Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 19:18, курсовая работа
Переход России к рыночной экономике породил большое количество проблем. Жилищная проблема - одна из самых значительных в их числе. В ней переплетаются важные социально-экономические взаимосвязи. Поэтому в каком-то смысле её было бы правильным назвать узловым пунктом экономических реформ, во всяком случае, в среднесрочной перспективе.
Введение………………………………………………………………….2-3
Глава 1. Российский рынок жилья.
Сущность рынка жилья…………………………………………..4-5
Специфические признаки рынка жилья и его структура……....5-6
Состояние рынка жилья…………………………………………..6-8
Механизм регулирования жилищного рынка. Жилищная и инвестиционная политика России…………………………………..9-18
Глава 2. Анализ рынка в современной России.
2.1. Оценка эффективности функционирования рынка жилья………..18
2.2.Доступное жилье в современной России……………………………26
2.2.1. Исходные данные………………………………………………..27
2.2.2. Краткая история развития рынка………………………………27-30
2.2.3. Программа ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы……………...30-35
Заключение………………………………………………………………..36
Список литературы……………
наличие государственной поддержки;
o внебюджетные – муниципальные облигационные займы, долевое строительство по схеме дольщик –банк – застройщик.
2. По способу организации: долевое строительство, система стройсбережений и выпуск ценных муниципальных бумаг.
3.
По степени охвата
o для населения с высокими доходами (долевое строительство по схеме дольщик – банк – застройщик);
o
для населения с низкими
долевое строительство, ЖСК и т.д.).
У нас в настоящее время отсутствуют организационные формы работы предприятий жилищного домостроения для граждан со средним и низким достатком.
Жилье строится в основном для тех, кто единовременно может оплатить расходы на строительство. А доля таких людей в настоящее время невелика. Отсутствие достаточных финансовых ресурсов относительно слабое развитие ипотеки и одновременно рост жилищных потребностей диктуют необходимость реконструкции жилья.
В рыночной экономике совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих тому или иному региону, привлекающих или отталкивающих инвесторов, принято называть инвестиционным климатом.
В России, к сожалению, до сих пор отсутствует система оценки инвестиционного климата страны и ее отдельных регионов. Необходимы очень серьезные изменения в инвестиционной политике.
Эффективность регулирования инвестиционного процесса в значительной степени зависит от совокупности воздействия социально-экономических факторов.
На уровне регионов должны быть разработаны такие регулирующие меры, которые позволили бы вести строительство жилья в массовом порядке. В этой связи региональные органы власти и управления по вопросам жилищного строительства принимают самостоятельные правовые акты, позволяющие не только продолжать жилищное строительство, но и использовать новые формы для поисков его дополнительного финансирования.
Стратегической целью государственной жилищной политики в России является:
· создание рынка доступного и комфортного жилья, удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения;
· создание механизмов участия государства в поддержке развития и функционирования этого рынка;
· обеспечение доступа на жилищный рынок различных групп населения, нуждающихся в такой поддержке;
· включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания граждан России в число приоритетных национальных проектов.
На сегодняшний день ситуация в жилищной сфере:
· создана институциональная база рынка жилья: более 70% жилья находится в частной собственности; более 90% строительных организаций являются частными компаниями;
· существенно увеличился объем индивидуального жилищного строительства, его доля в общем объеме жилья составила 45%.
Вместе с тем, несмотря на положительные тенденции:
· в очереди на улучшение жилищных условий стоят около 5 млн. семей;
· среднее время ожидания в очереди 15-20 лет;
· 2/3 россиян не удовлетворены жилищными условиями.
В настоящее время сформирована законодательная база в жилищной сфере. Созданы правовые условия для:
· развития механизма долгосрочного жилищного кредитования;
· увеличения объемов жилищного строительства;
· повышения эффективности функционирования рынка жилья.
Целью государственной жилищной политики является формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания граждан России.
Для достижения поставленной цели деятельность всех ветвей власти должна быть сконцентрирована на решении следующих основных задач:
· увеличение объемов строительства жилья и необходимой коммунальной инфраструктуры, развитие финансово-кредитных механизмов;
· приведение существующего жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствие со стандартами качества;
· обеспечение доступа населения к потреблению жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом и социальными стандартами.
Главным организационно-финансовым механизмом проекта является федеральная целевая программа «Жилище». Важной особенностью новой Программы является ее сбалансированность с точки зрения федеральной поддержки и стимулирования спроса и предложения на рынке жилья. Основной целью программы является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, комфортные условия проживания.
Для достижения этой цели основные задачи Программы, которые необходимо решить в рамках ее реализации до 2010 года. Решение указанных задач будет обеспечено путем реализации комплекса нормативно-правовых, организационных и финансовых мер и мероприятий, предусматривающих четыре основные направления:
· развитие жилищного строительства;
· совершенствование жилищно-коммунального комплекса;
· предоставление социального жилья и исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
· развитие ипотечного жилищного кредитования населения.
Совершенствование коммунальной инфраструктуры –цель – повышение качества и надежности предоставления коммунальных услуг населению, улучшение экологической ситуации в регионах, создание устойчивых и эффективных механизмов привлечения частных инвестиций для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Для создания благоприятных условий привлечения средств частных инвесторов предусмотрено создание в 2007 году фонда, который оказывает поддержку муниципальным и коммунальным предприятиям в осуществлении заимствований для целей модернизации и развития коммунальной инфраструктуры. Уставный фонд данной организации будет создан за счет средств федерального бюджета в размере 1 млрд. рублей с возможным увеличением за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов частных инвесторов и международных финансовых организаций.
В рамках программы будут осуществлены мероприятия по реализации Концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России. Наиболее важными являются: разработка, и принятие нормативных правовых документов в части регулирования рынка ипотечных ценных бумаг, привлечения средств пенсионных фондов и страховых компаний на рынок ипотечных ценных бумаг, страхования ипотечных кредитов, жилищно-накопительных кооперативов, защиты прав.
Итогами реализации проекта являются следующие результаты:
· увеличение объемов жилищного строительства;
· увеличение объемов выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов,
· снижение среднего времени нахождения в очереди до 7 лет;
· увеличение доли семей, которым доступно приобретение жилья.
Государственная поддержка развития рынка доступного жилья осуществляется не только за счет бюджетных ассигнований, но и путем совершенствования нормативной правовой и методической базы.
Глава 2. Анализ рынка жилья в России.