Анализ реальных экономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:14, реферат

Краткое описание

В последние десятилетия аутсорсинг, как одна из форм взаимодейст-
вия субъектов крупного, среднего и малого бизнеса приобретает все большее
значение в мировой практике. Его применение позволяет корпорациям в зна-
чительной мере повысить свою конкурентоспособность за счет снижения из-
держек, рационализации производственной и управленческой деятельности,
фокусирования на инновациях. Развитие современной экономической и ин-
новационно-технологической системы нашей страны происходит в русле
общемировых тенденций, поэтому аутсорсинг, являясь наиболее эффектив-
ной формой управления бизнесом, активно завоевывает российский рынок.
Этим объясняется актуальность изучения основных тенденций и особенно-
стей современного развития российского аутсорсинга.

Вложенные файлы: 1 файл

рифират.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Раздел 1. Анализ реальных экономических  процессов

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ

 

АУТСОРСИНГА В РОССИИ1

В последние десятилетия аутсорсинг, как одна из форм взаимодейст-

вия субъектов крупного, среднего и малого бизнеса приобретает  все большее 

значение в мировой практике. Его применение позволяет корпорациям в зна-

чительной мере повысить свою конкурентоспособность  за счет снижения из-

держек, рационализации производственной и управленческой деятельности,

фокусирования на инновациях. Развитие современной экономической и ин-

новационно-технологической системы  нашей страны происходит в русле 

общемировых тенденций, поэтому аутсорсинг, являясь наиболее эффектив-

ной формой управления бизнесом, активно  завоевывает российский рынок.

Этим объясняется актуальность изучения основных тенденций и особенно-

стей современного развития российского  аутсорсинга.

В мировой практике применение аутсорсинга  началось в сфере ин-

формационных технологий, в дальнейшем охватив такие отрасли экономики,

как финансовая сфера, юридические услуги, управление инвестициями,

здравоохранение, фармацевтика, биотехнологии, страхование и т.д. [1].

Большое распространение получил  офшорный аутсорсинг – это форма  аут-

сорсинга, предполагающая передачу некритичных  для бизнеса процессов

компаниям, находящимся в географическом удалении. При таком сотрудни-

честве компаний физическое расположение их офисов не имеет значения, а 

наиболее важным остается экономия за счет разного уровня оплаты труда.

Разновидностями офшорного аутсорсинга являются:

- аутсорсинг  информационных технологий (ITO –  Information technology outsourcing), в частности  разработка программного обеспечения  (ПО)

и вынос  второстепенных служб поддержки  инфраструктуры (Infrastructure

technology outsourcing);

- аутсорсинг бизнес-процессов (BPO) - вынос некритичных для биз-

неса процессов, требующих большого объема относительно неквалифициро-

ванного труда.

Основными причинами использования офшорных компаний счита-

ются традиционное снижение издержек экономии на внутреннем штате или

1

Работа  выполнена при финансовой поддержке  Российского Гуманитарного научного фонда, проект 10-02-

00271. 8

на локальных  подрядчиках (оно может составлять от 20 до 40%), а также та-

кие факторы  как временные ограничения и  необходимые навыки. Ежегодный

оборот  мирового рынка офшорного аутсорсинга  составляет приблизительно

(в млрд. долл.) 315 (InfrastructureTO - 160, BPO - 140, ПО – 15) [2]. Наиболее

сильную позицию  на рынке офшорного аутсорсинга  занимают Индия (аут-

сорсинг услуг) и Китай (аутсорсинг промышленного производства). Кроме

того, сильные  позиции занимает Россия (ПО), Пакистан (ПО, аутсорсинг

услуг), Бангладеш (ITO, разработка услуг), Болгария (ПО), Украина (ПО),

Румыния (ПО), Филлипины (аутсорсинг услуг), Египет (аутсорсинг услуг,

 

ПО).

Мировой рынок аутсорсинга развивался поэтапно. Первой стадией 

был тактический и безотлагательный аутсорсинг вспомогательных функций 

как эффективный инструмент реструктуризации предприятий, при котором 

отношения заказчика и аутсорсинговой компании строились по схеме «поку-

патель-продавец». Второй фазой стал стратегический аутсорсинг, который 

характеризуется расширением спектра  услуг, внедрением новых технологий,

при этом участники осознают необходимость  партнерских отношений для 

эффективности работы данной модели аутсорсинга. Современный этап раз-

вития аутсорсинга в мире характеризуется  переходом к трансформационному

аутсорсингу, при котором основное внимание уделяется инновациям, а  также 

масштабу услуг, предоставляемых  заказчику для активного роста предприя-

тия. Российский рынок аутсорсинга  несколько отстает в своем  развитии от

мирового - отечественные сервисные  компании совсем недавно приступили к 

внедрению стратегического аутсорсинга. В данной работе основное внима-

ние акцентируется на изучении проблем и особенностей развития российско-

го рынка аутсорсинговых услуг  – IT-аутсорсинга и ВРО.

