Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 10:50, курсовая работа
Цель исследования: выявить эмпирически наблюдаемые закономерности интеграционного процесса России и Беларуси и на этой основе протестировать основные теоретические положения по интеграции, на базе системного макроэкономического анализа конкретизировать причины, тормозящие интеграционное взаимодействие, а также определить и обосновать направления эффективного межстранового сотрудничества в условиях глобализации и выхода на мировые рынки.
Достижение цели исследования предопределило постановку следующих основных задач:
· анализ теоретических основ интеграционных процессов;
· макроэкономический анализ России и Беларуси в условиях усиления интеграционного взаимодействия;
Введение 3
1. Особенности интеграционных процессов в мировой экономике на современном этапе. 7
2. Предложения по развитию российско-белорусской интеграции. 14
Заключение 19
Список используемой литературы: 24
Примером взаимодополняемости производств являются сотрудничество ярославских двигателестроителей и белорусских производителей автомобилей. Таким образом, уже можно говорить о формировании одной из первых производственных отраслей Союза – дизельном автомобилестроении, в рамках которого соединение производственной базы «БелАвтоМАЗ», «Белаз», Могилевского автозавода с наработками ярославских заводов дизельной аппаратуры, «Автодизеля» и Тутаевского моторного завода поднимет конкурентоспособность автотехники Союза на качественно новый уровень.
Наиболее перспективным
· повышение добавленной
· более тесная кооперация государств в отношении ценовой политики в целях повышения конкурентоспособности определенных классов товаров (например, соли и калийных удобрений);
· увеличение загрузки производственных мощностей, которыми располагает Беларусь.
Фактор миграции рабочей силы. Миграция рабочей силы представляет собой сложный процесс, выполняющий экономические и социальные функции в жизни общества и отдельного человека. Согласно данных статистических служб России и Беларуси население обеих стран с 1995 г. неумолимо сокращается. Так, если в 1995 г. в России насчитывалось 148,4 миллиона человек, то в 2011 г. – 143 миллиона. В Беларуси аналогичные показатели составили 10,2 и 9,5 миллиона человек соответственно. Конечно, такое сокращение численности населения – это не влияние миграционных процессов. Однако необходимо отметить, что официальная статистика по миграции рабочей силы не отражает достоверно и в полной мере этот процесс, что искажает реальность.
Основной причиной миграции является неудовлетворенность уровнем жизни в своей стране и поиск «лучшей доли» в другой.
Выделим ряд предложений по усилению
российско-белорусской
1. Решение «спорных» вопросов (введение единой валюты, принятие Беларусью российской системы хозяйствования), по которым у России и Беларуси имеются принципиальные разногласия, целесообразно временно отложить; необходимо разграничить приоритетные задачи, и задачи, реализация которых может в краткосрочной перспективе серьезно ущемить интересы участников Союзного государства и их хозяйствующих субъектов, а следовательно установить реальные сроки выполнения таких задач.
2. Необходимо отказаться от политики навязывания какой-либо из сторон своих условий государству-партнеру «с позиции силы» и шантажа. Необходим постоянный поиск компромиссов и взаимовыгодных решений, несмотря на разнородность экономических систем России и Беларуси. Это единственный путь, обеспечивающий стабильность интеграционного союза двух стран. Непрерывность интеграционного процесса более важна, чем его скорость.
3. Приоритетность долгосрочных национально-государственных интересов России и Беларуси должна быть определяющим фактором при согласовании интересов участников российско-белорусского взаимодействия.
4. Особое значение
в нынешних условиях приобретае
5. Важно также стимулировать создание совместных российско-белорусских хозяйственных структур – межгосударственных финансово-промышленных групп (ФПГ), хозяйственных объединений, совместных предприятий.
Анализ существующих систем хозяйствования России и Беларуси отражает масштаб различия двух экономик и подтверждает то, что в интеграционных процессах двух стран определяющую роль играет желание политических элит создать Союзное государство. А, следовательно, от политиков в первую очередь зависит будущее Союза, так как бизнес всегда найдет для себя более выгодные условия самостоятельно.
Также следует отметить, что основной недостаток этого интеграционного объединения, как то огромная разность в масштабах и способах ведения экономик, может стать преимуществом и отличительной чертой Союзного государства. Потому что если абстрагироваться от политических противоречий и здраво оценить существующее положение вещей, то бесспорным остается тот факт, что на сегодняшний день экономика Беларуси представляет собой неплохо налаженную сборочную площадку, а Россия – колоссальную ресурсную базу; кроме этого обе страны обладают научно-техническим потенциалом. Объединив все преимущества в единую систему, можно получить хорошо отлаженный работающий механизм. Правда, для этого нужно будет поступиться частью суверенитета как России, так и Беларуси. И до тех пор, пока политические элиты не найдут компромисса в этом направлении, говорить о действующем интеграционном объединении под названием Союзное государство невозможно.
Последнее десятилетие оказалось непростым как для России, так и Беларуси: мировой финансовый кризис, разразившийся во всем мире, отразился на экономическом развитии этих стран. Россия (в большей степени), Беларусь (в меньшей) ощутили на себе мировой экономический коллапс. Беларусь в отличие от России относительно легко пережила кризис (табл. 4). Однако, если российская экономика после глубокого кризиса начала восстанавливаться, то в Беларуси ситуация сложилась иначе, и за восстановлением экономики в 2010 г. последовал глубокий экономический кризис, начавшийся с валютного голода в начале 2011 г. и до сих пор полностью нерешенного.
Таблица 4
Основные макроэкономические показатели России и Беларуси
за 2001-2011 гг.
Показатели |
2001-2008 (в среднем) |
2009 |
2010 |
2011 | ||||
РФ |
РБ |
РФ |
РБ |
РФ |
РБ |
РФ |
РБ | |
ВВП, % |
106,1 |
108,3 |
92,2 |
100,2 |
104 |
107,6 |
104,3 |
105,3 |
ВВП на душу населения, тыс.долл США |
2101 |
1239 |
8615 |
5183 |
10440 |
5765 |
… |
… |
Промышленность, % |
105,2 |
109,4 |
90,7 |
98 |
108,2 |
112 |
104,7 |
109,1 |
Реальные располагаемые денежны |
110,6 |
112,3 |
102,1 |
103,7 |
104,2 |
114,8 |
100,8 |
98,4 |
Инфляция |
21,6 |
22,6 |
11,7 |
13 |
6,9 |
7,8 |
6,1 |
108,7 |
Счет текущих операций, в % к ВВП |
8,6 |
-3,8 |
4 |
- 12,6 |
4,7 |
-15,6 |
5,4* |
-10,6 |
Источник: Национальный статистический комитет Республики Беларусь http://belstat.gov.by, Федеральная
служба государственной статистики http://www.gks.ru, Всемирный банк. Статистика на сайте:
http://data.worldbank.org/
*январь-сентябрь; источник: ЦБ РФ, НББ,CEIC Data Manager
При этом в Беларуси в течение 2011 г. наблюдался активный рост ВВП и экспорта товаров, при снижении реальных зарплат и курса белорусского рубля. Средняя зарплата в эквиваленте доллара США в октябре этого года опустилась до 274 долл. с 534 долл. в декабре 2010 года, когда она была повышена на 30% волевым решением с целью выполнения целевого задания по росту эквивалента зарплаты к концу 2010 года до 500 долл. В результате после первой волны девальвации, сопровождавшейся небывалым ростом цен, резко снизились доходы населения, прирост которых прекратился к концу года.
Однако поступление существенных российских финансовых ресурсов в экономику Белоруси наряду с программой реформ, как условия выделения стабилизационного кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС, позволило несколько стабилизировать ситуацию в экономике, переживающей финансово-экономический кризис. Объемы внешнего финансирования по экспертной оценке составили в 2011 г. около 10% ВВП Белоруссии.
