Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 01:16, курсовая работа
Объектом рассмотрения в данной работе служили экономические процессы, происходящие в аграрном секторе Дальнего Востока в результате реформ, их последствия на примере Амурской области и Республики Саха (Якутия).
В докладе отражены основные результаты аграрных преобразований в регионе за 1990-1997 гг.; проанализировано изменение производственных показателей, раскрыты тенденции изменения посевных площадей, поголовья скота, производства продукции в целом и по категориям хозяйств. Изучено ресурсное обеспечение сельского хозяйства, тенденции движения инвестиций, социальные результаты аграрной реформы.
Индекс цен на промышленную продукцию и услуги в целом по Российской Федерации в 5 раз превышает индекс цен на сельскохозяйственную продукцию, а на продовольственные товары в 2,8 раза. Доля сельского хозяйства в конечной цене резко упала и составляет от 12 до 40% по отдельным продуктам. Значительная часть дохода, созданная в сельском хозяйстве, реализуется и используется в других отраслях, отрасль теряет его при приобретении ресурсов и продаже сельскохозяйственного сырья.
Снижение инфляции в 1996-1997
годах при отсутствии государственной
поддержки аграрного сектора
означало закрепление крайне неблагоприятных
для сельского хозяйства
В условиях рынка основной фактор подъема экономики - реальный платежеспособный спрос. С учетом этого необходимо подходить к вопросам формирования ценовой политики и обеспечения доходов аграрного сектора. Размеры дотаций, субсидий должны увязываться с повышением доли сельского хозяйства в конечной цене на продовольствие. Федеральное Правительство и органы исполнительной власти регионов должны проводить ценовую и финансово-кредитную политику, направленную на стабилизацию и поэтапное восстановление аграрного производства на новой социальной, организационной и технической базе.
В странах с эффективной рыночной экономикой финансово-кредитная политика государства ориентируется на обеспечение доходов производителей сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности производства и его концентрацию в районах с наиболее благоприятными условиями. При этом применяются прямые и бюджетные выплаты в виде субсидий и дотаций, государственное финансирование различных программ, развитая система кредитования, обеспечивающая доступ к кредиту.
В России в ходе реформ финансово-кредитная политика постоянно меняется. Но в процессе этих изменений прослеживается устойчивая тенденция ухода государства из экономики. Это увеличивает влияние стихийных факторов, отрицательно сказывается на сельскохозяйственном производстве и усиливает проявление кризиса.
В дореформенный период сельское хозяйство Дальнего Востока значительную часть средств получало в виде надбавок к закупочным ценам. Они составляли 40% к себестоимости сельскохозяйственной продукции по региону, в основных сельскохозяйственных территориях 32-36%, а в северных 57-62%. Выплачивались надбавки из федерального бюджета.
В процессе реформ выплачиваются дотации на отдельные виды продукции и компенсации по отдельным видам ресурсов. Значение этих выплат постоянно снижается. Если в 1990 г. выплаты в себестоимости продукции составляли по Дальнему Востоку 40%, то в 1997 г. 13,6%, а в Амурской области лишь 9% (табл. 24).
Таблица 24 | |||||
Отношение надбавок, дотаций, компенсаций к себестоимости сельскохозяйственной продукции, % | |||||
Территории |
1990 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
ДВ район |
40 |
14,9 |
17,4 |
12,9 |
13,6 |
Республика Саха |
59 |
29,6 |
19,7 |
19 |
19,6 |
Амурская область |
36 |
7,1 |
12,7 |
7,7 |
9,0 |
С 1994 г. выплата дотаций на продукцию животноводства была передана на бюджеты регионов, но из-за малой доходной части бюджетов выплаты сократились во всех территориях. Наиболее сильное их уменьшение произошло в основных сельскохозяйственных районах: в Амурской области удельный вес выплат сократился в 4 раза. В этих условиях не эффективность производства, а наличие средств в бюджете определяет уровень поддержки сельского хозяйства. Удельный вес выплат в республике Саха (Якутия) в 1,5 раза превышает средний по региону, в 2,2 раза - в Амурской области.
Под влиянием этих процессов
произошло перераспределение
Таблица 25 | |||||
Распределение производства валовой продукции сельского хозяйства, дотаций и компенсаций по территориям Дальнего Востока, % | |||||
Территории |
1990 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
Валовая продукция | |||||
Дальний Восток |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Республика Саха |
10,7 |
19,7 |
18,8 |
18,1 |
19,3 |
Амурская область |
25,9 |
20,2 |
17,6 |
19,4 |
21,8 |
Выплаты дотаций и компенсаций | |||||
Дальний Восток |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Республика Саха |
18,1 |
44,1 |
24,7 |
34,0 |
33,1 |
Амурская область |
22,5 |
7,6 |
12,7 |
11,0 |
12,4 |
Таким образом, в современных условиях объем выплат слабо увязан с объемами и эффективностью производства, а определяется структурой народного хозяйства и возможностями бюджета. Об этом свидетельствует сопоставление уровня поддержки республики Саха и Амурской области. В республике Саха в последние годы основная поддержка (95%) оказывалась из местного бюджета и в 4,5-6 раз превышала размеры поддержки в Амурской области (табл. 26).
Таблица 26 | ||||||
Уровень государственной поддержки сельского хозяйства | ||||||
Источники поддержки |
Республика Саха |
Амурская область | ||||
1995 |
1996 |
1997 |
1995 |
1996 |
1997 | |
1.Получено из федерального бюджета, млрд. руб. |
10,84 |
13,81 |
25,4 |
89,5 |
50,3 |
44,8 |
в т.ч. дотации и компенсации |
5,44 |
5,01 |
11,4 |
56,4 |
37,2 |
40 |
2.Получено из местного бюджета, млрд. руб. |
240,3 |
537, 5 |
504,4 |
51,3 |
48,8 |
88,5 |
в т.ч. дотации и компенсации |
173,3 |
290,4 |
309,1 |
30,6 |
29,7 |
68,4 |
3. Всего получено поддержки, млрд, руб. |
251,14 |
551,31 |
529,8 |
140,8 |
99,1 |
133,3 |
4. Приходится средств поддержки на 100 руб. валовой продукции, руб. |
15,6 |
23,5 |
20,4 |
9,3 |
3,9 |
4,5 |
Аналогичное положение складывается и с распределением капитальных вложений. На Амурскую и Еврейскую автономную области, в которых сосредоточено 43% сельскохозяйственных угодий и 61% пашни, приходилось от 6,6 до 13% капитальных вложений (табл. 27).
Таблица 27 | |||||||||||
Капитальные вложения за счет всех источников финансирования (в действующих ценах), млрд. руб. | |||||||||||
Территории |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 | |||||||
Сумма |
% |
Сумма |
% |
Сумма |
% |
Сумма |
% | ||||
Дальний Восток |
1108,27 |
100 |
1806,78 |
100 |
2060,16 |
100 |
1167,39 |
100 | |||
Республика Саха |
229,17 |
20,7 |
446,72 |
24,7 |
524,15 |
25,4 |
298,07 |
25,5 | |||
Еврейская АО |
28,11 |
2,5 |
24,99 |
1,4 |
19,02 |
0,9 |
11,12 |
1,0 | |||
Амурская область |
118,35 |
10,7 |
122,3 |
6,8 |
118,26 |
5,7 |
139,58 |
11,9 |
В капитальных вложениях, осуществляемых за счет местных бюджетов, на Республику Саха приходится от 66 до 82%, а на Амурскую область 6,8-20%. Под влиянием этих процессов повышается удельный вес сельскохозяйственной продукции, производимой в регионах с неблагоприятными условиями и высоким уровнем затрат.
Передача поддержки аграрного сектора на региональный уровень является экономически неоправданной мерой. Целесообразно восстановить выплату дотаций на продукцию животноводства из федерального бюджета. Это позволит повысить эффективность использования средств и будет способствовать формированию единого рыночного пространства на территории России.
С началом реформ была разрушена система кредитования, обеспечивавшая сельское хозяйство необходимыми оборотными средствами. В 1991-1992 гг. Центробанком выделялись для сельского хозяйства кредитные ресурсы на льготных условиях: крестьянские хозяйства платили 25%, другие производители сельскохозяйственной продукции 50% от учетной ставки. В этот период возврат кредитных ресурсов превышал 90%.