1. Аутсорсинг информационных технологий

Как и на Западе, локомотивом аутсорсинга  в России выступает сфера 

информационных технологий. Своим  ростом этот рынок обязан двум основ-

ным движущим факторам:

- расширение общего проникновения  IT в бизнес-процессы компаний,

механизмы организации государства  и повседневную жизнь людей,

- тенденция к аутсорсингу внутренних  функций IT и IT-

инфраструктуры.

Развитие отечественных корпоративных информационных систем

привело к возможности применения IT- аутсорсинга. Если в западных стра-

нах распространен комплексный ITO, в рамках которого подрядчику переда-

ется вся IT-инфраструктура заказчика, то в России такой подход использует-9

ся крайне редко - компании предпочитают использовать его ограниченные

варианты, такие как хостинг  приложений или поддержка корпоративных  сай-

тов. Многие современные российские компании пользуются услугами аут-

сорсинга, рассматривая его как сервис, организованный определенной ком-

панией, где несколько услуг  предоставляются комплексно для  полного охва-

та потребностей клиента, но обычно акцент ставится на одну конкретную

услугу.

1.1.Основные виды ITO. На практике  в России наиболее распростра-

ненными являются следующие услуги IТO.

1.1.1. Абонентское обслуживание компьютеров.  Заказчику предлага-

ется комплексный набор услуг, позволяющий ему обойтись без  собственного

системного администратора или  же значительно снизить его загрузку. Как

правило, это услуги по настройке  аппаратной части оборудования, настройке 

и обновлению программного обеспечения, зашита против взломов и проник-

новения в сеть, оперативный ремонт и замена оборудования, профилактиче-

ские мероприятия по предотвращению поломок и износа оборудования. На

практике те же фирмы часто оказывают  сопутствующие услуги – поддержка 

работоспособности оргтехники, модернизация компьютерного парка, про-

кладка локальных сетей, IP–телефония и настройка АТС, IT-аудит и консал-

тинг.

1.1.2. Центры обработки данных (ЦОД). Многие компании сталкива-

ются с необходимостью пользоваться услугами ЦОД. Строительство соб-

ственного ЦОД требует от компании привлечения финансирования, проведе-

ния общестроительных работ, решения  проблем с энергоснабжением, закуп-

ки серверного оборудования, организации  службы эксплуатации ЦОД и 

обеспечения безопасности. ЦОДы периодически требуют текущей и капи-

тальной модернизации. Многие компании предпочитают вместо создания

корпоративного ЦОДа заключить  договор с коммерческим ЦОДом и полу-

чить услуги ЦОДа как сервис.

1.1.3. Модель Software as a Service, (SaaS) – программное  обеспечение 

как услуга. С появлением глобальной сети открылись новые возможности 

для развития IТ-аутсорсинга и примером является модель Software as a Service, (SaaS). Первые компании, предлагающие программное обеспечение в

аренду, появились в западных странах  в конце 90-х г.[3]. SaaS-аутсорсер не

только предоставляет программное  обеспечение и физическое оборудование

для размещения информационных систем, но и обеспечивает их установку,

поддержку и обновление. В рамках модели SaaS заказчики платят не за вла-

дение программным обеспечением, а  за его аренду и при этом, в  отличие от

классической схемы лицензирования ПО, заказчик несет сравнительно не-10

большие периодические затраты  и ему не требуется инвестировать  суще-

ственные средства в приобретение системы. Схема предполагает, что, если

необходимость в программном обеспечении  временно отсутствует, заказчик

может приостановить выплаты.

1.1.4.Офшорное программирование. Неотъемлемой  составляющей IТ-

стратегии большинства компаний на Западе являются офшорные услуги, а 

наиболее популярным в мировой  практике направлением офшорных аутсор-

синговых услуг является офшорное программирование – разработка ПО на

заказ. Учитывая уровень развития отрасли ПО и разрабатываемых  приложе-

ний, сложность аутсорсинговых заказов  постоянно растет. Наблюдается рост

заказов на разработку экспертных систем (автоматизированные службы по-

мощи), обеспечение для call-центров и др. Этот рынок растет на 70-80% в год

[4].

