Анализ кредитования субъектов малого предпринимательства российскими банками.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ процесса кредитования субъектов малого предпринимательства в коммерческом банке ОАО «УРАЛСИБ».
В процессе написания курсовой работы будут решены следующие задачи:
рассмотреть значение и роль банковского кредитования субъектов малого бизнеса;
выявить риски кредитования субъектов малого предпринимательства;
проанализировать порядок и условия кредитования субъектов малого бизнеса на примере конкретного банка ОАО «УРАЛСИБ»;
рассмотреть предлагаемые банком ОАО «УРАЛСИБ» виды кредитов для малого бизнеса;
разработать конкретный перечень предложений по совершенствованию системы кредитования субъектов малого бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Теоретические основы кредитования субъектов малого предпринимательства……………………………………………………………..….4
1.1. Значение и роль банковского кредитования субъектов малого предпринимательства……………………………………………………...…………4
1.2. Риски кредитования субъектов малого предпринимательства. Управление рисками………………………………………………………………..10
1.3. Индекс кредитного благоприятствования развитию малого бизнеса 13
ГЛАВА 2. Анализ процесса кредитования субъектов малого предпринимательства в коммерческом банке ОАО «УРАЛСИБ»………………15
2.1. Характеристика коммерческого банка ОАО «УРАЛСИБ»…………...15
2.2. Анализ кредитного портфеля и виды предоставляемых кредитов малому предпринимательству коммерческим банком ОАО «УРАЛСИБ»…….19
ГЛАВА 3. Предложения по совершенствованию кредитования субъектов малого предпринимательства в ОАО «УРАЛСИБ»………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………………………..30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..34
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..37

Вложенные файлы: 1 файл

отправить.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Теоретические основы кредитования субъектов малого предпринимательства……………………………………………………………..….4

1.1. Значение  и роль банковского кредитования  субъектов малого предпринимательства……………………………………………………...…………4

1.2.  Риски  кредитования субъектов малого  предпринимательства. Управление рисками………………………………………………………………..10

1.3. Индекс кредитного  благоприятствования развитию малого  бизнеса  13

ГЛАВА 2. Анализ процесса кредитования субъектов малого предпринимательства в коммерческом банке ОАО «УРАЛСИБ»………………15

2.1. Характеристика  коммерческого банка ОАО «УРАЛСИБ»…………...15

2.2. Анализ кредитного портфеля и виды предоставляемых кредитов малому предпринимательству  коммерческим банком ОАО «УРАЛСИБ»…….19

ГЛАВА 3. Предложения по совершенствованию кредитования субъектов малого предпринимательства в ОАО «УРАЛСИБ»………………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………..………………………..30

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………..34

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………..37

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Роль субъектов малого предпринимательства в развитии экономики любой страны трудно переоценить. Малый бизнес (далее МБ) является важнейшим сегментом экономики, развитие которого обеспечивает экономическую, социальную и политическую стабильность страны. Именно он играет одну из ведущих ролей при переходе к экономике, ориентированной на инновации.

Несмотря на все стремления государства создать  благоприятные условия для развития МБ, в России, по-прежнему, существует множество проблем, сдерживающих этот процесс. Основной проблемой выступает недостаток собственных средств у малых и средних предприятий, что во многом обусловлено ограниченным доступом малого бизнеса к банковскому кредитованию.

Кредитование  малого предпринимательства – сравнительно новое и довольно рискованное направление деятельности банков. Между тем, интерес российских банков к нему постоянно возрастает. Малый бизнес по соотношению рисков и доходности становится для банков одним из наиболее привлекательных сегментов, имеющих большой потенциал для развития.

Актуальность  данной темы заключается в том, что  кредитование малого бизнеса является перспективным направлением деятельности коммерческих банков и необходимым  условием развития экономики страны. Данная курсовая работа посвящена выявлению  основных тенденций на рынке кредитования малого предпринимательства на современном этапе развития экономики России. Мониторинг ситуации на рынке кредитования малого бизнеса играет огромную роль в выявлении существующих проблем и противоречий в целях поиска путей их эффективного решения.

Целью данной курсовой работы является анализ процесса кредитования субъектов малого предпринимательства  в коммерческом банке ОАО «УРАЛСИБ».

В процессе написания  курсовой работы будут решены следующие  задачи:

  • рассмотреть значение и роль банковского кредитования субъектов малого бизнеса;
  • выявить риски кредитования субъектов малого предпринимательства;
  • проанализировать порядок и условия кредитования субъектов малого бизнеса на примере конкретного банка ОАО «УРАЛСИБ»;
  • рассмотреть предлагаемые банком ОАО «УРАЛСИБ» виды кредитов для малого бизнеса;
  • разработать конкретный перечень предложений по совершенствованию системы кредитования субъектов малого бизнеса.

Объект курсовой работы – деятельность ОАО «УРАЛСИБ»  в сфере кредитования субъектов  малого предпринимательства.

