Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:29, курсовая работа
Целью данной работы является анализ розничного товарооборота на примере конкретного предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть теоретические основы розничного товарооборота в экономической литературе, а именно:
- понятие и сущность розничного товарооборота;
- классификацию розничного товарооборота;
- методику анализа розничного товарооборота.
Введение…………………………………………………………………….3
Сущность и анализ розничного товарооборота
Сущность товарооборота предприятия……………………………7
Методика анализа розничного товарооборота по общему объёму и в ассортименте…………………………………………………………10
Анализ состава товарных запасов и товарооборачиваемости….14
Анализ товарооборота на примере ООО «Техно-ОПТ»
Характеристика предприятия ООО «Техно-ОПТ»………………18
Анализ динамики и структуры товарооборота……………………20
Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости……………28
Заключение………………………………………………………………….29
Литература………………………………………………………………….32
Исходя из этой цели, можно выделить следующие основные задачи анализа, которые конкретизируются на каждом предприятии:
Конкретная схема анализа разрабатывается на каждом предприятии исходя из поставленной цели и наличия информации.
В магазине для
анализа показателей
В потребительском обществе анализ товарооборота производится на основе данных отчётности, конъюнктурных информаций, изучения состояния торговли в отдельных магазинах, различных материалов нормативного характера, установленных в кооперативе плановых показателей.
Основой для изучения товарооборота служат аналитические показатели: относительные величины динамики товарооборота (проценты роста и прироста), удельные веса отдельных секторов торговли, доля отдельных групп товаров в общей сумме товарооборота, сумма оборота на 1 м.кв. торговой площади, уровень запасов товаров в днях, оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы и др.
Для проведения аналитической работы разрабатывают макеты аналитических таблиц. Они содержат необходимые фактические данные за ряд периодов, различные расчётные показатели и относительные величины аналитического характера.
Анализ общего объёма розничного товарооборота
Для изучения общего
объёма товарооборота необходимо рассчитывать
следующие аналитические
Для расчёта
степени выполнения ранее установленного
плана товарооборота
При анализе
товарооборота за год важно его
дополнить изучением суммы
В процессе анализа рассчитывается удельные веса отдельных кварталов в годовом и каждого месяца в квартальном товарообороте.
Анализ розничного товарооборота по товарным группам
Для обоснованной
оценки конкурентоспособности
Для изучения товарооборота в ассортименте рассчитывается ряд аналитических показателей.
Во-первых, устанавливается динамика реализации основных групп товаров в фактических и сопоставимых ценах. Для этой цели нужно использовать информацию об индексе розничных цен по товарным группам, так как цены изменяются не в одинаковом размере на отдельные товары.
Во-вторых, по отдельным товарам при наличии данных об объёме их реализации устанавливаются средние цены. Сопоставление розничных цен на товары, реализуемые разными торговыми предприятиями, позволяет выявить их конкурентоспособность, внести коррективы в ценовую стратегию, направленную на повышение своей доли на рынке отдельных товаров.
В-третьих, определяется доля кооператива в обороте по реализации основных групп товаров по региону в целом.
В-четвёртых, рассчитывается удельный вес оборота по продаже отдельных товаров в общей сумме товарооборота за ряд лет.
Сопоставление этих показателей за ряд лет позволяет выявить происходящие тенденции в изменении спроса и учитывать их в своей коммерческой работе по организации закупок отдельных товаров.
В-пятых, рассчитываются коэффициенты эластичности оборота по реализации отдельных групп товаров.
Под эластичностью оборота по продаже отдельных товаров понимается относительное их изменение под влиянием денежных доходов населения, цены, объёма и структуры товарного предложения.
При изменении денежных доходов
размеры покупок населением различных
предметов потребления
Для осуществления непрерывного процесса торговли необходимы определённые запасы товаров. Они должны постоянно находиться на рынке, т.е. на складах производственных предприятий, на оптовых базах и в розничной торговой сети.
В запасах товаров вложена
значительная сумма оборотного капитала.
Поэтому для повышения
Резкое уменьшение товарных запасов не даёт возможности торговому предприятию оперативно реагировать на изменения спроса. В рыночных условиях отдельные предприниматели могут извлечь из создавшегося положения (наличия неудовлетворительного спроса) выгоду путём повышения цены. Однако, как правило, недостаток запасов влечёт за собой снижение суммы реализации товаров, «потерю» покупателей и влияет на конкурентоспособность торгового предприятия.
Чрезмерные запасы влияют на качество товаров, требуют для их скорейшей реализации снижения цен. Они отвлекают дополнительные оборотные средства, замедляя их оборачиваемость, увеличивают расходы по оплате процентов за кредиты. В итоге ухудшается платёжеспособность и финансовое состояние потребительского общества.
Следовательно, одна из сложных
задач экономической и
Для характеристики состояния товарных запасов используются следующие показатели:
В рыночной экономике значимость этих показателей возрастает. Они свидетельствуют о степени конкурентоспособности торговых предприятий. Те из тех, которые научились вести торговлю с наименьшим капиталом, как правило, имеют меньший уровень издержек обращения и более высокую рентабельность. Такое положение позволяет им, чтобы «завоевать» покупателя, снижать цены, увеличивать расходы на рекламу и осуществлять другие меры для повышения качества торгового обслуживания.
Отсюда вытекает цель анализа – выявить состояние товарных запасов и резервы их нормализации, направленные на ускорение оборачиваемости капитала и повышение конкурентоспособности торгового предприятия. Такой анализ проводится в целом по кооперативу, магазинам и отдельным товарным группам.
В процессе анализа товарных запасов и оборачиваемости капитала производится сопоставление фактических показателей за отчётный период с прошлыми периодами, а также с расчётными величинами, которые были ранее намечены.
Объём товарооборота торгового предприятия [9,105]
Относительно
крупные по размеру товарооборота
магазины, как правило, осуществляют
торговое дело с меньшим уровнем
запасов. Это объясняется тем, что
они имеют возможность более
часто производить завоз
Для каждого магазина и предпринимателя важно значение имеет анализ текущих запасов по отдельным товарным группа. При этом для своевременного принятия мер по закупке недостающих товаров следует постоянно сравнивать наличие запасов с намеченными расчётными (нормативными) показателями. Если запасы оказались меньше необходимой величины для нормальной торговли широким ассортиментом товаров, то это является сигналом для срочной их закупки. В случае их оседания следует сократить их завоз. Такой повседневный контроль позволит магазину поддержать запасы на необходимом уровне, т.е. вести торговое дело расчётливо и прибыльно.[9,105]
Торговое предприятие ООО «Техно-ОПТ» работает на потребительском рынке с 18 ноября 2008 года. Сфера его деятельности – розничная и оптовая торговля электробытовыми товарами. Эти товары реализуются как для населения города и области, так для организаций и предприятий.
Организационно-правовая форма предприятия - ООО, то есть оно действует на рынке как самостоятельный хозяйствующий субъект, имеющий собственную материально-техническую базу, финансовые активы, расчетный счет в банке, квалифицированный персонал и т.д. Все работники данного предприятия являются наёмными работниками, в том числе и генеральный директор.
Предприятие работает 2 года, за это время наблюдается рост товарооборота, это свидетельствует о правильном выборе стратегии и тактики развития своего бизнеса, о профессиональном принятии управленческих решений, умений работать с персоналом.
Согласно
Уставу организации предметом
На сегодняшний день на предприятии, помимо работодателя, работает 15 чел., из них: