Анализ современных интеграционных процессов экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявить эмпирически наблюдаемые закономерности интеграционного процесса России и Беларуси и на этой основе протестировать основные теоретические положения по интеграции, на базе системного макроэкономического анализа конкретизировать причины, тормозящие интеграционное взаимодействие, а также определить и обосновать направления эффективного межстранового сотрудничества в условиях глобализации и выхода на мировые рынки.
Достижение цели исследования предопределило постановку следующих основных задач:
· анализ теоретических основ интеграционных процессов;
· макроэкономический анализ России и Беларуси в условиях усиления интеграционного взаимодействия;

Содержание

Введение 3
1. Особенности интеграционных процессов в мировой экономике на современном этапе. 7
2. Предложения по развитию российско-белорусской интеграции. 14
Заключение 19
Список используемой литературы: 24

Вложенные файлы: 1 файл

Винокурову Курсач.doc

— 671.00 Кб (Скачать файл)

Примером взаимодополняемости  производств являются сотрудничество ярославских двигателестроителей и белорусских производителей автомобилей. Таким образом, уже можно говорить о формировании одной из первых производственных отраслей Союза – дизельном автомобилестроении, в рамках которого соединение производственной базы «БелАвтоМАЗ», «Белаз», Могилевского автозавода с наработками ярославских заводов дизельной аппаратуры, «Автодизеля» и Тутаевского моторного завода поднимет конкурентоспособность автотехники Союза на качественно новый уровень.

Наиболее перспективным представляется создание совместных компаний, сформированных на базе обрабатывающих предприятий Беларуси и добывающих отраслей России. Можно определить целый ряд направлений сотрудничества в сферах добычи, переработки и продажи сырьевых ресурсов:

· повышение добавленной стоимости  сырьевых продуктов (прежде всего нефти) за счет перерабатывающих производственных мощностей Беларуси;

· более тесная кооперация государств в отношении ценовой политики в целях повышения конкурентоспособности определенных классов товаров (например, соли и калийных удобрений);

· увеличение загрузки производственных мощностей, которыми располагает Беларусь.

Фактор миграции рабочей силы. Миграция рабочей силы представляет собой сложный процесс, выполняющий экономические и социальные функции в жизни общества и отдельного человека. Согласно данных статистических служб России и Беларуси население обеих стран с 1995 г. неумолимо сокращается. Так, если в 1995 г. в России насчитывалось 148,4 миллиона человек, то в 2011 г. – 143 миллиона. В Беларуси аналогичные показатели составили 10,2 и 9,5 миллиона человек соответственно. Конечно, такое сокращение численности населения – это не влияние миграционных процессов. Однако необходимо отметить, что официальная статистика по миграции рабочей силы не отражает достоверно и в полной мере этот процесс, что искажает реальность.

Основной причиной миграции является неудовлетворенность уровнем жизни в своей стране и поиск «лучшей доли» в другой.

 

2. Предложения по развитию российско-белорусской интеграции.

 

Выделим ряд предложений по усилению российско-белорусской интеграции в контексте согласования экономических интересов:

1. Решение «спорных»  вопросов (введение единой валюты, принятие Беларусью российской системы хозяйствования), по которым у России и Беларуси имеются принципиальные разногласия, целесообразно временно отложить; необходимо разграничить приоритетные задачи, и задачи, реализация которых может в краткосрочной перспективе серьезно ущемить интересы участников Союзного государства и их хозяйствующих субъектов, а следовательно установить реальные сроки выполнения таких задач.

2. Необходимо отказаться  от политики навязывания какой-либо из сторон своих условий государству-партнеру «с позиции силы» и шантажа. Необходим постоянный поиск компромиссов и взаимовыгодных решений, несмотря на разнородность экономических систем России и Беларуси. Это единственный путь, обеспечивающий стабильность интеграционного союза двух стран. Непрерывность интеграционного процесса более важна, чем его скорость.

3. Приоритетность долгосрочных  национально-государственных интересов России и Беларуси должна быть определяющим фактором при согласовании интересов участников российско-белорусского взаимодействия.

4. Особое значение  в нынешних условиях приобретает повышение заинтересованности субъектов микроуровня России и Беларуси в интеграционном сотрудничестве. Нужно повышать интерес предприятий двух стран к сотрудничеству, используя принцип еще советских времен: «сделать то, что выгодно для государства, выгодным для предприятия», стимулировать взаимодействие субъектов микроуровня в приоритетных для государства сферах с помощью налоговых, кредитных и иных рычагов.

