, фасовку, упаковку и др.

       В торговых предприятиях не ведется раздельного  учета чистых и дополнительных издержек обращения, но отечественная и зарубежная практика свидетельствует, что существует тенденция постепенного уменьшения доли дополнительных и возрастание доли чистых издержек обращения в общей их сумме. Это связано, с тем, что при наличии насыщенного рынка важнейшим фактором успеха торговых предприятий становится культура обслуживания покупателей. Соответственно, более быстрыми темпами возрастают расходы, направляемые именно на совершенствование процесса обслуживания, т.е. возрастная доля чистых издержек обращения в общей их сумме.

       По  подотраслям деятельности.

       По  этому признаку можно выделить издержки обращения:

    • розничных торговых  предприятий;
    • оптовых торговых предприятий;
    • предприятий общественного питания.

       Классификация издержек обращения по подотраслям  деятельности обусловлена особенностями  торгово-технологических процессов  в различных торговых предприятиях. Спецнорма хозяйственной деятельности свидетельствует о том, что наиболее высокий уровень издержек, как правило, на предприятиях общественного питания, а наиболее низкий – в оптовой торговле. Различия торговой технологии детерминируют  различные в составе и структуре издержек торговых предприятий различных подотраслей деятельности (например, в затраты предприятий общественного питания включаются не только издержки обращения, но и издержки производства), которые в конечном итоге в значительной степени предопределяют разницу в подходах к ценообразованию.

       По  выполненным задачам.

       По  этому признаку все издержки обращения  можно подразделить на операционные и административно-управленческие.

       Операционные  издержки обращения – это расходы  торговых предприятий, которые связаны  с осуществлением основной деятельности, т.е. обусловлены непроизводственным продвижением товаров из сферы производства в сферу обращения. К операционным расходам относятся транспортные расходы; расходы на заработную плату персонала; расходы на аренду и содержание зданий; помещений, инвентаря; расходы на текущий ремонт; расходы по хранению и подготовке товаров к продаже и др.

       Административно-управленческие издержки – это расходы торговых предприятий, которые связаны с  деятельностью аппарата  управления, т.е. обусловлен организацией хозяйственной деятельности конкретного  предприятия. К административно-управленческим издержкам относятся расходы по зарплате управленческих работников, почтово-телеграфные, канцелярские расходы и расходы по командировке и др.

       По  отчетным периодам.

    • расходы  отчетных периодов  - расходы, относящиеся к отчетному периоду, в котором они возникли.
    • расходы будущих периодов – расходы, возникшие в отчетном периоде, но относящиеся к будущим периодам.

       По  возможности охвата.

    • планируемые
    • непланируемые

       По  способу распределения по товарным группам.

       По  этому признаку все издержки обращения  торговых предприятий делятся на прямые и распределительные (косвенные).

       Прямые  издержки – это расходы торгового  предприятия, которые на основании  имеющихся документов могут быть отнесены к определенной товарной группе без дополнительных расходов.

       Распределительные (косвенные) издержки – это расходы  торгового предприятия, которые  на основании имеющихся документов не могут быть отнесены к определенной товарной группе; вследствие этого  их распределяют между товарными группами после предварительных расчетов.

       По  участию в уменьшении налогооблагаемой прибыли.

    • участвующие
    • неучаствующие – это расходы по оплате процентов за пользование займом, командировочные расходы, представительские расходы, расходы на рекламу, на подготовку кадров.

       По  периодичности возникновения.

    • текущие
    • декадные
    • единовременные
    • ежедневные

       По  степени зависимости от изменений  объема товарооборота.

       По  этому признаку все издержки обращения  делятся на условно-приемные и условно-постоянные.

       Условно-переменные издержки обращения  - те затраты торговых предприятий, абсолютная сумма которых  изменяется с изменением объемов товарооборота. К условно-переменным относятся транспортные расходы, расходы по оплате труда, расходы по хранению и подготовки товаров к продаже, потери товаров и др.