Тенденции внешней торговли стабилизируются: дефицит внешней торговли по итогам года снизился до 4,3% с 18,7% в январе-феврале. В третьем квартале этого года дефицит счета текущих операций платежного баланса снизился до 424,7 млн долл. (2,6% ВВП) с 1,25 млрд долл. (9% ВВП) во втором и 3,5 млрд длолл. (25,5% ВВП) в первом квартале.
На наш взгляд необходимо выделить следующие формы экономических взаимоотношений России и Беларуси:
1. международная торговля товарами и услугами;
2. перемещение предпринимательско
3. международная миграция рабочей силы;
4. международное научно-
Анализ внешней торговли России и Беларуси, а также анализ взаимной торговли позволяет отметить, что различие в масштабах и структурах экономик двух стран, а также обеспеченности ресурсами напрямую влияет на характер взаимного сотрудничества в рамках Союзного государства.
Важную роль в развитии любой экономики играют иностранные инвестиции, совместные предприятия и международные корпорации. Таким образом, согласованная политика по упрощению законодательства как белорусского, так и российского для иностранных инвесторов необходимый шаг в дальнейшем развитии Союзного государства. А так как обе страны по мнению Всемирного Банка (Россия чуть в меньшей степени, Беларусь в большей) имеют низкий рейтинг для иностранных инвесторов, то и согласованное межгосударственное сотрудничество в этом направлении представляет собой взаимовыгодный интерес.
Что касается сотрудничества России и Беларуси в социальной сфере, то здесь страны продвинулись достаточно далеко. Так, миграция рабочей силы как форма экономических взаимоотношений достаточно развита. В данной сфере на законодательном уровне двух государств решены острые проблемы по найму, оплате труда, нормированию рабочего дня и многое другое, что, несомненно, положительно влияет на взаимное сотрудничество России и Беларуси.
Взаимное сотрудничество России и Беларуси в научно-технической сфере является достаточно тесным и продуктивным, о чем свидетельствуют положительные результаты проведенных работ. Выбранные направления научного сотрудничества (в области генетики, фармацевтики, энергоэффективных и энергосберегающих информационных технологий) представляют интерес всего мирового сообщества.
Необходимо строить взаимовыгодную политику, основанную на взаимодополняемости экономик, включая расширение и оптимизацию торговой политики как основной формы сотрудничества на данном этапе интеграции.
Прогноз внешней торговли как основной формы межгосударственных экономических отношений России и Беларуси.
Взаимная торговля между Россией и Беларусью характеризовалась слабым восстановительным ростом до конца 2010 г., когда в декабре был создан Таможенный союз между Россией, Беларусью и Казахстаном. Это позволило Беларуси расширить возможности сбыта своих товаров и услуг на общем рынке стран Таможенного союза, а также удержать свои позиции на российском рынке, чей платежеспособный спрос во многом определяет ситуацию во внешней торговле и экономике Беларуси в целом.
Статистические данные демонстрируют существенное расширение взаимной торговли России и Беларуси, что подтверждает вывод о том, что с 2011 г. отмечается расширение торговых связей между двумя странами, что после десятилетия стагнации взаимной торговли в первую очередь обусловлено созданием Таможенного союза.
Это также подтверждается коэффициентами эластичности экспорта и импорта. Одним из критериев открытого характера экономики является коэффициент эластичности внешнеторгового оборота по отношению к ВВП.
Так как коэффициент эластичности экспорта за 2008-2010 гг. составил 0,3, то это говорит, что экспорт России в Беларусь (импорт Беларуси из России) не эластичен к ВВП Беларуси. Основным товаром импорта Беларуси является продукция ТЭК, закупки которой мало зависят от роста ВВП. Этим объясняется, что за основу в среднесрочном прогнозе берутся тенденции, основанные на контрактах по нефти и газу. Коэффициент эластичности импорта за тот же период составил 1,5, что говорит об эластичности российского импорта из Беларуси и позволяет в соответствии с динамикой ВВП России прогнозировать импорт в среднесрочный период. При увеличении доходов Россия увеличивает закупки из Беларуси, так как соответствие цены и качества удовлетворяет потребителя.