Офшорное программирование является одним из самых прибыльных

видов аутсорсинга. Тем не менее, по оценкам экспертов, на фоне мирового

аутсорсинга, российский сектор офшорного  программирования пока еще

остается достаточно слабым - значимые объемы экспорт ПО из России при-

нял лищь в 2003 г., достигнув 546 млн. долл. Рост по отношению к 2002 г. то-

гда составил почти 50% [5]. Большинство  Российских IT-компаний ориенти-

ровалось на европейский рынок, но лишь 14% из них занималось офшорным

программированием, остальные оказывали  и IT- услуги. Объемы рынка 

офшорного программирования несопоставимы  с мировыми и фактически не

видны на фоне IT-отрасли. Объем офшорного  сегмента крупной компании не

превышает нескольких миллионов долларов, мелкие фирмы довольствуются

сотнями тысяч долларов в год. Большая  часть заказчиков идет из США (при-

мерно 85-90% всех заказов), оставшиеся –  из Западной Европы [6]. Только

фирмы, переориентировавшиеся с  офшорного на производство своего ПО,

имеют в качестве заказчиков крупные  российские корпорации и государ-

ственный сектор. В России в настоящее  время несколько тысяч офшорных

компаний, расположенных чаще всего  в крупных городах. Среди них  мно-

жество некрупных фирм или  просто команд программистов. Трудные ресур-

соемкие проекты такие фирмы  выполнять не могут, но небольшие  задачи с 

дальнейшей поддержкой им по силам. В среднем российские программисты

работают сегодня за 16-25 долл. в  час (для сравнения украинцы просят за ту

же работу – 7-10 долл., индусы – 25-50 долл., американцы – 70-140 долл. в 

час [6]).

В России аутсорсинг программных услуг (ПО) наиболее востребован.

Изучением этого рынка занималась компания Elashkin Research [7]. Для это-

го был проведен опрос IТ-директоров средних и крупных российских компа-11

ний. При этом были представлены почти  все секторы экономики – производ-

ственный, нефтегазовый, энергетический, финансовый, транспортный и др., а 

также государственный. Свыше половины предприятий имели более 500 ра-

ботников (их можно отнести к  крупному по отечественным меркам бизнесу),

35% предприятий составляли средний  бизнес. Подавляющее большинство 

опрошенных являлись коммерческими  предприятиями, доля государствен-

ных структур составляла около 5%. Годовой бюджет предприятий распреде-

лился практически поровну в  следующих категориях: до 50 тыс. долл., 50-100

тыс. долл., 100-500 тыс. долл. и более 500 тыс. долл. При этом преобладали 

предприятия с бюджетом свыше полумиллиона долларов, а небольшие ком-

пании с бюджетом до 50 тыс. долл. составили около 18%. Важной характери-

стикой, позволяющей оценить серьезность  намерений предприятий в отно-

шении аутсорсинга, являлось наличие  выделенной в бюджете строки «аут-

сорсинг». На момент обследования 47 компаний такой строки не имели. Ис-

следования показали, что услуги аутсорсинга рынком востребованы –  это до-

казывает тот факт, что 24% компаний выделяют на него 10% бюджета. Доля

внешних поставщиков при создании программных систем составляет 30%.

Суммарная доля компаний, использующих услуги программного аутсорсин-

га, составляет 49%, а доля относящихся  к аутсорсингу отрицательно – 12%.

Достаточно большая группа компаний еще не определила свое отношение  к 

этому виду услуг (24%), 5% планируют попробовать, а 10% имеют единич-

ный опыт применения. Подобная картина  – группа активных пользователей,

небольшая группа противников и  много колеблющихся – характерна для 

начального этапа распространения  новых технологий или подходов. Это  го-

ворит о том, что в этой колеблющейся группе, в сумме составляющей 39%,

находятся основные ресурсы роста  этого рынка услуг. При этом используют-

ся все основные модели взаимодействия между разработчиками и заказчи-

ком: аутсорсинг ресурсов (аренда специалистов, управление которыми осу-

ществляет заказчик) – 34%, аутсорсинг отдельных задач (передача проектов,

ответственность за которые лежит  на исполнителе) – 42% и аутсорсинг про-

цесса (передача процесса разработки) – 24%. Таким образом, наиболее попу-

лярен аутсорсинг отдельных задач, наименее – полный аутсорсинг [7].

1.2. Основные тенденции развития  рынка ITO. Остановимся на ана-

лизе специфики развития в России наиболее распространенных видов услуг 

ITО. 

Российский рынок аутсорсинговых услуг в сфере информационных

технологий развивался очень быстрыми темпами: начиная с 2000-х годов он

демонстрировал стабильный рост, прирост  выручки в сегменте ITO превы-

шал темпы роста IT-индустрии в  целом, а в период с 2005 по 2006 гг. объем 12

экспорта услуг увеличился на 80% (с 1 млрд. долл. в 2005 г. до 1.8 млрд.

долл. в 2006 г.) [2]. Исследованием особенностей современного российского 

рынка IT-аутсорсинга - изучением изменений  его структуры и основных

Информация о работе Анализ реальных экономических процессов