Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:14, реферат
В последние десятилетия аутсорсинг, как одна из форм взаимодейст-
вия субъектов крупного, среднего и малого бизнеса приобретает все большее
значение в мировой практике. Его применение позволяет корпорациям в зна-
чительной мере повысить свою конкурентоспособность за счет снижения из-
держек, рационализации производственной и управленческой деятельности,
фокусирования на инновациях. Развитие современной экономической и ин-
новационно-технологической системы нашей страны происходит в русле
общемировых тенденций, поэтому аутсорсинг, являясь наиболее эффектив-
ной формой управления бизнесом, активно завоевывает российский рынок.
Этим объясняется актуальность изучения основных тенденций и особенно-
стей современного развития российского аутсорсинга.
тенденций развития занимается немало
крупных аналитических
таких как IDC, Gather, Астерос, in4media и др.
Компания Астерос представила результаты своих исследований рос-
сийского рынка IT-аутсорсинга за 2010 г., проведенных по ее заказу
in4media. По данным проведенных исследований удалось выявить специфи-
ку развития рынка IT-аутсорсинга в кризисные для отечественной экономи-
ки годы и сделать следующие выводы:
1) Большинству заказчиков, воспользовавшихся услугами ITO, все-
таки удалось достичь
обеспечить стабильное качество приобретаемых услуг. Более того, 51% ком-
паний намерены в ближайшее время расширить объемы приобретаемых
услуг, хотя основным фактором выбора поставщика ITO по-прежнему оста-
ется стоимость услуг [8].
2) Крупный российский бизнес
оценил преимущества использова
модели аутсорсинга в отношении IT-услуг, в особенности таких как разра-
ботка ПО, обслуживание информационных сетей и телекоммуникаций. В
ближайшие два года большинство предприятий намерено сохранить или да-
же расширить объемы потребляемых IT-услуг. Почти три четверти (73%)
опрошенных предприятий уже привлекают внешних поставщиков IT-услуг,
еще более 13% планируют начать использовать аутсорсинг в ближайшее
время.
3) Наиболее популярными услугами на крупнейших российских пред-
приятиях остаются аутсорсинг ПО (71%) и аутсорсинг сете-
вых/телекоммуникационных услуг (51%). Более 40% опрошенных уже сего-
дня используют аутсорсинг IT-инфраструктуры, а 35% - аутсорсинг прило-
жений.
4) На российских предприятиях
большинство предприятий
чают одновременно с несколькими поставщиками IT-услуг, а половина ис-
пользующих ITO заказчиков работают по относительно небольшим аутсор-
синговым контрактам (до 1 млн. долл.). И лишь 9% опрошенных компаний
используют ITO в более крупных масштабах с суммами контрактов более 10
млн. долл.
Оценивая опыт аутсорсинга, абсолютное большинство респондентов
(91%) признало свой опыт
что аутсорсинг помог им достичь поставленных целей. Лишь для 3% компа-
ний опыт по его использованию оказался неудачным. Основными причинами 13
неудач они считали срыв сроков, отсутствие грамотного управления проек-
том со стороны поставщика, завышенное ожидание от проектов со стороны
высшего руководства и акционеров предприятий–заказчиков. При этом вы-
бор поставщика услуг определялся ими в первую очередь ценой услуг (83%
опрошенных), и в меньшей степени известностью и репутацией поставщика
IT-услуг.
Таким образом, результаты исследований позволили сделать весьма
оптимистичные выводы относительно перспектив развития рынка ITO в Рос-
сии: в условиях кризиса, когда бизнес был поставлен в очень жесткие усло-
вия, многие крупные предприятия были вынуждены пользоваться услугами
ITO и на своем опыте убедились в его преимуществах. И это, несомненно,
должно способствовать тому, что
они еще охотнее будут
аутсорсинговые контракты.
Растет значимость России на мировом рынке аутсорсинга. Междуна-
родная ассоциация профессионалов аутсорсинга (IAOP) опубликовала рей-
тинг 2008 г. The Global Outsourcing 100, учитывающий деятельность 100
лучших аутсорсеров во всех отраслях. Рейтинг формировался на основе за-
явок, которые обрабатывает независимое жюри. Рассматривались такие пока-
затели, как величина компании, рост ее оборота и клиентской базы, набор
компетенций, а также потенциал в области менеджмента. В рейтинг 2008 г.
были включены сразу 6 IT-компаний, которые являются российскими или
изначально имеют в своем составе центры разработок в России. Этими ком-
паниями являлись Auriga, DataArt, EPAM Systems, IBA, Luxoft и Mera Networks. Еще в 2007 г. в рейтинге The Global Outsourcing 100 фигурировали
всего 4 российские компании (DataArt, EPAM Systems, Luxoft и StarSoft) [9].
Все включенные в рейтинг 2008 г. The Global Outsourcing 100 компа-
нии входят в состав ассоциации РУССОФТ, представляющей собой неком-
мерческое партнерство разработчиков программного обеспечения. В настоя-
щее время РУССОФТ объединяет крупнейшие и наиболее влиятельные
компнии-разработчики программного обеспечения России, Украины и Бело-
руссии и объединяет около 80 компаний, работающих в области информаци-
онных технологий со штатом более 17000 высококвалифицированных со-
трудников [10]. Одна из таких компаний - компания Luxoft, включенная в
рейтингThe Global Outsourcing 100, является признанным лидером на россий-
ском рынке производства и экспорта программного обеспечения. Ее офисы
находятся в России, США, Канаде, Великобритании и Украине. Она по праву
считается крупнейшим отечественным разработчиком программного обеспе-
чения на заказ. Luxoff стала первой в мире компанией, система управления
качеством которой прошла сертификацию на соответствие требованиям мо-14
делей SEI SW-CMM и SEI CMMI SW/SE 5 уровня одновременно. Компания
владеет центрами разработок в Москве, Дубне, Омске, Санкт-Петербурге,
Одессе, Днепропетровске и Ванкувере. Клиентами компании являются
Deutsche Bank, IBM, UBS, T-Mobile, Ping Identity и др. Количество сотруд-
ников – 4000, доход 2009 г. – 149 млн. долл.[10, 11]
Таким образом, мы убедились, что на фоне мирового финансово-
экономического кризиса
IT-стратегиях российских
западных стран, где основной движущей силой развития рынка IT- не зани-
маться непрофильным бизнесом и тем самым снять с компании связанных с
ним заботы, в России, по-прежнему, в основном прибегают к аутсорсингу
из-за дефицита ресурсов и с целью экономии. При этом параметры техноло-
гичности и качества могут оставаться без внимания. Это способствует появ-
лению на рынке компаний, оказывающих дешевые, но некачественные услу-
ги. На российском рынке наиболее востребованными является гибкость и
мобильность IT-услуг – поэтому в настоящее время преобладают не фикси-
рованные контракты на 5 и более лет, а гибкие, учитывающие изменения в
потребностях клиентов. Российскому рынку аутсорсинга свойственны не-
прозрачность и закрытость. Отсутствие знаний об успешных проектах при-
водит к тому, что многие заказчики считают, что выводить IT-сервисы на
аутсорсинг небезопасно. Однако законы рыночного выживания, заставляю-
щие компании добиваться эффективности и конкурентоспособности за счет
снижения издержек, повышения качества продукции и услуг, доступа к пере-
довым технологиям, неизбежно ведут к трансформации подходов и измене-
нию рынка IT-аутсорсинга в сторону потребления стандартизованных, типо-
вых сервисов, а в дальнейшем и
в сторону стратегического
2. Аутсорсинг бизнес-процессов
Аутсорсинг бизнес-процессов
зации каких-либо определенных процессов, которые не являются для компа-
нии ведущими в основной деятельности. На аутсорсинг могут быть переданы
управление персоналом, бухгалтерский учет, логистика, маркетинг, реклама
и др. За рубежом, в развитых странах, большое распространение получила
такая форма правового обеспечения бизнеса, как юридический аутсорсинг. В
российской экономике такая форма обслуживания бизнеса появилась относи-
тельно недавно, и рынок юридических услуг в стране неуклонно растет. Но-
выми, нетрадиционными для
ли архивный аутсорсинг, аутсорсинг печатных работ, появились аутсорсин-
говые компании в области экологии. Наиболее освоенными и востребован-15
ными направлениями рынка
водственный или промышленный аутсорсинг, финансовый и логистический.
Ниже мы проанализируем основные тенденции развития и особенности для
России этих форм аутсорсинга.