       а) прогрессивные – издержки, изменяющиеся в относительно большей пропорции, чем товарооборота (Трио > Трт/о);

       б) дигрессивные – издержки, изменяющиеся в относительно меньшей пропорции, чем товарооборот (Трио < Трт/о);

       в) пропорциональные – издержки, изменяющиеся в относительно одинаковой пропорции  с товарооборотом.

       Условно-постоянные издержки обращения – это затраты  торговых предприятий, абсолютная сумма  которых остается постоянной при  изменении объемов товарооборота.

       а) остаточные – издержки, которые  продолжает нести предприятие не смотря на то, что работает не на полную мощность и может быть остановлено.

       б) стартовые – издержки, связанные  с возобновлением работы предприятия.

       К условно-постоянным издержкам обращения  относятся расходы по аренде, износ спецодежды, расходы на рекламу, часть прочих расходов и др.

       Деление издержек на переменные и постоянные в значительной мере является условным, так как учитывает влияние  только одного фактора: изменения объема товарооборота. На практике на величину издержек обращения влияют множество факторов, поэтому характер их изменения может быть различным в зависимости от конкретной ситуации.

       По  временной форме.

    • фактические
    • плановые

       По  рациональности использования.

    • производительные – издержки, обеспечивающие полезный результат.
    • непроизводственные – издержки, полезного результата не обеспечивающие, но являющиеся неизбежным в процессе осуществление хозяйственной деятельности.

       По  экологическому содержанию.

       Данный  признак классификации издержек обращения является основным. По этому признаку затраты торговли предприятий можно разделить на следующие группы:

    • материальные затраты;
    • затраты на оплату труда;
    • отчисления на социальные нужды;
    • затраты на амортизацию основных фондов;
    • прочие расходы.            /3, с. 198/

       Классификация издержек обращения позволяет  непрерывно контролировать и анализировать  издержки по их разновидностям, следить  за их динамикой, выявлять изменения  и тенденции, повышать обоснованность плановых показателей. Поэтому при  планировании деятельности предприятия необходимо разделить издержки, связанные с доведением товаров до потребителей, на определенные группы, которые рассмотрены выше.

     В соответствии с классификацией  по видам затрат для учета,  анализа и планирования разработаны номенклатура статей и состав расходов, включаемые в издержки обращения и производства предприятий торговли. Эта номенклатура утверждена централизовано (приказом Комитета РФ по торговле от 20.04.95 г.), обязательна к применению всеми торговыми предприятиями названного от форм собственности и содержит 14 основных статей:

    1. Транспортные расходы.
    2. Расходы на оплату труда.
    3. Отчисления на социальные нужды.
    4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений.
    5. Амортизация основных средств.
    6. Расходы на ремонт основных средств.
    7. Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, посуды, приборов, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
    8. Расходы на топлива, газ, электроэнергию для производственных нужд.
    9. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров.
    10. Расходы на рекламу.
    11. Затраты по оплате процентов за пользование займом.
    12. Потери товаров и технологические отходы.
    13. Расходы на тару.
    14. Прочие расходы.   /1, с. 470/

       Состав  издержек обращения торговых предприятий  определяется по видам затрат постатейно.

       Статьи  «Транспортные расходы» по экономическому содержанию представляют собой оплату услуг других отраслей народного  хозяйства. Поэтому на данную статью относится оплата услуг по погрузке, выгрузке и перевозке товаров  наемным транспортом. Если доставка и погрузка-выгрузка осуществляются своими транспортом и работниками, то эти расходы включаются в соответствующие статьи издержек обращения (амортизация основных средств, расходы на оплату труда, прочие расходы).

       В статью «Расходы на оплату труда» включаются: выплаты заработной платы работникам списочного и несписочного состава по действующим на предприятии формам и системам оплаты труда, выплаты стимулирующего и компенсационного характера, а также выплаты за неотработанное время (оплата отпусков, льготных часов подростков, вынужденного прогула и т.п.).

       В статью «Отчисления на социальные нужды» включают отчисления во внебюджетные государственные фонды: фонд социального  страхования, пенсионный фонд, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования. Они обязательны для всех предприятий и производятся в процентах от расходов на оплату труда по ставкам, устанавливаемым законодательным органом.

Информация о работе Анализ издережек обращения торгового предприятия и пути их оптимизации