Предмет – проблемы кредитования субъектов малого предпринимательства  в российских условиях развития экономики.

В процессе выполнения курсовой работы были использованы такие  нормативные источники, как Гражданский  Кодекс Российской Федерации,  ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года  №395 - 1, ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в России» от 24 июля 2007 года №209, ФЗ «О поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 года №88 (с изменениями и дополнениями), а также была использована научная литература и статьи из журналов.

Метод исследования, применённый в курсовой работе - теоретический анализ научной литературы.

Курсовая работа имеет следующую структуру:  введение, главу первую, в которой рассматриваются теоретические основы кредитования субъектов малого предпринимательства,  главу вторую, где проведён анализ процесса кредитования субъектов малого предпринимательства  в ОАО «УРАЛСИБ», глава третья содержит предложения по совершенствованию кредитования субъектов малого предпринимательства, заключение, список используемых источников и литературы, приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы кредитования субъектов малого предпринимательства

 

1.1. Значение и роль банковского кредитования субъектов малого предпринимательства

Малое предпринимательство  — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики  при определенных, установленных  законами, критериях (показателях), констатирующих сущность этого понятия. Как показывает практика, основными показателями, на основе которых предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, являются: численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. [1].

В Федеральном  законе Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) дано определение субъекта малого бизнеса, а также указаны критерии и показатели, по которым предприятие относиться к малому.

Значение малого предпринимательства в рыночной экономике очень велико. Оно играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малое предпринимательство выполняет большой ряд важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, обеспечение занятости населения, повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен, а также налоговые поступления от малого предпринимательства в значительной степени способствуют пополнению бюджета. Малое предпринимательство способствует развитию инновационных технологий. Оно выполняет важную функцию в развитии инновационной экономики государства, инвестируя средства в наукоемкие высокотехнологичные направления производства. По роли в развитии экономики, решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступает малому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, Франция и др. [13].

Анализ структуры  малых предприятий свидетельствует  о том, что более 40% предприятий  осуществляют деятельность в сфере  оптовой и розничной торговли, 19% предприятий осуществляют операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, 14% - строительные организации, 12% - предприятия обрабатывающих производств, 4% - организации транспорта. Удельный вес остальных видов деятельности относительно невелик [2].

Основными финансовыми  источниками для малых предприятий  являются собственные средства или  привлеченный капитал – средства банков, других организаций или частных  лиц. Однако, как показывает практика, предпринимателям достаточно сложно получить кредит на развитие своего бизнеса.

Государство и  международные финансовые институты, бесспорно, играют существенную роль в  формировании финансовой инфраструктуры для малого бизнеса. Однако основное бремя и основные доходы от финансового  обслуживания малого бизнеса приходятся на финансовые институты, непосредственно взаимодействующие с малым бизнесом - банки, микрофинансовые институты, лизинговые и страховые компании. Именно они в любой развитой экономике осуществляют основную массу кредитования и инвестирования в малый бизнес, несут основные риски и оказывают основные сопровождающие финансовые и информационные услуги малым предприятиям.

За последние  несколько лет, объемы банковского  кредитования малого и среднего бизнеса увеличились на 80%. Рост происходит как за счет входа на рынок новых игроков, так и за счет роста портфелей прежних участников рынка.

Официальных данных об объемах рынка кредитования малого бизнеса не существует. Это происходит поскольку, во-первых, само понятие  «малый бизнес» законодательством  четко не определено, а, во-вторых, даже если бы можно было выделить малый бизнес по каким-либо однородным критериям, специфика бухгалтерского учета в банках не предполагает отражения ссуд малому бизнесу на отдельно выделенных счетах.

Статистические  исследования, проводимые в начале 2012 года, показали, что потребность малых предприятий в кредитных ресурсах российских банков оценивается в 35-48 млрд. долл. США,  удовлетворенность малых предприятий в них составляет  - не более чем в 25-35%. [24]

Основная проблема предприятий малого бизнеса - отсутствие доступа к кредитным ресурсам, которые позволили бы быстро развиваться самому предприятию, и, соответственно, дать толчок к развитию экономики страны. Как известно конкуренция малых предприятий между собой рождает новые идеи, оборудование, стратегии, так почему же банки, зная свою значимость, не стремятся в больших размерах кредитовать малый бизнес?

Основная проблема кредитования связана с нехваткой  у банка достаточного объема информации о потенциальном заемщике. Банку неизвестно качество деятельности предпринимателя и его фирмы и, наконец, банку не всегда известно, как заемщик намеревается использовать кредит.

Технологии  кредитования МБ в настоящее время  недостаточно отработаны, что заставляет банки проводить чрезмерно консервативную политику кредитования, а это, в свою очередь, сказывается на темпах роста МБ.

Среди наиболее важных проблем, сдерживающих развитие кредитования МБ, можно выделить:

  • непрозрачность МБ и отсутствие четко регламентированной системы оценки деятельности субъектов МБ;
  • отсутствие упрощенного порядка рассмотрения заявок по кредитам МБ и, как следствие, длительные сроки рассмотрения заявок;
  • необходимость подготовки значительного пакета документов на оформление кредита;
  • отсутствие ликвидного залога;
  • большая сложность или невозможность получить кредит на создание бизнеса «с нуля»;
  • отсутствие четкого механизма поддержки МБ на федеральном уровне. [16]

Существующая в настоящее  время законодательная база носит  в основном декларативный характер – она утверждает необходимость поддержки МБ, предусматривает определенные программы, но при этом набор конкретных мер, направленных на реализацию заявленных целей, очень ограничен.  Государственная поддержка малого бизнеса, по-прежнему, является недостаточной [3] и др.

К МБ, применяются, по сути, те же требования, что и крупным  предприятиям, осуществляющим свою деятельность длительное время, имеющим определенную материально-техническую базу и  сотрудников, способных за короткие сроки подготовить всю необходимую  информацию для оформления кредита. Значительный кредитный риск, отсутствие достаточного залогового обеспечения, жесткие требования Банка России к созданию резервов по кредитам МБ обуславливают высокую их стоимость. Наличие же наряду с этим упрощенной процедуры выдачи потребительских кредитов формирует отрицательное отношение МБ к банкам. Банковская сфера пока не сильно адаптирована под меняющиеся рыночные условия, что затрудняет получение кредитов малыми предприятиями.

 

1.2.  Риски кредитования субъектов  малого предпринимательства. Управление рисками

Операции банков по кредитованию субъектов малого предпринимательства  характеризуются определенной спецификой. Здесь очевиден как повышенный уровень  всех традиционных источников риска, так и наличие специфических «зон риска» самого малого бизнеса.

К кредитным рискам малого бизнеса можно отнести все традиционные составляющие кредитного риска: риск непогашения кредита, риск просрочки платежей, риск обеспеченности кредита, риск кредитоспособности заемщика, деловой риск и т.д.

К специфическим «зонам риска» относятся:

  • Слабость, неадекватность позиций российского малого бизнеса именно как собственника некоей доли совокупного капитала. На сегодняшний день доля малых предприятий как собственников в основной капитале страны может быть оценена в примерно 10% от общей стоимости этого капитала, в том числе в собственности на производственно-коммерческие капитальные активы - в 12-12,5%. Такие показатели не сообразны даже ограниченному уровню развития малого бизнеса, который реально сложился в нынешних российских условиях.
  • Неустойчивость рынков, вынужденная многопрофильность, даже хозяйственная «всеядность» малых предприятий, выступающая как важное средство их устойчивости и выживания в своеобразной рыночной среде российской экономики. Сейчас данный фактор - антипод долговременного коммерческого успеха, тем более основанного на долговременных инвестициях. Не случайно наибольшие инвестиции в секторе малого бизнеса наблюдаются в сфере строительства, т. е. там, где рынки наиболее устойчивы, а направления хозяйственной деятельности достаточно однородны (монтаж зданий, отделочные работы, монтаж вентиляционного и сантехнического оборудования и пр.). Отсутствие развитого вторичного рынка оборудования также максимально удерживает малые предприятия от крупных вложений в собственный основной капитал.
  • Оторванность, изолированность малого бизнеса от формирования всей предпринимательской среды.
  • Деформализация хозяйственной среды малого бизнеса. Основными проявлениями этой деформализации являются разрыв между реальными и формально учтенными объемами хозяйственного оборота малых предприятий, а также между формально числящимися малыми предприятиями и их фактически действующим числом. Несомненно за последние годы государству удалось смягчить этот факт, но всё же пока это остаётся актуальным.
  • Минимальная «внутренняя информационная обеспеченность» субъектов малого предпринимательства, вследствие таких причин, как использование упрощенных форм бухгалтерского учета и отчетности и отсутствие необходимых кадров, способных представить адекватную информацию о предприятии в случае его обращения с кредитной заявкой в банк. Результаты проведенных обследований говорят, что представители малого бизнеса и сами не всегда адекватно оценивают финансовое положение своего предприятия, не в состоянии спланировать и оценить его деятельность и финансовое положение на длительную перспективу.
  • Специфика формирования “кадрового состава” малых предприятий, прежде всего из числа их собственников и управленцев, что в этой области хозяйствования чаще всего и совпадает. Несомненно учредитель бизнеса – лицо образованное и часто такие кадры демонстрируют исключительные способности в решение текущих проблем своих предпринимательств, но испытывают серьезные трудности с долговременными проблемами, разработкой и осуществлением крупных инвестиционных проектов.[12]

Информация о работе Анализ кредитования субъектов малого предпринимательства российскими банками.