Анализ формирования и распределения прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:06, дипломная работа

Краткое описание

Как оценочный показатель, прибыль характеризует совокупную эффективность использования всех ресурсов предприятия. Прибыль, являясь конечным результатом деятельности предприятия, создает условия для его расширения, развития и повышения конкурентоспособности. Наличие прибыли позволяет удовлетворить экономические интересы государства, предприятия, работников и собственника. Объектом экономических интересов государства является та часть прибыли, которую уплачивает предприятие в виде налогов и которую общество использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении (чистой прибыли). Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием больших возможностей для материального стимулирования труда работников. Собственники также заинтересованы в росте прибыли, поскольку это увеличивает получаемые ими дивиденды.

Содержание

Введение……………………………………………………………….. 4
1. Прибыль как экономическая категория ………………………….. 5
1.1. Прибыль, как конечный финансовый результат деятельности предприятия ………………………………………………………………... 5
1.2. Формирование и распределение прибыли……………………… 7
2. Формирование и распределение прибыли на примере РУПП «Могилевхлебпродукт» «Бобруйский хлебозавод»……………………... 12
2.1. Организационная характеристика РУПП «Могилевхлебпродукт» «Бобруйский хлебозавод»………………………………………….. 12
2.2. Анализ формирования и распределения прибыли на РУПП «Могилевхлебпродукт» «Бобруйский хлебозавод»……………………... 14
3. Резервы повышения прибыли предприятия ……………………... 23
Заключение……………………………………………………………. 28
Список использованных источников………………………………... 29

Вложенные файлы: 1 файл

Курс. раб. Прибыль моя.doc

— 364.50 Кб (Скачать файл)
 
 
 

Окончание таблицы 2.

1 2 3 4 5 6
г) от финансово – хозяйственной деятельности 100 68,84 -32,16 99,5 31,66
д) от внереализационных операций - 32,15 32,15 0,51 -31,64
е) чистая прибыль  65,9 966,7 0,8 66,4 -0,3
ж) нераспределенная прибыль - - - - -

    Примечание. Литературный источник: (собственная  разработка) 

    Как следует из данных таблицы 2  в 2002 г. по сравнению с 2001 г. в структуре прибыли произошло уменьшение:

    - прибыли от реализации на 33,58%;

    - прибыли от финансовых операций  на 0,16%;

    - прибыли от прочей реализации  на 1,26% прибыли от финансово-хозяйственной  деятельности на 32,16%.

    Положительным изменением в 2002 г. было увеличение на 32,15% прибыли от внереализационных операций.

    В 2003 г. произошли следующие положительные  изменения в структуре прибыли.

    Возросла  доля прибыли от реализации товаров (продукции, работ, услуг) на 40,34%, от финансово-хозяйственной  деятельности на 31,66%.

    Уменьшалась в структуре прибыли в 2003 г. против предшествующего периода доля прибыли  остающаяся в распоряжении предприятия (чистой прибыли) на 0,3%.

    Значимость  финансовых результатов может быть оценена по показателям рентабельности реализации товаров (продукции, работ, услуг), которая составила в 2003 г. = , что выше, чем за предшествующий период (в 2002 г. = ).

    Наибольшую  долю в структуре прибыли имеет прибыль от реализации продукции. Прибыль от реализации продукции в общем случае находится таких факторов как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки; уровня затрат нематериальных и трудовых ресурсов.

    В таблице 3 приводятся исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции. 

    Таблица 3. Анализ прибыли по факторам, млн. руб.

Показатели По базису 2002 г. По базису на факт. реал. продукцию По факту 2003 г. Факт. данные с корректировкой на изменение цен
1. Выручка  (нетто) от реализации товаров, продукции, услуг 10062 9563 13689 9563
2. Полная себестоимость реализации товаров, продукции, услуг 9643 9164,8 12836 8967,2
5. Прибыль  (убыток) от реализации 419 398,2 853 595,8

    Примечание. Литературный источник: (собственная  разработка) 

    Определим степень влияния на прибыль следующих  факторов:

    1) влияние на прибыль изменений  отпускных цен на реализованную  продукцию:

     ,                                   (1)

    где - реализация в отчетном году в ценах отчетного года (р – цена изделия, q – количество изделий);

     - реализация в отчетном году  в ценах базисного года.

    

 млн. руб.

     - отражает рост цен в результате  инфляции.

    2) влияние на прибыль изменения цен на материалы, тарифов на энергию, перевозки и прочее (8967,2-12836) = 3868,8 млн. руб.

