Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:50, курсовая работа
Цель исследования: выявить эмпирически наблюдаемые закономерности интеграционного процесса России и Беларуси и на этой основе протестировать основные теоретические положения по интеграции, на базе системного макроэкономического анализа конкретизировать причины, тормозящие интеграционное взаимодействие, а также определить и обосновать направления эффективного межстранового сотрудничества в условиях глобализации и выхода на мировые рынки.
Достижение цели исследования предопределило постановку следующих основных задач:
· анализ теоретических основ интеграционных процессов;
· макроэкономический анализ России и Беларуси в условиях усиления интеграционного взаимодействия;
Введение 3
1. Особенности интеграционных процессов в мировой экономике на современном этапе. 7
2. Предложения по развитию российско-белорусской интеграции. 14
Заключение 19
Список используемой литературы: 24
Наряду с интернационализацией производства и капитала, особенностью современного уровня развития интеграции становится появление новых субъектов рыночных отношений (международных и региональных организаций, МНК и ТНК и др.).
При столь высоком политическом и экономическом значении транснациональных корпораций будет увеличиваться влияние индустриально развитых стран на большую часть мировых регионов. Целью внешней политики государств, стремящихся к усилению мирового влияния становится забота о превращении ведущих отечественных корпораций в транснациональные. Создание российских транснациональных компаний в дальнем зарубежье и СНГ представляется экономически важной и политически актуальной задачей.
Основные факторы интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Интеграция на постсоветском пространстве принципиально отличается от европейской интеграции по целому ряду признаков. Как отмечают многие специалисты, если европейская интеграция не имела до образования ЕС никакой ясной модели в прошлом, то постсоветская «по определению» имеет такую модель – СССР, в которой степень интеграции была чрезвычайно высокой, поскольку Советский Союз был единым государством1.
Если говорить об основных факторах интеграции на постсоветском пространстве, стоит отметить:
· разделение труда, структуру которого невозможно было изменить за короткий промежуток времени;
· длительное совместное проживание в пределах одного государства, создавшее тесную связь в разнообразных областях;
· наличие технологической взаимозависимости и единых технических норм.
Помимо объективных экономических факторов, способствующих развитию эффективной экономической интеграции постсоветского пространства, также имеют место факторы политического и этнического характера, препятствующих интеграции, среди которых:
· негативное отношение к интеграции на постсоветском пространстве со стороны политических элит ряда стран Содружества из-за центрального места России в интеграционных процессах2;
· наличие альтернативных центров интеграции (ЕС, Китай);
· отсутствие опыта согласования
экономических интересов
· неготовность к компромиссам и издержкам, с которыми связан интеграционный процесс.
Реализация интеграционных тенденций на практике уже дала положительные результаты. В среднем ВВП по СНГ в 2011 г. составил 3385,2 млрд. долл. по сравнению с 1353,8 млрд. долл. в 1999 г. Несколько выросла роль государств Содружества в динамично растущей мировой экономике.
Тем не менее, статистические данные по внешней торговле СНГ свидетельствуют о преобладании в целом дезинтеграционных тенденций в последние годы (табл. 1).
Таблица 1
Внешняя торговля стран СНГ
2011 |
Справочно 2000 | ||||
Товарооборот всего, млн. долл. |
Доля стран СНГ в товарообороте страны,% |
Доля РФ в то- варообороте страны, % |
Доля стран СНГ в товаро- обороте стра- ны,% |
Доля РФ в то- варообороте страны, % | |
Азербайджан |
27960,8 |
19,6 |
11,0 |
20,9 |
11,9 |
Армения |
4790,1 |
30,8 |
20,8 |
20,8 |
15,3 |
Беларусь |
60094,1 |
79,2 |
64,2 |
65,5 |
58,3 |
Казахстан |
88976,6 |
36,6 |
22,2 |
36,6 |
30,3 |
Кыргыстан |
4982,9 |
63,9 |
29,2 |
48,3 |
18,5 |
Молдова |
5396,8 |
48,8 |
36,2 |
42,9 |
26,4 |
Россия |
625689,3 |
19,6 |
18,6 |
||
Таджикистан |
3851,6 |
52,2 |
21,0 |
64,0 |
24,9 |
Украина |
112170,5 |
56,5 |
45,1 |
43,9 |
32,7 |
Источник: База данных «Статистика СНГ» http://www.cisstat.com/0base/
За последние годы внешняя торговля стран СНГ со странами вне СНГ развивалась быстрее, чем внутри региона.
Однако экономическую интеграцию характеризуют не только потоки товаров и капитала между странами, но и организация хозяйственной жизни на общих принципах, создание условий для совместной деятельности стран-участниц интеграционной группировки.
Здесь можно выделить два основных направления сотрудничества.
Во-первых, концентрация государств на формировании общей институциональной среды, обеспечивающей ликвидацию барьеров на пути товаров, услуг и факторов производства, а также (при необходимости) гармонизация законодательства и совместное микро- и макроэкономическое регулирование.
Во-вторых, концентрация усилий стран не на интеграции «в целом», а на реализации проектов совместными усилиями государств и бизнес-структур. Преимущество первого направления – в более широком масштабе интеграции, второго – в снижении издержек согласования решений и концентрации ресурсов на действительно значимых направлениях. Постсоветская интеграция может быть эффективной лишь в случае сочетания обоих направлений.
В настоящее время, в связи с созданием Таможенного союза, формируются обстоятельства, при которых складывается иной сценарий. Вырисовывается третий сценарий развития, основанный на возможностях, создаваемых Таможенным союзом.
Если первый сценарий
предполагал независимое
При прогнозировании перспектив развития экономических отношений между странами должны учитываться, прежде всего, анализ макроэкономического состояния и тенденции развития стран-участниц интеграционного объединения, которые более полно и объективно отражают причины и дальнейшие перспективы такой интеграции. Таким образом, анализ таких факторов как структура экономики, торговые отношения, инвестиции, кооперация производств и миграция3 позволят объективно оценить настоящее и дать оценку будущему Союзного государства России и Беларуси.
Важнейшим фактором интеграционных процессов России и Беларуси является взаимодополняемость структур их экономик. В отраслевой структуре и России, и Беларуси промышленность занимает основное место – 23,1 и 26,8% соответственно.
При этом особо значимо соотношение добывающей и обрабатывающей отраслей в промышленности России и Беларуси (табл. 2). Отсутствие сколько-нибудь масштабных запасов полезных ископаемых в Беларуси (за исключением сырья для калийных удобрений) и близость к Европе предопределило ей роль «сборочного цеха» в СССР, в республике была создана мощная обрабатывающая база. Необходимо отметить, что ресурс этой базы уже почти исчерпал себя, обрабатывающая промышленность требует серьезной модернизации основных фондов, однако квалифицированный персонал и научная база еще достаточно крепки. Россия же по-прежнему является источником ресурсов, причем не только в виде полезных ископаемых, но и научных.
Таблица 2
Структура промышленности в 2011 г.,
в % к итогу
Промышленность |
Россия |
Беларусь |
Добывающая |
39 |
1 |
Обрабатывающая |
61 |
99 |
Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь http://belstat.gov.by,
Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru
Кроме этого, белорусская экономическая модель переживает в последнее время не самые лучшие времена, страна оказалась в глубоком экономическом и валютном кризисе, уровень жизни населения значительно упал, стране необходимы инвестиции. В связи с этим, Россия имеет возможность принять участие в приватизации. Таким образом, объединение возможностей двух стран может принести значительную выгоду обеим сторонам.
Другим важнейшим фактором интеграции России и Беларуси являются торговые отношения, формирующиеся на начальных ступенях интеграции. Россия – главный торговый партнер Беларуси, на ее долю в 2011 г. приходилось 45,2% внешнеторгового оборота республики. Доля Беларуси в общем объеме внешней торговли Российской Федерации в 2011 г. по данным ФТС России составила 4,7%. Среди всех стран, с которыми торгует Российская Федерация, Беларусь заняла 6 место.