2.1. Производственный (промышленный) аутсорсинг. Промышлен-
ный аутсорсинг можно условно разделить на два вида – аутсорсинг загото-
вок и комплектующих и аутсорсинг функций и операций по обеспечению
производства продукции (уборка производственных помещений, внутриза-
водская логистика, ремонт оборудования).
Для изучения тенденций развития промышленного аутсорсинга в России,
полезно проследить историю его развития в мировой практике. В мире этот
вид аутсорсинга гораздо более развит, чем в России. По данным исследова-
ния Week Census on Manufacturing – 54,9% американских компаний исполь-
зуют аутсорсинг в производстве, и 43,8% в обслуживании оборудования [12].
Основной мотив перехода на аутсорсинг на Западе – необходимость скон-
центрировать ограниченные ресурсы на основной деятельности и достичь в
ней преимуществ перед конкурентами за счет более низких издержек и/или
более эффективного производства. По данным опроса 29 директоров по про-
изводству крупных американских, австралийских и европейских компаний,
проведенному
изводительность труда, уменьшить затраты, сфокусироваться на основной
деятельности. Основные выгоды от перехода - быстрые сроки выполнения
работ и доступность необходимого оборудования.
В России условия для перехода на аутсорсинг отличаются в силу ря-
да причин. Во-первых, бизнес на Западе изначально развивался исходя из
рыночных соображений, которым соответствуют и принципы организации
производства. Во-вторых, правовая среда позволяет с первых контактов
устанавливать доверительные отношения. И, в-третьих, уровень развития по-
ставщиков такой, что в большинстве случаев есть гарантия обеспечения тре-
буемого качества услуг.
Традиции развития производства в России иные – практически все
процессы, отвечающие за производство продукции, включены в структуру
компаний. Кратко охарактеризовать современное состояние отечественной
промышленности можно
1) типичный принцип построения российской производственной
компании - « натуральное хозяйство»: собственное производство заготовок
(литейный и кузнечные цеха), свои ремонтные и транспортные цеха, и т.д.; 16
2) усталость производственных
сти изношены, низкий уровень загрузки, с трудом достигается требуемое ка-
чество);
3) ограниченные ресурсы (
отсутствуют возможности инвестирования в полный комплекс, поэтому воз-
никает необходимость выбора сфер инвестирования);
4) производственные компании готовы выделять заготовительные и
вспомогательные цеха и оставлять в структуре компаний только ключевые
процессы и бизнесы.
Опыт успешного использования
аутсорсинга российскими
ями позволяет выделить основные побуждающие и сдерживающие факторы
перехода на промышленный аутсорсинг в России.
Побуждающие факторы:
1) Наличие периодически
ское обслуживание зданий и оборудования). Основной мотив перехода -
возможность избавится от чрезмерных накладных расходов.
2) Изготовление простейших
элементы изделий). Пример - загруженные на 10% мощности по производ-
ству простейших изделий на Волгоградском тракторном заводе с приходом
новой команды менеджмента были проданы, как убыточные.
3) Наличие заготовок или
вания.
4) Сезонные колебания спроса. Пример - сезонность спроса на моро-
женое. Летом среднемесячные продажи поднимаются до 10 раз, поэтому в
этот период крупные современные производители переводят на аутсорсинг
производство части продукции.
5) Подстраховка на случай
нии используют аутсорсинг в небольших объемах, даже если имеются соб-
ственные производственные мощности, чтобы в случае поломки собственно-
го оборудования можно было не останавливать отгрузки товара, а переклю-
читься на производство на стороне. Аутсорсинг такого типа используется в
случае, если собственное оборудование сильно изношено.
6) Аутсорсинг как бизнес-модель. Некоторые компании изначально
определяют, какое производство будут осуществлять сторонние организации.
Пример - компания «Август», производящая женскую одежду под маркой
“OGGI”, самостоятельно производит разработку дизайна, конструкторскую
подготовку, закупку материала и продажу одежды. Производство одежды
для них осуществляют около 30 компаний-субконтрактников[12].
Сдерживающие факторы:17
1) Неспособность посчитать
ния принимаются в отсутствии экономической проработки и не все факторы
учитываются при анализе ситуации, поскольку необходимо учитывать пол-
ный набор затрат не только на производство, но и затраты на ремонт и об-
служивание оборудования, обогрев, электроэнергию и уборку мусора и т.д.
2) Отсутствие надежных поставщиков. От компаний, которые ис-
пользуют аутсорсинг, требуется мобилизация управленческих, организатор-