    3) влияние на прибыль изменений  в объеме продукции:

     ,                                     (2)

где - прибыль базисного года;

     - коэффициент роста объема  реализации продукции.

     ,                                                        (3)

где  - фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода;

     - себестоимость базисного года 

    

    

 млн. руб.

    Прибыль предприятия уменьшилась на 20,95 млн. руб. в связи с уменьшением объема производства с 18088 тонн в 2002 г. до 17191 т. в 2003 г.

    4) влияние на прибыль изменений  в объеме продукции, обусловленных  изменениями в структуре  продукции:

     ,                                       (4)

где - коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:

,                                             (5)

где - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;

     - реализация в базисном периоде.

    

    

 млн. руб.

    5) влияние на прибыль экономии  от снижения себестоимости:

     ,                                              (6)

где - себестоимость реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного периода;

     - фактическая себестоимость  реализованной продукции отчетного  периода.

    

 млн. руб.

    6) влияние на прибыль изменений  себестоимости за счет структурных  сдвигов в составе продукции:

     ,                                        (7)

    

    Общее отклонение по прибыли составляет 434 млн. руб. (853-419) или:

    

    Результаты  анализа представлены ниже в сводке влияния факторов на отклонение прибыли  от реализации продукции:

    Отклонение  прибыли – всего     434 млн. руб.

    В том числе за счет:

    а) изменения отпускных цен на продукцию    4126 млн. руб.

    б) изменения цен на материалы, тарифов     3868,8 млн. руб.

    в) изменения объема реализации продукции    20,95 млн. руб.

    г) изменения структуры продукции     4,1 млн. руб.

    д) снижения уровня затрат (режима экономии)   197,6 млн. руб.

    г) изменения структуры затрат     3,95 млн. руб.

    Как видно из этих данных, наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы. За счет роста объема продаж получено дополнительной прибыли только 4,8% (20,95/434), тогда как структурные сдвиги в затратах на производство позволили получить экономию ресурсов и дополнительную прибыль 197,6 млн. руб., что составляет 45,5% общего отклонения по прибыли.

    Чистая  прибыль является одним из важнейших  экономических показателей, характеризующие конечные результаты деятельности предприятия. Количественно она представляет собой разность между суммой балансовой прибыли и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций, отчислений в благотворительные фонды и других расходов предприятия, покрываемых за счет прибыли.

    Данные  для анализа формирования чистой прибыли представлены в таблице 4. 

    Таблица 4. Анализ формирования чистой прибыли (млн. руб.)

Показатели Уровень показателя Удельный  вес в балансовой прибыли, %
2002 г. 2003 г. +/- 2002 г. 2003 г. +/-
1. Балансовая прибыль 622 792 170 100 100 -
2. Налоги  из прибыли

в том  числе:

207 266 59 33,3 33,6 0,3
налог на прибыль и иные обязательные платежи 207 266 59 33,3 33,6 0,3
3. Нераспределенная  чистая прибыль  415 526 111 66,7 66,4 -0,3

    Примечание. Литературный источник: (собственная  разработка) 

    Данные  таблицы 4 показывают, что фактическая  сумма нераспределенной чистой прибыли выше базисной в отчетном году (2003 г.) на 111 млн. руб., или на 26,75%. Ее величина зависит от факторов изменения балансовой прибыли и факторов, определяющих удельный вес чистой прибыли в общей сумме балансовой прибыли, а именно доли налогов, экономических санкций в общей сумме прибыли. Отрицательное влияние оказало увеличение налога на прибыль в размере 237,6 млн. руб. (0,3*792). Положительно влияние оказали рост балансовой прибыли на 348,6 млн. руб. 

    Таблица 5. Анализ использования чистой прибыли, млн. руб.

Показатель 2002 г. 2003 г. +/-
1 2 3 4
1. Нераспределенная  чистая прибыль  415 526 111
2. Использование  прибыли       
резервный фонд - - -
фонд  накопления 132 169 37
прочие  фонды специального назначения 283 357 74
3. Доля  в распределяемой прибыли       
резервный фонд - - -
фонд  накопления 31,8 32,1 0,3
прочие  фонды специального назначения 68,2 67,9 -0,3

    Примечание. Литературный источник: (собственная  разработка) 

    Из  таблицы 5 видно, что большую часть  чистой прибыли предприятие направляет в фонды специального назначения (68,2% или 283 млн. руб. в 2002 г. и в 2003 г. – 357 млн. руб. или 67,9%).

Информация о работе Анализ формирования и распределения прибыли