Анализ современных интеграционных процессов экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить эмпирически наблюдаемые закономерности интеграционного процесса России и Беларуси и на этой основе протестировать основные теоретические положения по интеграции, на базе системного макроэкономического анализа конкретизировать причины, тормозящие интеграционное взаимодействие, а также определить и обосновать направления эффективного межстранового сотрудничества в условиях глобализации и выхода на мировые рынки.
Достижение цели исследования предопределило постановку следующих основных задач:
· анализ теоретических основ интеграционных процессов;
· макроэкономический анализ России и Беларуси в условиях усиления интеграционного взаимодействия;

Содержание

Введение 3
1. Особенности интеграционных процессов в мировой экономике на современном этапе. 7
2. Предложения по развитию российско-белорусской интеграции. 14
Заключение 19
Список используемой литературы: 24

Вложенные файлы: 1 файл

Винокурову Курсач.doc

— 671.00 Кб (Скачать файл)

На базе проведенного анализа внешней торговли России и Беларуси разработан прогноз ее развития на 2012-2014 гг. по основным 11 товарным группам. За базу взяты товары (26 наименований) по балансам спроса и предложения Союзного государства, определены их доли в экспорте/импорте товарных групп. По каждому из товаров найдены соответствующие товары-представители по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В основу прогноза заложены тенденции, уверенно обозначившиеся за 9 месяцев текущего года, в частности ускоренный восстановительный рост взаимной торговли России и Беларуси. В 2012 г. темп роста незначителен, во-первых, из-за разразившегося валютного кризиса в Беларуси в 2011г., во-вторых, вследствие исчерпания эффекта базы, действующего в 2011 г. При этом, на наш взгляд, тенденции во взаимной торговле между двумя странами будут определяться позитивными трендами, проявившимися в 2011 г., которые будут компенсировать сложности, возникшие в результате кризисных явлений в белорусской экономике.

В целом структура внешней торговли России с Беларусью существенно не изменится. Наряду с продукцией топливно-энергетического комплекса (примерно 64% от общего объема российского экспорта в Беларусь) основными экспортными товарными позициями будут, металлы и изделия из них, машины и оборудование, продукция химической промышленности. Основу импорта составят продовольственные товары, машины и оборудование, продукция химической промышленности, металлы и изделия из них.

Таким образом, на фоне расширения взаимной торговли для Беларуси существует реальная возможность усиления позиций в тех несырьевых товарных нишах российского рынка, в которых она по-прежнему сохраняет относительно высокую конкурентоспособность. Среди наиболее перспективных рынков можно выделить: рынки энергетического оборудования, транспортного и сельхозмашиностроения, композиционных материалов и сплавов, режущего инструмента, строительных материалов, электронных компонентов, лазерных технологий, оптико-волоконного оборудования, средств железнодорожного транспорта. Наряду с развитием товарного экспорта следует активизировать обмен современными технологиями, инновационными разработками, объектами интеллектуальной собственности, продвижение продукции, разработанной в рамках реализации союзных программ, на рынки России, Беларуси и третьих стран.

При условии модернизации материально-технической базы перерабатывающих предприятий Беларусь может остаться заметным поставщиком продовольственных товаров в Россию.

Кроме продовольственной  продукции, перспективным направлением для расширения белорусского экспорта могут стать товары народного потребления. По данным Минпрома России, доля российской продукции легкой промышленности на внутреннем рынке составляет сегодня всего 19% (по одежде около 18%). Учитывая, что объем розничной торговли российскими товарами легкой промышленности формируется на фоне сокращения объемов отечественного производства и увеличения зарубежных поставок аналогичных товаров, роль импорта из Беларуси в насыщении российского рынка одеждой, обувью и другими товарами легкой промышленности в ближайшие время будет велика.

 

Заключение

 

Анализ экономического развития стран и их сотрудничества, а также выявление основных противоречий во взаимоотношениях между ними позволил сделать следующие выводы:

1. На современном этапе экономическая интеграция достигла глобальных масштабов, что предопределяет успешность развития национальных экономик. Под глобальной экономикой имеется в виду экономическая система, в рамках которой деятельность компаний и финансовых учреждений выходит за пределы национальных границ и приобретает транснациональный характер. Однако в этом случае элементы производственного процесса и товары перестают быть объектами национальной собственности, а государство – отдельным экономическим субъектом, принимающим самостоятельно решения для достижения национальных целей.

2. Процесс интеграции  предполагает расширение процессов  либерализации в отношениях между государствами, создание формальных основ интеграции в связи с тем, что в данном процессе наибольшее внимание уделяется изменению институциональных структур национальных экономик, созданию наиболее благоприятных условий для развития международной торговли и производства. Стоит учитывать, что интеграционные процессы находятся в состоянии развития, поэтому как содержание международных отношений, так и их формы и функции постоянно дополняются.

