Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 04:14, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа товарных запасов.
В соответствии с указанной целью в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
- выявить сущность запасов в условиях рынка;
- определить значение и задачи анализа товарных запасов в новых условиях хозяйствования;
- провести анализ текущих товарных запасов;
- проанализировать поступление товарных запасов;
- провести анализ реализации товаров;
Введение 3
1 Теоретические аспекты анализа товарных запасов 5
1.1 Сущность запасов в условиях рынка 5
1.2 Значение и задачи анализ товарных запасов в новых условиях хозяйствования 7
2 Анализ изменения объема товарных запасов на примере компании «Интернешнл Пэйнт (Ист Раша) Лдт» 14
2.1 Анализ текущих товарных запасов 14
2.2 Анализ поступления и реализации товаров 20
2.3 Анализ показателей, характеризующих эффективность использования товарных запасов 26
2.4 Выявление возможностей и резервов нормализации товарных запасов и повышения эффективности их использования 28
2.5 Выводы и предложения по результатам анализа, конкретные рекомендации по его совершенствованию 30
Заключение 41
Список литературы 43
В обязанности логиста входит:
- прогнозирование логистических процессов;
- сбор информации и анализ факторов, влияющих на качество прогноза;
- стратегическое планирование логистики;
- тактическое планирование;
- оперативное планирование;
- разработка краткосрочных и долгосрочных планов;
- моделирование проектирования бизнес-процессов предприятия;
- осуществление интеграции и координации;
- анализ и калькуляция логистических издержек;
- контроль за движением материального, финансового и других потоков;
- принятие решений по выбору поставщиков, посредников, перевозчиков.
В обязанности системного администратора входит обеспечение бесперебойной работы логистического комплекса, администрирование серверного и сетевого оборудования, администрирование баз данных. поддержка пользователей. Поддержание работы локальной сети, настройка и установка сетевого оборудования. Ремонт и обслуживание (оргтехника, компьютеры, заправка картриджей и т.д.)
Анализ запасов предприятия начнем с характеристики динамики и структуры оборотных активов предприятия, представленных в таблице 1 и на рисунке 2.
Т а б л и ц а 1 – Динамика и структура оборотных активов
В тысячах рублей
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
Изменение | ||||
сумма |
уд. вес, % |
сумма |
уд. вес, % |
сумма |
уд. вес, % |
абс. |
% | |
Запасы |
6497 |
16,93 |
9063 |
33,69 |
9197 |
42,42 |
2700 |
41,56 |
Дебиторская задолженность |
9592 |
24,99 |
12084 |
44,91 |
5307 |
24,48 |
-4285 |
-44,67 |
Денежные средства |
22296 |
58,09 |
5758 |
21,40 |
7175 |
33,10 |
-15121 |
-67,82 |
Итого оборотные активы |
38385 |
100,0 |
26905 |
100,0 |
21679 |
100,0 |
-16706 |
-43,52 |
Структуру оборотных активов изобразим наглядно на рисунке 2.
Рисунок 2 - Структура оборотных активов компании «Интернешнл Пэйнт»
Как видно из таблицы 1 и рисунка 2 за 2008-2010 гг. на предприятии наблюдается снижение стоимости оборотных активов на 16706 тыс. руб. или на 43,52 %. Наибольшее снижение по статьям оборотных активов произошло по денежным средствам, которые уменьшились на 15121 тыс. руб. или на 67,82. Это отрицательная тенденция, так как снижение денежных средств влияет на платежеспособность предприятия. Также за анализируемый период можно отметить снижение стоимости дебиторской задолженности, которая уменьшилась на 4285 тыс. руб. или на 44,67 %. Данное обстоятельство является положительным моментом в деятельности.
Что касается запасов, то их стоимость увеличилась за три года на 2700 тыс. руб. или на 41,56 %. Так как запасы являются необходимым элементом в торговой деятельности, то здесь нельзя сделать однозначный вывод о положительной или отрицательной тенденции их роста. Для этого необходим более детальный анализ запасов.
Рассмотрим на основе данных таблицы 2 состав запасов компании.
Т а б л и ц а 2 – Состав запасов компании «Интернешнл Пэйнт»
В тысячах рублей
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
Изменение | ||||
сумма |
уд. вес, % |
сумма |
уд. вес, % |
сумма |
уд. вес, % |
абс. |
% | |
Запасы всего, в том числе: |
6497 |
100,0 |
9063 |
100,0 |
9197 |
100,0 |
2700 |
41,56 |
Сырье, материалы и другие аналогичные ценности |
78 |
1,20 |
55 |
0,61 |
19 |
0,21 |
-59 |
-75,64 |
Готовая продукция и товары для перепродажи |
6419 |
98,80 |
9008 |
99,40 |
9179 |
99,80 |
2760 |
42,99 |
Как видно из таблицы 2 запасы в основном состоят из готовой продукции, что объясняется спецификой деятельности организации – оптовая торговля ЛКМ. Стоимость сырья и материалов снизилась на 59 тыс. руб. или на 75,64 % и составила на конец 2010 г. 19 тыс. руб. Запасы готовой продукции за три года выросли на 2760 тыс. руб. или на 42,99 %.В удельном отношении запасы сырья и материалов составляют в 2010 г. 0,21 %, что ниже, чем в начале анализируемого периода на 0,99 %. Удельный вес готовой продукции, наоборот повысился на 0,99 %.
В связи со спецификой реализуемой продукции – лакокрасочные материалы имеют срок хранения один год. Поэтому над запасами в компании реализуется усиленный контроль за хранением и расходованием (поступлением в продажу).
Расходуются запасы и поступают в реализацию по методу средней стоимости путем деления общей себестоимости вида запасов на их количество, складывающихся из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших в течение месяца запасов. Этот способ является наиболее распространенным, включается в типовые версии бухгалтерских программ.