5. Важно также стимулировать  создание совместных российско-белорусских хозяйственных структур – межгосударственных финансово-промышленных групп (ФПГ), хозяйственных объединений, совместных предприятий.

Анализ существующих систем хозяйствования России и Беларуси отражает масштаб различия двух экономик и подтверждает то, что в интеграционных процессах двух стран определяющую роль играет желание политических элит создать Союзное государство. А, следовательно, от политиков в первую очередь зависит будущее Союза, так как бизнес всегда найдет для себя более выгодные условия самостоятельно.

Также следует отметить, что основной недостаток этого интеграционного объединения, как то огромная разность в масштабах и способах ведения экономик, может стать преимуществом и отличительной чертой Союзного государства. Потому что если абстрагироваться от политических противоречий и здраво оценить существующее положение вещей, то бесспорным остается тот факт, что на сегодняшний день экономика Беларуси представляет собой неплохо налаженную сборочную площадку, а Россия – колоссальную ресурсную базу; кроме этого обе страны обладают научно-техническим потенциалом. Объединив все преимущества в единую систему, можно получить хорошо отлаженный работающий механизм. Правда, для этого нужно будет поступиться частью суверенитета как России, так и Беларуси. И до тех пор, пока политические элиты не найдут компромисса в этом направлении, говорить о действующем интеграционном объединении под названием Союзное государство невозможно.

Последнее десятилетие  оказалось непростым как для  России, так и Беларуси: мировой финансовый кризис, разразившийся во всем мире, отразился на экономическом развитии этих стран. Россия (в большей степени), Беларусь (в меньшей) ощутили на себе мировой экономический коллапс. Беларусь в отличие от России относительно легко пережила кризис (табл. 4). Однако, если российская экономика после глубокого кризиса начала восстанавливаться, то в Беларуси ситуация сложилась иначе, и за восстановлением экономики в 2010 г. последовал глубокий экономический кризис, начавшийся с валютного голода в начале 2011 г. и до сих пор полностью нерешенного.

 

Таблица 4

 

Основные макроэкономические показатели России и Беларуси

за 2001-2011 гг.

 

 

Показатели

2001-2008

(в среднем)

2009

2010

2011

РФ

РБ

РФ

РБ

РФ

РБ

РФ

РБ

ВВП, %

106,1 

108,3

92,2

100,2

104

107,6

104,3

105,3

ВВП на душу населения, тыс.долл США

2101  

1239

8615

5183

10440

5765

Промышленность, %

105,2  

109,4

90,7

98

108,2

112

104,7

109,1

Реальные располагаемые денежные доходы

110,6

112,3

102,1

103,7

104,2

114,8

100,8

98,4

Инфляция

21,6  

22,6

11,7

13

6,9

7,8

6,1

108,7

Счет текущих операций, в % к ВВП

8,6 

-3,8

4

- 12,6

4,7

-15,6

5,4*

-10,6


 

Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь http://belstat.gov.by, Федеральная

служба государственной  статистики http://www.gks.ru, Всемирный банк. Статистика на сайте:

http://data.worldbank.org/indicator, База данных «Статистика СНГ» http://www.cisstat.com/0base/frame-rus.htm

*январь-сентябрь; источник: ЦБ РФ, НББ,CEIC Data Manager

 

 

При этом в Беларуси в  течение 2011 г. наблюдался активный рост ВВП и экспорта товаров, при снижении реальных зарплат и курса белорусского рубля. Средняя зарплата в эквиваленте доллара США в октябре этого года опустилась до 274 долл. с 534 долл. в декабре 2010 года, когда она была повышена на 30% волевым решением с целью выполнения целевого задания по росту эквивалента зарплаты к концу 2010 года до 500 долл. В результате после первой волны девальвации, сопровождавшейся небывалым ростом цен, резко снизились доходы населения, прирост которых прекратился к концу года.

Однако поступление  существенных российских финансовых ресурсов в экономику Белоруси наряду с программой реформ, как условия выделения стабилизационного кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС, позволило несколько стабилизировать ситуацию в экономике, переживающей финансово-экономический кризис. Объемы внешнего финансирования по экспертной оценке составили в 2011 г. около 10% ВВП Белоруссии.