3. Изучение интеграционных  процессов на постсоветском пространстве  и в рамках Союзного государство основывается на достаточно объемной и содержательной теоретической базе, наработанной за последнее столетие. В теории экономической интеграции выделяется ряд направлений: неолиберализм, корпорационализм, структурализм, неокейнсианство, дирижизм. Рассматривать эти подходы следует как эволюцию взглядов на проблему межрегиональных взаимодействий.

4. В зависимости от  взглядов и политических интересов  политические элиты поддерживают интеграционные или дезинтеграционные процессы. Часто интеграция воспринимается как условие выживания или успеха. Порой делается ставка на дезинтеграцию, когда элиты стремятся удовлетворить свои собственные амбиции. В любом случае, именно воля элит часто является определяющей в выборе той или иной стратегии развития.

5. Немаловажное значение  для функционирования Союзного  государства имеет интеграция на постсоветском пространстве. Конкурентным преимуществом стран СНГ является: опыт сосуществования и сотрудничества в рамках одного государства, взаимопроникновение культур, взаимозависимость экономик и единые транспортные коридоры. Государства постсоветского пространства имеют определенные преимущества в процессе интеграции. Они обусловлены тем, что страны Европы уже прошли значительную часть пути в этом направлении и теперь страны СНГ могут использовать этот опыт и осуществлять интеграцию значительно быстрее.

6. Можно выделить два основных направления сотрудничества между странами в организации хозяйственной жизни, создании условий для совместной деятельности стран-участниц интеграционной группировки. Во-первых, концентрация государств на формировании общей институциональной среды, обеспечивающей ликвидацию барьеров на пути товаров, услуг и факторов производства, а также (при необходимости) гармонизация законодательства и совместное микро- и макроэкономическое регулирование. Во-вторых, концентрация усилий стран не на интеграции «в целом», а на реализации совместными усилиями государств и бизнес-структур конкретных проектов. Преимущество первого направления – в более широком масштабе интеграции, второго – в снижении издержек согласования решений и концентрации ресурсов на действительно значимых направлениях. Постсоветская интеграция может быть эффективной лишь в случае сочетания обоих направлений.

7. Развитию эффективной  экономической интеграции постсоветского пространства противодействуют экономические и политические факторы, имеющие объективные и субъективные причины.

Среди экономических  факторов выделяются следующие:

· разная степень развития рыночных отношений в национальных экономиках;

· деформация воспроизводственного процесса;

· регионализация экономического пространства Содружества;

· потеря прежней взаимодополняемости  промышленных комплексов стран СНГ;

· различия в ресурсной  обеспеченности постсоветских стран;

· различие стратегий  экономического развития, выбранных  постсоветскими странами.

Политические и этнические факторы:

· негативное отношение  к интеграции на постсоветском пространстве со стороны политических элит ряда стран Содружества, из-за центрального места России в интеграционных процессах;

· наличие альтернативных центров интеграции (ЕС, Китай);

· отсутствие опыта согласования экономических интересов интегрирующихся сторон;

· неготовность к компромиссам и издержкам, с которыми связан интеграционный процесс.

8. Интеграционные процессы  России и Беларуси, рассмотренные  через призму закономерностей глобализации мировой экономики существенно отличаются от рассматриваемых закономерностей интеграционных процессов в мировой практике.

9. При прогнозировании  перспектив развития экономических отношений между странами должны учитываться прежде всего результаты анализа макроэкономического состояния и тенденции развития стран-участниц интеграционного объединения, которые более полно и объективно отражают причины и дальнейшие перспективы такой интеграции. Таким образом, анализ таких факторов как структура экономики, торговые отношения, инвестиции, кооперация производств и миграция позволят объективно оценить настоящее и дать оценку будущему Союзного государства России и Беларуси. Проанализировав макроэкономические факторы, можно заключить, что с одной стороны, образование Союзного государства – это средство реализации преимуществ объединения экономических потенциалов двух стран. С другой стороны, возникают проблемы с тем, как защитить свою производственную сферу и не остаться без рабочих площадок, которые были ликвидированы ради целей Союзного государства, в случае каких-либо непредвиденных осложнений.

10. Серьезной причиной, замедляющей ход российско-белорусской  интеграции, является различие в функционировании экономических систем. Уменьшение различий позволит осуществлять системный подход к процессу интеграции в целом, а не только расширять внешнюю торговлю.

11. Различие моделей  хозяйствования России и Беларуси определяется различными подходами к сотрудничеству субъектов микроуровня двух стран. В России ведущую роль в экономике играют негосударственные формы собственности, в то время как в Беларуси предпринимательская деятельность является объектом жесткого административного контроля и регулирования. Эффективному взаимодействию двух стран препятствуют сильные различия в компетенции и правах субъектов хозяйствования, уровнях налогообложения и т.д.

