Анализ реальных экономических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 22:14, реферат

Краткое описание

В последние десятилетия аутсорсинг, как одна из форм взаимодейст-
вия субъектов крупного, среднего и малого бизнеса приобретает все большее
значение в мировой практике. Его применение позволяет корпорациям в зна-
чительной мере повысить свою конкурентоспособность за счет снижения из-
держек, рационализации производственной и управленческой деятельности,
фокусирования на инновациях. Развитие современной экономической и ин-
новационно-технологической системы нашей страны происходит в русле
общемировых тенденций, поэтому аутсорсинг, являясь наиболее эффектив-
ной формой управления бизнесом, активно завоевывает российский рынок.
Этим объясняется актуальность изучения основных тенденций и особенно-
стей современного развития российского аутсорсинга.

Вложенные файлы: 1 файл

рифират.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

тенденций развития занимается немало крупных аналитических компаний,

таких как IDC, Gather, Астерос, in4media и др.

Компания Астерос представила  результаты своих исследований рос-

сийского рынка IT-аутсорсинга за 2010 г., проведенных по ее заказу

in4media. По данным проведенных  исследований удалось выявить  специфи-

ку развития рынка IT-аутсорсинга в кризисные для отечественной экономи-

ки годы и сделать следующие  выводы:

1) Большинству заказчиков, воспользовавшихся  услугами ITO, все-

таки удалось достичь поставленных целей: оптимизировать расходы на IT и 

обеспечить стабильное качество приобретаемых услуг. Более того, 51% ком-

паний намерены в ближайшее время  расширить объемы приобретаемых 

услуг, хотя основным фактором выбора поставщика ITO по-прежнему оста-

ется стоимость услуг [8].

2) Крупный российский бизнес  оценил преимущества использования

модели аутсорсинга в отношении IT-услуг, в особенности таких как  разра-

ботка ПО, обслуживание информационных сетей и телекоммуникаций. В 

ближайшие два года большинство  предприятий намерено сохранить  или да-

же расширить объемы потребляемых IT-услуг. Почти три четверти (73%)

опрошенных предприятий уже  привлекают внешних поставщиков IT-услуг,

еще более 13% планируют начать использовать аутсорсинг в ближайшее 

время.

3) Наиболее популярными услугами  на крупнейших российских пред-

приятиях остаются аутсорсинг ПО (71%) и аутсорсинг сете-

вых/телекоммуникационных услуг (51%). Более 40% опрошенных уже сего-

дня используют аутсорсинг IT-инфраструктуры, а 35% - аутсорсинг прило-

жений.

4) На российских предприятиях  большинство предприятий сотрудни-

чают одновременно с несколькими поставщиками IT-услуг, а половина ис-

пользующих ITO заказчиков работают по относительно небольшим аутсор-

синговым контрактам (до 1 млн. долл.). И лишь 9% опрошенных компаний

используют ITO в более крупных  масштабах с суммами контрактов более 10

млн. долл.

Оценивая опыт аутсорсинга, абсолютное большинство респондентов

(91%) признало свой опыт аутсорсинга  IT-услуг успешным и утверждало,

что аутсорсинг помог им достичь  поставленных целей. Лишь для 3% компа-

ний опыт по его использованию оказался неудачным. Основными причинами 13

неудач они считали срыв сроков, отсутствие грамотного управления проек-

том со стороны поставщика, завышенное ожидание от проектов со стороны 

высшего руководства и акционеров предприятий–заказчиков. При этом вы-

бор поставщика услуг определялся  ими в первую очередь ценой  услуг (83%

опрошенных), и в меньшей степени  известностью и репутацией поставщика

IT-услуг. 

Таким образом, результаты исследований позволили сделать весьма

оптимистичные выводы относительно перспектив развития рынка ITO в Рос-

сии: в условиях кризиса, когда бизнес был поставлен в очень жесткие  усло-

вия, многие крупные предприятия  были вынуждены пользоваться услугами

ITO и на своем опыте убедились  в его преимуществах. И это,  несомненно,

должно способствовать тому, что  они еще охотнее будут расширять  свои

аутсорсинговые контракты.

Растет значимость России на мировом  рынке аутсорсинга. Междуна-

родная ассоциация профессионалов аутсорсинга (IAOP) опубликовала рей-

тинг 2008 г. The Global Outsourcing 100, учитывающий деятельность 100

лучших аутсорсеров во всех отраслях. Рейтинг формировался на основе за-

явок, которые обрабатывает независимое  жюри. Рассматривались такие пока-

затели, как величина компании, рост ее оборота и клиентской базы, набор

компетенций, а также потенциал  в области менеджмента. В рейтинг 2008 г.