Управление запасами в компании «Интернешнл Пэйнт (Ист Раша) Лимитед» автоматизировано с помощью информационной системы «1С: Бухгалтерия Склад», в которой ведется учет запасов и остатков на складе.
Оценивать эффективность управления материальными запасами можно разными способами. Наиболее простой способ - по двум показателям: коэффициент реализации и коэффициент предложения товара.
Коэффициент реализации (КР) показывает, какая часть товарных запасов была реализована за период.
Коэффициент предложения (КП) показывает, какую часть из периода мы предлагали товар покупателю.
Формула коэффициента реализации:
КР = Количество проданных товаров/(Остаток на складе на начало периода + количество товара, закупленного в течение данного периода).
Если за период товары не закупались и на начало периода остаток на складе был 0 (то есть в знаменателе формулы - 0), то КР нужно считать равным «-1». Это специальное значение КР, означающее, что за период ничего не продано, но и на складе ничего не было. Далее, будем выражать КР в процентах, «КР в процентах» = КР*100, и значение «-1» тоже станет «-100».
Формула коэффициента предложения:
КП = Количество дней предложения товара/Количество рабочих дней в периоде.
КП, как и КР удобнее выражать в процентах, «КП в процентах» = КП*100.
«Предложение товара» означает, что потенциальный клиент знает, что он может у нас купить данный товар. В таблице 3 дадим описание коэффициентов реализации и предложения.
Оптимальные значения КП и КР зависят от продаваемого товара.
Поделим условно все товары на три группы, А, Б и В. Группа А состоит из «очень важных» товаров, очень важных в том смысле, что товары группы А приносят большую прибыль или большой оборот [36, с.22].
Т а б л и ц а 3 - Описание коэффициентов реализации и предложения
Коэффициент реализации, % |
Коэффициент предложения, % |
Комментарии |
100 |
100 |
С точки зрения скорости получения сиюминутной прибыли идеальное сочетание КР=100% и КП=100%. Это означает, что за отчётный период были распроданы все товарные запасы и при этом товар, всегда был на складе и предлагался к продаже, то есть дефицита товара не было. В реальности этот идеал достижим, наверно, только в том случае, если компания является монополистом и продаёт очень ходовой товар. |
-1 |
0 |
Товар не предлагался к продаже по причине отсутствия его на складе, соответственно, ничего продано и не было. |
0 |
0 |
Ничего не продано, но товар на складе был |
5 |
100 |
Организация очень серьёзно запаслась товаром, но наверно напрасно. |
100 |
5 |
«Не успели доставить товар, а уже всё продали. Может, дёшево продавали. Может, товара было мало. А возможно, что это тот самый товара, который принесёт, если мы будем с ним работать, очень неплохую прибыль» |
50 |
50 |
Неопределенная ситуация, ни хорошо, ни плохо |
100 |
0 |
Невозможное сочетание. Означает, что товар продали, но покупателю его не предлагали. Если расчёты дают такое сочетание КР и КП, то либо расчёты неверны, либо система учёта товара работает неправильно. |
0 |
100 |
Неходовой товар |
Группа Б состоит из товаров «средних» со всех смыслах.
Группа В - все остальные товары.
По товарам группы А обязательно нужно удерживать КП равным 100 %. Ради поддержания наличия товара в продаже можно даже создавать увеличенные страховые запасы. Если при КП, равным 100 %, КР будет 80-90 %, то это нормально.
В группе товаров Б уже не обязательно, чтобы КП было 100 %, но и КР должен быть выше, чем у товаров группы А. Нормальным сочетанием для группы Б будет КП около 95 %, а КР - около 90 %.
Для группы товаров В лучше поддерживать высокий КР, 90-95 % и более, а КП - по ситуации.
Оценим эффективность управления товарными запасами в компании «Интернешнл Пэйнт (Ист Раша) Лимитед» по двум показателям: коэффициент реализации и коэффициент предложения товара за период - 2010 год.
Для начала разобьем лакокрасочные материалы на группы по уровню объемов продаж в таблице 4. Для этого условно принимает объем продаж от 20-10 % - группа А, от 10 до 1 % - группа Б, ниже 1 % - группа В.
Т а б л и ц а 4 – Группы товаров по уровню объема продаж за 2010 г.
Наименование продукта |
Доля в объеме продаж, % |
Группа |
Interthane 990 |
16,59 |
А |
Interprime 198 |
14,96 |
А |
Interseal 670 HS |
13,66 |
А |
Thinner |
13,78 |
А |
Interlac 665 |
8,16 |
Б |
Interzone 954 |
6,03 |
Б |
Intercure 200 |
5,82 |
Б |
Intercure 200 HS |
5,54 |
Б |
Interzinc 52 |
4,72 |
Б |
Intergard 475 HS |
3,04 |
Б |
Interline 850 |
2,40 |
Б |
Intershield 300 |
2,13 |
Б |
Interzinc 22 |
0,85 |
В |
Intertherm 228 |
0,65 |
В |
Intergard 269 |
0,45 |
В |
Intertherm 891 |
0,37 |
В |
Interline 859 |
0,36 |
В |
Intergard 740 |
0,22 |
В |
Intergard 251 |
0,09 |
В |
Intertherm 50 |
0,09 |
В |
Interplus 256 |
0,05 |
В |
Intergard 821 |
0,02 |
В |
Interfine 629 |
0,02 |
В |
Intertherm 875 |
0,02 |
В |
Итого |
100 |
Определив КР и КП по каждому наименованию, согласно формулам, представленным выше, определим эффективность управления материальными запасами и результаты занесем в таблице 5.