12. Анализ торговых  отношений показывает то, что обе страны тесно сотрудничают друг с другом. Беларусь старается снизить свою энергетическую зависимость от России и найти альтернативные источники поставок сырья, но эти попытки пока кардинально не изменили ситуацию, и данные по товарообороту Беларуси это подтверждают. Для России торговые отношения с Беларусью хоть и являются значимыми, однако заинтересованность белорусской стороны в такой торговле значительно выше, нежели российской. Вместе с тем, процесс внешней торговли не может обеспечить союзнических отношений и сотрудничество, так как только торговля не создает международной интеграции. И сотрудничество, основанное на одной торговле, не создает преимуществ, обеспечивающих инновационное развитие и совместное использование интеллектуальных сил отдельных стран. Разработанный прогноз, позволяет заключить, что в целом структура внешней торговли России с Беларусью существенно не изменится. На фоне расширения взаимной торговли для Беларуси существует реальная возможность усиления позиций в тех несырьевых товарных нишах российского рынка, в которых она по-прежнему сохраняет высокую или ограниченно высокую конкурентоспособность. Среди наиболее перспективных рынков можно выделить: рынки энергетического оборудования, транспортного и сельхозмашиностроения, композиционных материалов и сплавов, режущего инструмента, строительных материалов, электронных компонентов, лазерных технологий, оптико-волоконного оборудования, средств железнодорожного транспорта. Наряду с развитием товарного экспорта следует активизировать обмен современными технологиями, инновационными разработками, объектами интеллектуальной собственности, продвижение продукции, разработанной в рамках реализации союзных программ, на рынки России, Беларуси и третьих стран. При условии модернизации материально-технической базы перерабатывающих предприятий Беларусь может остаться заметным поставщиком продовольственных товаров в Россию. Помимо продовольственной продукции, перспективным направлением для расширения белорусского экспорта могут стать товары народного потребления

13. Важную роль в  развитии любой экономики играют иностранные инвестиции, совместные предприятия и международные корпорации. В инвестиционной деятельности Россия стремиться закрепить и упрочить свои позиции на белорусском рынке, создавая дочерние компании, покупая доли в крупных компаниях, а Беларусь находится в самом начале пути по освоению российского рынка, создавая свои представительства в различных регионах Российской Федерации. Вместе с тем снижение инновационной и инвестиционной активности становится угрозой экономической России, Беларуси, а также других постсоветских стран. И все же, согласованная политика по упрощению законодательства как белорусского, так и российского для иностранных инвесторов необходимый шаг в дальнейшем развитии сотрудничества.

14. По кооперации производства, необходимо отметить, что Россия  и Беларусь имеют хорошую, доставшуюся по наследству от СССР, базу для того, чтобы продуктивно и взаимовыгодно сотрудничать и развивать кооперационные связи. Для того, чтобы избежать воздействия национального эгоизма, превалирования политических подходов и субъективизма, было бы целесообразно взаимопроникновение экономик через слияние собственности и более тесную кооперацию.

15. Согласованная политика  в миграционной сфере позволит обеспечить квалифицированными кадрами производство и другие отрасли экономики. Сотрудничество в данном направлении России и Беларуси продвинулось достаточно далеко. Отметим, что на законодательном уровне двух государств решены острые проблемы по найму, оплате труда, нормированию рабочего дня и многое другое, что, несомненно, положительно влияет на взаимное сотрудничество России и Беларуси.

16. В результате образования  союза Россия получает большие  преимущества в геополитическом плане – появляется широкий выход на границы Центрально-Европейского Региона, усиливается стратегическое положение России на западном направлении, во многом устраняется потенциальная угроза создания, так называемого Балтийско-Черноморского пояса изоляции. И Россия, и союз в целом получают дополнительные возможности воздействия на региональное развитие отношений с Украиной, Польшей и государствами Балтии. Усиливается военный и оборонно-промышленный потенциал России за счет партнерства с боеспособной белорусской армией и развитой промышленностью Беларуси. В свою очередь Республика Беларусь получает гарантированный доступ к сырьевым ресурсам России и военную защиту.

Ближайшее будущее мировой экономики выглядит проблемно, так как последние события показали, что ни одна страна мира не защищена полностью от финансового кризиса и его последствий, а значит, все страны должны действовать сообща, чтобы найти выход из сложившейся ситуации. Поэтому региональная интеграция является ключевым фактором экономической устойчивости и развития. Чтобы быть конкурентоспособными на мировой арене, которая состоит из региональных кластеров (Евросоюз, США вкупе с Мексикой и Канадой, Китая и Юго-Восточной Азии), Россия и ее партнеры, разделяющие социальные ценности и имеющие единые политические интересы, вынуждены интегрировать экономические потенциалы и деятельность, что подтверждается на данном этапе созданием Таможенного союза.

Информация о работе Анализ современных интеграционных процессов экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь