Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:48, реферат

Краткое описание

Рассмотрим факторы (критерии), которые определяют отдельно конкурентоспособность организации и конкурентоспособность продукции.

Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд предлагают при разработке стратегии организации (компании) на основе анализа отрасли и конкуренции выявлять ключевые факторы ее успеха, в том числе такие, как [21]:
качество и характеристики продукции;


репутация (имидж);

Содержание

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОДУКЦИИ
1. Факторы (критерии), определяющие конкурентоспособность
2. Методы, используемые для определения комплексного показателя конкурентоспособности
3. Анализ рассмотренных методов определения комплексного показателя конкурентоспособности
ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОДУКЦИИ.docx

— 79.21 Кб (Скачать файл)

Ккп = 0,15Эп + 0,29Фп + 0,23Эс + 0,33Ат , 
     

где Ккп —  коэффициент конкурентоспособности  организации; 
    Эп — значение критерия эффективности производственной деятельности организации;  
    Фп — значение критерия финансового положения организации;  
    Эс — значение критерия эффективности организации сбыта и продвижения товара на рынке;  
    Ат — значение критерия конкурентоспособности продукции.  
  
    Коэффициенты 0,15; 0,29; 0,23; 0,33 определены экспертным способом последовательных сравнений. Отдельные показатели Эп, Фп, Эс, Ат в этом выражении в свою очередь также определяются по взвешенным аддитивным выражениям. 
  
    Метод позволяет определить оценки комплексных показателей конкурентоспособности для организации и конкурентов и выявить относительную позицию на рынке, так же как и в п. 2.1. Преимущество данного подхода состоит в том, что учитывается важность единичных показателей конкурентоспособности, что дает уверенность в том, что комплексный показатель конкурентоспособности будет более точно отражать измеряемое свойство. К недостаткам этого подхода следует отнести субъективность определения показателей значимости (веса) единичных показателей конкурентоспособности организации.  
  
    2.3. Определение комплексного показателя конкурентоспособности организации через среднее арифметическое показателей конкурентоспособности отдельных видов продукции: 
 

            (3)

 

  
    где Кi — показатель конкурентоспособности i-й продукции организации; 
    n — общее число продукции, производимой организацией. 
  
    В.Л. Белоусов предлагает использовать выражение (3) для расчета конкурентоспособности маркетинговой деятельности организации на основе итоговых показателей конкурентоспособности отдельных видов продукции (Кi), которые он называет «коэффициентами маркетингового тестирования конкурентоспособности». В свою очередь, каждый показатель конкурентоспособности отдельных видов продукции (Кi) он определяет как сумму коэффициентов рыночной доли, предпродажной подготовки, изменения объема продаж, уровня цен, доведения продукта до потребителя, рекламной деятельности, использования персональных продаж, использования связей с общественностью, деленную на общее число этих коэффициентов, т.е. на восемь [10]. 
  
    В свою очередь, Свирейко Н.Е. предлагает [4] использовать выражение (3) для определения конкурентоспособности организации, предварительно оценив конкурентоспособность каждого i-го вида продукции, по формуле [4]: 
 

Кi = E ,
P

  

  
    где Е — полезный эффект от потребления продукции, определяемый отношением числа показателей, по которым продукция является наиболее привлекательной для потребителя, к общему числу оцениваемых показателей; 
    Р — цена потребления продукции.  
  
    Подход, предложенный Н.Е. Свирейко для определения конкурентоспособности продукции, отличается простотой и имеет следующие преимущества:

определить  количество показателей, по которым  продукция является привлекательной, проще, чем оценивать каждый показатель и степень его значимости по определенной шкале;
становится  возможной оценка продукции как  по количественным, так и по качественным показателям.

 

  
    В целом же метод, основанный на использовании выражения (3) для  определения комплексного показателя конкурентоспособности организации, мало чем отличается от рассмотренных  выше. 
  