Структура взаимной торговли свидетельствует о тесной взаимосвязи экономик России и Беларуси. Это наглядно демонстрируют данные таблицы 3.
Таблица 3
Товарная структура торговли Беларуси с Россией
Экспорт |
Импорт | ||||||||
Товарные группы |
2008 |
2011 |
Товарные группы |
2008 |
2011 | ||||
РБ – всего, млн. долл. |
Доля РФ, % |
РБ - всего, млн. долл. |
Доля РФ, % |
РБ – всего, млн. долл. |
Доля РФ, % |
РБ - всего, млн. долл. |
Доля РФ, % | ||
Всего, в т.ч. |
32902,2 |
32,2 |
40294 |
34,0 |
Всего, в т.ч. |
39482,9 |
59,8 |
45747,1 |
54,5 |
Машины, оборудо- вание, транспорт- ные средства |
2920,1 |
75,6 |
7307,2 |
72,7 |
Топливно- энергетические товары |
13983,4 |
99,2 |
18736,4 |
88 |
Продовольственные товары |
2236,8 |
82,2 |
3885,9 |
83,6 |
Металлы и из- делия из них |
4860,6 |
63,8 |
4591,7 |
62,7 |
Продукция химиче- ской промышлен- ности |
5821,8 |
15,8 |
8145,9 |
16,8 |
Машины, обо- рудование, транспортные средства |
6863,4 |
26,9 |
10564,9 |
18,2 |
Текстиль и изделия из него |
1344,6 |
63,2 |
1600,5 |
66,8 |
Продукция хи- мической про- мышленности |
4436,9 |
40 |
5112,6 |
33,7 |
Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь http://belstat.gov.by
Многие виды продукции, производимые в Беларуси, предназначены почти исключительно для российского рынка. Рассматривая структуру торговли, можно сделать вывод, что в Россию из Беларуси экспортируются в основном машины, оборудование, транспортные средства и продовольствие. Крупнейшие белорусские предприятия – МАЗ, БелАЗ, МТЗ и др. – большую часть своей продукции поставляют в Россию.
Естественно, что более полная реализация взаимных экспортных возможностей России и Беларуси напрямую связана с перспективой модернизации белорусской промышленности и активного участия российского капитала в приватизации белорусских предприятий. Существующий в Беларуси инвестиционный климат (административные барьеры, высокая стоимость регистрации предприятий и сложность с их открытием, большие налоги), как правило, не привлекает потенциальных российских и иностранных инвесторов. При этом индекс business doing, который отражает возможности развития частного бизнеса в странах мира на основе их экономических и социальных индикаторов, в Беларуси лучше, чем в России. По этому индексу страны ранжируются по благоприятствию ведения бизнеса с 1 до 183 места, первое место - наиболее высокое. По этому индексу России соответствует 120 место (данные на 20011 год), а Беларуси – 70.4
Следующим фактором, способствующим интеграции, является инвестиционная деятельность, которая актуальна и интересна как Беларуси, так и России.
По данным Национального статистического комитета, в 2010 г. Поступления иностранных инвестиций в реальный сектор экономики Республики Беларусь составили 9085,5 млн. долл. (по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. объем инвестиций снизился на 2,3%).
В то же время по оценкам Всемирного Банка Беларусь не привлекательна для иностранных инвесторов по ряду причин. В первую очередь, это – налогообложение.
Негативно отражается на инвестиционном климате и нестабильность белорусского законодательства, особенно на уровне ведомственного нормотворчества. Беларусь, несмотря на все усилия, по-прежнему проигрывает в конкурентной борьбе за инвестиции соседям по региону – и прежде всего России и Украине. Зарубежные инвесторы сравнивают условия в регионах и в определенных сегментах экономики, и по многим параметрам белорусская экономика остается непривлекательной для них.
Фактор кооперации производств. Немаловажную роль в эффективном сотрудничестве
России и Беларуси играет взаимодополняемость
производств, которая основывается в первую
очередь на экономически выгодном производственно-