Тенденции внешней торговли стабилизируются: дефицит внешней  торговли по итогам года снизился до 4,3% с 18,7% в январе-феврале. В третьем квартале этого года дефицит счета текущих операций платежного баланса снизился до 424,7 млн долл. (2,6% ВВП) с 1,25 млрд долл. (9% ВВП) во втором и 3,5 млрд длолл. (25,5% ВВП) в первом квартале.

 

На наш взгляд необходимо выделить следующие формы экономических взаимоотношений России и Беларуси:

1. международная торговля  товарами и услугами;

2. перемещение предпринимательского и ссудного капиталов, создание совместных предприятий;

3. международная миграция  рабочей силы;

4. международное научно-техническое  сотрудничество.

Анализ внешней торговли России и Беларуси, а также анализ взаимной торговли позволяет отметить, что различие в масштабах и структурах экономик двух стран, а также обеспеченности ресурсами напрямую влияет на характер взаимного сотрудничества в рамках Союзного государства.

Важную роль в развитии любой экономики играют иностранные  инвестиции, совместные предприятия и международные корпорации. Таким образом, согласованная политика по упрощению законодательства как белорусского, так и российского для иностранных инвесторов необходимый шаг в дальнейшем развитии Союзного государства. А так как обе страны по мнению Всемирного Банка (Россия чуть в меньшей степени, Беларусь в большей) имеют низкий рейтинг для иностранных инвесторов, то и согласованное межгосударственное сотрудничество в этом направлении представляет собой взаимовыгодный интерес.

Что касается сотрудничества России и Беларуси в социальной сфере, то здесь страны продвинулись достаточно далеко. Так, миграция рабочей силы как форма экономических взаимоотношений достаточно развита. В данной сфере на законодательном уровне двух государств решены острые проблемы по найму, оплате труда, нормированию рабочего дня и многое другое, что, несомненно, положительно влияет на взаимное сотрудничество России и Беларуси.

Взаимное сотрудничество России и Беларуси в научно-технической сфере является достаточно тесным и продуктивным, о чем свидетельствуют положительные результаты проведенных работ. Выбранные направления научного сотрудничества (в области генетики, фармацевтики, энергоэффективных и энергосберегающих информационных технологий) представляют интерес всего мирового сообщества.

Необходимо строить  взаимовыгодную политику, основанную на взаимодополняемости экономик, включая расширение и оптимизацию торговой политики как основной формы сотрудничества на данном этапе интеграции.

 

Прогноз внешней торговли как основной формы межгосударственных экономических отношений России и Беларуси.

 

Взаимная торговля между  Россией и Беларусью характеризовалась слабым восстановительным ростом до конца 2010 г., когда в декабре был создан Таможенный союз между Россией, Беларусью и Казахстаном. Это позволило Беларуси расширить возможности сбыта своих товаров и услуг на общем рынке стран Таможенного союза, а также удержать свои позиции на российском рынке, чей платежеспособный спрос во многом определяет ситуацию во внешней торговле и экономике Беларуси в целом.

Статистические данные демонстрируют существенное расширение взаимной торговли России и Беларуси, что подтверждает вывод о том, что с 2011 г. отмечается расширение торговых связей между двумя странами, что после десятилетия стагнации взаимной торговли в первую очередь обусловлено созданием Таможенного союза.

Это также подтверждается коэффициентами эластичности экспорта и импорта. Одним из критериев  открытого характера экономики  является коэффициент эластичности внешнеторгового оборота по отношению к ВВП.

Так как коэффициент  эластичности экспорта за 2008-2010 гг. составил 0,3, то это говорит, что экспорт России в Беларусь (импорт Беларуси из России) не эластичен к ВВП Беларуси. Основным товаром импорта Беларуси является продукция ТЭК, закупки которой мало зависят от роста ВВП. Этим объясняется, что за основу в среднесрочном прогнозе берутся тенденции, основанные на контрактах по нефти и газу. Коэффициент эластичности импорта за тот же период составил 1,5, что говорит об эластичности российского импорта из Беларуси и позволяет в соответствии с динамикой ВВП России прогнозировать импорт в среднесрочный период. При увеличении доходов Россия увеличивает закупки из Беларуси, так как соответствие цены и качества удовлетворяет потребителя.

Информация о работе Анализ современных интеграционных процессов экономического сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь