Анализ розничного таварооборота

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ розничного товарооборота на примере конкретного предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы розничного товарооборота в экономической литературе, а именно:
- понятие и сущность розничного товарооборота;
- классификацию розничного товарооборота;
- методику анализа розничного товарооборота.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Сущность и анализ розничного товарооборота
Сущность товарооборота предприятия……………………………7
Методика анализа розничного товарооборота по общему объёму и в ассортименте…………………………………………………………10
Анализ состава товарных запасов и товарооборачиваемости….14
Анализ товарооборота на примере ООО «Техно-ОПТ»
Характеристика предприятия ООО «Техно-ОПТ»………………18
Анализ динамики и структуры товарооборота……………………20
Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости……………28
Заключение………………………………………………………………….29
Литература………………………………………………………………….32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Анализ розничного товарооборота.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

     Введение…………………………………………………………………….3

  1. Сущность и анализ розничного товарооборота
    1. Сущность товарооборота предприятия……………………………7
    2. Методика анализа розничного товарооборота по общему объёму и в ассортименте…………………………………………………………10
    3. Анализ состава товарных запасов и товарооборачиваемости….14
  2. Анализ товарооборота на примере ООО «Техно-ОПТ»
    1. Характеристика предприятия ООО «Техно-ОПТ»………………18
    2. Анализ динамики и структуры товарооборота……………………20
    3. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости……………28

Заключение………………………………………………………………….29

Литература………………………………………………………………….32

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Товарооборот  относится  к  числу  важнейших  показателей  плана экономического  и  социального  развития. Он  оказывает  влияние,  как  на  производство, так  и  на  потребление.

В условиях укрепляющихся  рыночных отношений и повышения  насыщенности товарного рынка быстрыми темпами развивается сфера услуг  и, в первую очередь, торговля, основной задачей которой становится содействие производителю в быстрой реализации произведенной продукции и потребителю в наиболее полном и экономичном удовлетворении потребностей. Особое место в торговле занимает розничная торговля продовольственными товарами, спецификой которой является, с одной стороны устойчивый спрос и прямая связь с уровнем жизни населения, с другой стороны, существенная дифференциация ассортиментного ряда потребляемых продуктов с учетом разного уровня жизни и ментальности отдельных групп населения.

Экономическая значимость исследований в области  организации и экономики торговых предприятий определяется рядом причин. Во-первых, розничная торговля стала одной из важнейших отраслей экономики России, в ней в настоящее время создается 22% внутреннего валового продукта. Темпы роста розничной торговли остаются весьма высокими независимо от кризиса, охватившего практически весь мир: в 2008 г. темп роста оборота в розничной торговле составил 13%, в 2009 рост продолжался, хотя и несколько меньшими темпами [7]. В торговле занято 19,2% всех занятых в народном хозяйстве. Во-вторых, в условиях насыщенного рынка перед торговлей встают принципиально новые задачи, характерные для рынка покупателей. В связи с этим необходимо выбирать те формы торговли, которые позволяют наиболее полно учесть запросы разных категорий покупателей, обеспечивая их лояльность. В-третьих, при открытом рынке российская торговля сталкивается с зарубежными конкурентами, которые имеют более сильные финансовые позиции, включая инвестиционные возможности, и широкие навыки эффективных форм торговли, что значительно обостряет конкуренцию и требует от российских торговых организаций умения позиционировать на рынке торговую организацию в целом и отдельные группы товаров. В-четвертых, изменение экономических отношений торговых организаций с производителями и перевозчиками. Развитие разных форм взаимодействия оптовой и розничной торговли предполагает интенсивное развитие форм, организационных структур и структуры издержкоёмкости разных видов товаров, обеспечивающих эффективное функционирование торговых организаций.

Отмеченное  позволяет сделать вывод об актуальности исследования проблем повышения  эффективности торговых организаций, включая совершенствование информационного  обеспечения управления, развитие методов  и формирование новых методик  анализа их деятельности и организации системы внутреннего контроля, ориентированных на своевременное выявление и обеспечение методов мобилизации резервов роста эффективности торговли.

Становление отечественной  продовольственной сетевой розничной  торговли как динамично развивающегося сектора розничного ритейла  осложняется небольшим опытом функционирования, прежде всего, в регионах с высокой конкуренцией со стороны иностранных торговых сетей. Важнейшим условием дальнейшего успешного развития российских розничных торговых организаций является совершенствование анализа и внутреннего контроля товарооборота, как обобщающего показателя их деятельности, анализа издержкоемкости отдельных групп товаров и её оптимизации за счет выстраивания рациональных связей с поставщиками (логистики), оптимизации запасов и ускорения движения товаров, разработки рациональных методов направления клиентов и установления партнерских связей.

Для торговых сетей необходима методика анализа, учитывающая современные  изменения на рынке розничной  торговли продовольствием и обеспечивающая соблюдение интересов производителей, поставщиков продукции, ритейла и потребителей.

Целью данной работы является анализ розничного товарооборота  на примере конкретного предприятия.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть теоретические  основы розничного товарооборота  в экономической литературе, а  именно:

- понятие и сущность  розничного товарооборота;

- классификацию розничного  товарооборота;

- методику анализа  розничного товарооборота.

2. провести анализ  розничного товарооборота на  примере ООО «Техно-ОПТ»:

- анализ объема, динамики и структуры розничного товарооборота;

- анализ ритмичности и равномерности  розничного товарооборота;

- анализ товарных запасов;

-характеристика предприятия

Методологической  основой работы явилась специальная, периодическая литература по вопросам экономики, торговли и анализа торговых предприятий.

Объектом исследования является ООО «Техно-ОПТ».

Предметом исследования являются розничный товарооборот ООО «Техно-ОПТ»

Данная работа состоит из трех глав:

В теоретической части  дается понятие розничного товарооборота  предприятия, а также его классификация, принятая в экономике. В этой части  дается методика проведения анализа  розничного товарооборота.

Во второй главе в качестве примера рассматривается конкретное предприятие ООО «Техно-ОПТ» и анализируется розничный товарооборот за 3 конкретных месяца: август, сентябрь, октябрь.

В конце работы приводится заключение, кратко отражающее полученные результаты и выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность и анализ розничного товарооборота
    1. Сущность товарооборота предприятия

Основную массу  материальных благ, которые используются для личных нужд, население получает через торговлю. Количественная и  качественная характеристики товарной массы, которая переходит из сферы производства в сферу потребления, соответственно закону товарного оборота, находит свое отображение в показателях товарооборота.

В общем контексте  под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям - для дальнейшей переработки или продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую сущность товарооборота.

Значение товарооборота  необходимо рассматривать на уровне государства и на уровне конкретного  торгового предприятия (рис. 1)

Рис. 1 «Значение показателя товарооборота на уровне государства  и отдельного торгового предприятия»[1,51]

 

Объем и структура  товарооборота

 
             
 

На уровне государства

 

На уровне предприятия

 
     
         
 

Показатель  социально-экономического развития страны (региона)

 

Экономические предпосылки получения необходимого объема дохода и прибыли

 
     
         
 

Показатель  объема деятельности предприятия и  материализации покупных фондов населения

 

Фактор формирования ресурсного потенциала предприятия

 
     
         
 

Индикатор уровня жизни населения

     
       
         
 

Показатель  состояния  денежного оборота

     
       

 

На  государственном уровне значение показателя «объем и структура товарооборота» состоит в следующем:

1. Розничный  товарооборот является одним  из важных показателей социально-экономического  развития страны, который характеризует  заключительный этап движения товаров в сферу потребления. Именно через розничный товарооборот осуществляется изменение формы стоимости потребительских товаров, созданной в процессе производства. В результате возмещаются производственные затраты и создаются условия для дальнейшего развития производства.

2. Розничный товарооборот  характеризует объем займа покупных  фондов потребителей в виде  денежных доходов, которые получены  как оплата труда  и обмениваются  в розничной торговле на товары  соответственно спросу населения.

3. Розничный товарооборот  является одним из важных показателей  уровня жизни, материального и  культурного населения страны.

Для характеристики уровня жизни населения используется целая система аналитических  показателей, которые являются исходящими из объема товарооборота: объем потребления определенных видов продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечение населения товарами культурно-бытового назначения, соответствие потребления рациональным нормам и др.

4. Розничный  товарооборот в определенной мере влияет на состояние денежного оборота в государстве, стойкость национальной валюты.

Объем товарооборота  является основным валовым показателем  деятельности торгового предприятия, который характеризует результат  его деятельности что касается займа  покупных фондов потребителей. Именно реализация определенной массы товаров создает экономическое основание для получение определенного объема доходов и прибылей, то есть формирует предпосылки для реализации стратегических целей деятельности предприятия.[1,97]

Значение показателя «объем товарооборота» на уровне определенного  предприятия зависит от типа экономической  системы.

В  условиях рыночной экономики объем товарооборота  остается одним из главных показателей  деятельности торгового предприятия. Зато существенно изменяется его роль и функции. Ушло в прошлое тотальное планирование объемов товарооборота отдельных торговых предприятий и объединений высшими управленческими органами отраслевого управления; использование объема товарооборота и степени выполнение плана в качестве основного показателя премирование трудовых коллективов отрасли. Объем товарооборота потерял свое значение главного базового показателя, который играет определяющую роль по сравнению с другими показателями деятельности   предприятия.

В условиях рыночной экономики плановый объем товарооборота формируется на уровне самого предприятия. Его объем определяется, исходя из необходимого объема прибыли на рыночной позиции предприятия. Проделанный таким образом план товарооборота является основным регулирующим фактором формирования ресурсного потенциала предприятия. Объем и структура товарооборота определяет требования к объему, составу и эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятия.

Тотальное планирование объемов товарооборота изменилось экономическим регулированием на базе проведения многовариантных, оптимизационных и имитационных расчетов, с учетом влияния внутренней и внешней среды на объем и структуру товарооборота.

Анализ товарооборота  и контроль за достижением разработанных планов выступает не только в качестве инструмента оценивания деятельности персонала предприятия, в начале - для принятия необходимых мер по корректировке товарной стратегии предприятия, его ассортиментной, ценовой, маркетинговой политике, политике закупки и др.

    1. Методика анализа розничного товарооборота по общему объёму и в ассортименте

Розничный товарооборот состоит из следующих показателей: оборот по продаже, товарные запасы на начало и конец периода, поступление  товаров. Главным и определяющим является реализация товаров. От её величины зависят суммы поступления товаров, необходимых товарных запасов.[9,84]

Все показатели товарооборота находятся в балансовой увязке. Так, запасы на начало (З1) + поступление = реализация (Р) + запасы на конец (З2). Исходя из этого баланса, можно рассчитать любой из показателей товарооборота.

В процессе торговли возникает необходимость снизить  цены на товары, если спрос на них  по разным причинам сократился (изменилась мода, конкуренты продают этот товар  по более низким ценам). По некоторым товарам при их перевозке, хранения и продаже имеется убыль. Поэтому для составления баланса товарооборота учитывается так называемое выбытие товаров (В), т.е. товар не продан, но его ресурсы уменьшились. Следовательно, баланс товарооборота принимает следующий вид:

З1 + П = Р + В + З2

Эта взаимосвязь  между показателями учитывается  при анализе и планировании розничного товарооборота.

Анализ розничного товарооборота производится в каждом магазине, торговом предприятии и  потребительском обществе. Цель такого анализа – выявить резервы развития товарооборота, увеличения своей доли на потребительском рынке в условиях свободной конкуренции.

Информация о работе Анализ розничного таварооборота