    2.4. Представление комплексного показателя конкурентоспособности организации и продукции на основе использования среднего взвешенного геометрического показателя единичных показателей конкурентоспособности: 
 

            (4)

 

  
    где Кi — единичные показатели конкурентоспособности организации  общим числом n; 
    Wi — весомость (значимость) единичных показателей конкурентоспособности; 
    П — произведение аргументов с номерами i = 1, 2, 3, ..., n. 
  
    Выражение [4] путем логарифмирования преобразуется в линейную зависимость вида (2). 
  
    Данный подход к определению комплексного показателя конкурентоспособности организации используют И.У. Зулькарнаев и Л.Р. Ильясова [8], которые предлагают показатель конкурентоспособности, учитывающий действия факторов внешней среды, назвать комплексным показателем внешней конкурентоспособности организации и представить в виде функции трех групп переменных: 
 

К = К{(Кri, i = 1, ..., nr), (Wi , i = 1, ..., nr), (Фi, i = 1, ..., nф)}, (5) 

 
    где К — комплексный показатель внешней конкурентоспособности  организации; 
    Кri — конкурентоспособность отдельных ресурсов организации общим числом nr; 
    Wi — весовые коэффициенты общим числом nr; 
    Фi — факторы внешней среды общим числом nф. 
  
    В свою очередь, если не учитывать условий внешней среды и учитывать только внутренние ресурсы организации, то комплексный показатель внутренней конкурентоспособности организации будет выражаться в виде 
 

К = K{(Kri, i = 1, ..., nr), (Wi, i = 1, ..., nr)} (6) 

 
    Авторы работы [8]считают, что:

в условиях действия на организацию одинаковых факторов внешней среды показатели их внешней  и внутренней конкурентоспособности  будут равны между собой и  определяться выражением (6);
в выражении (6) коэффициенты весомости будут одинаковыми  для одноотраслевых групп организации, действующих в условиях конкретного  рынка и использующих одинаковые стратегии. Но это не решает задачи объективной оценки конкретных значений весовых коэффициентов;
показатель  доли рынка, занимаемой организацией в  данный момент, как результат предыдущей конкурентной борьбы коррелирует с  конкурентоспособностью организации, которую оно имело в предыдущий период;
показателем результативности организации, отражающим ее сегодняшнюю  конкурентоспособность, является также  относительная динамика изменения  его доли рынка.

 

  
    В результате комплексный показатель конкурентоспособности организации  выражается двумя величинами — долей  рынка (Д) и темпами ее изменения (Т), на которые влияют разные ресурсы  с соответствующими весовыми коэффициентами (N*r). Поэтому выражение (6) распадается  на два выражения:  
 

Д = Кд{(Kri, i = 1, ..., N*r), (Wi, i = 1, ..., N*r)}, (7) 

 
    где Wi — весовые коэффициенты, используемые для определения доли рынка (Д) общим  числом N*r; 
    Kri — конкурентоспособность отдельных ресурсов, определяющих долю рынка (Д) общим числом N*r; 
 

Т = Кт{(Kri, i = N*r + 1, ..., Nr), (Wi, i = N*r + 1, ..., Nr)}, (8)  

 
    где в образовании Д и Т могут  участвовать разные ресурсы с  соответствующими весовыми коэффициентами. 
  
    Если организация уже присутствует на данном рынке, то для нее известны показатели ее конкурентоспособности: Д, T. По известной информации о внутренних ресурсах организации можно оценить ее конкурентоспособность. Здесь неизвестными являются только весовые коэффициенты Wi. Авторы эту задачу решают на примере группы однородных организаций и находят следующее выражение для комплексного показателя конкурентоспособности (доли рынка):  
 

            (9)

 

  
    где С — показатель конкурентоспособности  организации по ее основным средствам; 
    Р — показатель конкурентоспособности организации по уровню финансового менеджмента; 
    L — показатель конкурентоспособности организации по уровню кадрового и производственного менеджмента. 
  