были включены сразу 6 IT-компаний, которые  являются российскими или 

изначально имеют в своем  составе центры разработок в России. Этими ком-

паниями являлись Auriga, DataArt, EPAM Systems, IBA, Luxoft и Mera Networks. Еще в 2007 г. в рейтинге The Global Outsourcing 100 фигурировали

всего 4 российские компании (DataArt, EPAM Systems, Luxoft и StarSoft) [9].

Все включенные в рейтинг 2008 г. The Global Outsourcing 100 компа-

нии входят в состав ассоциации РУССОФТ, представляющей собой неком-

мерческое партнерство разработчиков  программного обеспечения. В настоя-

щее время РУССОФТ объединяет крупнейшие и наиболее влиятельные 

компнии-разработчики программного обеспечения  России, Украины и Бело-

руссии и объединяет около 80 компаний, работающих в области информаци-

онных технологий со штатом более 17000 высококвалифицированных со-

трудников [10]. Одна из таких компаний - компания Luxoft, включенная в 

рейтингThe Global Outsourcing 100, является признанным лидером на россий-

ском рынке производства и экспорта программного обеспечения. Ее офисы 

находятся в России, США, Канаде, Великобритании и Украине. Она по праву 

считается крупнейшим отечественным  разработчиком программного обеспе-

чения на заказ. Luxoff стала первой в  мире компанией, система управления

качеством которой прошла сертификацию на соответствие требованиям мо-14

делей SEI SW-CMM и SEI CMMI SW/SE 5 уровня одновременно. Компания

владеет центрами разработок в Москве, Дубне, Омске, Санкт-Петербурге,

Одессе, Днепропетровске и Ванкувере. Клиентами компании являются

Deutsche Bank, IBM, UBS, T-Mobile, Ping Identity и др. Количество сотруд-

ников – 4000, доход 2009 г. – 149 млн. долл.[10, 11]

Таким образом, мы убедились, что на фоне мирового финансово-

экономического кризиса произошло  повышение значимости IT-аутсорсинга  в 

IT-стратегиях российских компаний-заказчиков. В отличие от большинства 

западных стран, где основной движущей силой развития рынка IT- не зани-

маться непрофильным бизнесом и тем самым снять с компании связанных с

ним заботы, в России, по-прежнему, в основном прибегают к аутсорсингу 

из-за дефицита ресурсов и с целью  экономии. При этом параметры техноло-

гичности и качества могут оставаться без внимания. Это способствует появ-

лению на рынке компаний, оказывающих  дешевые, но некачественные услу-

ги. На российском рынке наиболее востребованными  является гибкость и 

мобильность IT-услуг – поэтому  в настоящее время преобладают  не фикси-

рованные контракты на 5 и более лет, а гибкие, учитывающие изменения в

потребностях клиентов. Российскому  рынку аутсорсинга свойственны  не-

прозрачность  и закрытость. Отсутствие знаний об успешных проектах при-

водит к тому, что многие заказчики  считают, что выводить IT-сервисы  на

аутсорсинг небезопасно. Однако законы рыночного выживания, заставляю-

щие компании добиваться эффективности  и конкурентоспособности за счет

снижения издержек, повышения качества продукции и услуг, доступа к  пере-

довым технологиям, неизбежно ведут  к трансформации подходов и измене-

нию рынка IT-аутсорсинга в сторону  потребления стандартизованных, типо-

вых сервисов, а в дальнейшем и  в сторону стратегического аутсорсинга.

2. Аутсорсинг бизнес-процессов

Аутсорсинг бизнес-процессов подразумевает  передачу другой органи-

зации каких-либо определенных процессов, которые не являются для компа-

нии ведущими в основной деятельности. На аутсорсинг могут быть переданы

управление персоналом, бухгалтерский  учет, логистика, маркетинг, реклама 

и др. За рубежом, в развитых странах, большое распространение получила

такая форма правового обеспечения  бизнеса, как юридический аутсорсинг. В 

российской экономике такая  форма обслуживания бизнеса появилась  относи-

тельно недавно, и рынок юридических  услуг в стране неуклонно растет. Но-

выми, нетрадиционными для российского  рынка аутсорсинговых услуг, ста-

ли архивный аутсорсинг, аутсорсинг печатных работ, появились аутсорсин-

говые компании в области экологии. Наиболее освоенными и востребован-15

ными направлениями рынка аутсорсинга бизнес-процессов являются произ-

водственный или промышленный аутсорсинг, финансовый и логистический.

Ниже мы проанализируем основные тенденции  развития и особенности для 

России этих форм аутсорсинга.

2.1. Производственный (промышленный) аутсорсинг. Промышлен-

ный аутсорсинг можно условно разделить  на два вида – аутсорсинг загото-

вок и комплектующих и аутсорсинг функций и операций по обеспечению 

производства продукции (уборка производственных помещений, внутриза-

водская логистика, ремонт оборудования).

Для изучения тенденций развития промышленного  аутсорсинга в России,

полезно проследить историю его  развития в мировой практике. В  мире этот

вид аутсорсинга гораздо более  развит, чем в России. По данным исследова-

ния Week Census on Manufacturing – 54,9% американских компаний исполь-

зуют аутсорсинг в производстве, и 43,8% в обслуживании оборудования [12].

Основной мотив перехода на аутсорсинг на Западе – необходимость скон-

центрировать ограниченные ресурсы  на основной деятельности и достичь  в 

ней преимуществ перед конкурентами за счет более низких издержек и/или

более эффективного производства. По данным опроса 29 директоров по про-

изводству крупных американских, австралийских  и европейских компаний,

проведенному исследовательской  компанией Plant Maintenance Resource Center, переход на аутсорсинг ими обосновывается стремлением увеличить про-

изводительность труда, уменьшить  затраты, сфокусироваться на основной

деятельности. Основные выгоды от перехода - быстрые сроки выполнения

работ и доступность необходимого оборудования.

В России условия для перехода на аутсорсинг отличаются в силу ря-

да причин. Во-первых, бизнес на Западе изначально развивался исходя из

рыночных соображений, которым  соответствуют и принципы организации 

производства. Во-вторых, правовая среда позволяет с первых контактов

устанавливать доверительные отношения. И, в-третьих, уровень развития по-

ставщиков такой, что в большинстве  случаев есть гарантия обеспечения  тре-

буемого качества услуг.

Традиции развития производства в России иные – практически все

процессы, отвечающие за производство продукции, включены в структуру 

компаний. Кратко охарактеризовать современное  состояние отечественной 

промышленности можно следующим  образом:

1) типичный принцип построения  российской производственной

компании - « натуральное хозяйство»: собственное производство заготовок 

(литейный и кузнечные цеха), свои ремонтные и транспортные  цеха, и т.д.; 16

2) усталость производственных фондов (производственные мощно-

сти изношены, низкий уровень загрузки, с трудом достигается требуемое ка-

чество);

3) ограниченные ресурсы (требуются  затраты на переоборудование,

отсутствуют возможности инвестирования в полный комплекс, поэтому воз-

никает необходимость выбора сфер инвестирования);

4) производственные компании готовы выделять заготовительные и

вспомогательные цеха и оставлять  в структуре компаний только ключевые

процессы и бизнесы.

Опыт успешного использования  аутсорсинга российскими компани-

ями позволяет выделить основные побуждающие  и сдерживающие факторы

перехода на промышленный аутсорсинг в России.

Побуждающие факторы:

1) Наличие периодически выполняемых  работ (ремонтные, техниче-

ское обслуживание зданий и оборудования). Основной мотив перехода -

возможность избавится от чрезмерных накладных расходов.

2) Изготовление простейших заготовок  (литые заготовки, неосновные 

элементы изделий). Пример - загруженные  на 10% мощности по производ-

ству простейших изделий на Волгоградском  тракторном заводе с приходом

новой команды менеджмента были проданы, как убыточные.

3) Наличие заготовок или операций, требующих специального оборудо-

вания.

4) Сезонные колебания спроса. Пример - сезонность спроса на моро-

женое. Летом среднемесячные продажи  поднимаются до 10 раз, поэтому в 

этот период крупные современные производители переводят на аутсорсинг

производство части продукции.

5) Подстраховка на случай поломки  оборудования. Некоторые компа-

нии используют аутсорсинг в небольших  объемах, даже если имеются соб-

ственные производственные мощности, чтобы в случае поломки собственно-

го оборудования можно было не останавливать  отгрузки товара, а переклю-

читься на производство на стороне. Аутсорсинг такого типа используется в 

случае, если собственное оборудование сильно изношено.

6) Аутсорсинг как бизнес-модель. Некоторые компании изначально

определяют, какое производство будут  осуществлять сторонние организации.

Пример - компания «Август», производящая женскую одежду под маркой

“OGGI”, самостоятельно производит разработку дизайна, конструкторскую 

подготовку, закупку материала и продажу одежды. Производство одежды

для них осуществляют около 30 компаний-субконтрактников[12].

Сдерживающие факторы:17

1) Неспособность посчитать полную  себестоимость. Зачастую реше-

ния принимаются в отсутствии экономической  проработки и не все факторы

учитываются при анализе ситуации, поскольку необходимо учитывать  пол-

ный набор затрат не только на производство, но и затраты на ремонт и об-

служивание оборудования, обогрев, электроэнергию и уборку мусора и  т.д.

2) Отсутствие надежных поставщиков. От компаний, которые ис-

пользуют аутсорсинг, требуется  мобилизация управленческих, организатор-

Информация о работе Анализ реальных экономических процессов