С 1993 года льготы были отменены, и кредитование велось под высокую учетную ставку Центробанка, уровень которой в 1994 году достиг 213%. Коммерческие банки, выдавая кредит из собственных средств, значительно повышали учетную ставку. Они ориентировались на высокую оборачиваемость средств и норму прибыли в торговле, не учитывали реальных экономических процессов в аграрном секторе. В результате сложилась ситуация массового невозврата ссуд, росли пени и штрафы. Размеры задолженности стали приближаться к издержкам производства и объемам выручки сельскохозяйственных товаропроизводителей (табл. 28).
Вместе с процентами и штрафными санкциями задолженность превышала полученный кредит в 3-4 раза, а по отдельным территориям превышала выручку в 2-3 раза. Правительство было вынуждено пролонгировать возврат кредитов и процентов по ним. В итоге потери оказались значительно большими для государства и банков по сравнению с порядком проведения льготного кредитования.
Таблица 28 | ||||||
Соотношение выручки
и переоформленной | ||||||
Территории |
Издержки 1995 г., млрд. руб. |
Выручка, млрд. руб. |
Переоформ. задолжен., млрд. руб. |
Отношение задолженности к: | ||
изд. |
выруч. | |||||
Дальний Восток |
3206 |
1901,2 |
1651,6 |
51 |
87 | |
Республика Саха |
699,3 |
461,5 |
208 |
30 |
45 | |
Амурская область |
558 |
285,1 |
286,4 |
51 |
100 |
Одновременно были отменены централизованные кредиты для сельского хозяйства и введен товарный кредит. Товарный кредит ведет к принудительному заимствованию определенных видов ресурсов, натурализации и удорожанию ресурсов. В 1995 г. цена горюче-смазочных материалов, поступающих по товарному кредиту, была выше розничных цен на 40-45%, в 1996 г. - на 25-30%. То есть, введение товарного кредита способствовало отвлечению дополнительных средств из сельского хозяйства. Товарный кредит осуществлялся централизованно и децентрализованно различными компаниями на коммерческой основе.
Товарный кредит распространен в практике различных стран, однако при его проведении обязательно выдерживается условие: цены на материально-технические ресурсы не должны превышать розничные цены на них, сложившиеся в регионе.
С 1997 г. товарный кредит заменен кредитованием из специального фонда на коммерческой основе с уплатой 25% учетной ставки центрального банка. В 1997 г. из бюджета России в фонд льготного кредитования было выделено 2,8 трлн. руб. и предусматривался возврат товарного кредита в размере 4,5 трлн. руб. Отбор банков для работы с фондом льготного кредитования проводился на основе конкурса. Такое право получили 12 банков, которые разрабатывали различные условия перегарантирования. В итоге на Дальнем Востоке возможность пользоваться кредитом получили 8-10% сельскохозяйственных предприятий. Сроки оформления кредитных договоров затягиваются, сокращаются кредитные средства, поступающие непосредственно в хозяйства. В вопросах краткосрочного кредитования основной задачей является обеспечение доступности кредита для основной массы субъектов хозяйствования в аграрном секторе и его возвратности.
Отход от кредитования неплатежеспособных хозяйств неправомерен. Число таких хозяйств в регионе превышает 95%. Неплатежеспособность большинства из них вызвана экономической политикой. Проведение банкротства и ликвидации этих хозяйств вызовет резкий рост безработицы и станет смертельным для многих сельских поселений.
Постоянное изменение условий краткосрочного кредитования, высокие учетные ставки, завышение цен при товарном кредитовании способствовали росту инфляции издержек в аграрном секторе и росту задолженности предприятий АПК, стимулировали усиление неплатежей. Неплатежи выступают основным фактором дальнейшей дестабилизации экономики.
В этих условиях банковский капитал не заинтересован в выдаче долгосрочных ссуд на развитие производства и его структурную перестройку. В сложившейся ситуации основным видом долгосрочного кредитования выступает лизинг техники, осуществляемый в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.07.94 г. N 686 “Об организации обеспечения агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)”. Оператором по лизинговым операциям выступает АО “Росагроснаб” и его региональные снабженческие предприятия. Техника передается лизингопользователям с правом выкупа и погашением ее стоимости в срок от 3 до 5 лет. Агроснаб взимает 1,5% в год от стоимости объекта лизинга. Первоначальная цена не индексируется.