    Определенная зависимость (9) для комплексного показателя конкурентоспособности (доли рынка) идентична выражению (4), и авторы работы [8] доказали невозможность использования зависимости (2). 
  
    Итак, в работе [8] найдены весовые коэффициенты с помощью использования расчетных методов и определена расчетная формула для определения доли рынка, но при этом:

было введено  множество ограничений;
нет выражения  для определения темпов роста  доли рынка;
возникают существенные трудности с получением исходной информации по группе однородных организаций.

 

  
    Характеризуя в целом  рассматриваемый метод, основанный на использовании выражения (4) для  определения комплексного показателя конкурентоспособности организации (продукции), можно констатировать [27], что он обеспечивает более точные оценки для комплексного показателя, чем метод, основанный на определении  среднего взвешенного арифметического  показателя. 
  
    2.5. Определение комплексного показателя конкурентоспособности продукции на основе полезного эффекта от ее потребления (Е) и цены потребления (Р) [4, 12] 
  
    Этот подход широко используется при оценке конкурентоспособности продукции и частично рассмотрен выше в п. 2.3 [4]. Необходимо отметить, что в данном случае полезный эффект характеризует способность продукции удовлетворять конкретную потребность пользователя и определяется набором показателей качества и рыночной привлекательности продукции, включая уровень качества и его стабильность, уровень новизны, имидж, информативность, цену потребления [26]. 
  
    На основе известных значений относительных показателей качества продукции и относительной цены потребления этой продукции в работе [12] предлагается использовать для определения комплексного показателя конкурентоспособности продукции выражение: 
 

            (10)

 

  
    где Кн, Кк — соответственно конкурентоспособность оцениваемой  продукции (КН) и ее конкурента (КК); 
       — относительное значение i-го показателя качества;  
      —относительная ценапотребления; 
     n — количество учитываемых показателей качества. 
  
    Относительные значения показателей качества и цены потребления получаются из сравнения показателей качества и цены потребления оцениваемой продукции с аналогичными показателями и ценой потребления базовой продукции. За базовую продукцию принимают идеальную потребительскую модель (ИПМ) продукции, т. е. ту продукцию, которую желают приобрести потребители. Часто исследователи учитывают значимость (вес) показателей качества и цены потребления. 
  
    Данный подход в большей степени, чем другие подходы, ориентирован на потребителей продукции и учитывает их потребности. 
  
    2.6. Использование доли рынка и ее изменений (абсолютных и относительных) для организации и продукции в качестве итоговых показателей конкурентоспособности 
  
    Рассматривая отдельные организации, отвечающие за конкретные виды хозяйственной деятельности и входящие в крупную диверсифицированную организацию, Артур А. Томпсон-мл. и А. Дж. Стрикленд предлагают использовать для оценки их конкурентоспособности ряд критериев, включая относительную долю рынка, относительные издержки производства, конкурентоспособность по свойствам продукции, возможности оказывать давление на ключевых поставщиков и потребителей и др. Однако останавливаясь на критерии, характеризующем относительную долю рынка, они утверждают, что чем выше доля рынка хозяйственной единицы, тем выше ее конкурентоспособность. Аналогичного мнения придерживается и Дэвид Кревенс, который утверждает, что доля рынка может использоваться для определения рыночной позиции организации, для прогноза ее объема продаж [21, 22]. 
  
    Этот же вывод подтверждается данными, полученными в рамках проекта ПИМС (Институт стратегического планирования в Кембридже). Проведенные исследования показывают, что доля рынка организации тесно связана с объемом продаж и определяет получаемый организацией уровень прибыли (доход от инвестиций).  
  
    2.7. Оценка конкурентоспособности организаций на основе их статуса с использованием конкурентной карты рынка 
  
    В работе [18] предлагается оценивать конкурентоспособность организаций с использованием конкурентной карты рынка. Конкурентная карта рынка строится с использованием двух показателей:

Информация о работе Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукции