Анализ экономических и социальных результатов аграрной реформы на Дальнем Востоке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 01:16, курсовая работа

Краткое описание

Объектом рассмотрения в данной работе служили экономические процессы, происходящие в аграрном секторе Дальнего Востока в результате реформ, их последствия на примере Амурской области и Республики Саха (Якутия).
В докладе отражены основные результаты аграрных преобразований в регионе за 1990-1997 гг.; проанализировано изменение производственных показателей, раскрыты тенденции изменения посевных площадей, поголовья скота, производства продукции в целом и по категориям хозяйств. Изучено ресурсное обеспечение сельского хозяйства, тенденции движения инвестиций, социальные результаты аграрной реформы.

Вложенные файлы: 1 файл

HAI-0068.DOC

— 458.50 Кб (Скачать файл)

 

Наибольшее снижение произошло по мясу крупного рогатого скота и молоку. Такая картина  прослеживается по всем административным единицам Дальнего Востока (Прилож. 21). Основная отрасль сельского хозяйства региона молочно-мясное скотоводство - поставлена в наиболее жёсткие экономические условия. Это ведёт к уничтожению молочного поголовья независимо от принимаемых административных мер.

В результате отсутствия рыночной инфраструктуры значительная часть продукции реализуется с транспортных средств, через собственную розничную сеть, обменивается по различным вариантам бартера. Это создаёт условия для занижения цен и различных злоупотреблений. Стихийно развивающийся рынок ставит в трудные условия сельское хозяйство региона из-за увеличения поставок по импорту картофеля, овощей, продукции животноводства. Лучше адаптируются к рыночным условиям предприятия, имеющие собственную переработку и самостоятельно реализующие продукцию потребителю. В этом случае разница между потребительскими ценами и заготовительными достаётся производителю. Но для такого варианта развития требуются значительные объёмы инвестиций.

Под воздействием диспаритета  цен, жёсткой финансово-кредитной политики, сжатия спроса и либерализации внешней торговли в сельском хозяйстве Дальнего Востока рост затрат на производство превышает рост выручки по всем продуктам (табл. 33).

 

Таблица 33

Соотношение роста затрат и выручки за продукцию сельского  хозяйства

Продукция

Себестоимость

Выручка

Затраты/ 
выручка

1990, руб./ц

1997, тыс. р.

1997 к 1990

1990, руб./ц

1997, тыс. р.

1997 к 1990

Зерно

21

123

5857

33

110

3333

1,76

Картофель

37

230

6216

39

234

6000

1,04

Овощи

30

247

8230

34

240

7060

1,16

Молоко

73

499

6840

135

351

2600

2,63

Мясо КРС

574

4106

7150

670

1018

1519

4,70

Мясо свиней

345

5159

14950

493

2434

4937

3,02

Мясо птицы

212

3148

14849

356

1550

4353

3,41

Яйцо

95

811

8536

123

855

6951

1,22


 

Наибольший разрыв в  росте затрат и выручки сложился по продукции животноводства. Прирост затрат опережал рост выручки по мясу крупного рогатого скота в 4,7 раза, мясу свиней - 3,02, мясу птицы - 3,41 и по молоку - 2,63 раза. По территориям эти различия еще сильнее.

Для приостановления  дальнейшего спада и начала восстановления сельскохозяйственного производства прежде всего необходимо создать экономические условия для безубыточной работы молочно-мясного скотоводства и других отраслей животноводства в хозяйствах, обеспечивающих среднеотраслевые показатели продуктивности. Это создаст условия для стабилизации и наращивания производства. Иначе любые принимаемые меры будут неэффективны. Без дифференцированного подхода к регулированию условий хозяйствования выход аграрного сектора региона из кризиса невозможен.

В результате изменения  условий хозяйствования и показателей  деятельности предприятий в 1997 г. только реализация картофеля имела рентабельность 9%, вся остальная продукция была убыточной. В 1990 г. 96% сельскохозяйственных предприятий были рентабельными, чистый результат составил 2,1 млрд. руб. прибыли, рентабельность + 54%. В 1997 г. менее 8% предприятий закончили год с прибылью; чистый результат с учетом дотаций и компенсаций составил 1777 млрд. руб. убытка, убыточность составила по региону - 43%, а по Амурской области - 52 % (табл. 34).

Ниже среднего уровня по региону убыточность сельского  хозяйства Республики Саха. Это объясняется  прежде всего размерами поддержки  из местных бюджетов и структурой производства. Полное отсутствие поддержки  и резкое снижение производственных показателей послужили основными факторами убыточности сельского хозяйства Амурской области.

 

Таблица 34

Удельный вес прибыльных предприятий 
и совокупная рентабельность сельского хозяйства, %

Территории

Прибыльные 
предприятия

Совокупная 
рентабельность

1990 г. 

1997 г.

1990 г. 

1997 г.

Дальний Восток

96

8

54

43

Республика Саха

99

11

107

30

Амурская область

99

8

48

52


 

Сельскохозяйственные  предприятия оказались закредитованными. Только по централизованным кредитам, выданным в 1993-1994 гг., было переоформлено в 1995 г. в государственный внутренний долг по региону 1651,6 млрд. рублей. В последующем появилась задолженность за товарный кредит. Кредиторская задолженность постоянно растет и превышает дебиторскую по отдельным территориям в 10 раз.

Так изучение финансового  состояния предприятий АПК Амурской области показало, что на 1.04.1998 г. пролонгированная задолженность сельского  хозяйства составила 102,7 млн. деноминированных рублей, по товарным кредитам 1995 и 1996 гг. 52,1 млн. рублей. Текущая кредиторская задолженность достигла 284 ,1 млн. руб., из них 32,9% составила задолженность в пенсионный фонд, 32,3% долги за электроэнергию, 6,6% задолженность по заработной плате, 4,2% по подоходному налогу, 5,9% по прочим налогам. Кредиторская задолженность в 11,6 раза превышала дебиторскую. Аналогичное положение и в других территориях Дальнего Востока. Кредиторская задолженность в 2-5 раз превышает стоимость выручки от реализации продукции.

Большинство сельскохозяйственных предприятий региона неплатежеспособны, их банкротство сдерживается тем, что в условиях сельской местности люди не могут изменить род занятий. Выход из кризиса невозможен без принятия согласованного комплекса финансовых, экономических и организационных мер на федеральном и региональном уровне.

Из-за неудовлетворительного  финансового положения в сельском хозяйстве не действует система страхования. В 1997 г. страхование урожая осуществляли единичные предприятия. Дальний Восток является регионом повышенного риска, и здесь ежегодно отдельные территории страдают от стихийных бедствий. Без организации стабильного страхования и погашения не менее 50% взносов по страхованию урожая из средств федерального бюджета нельзя рассчитывать на повышение устойчивости финансового положения сельского хозяйства.

Как показали расчеты, сельское хозяйство Дальнего Востока даже при сохранении дореформенных объемов  производства, уровня урожайности и  продуктивности было бы убыточным. При  современном уровне цен на промышленные ресурсы нерентабельным было бы производство всех видов сельскохозяйственной продукции. То есть основным фактором критического финансового положения сельскохозяйственного производства является реализация принятых на государственном уровне решений по либерализации цен, внешнеторговой деятельности, финансово-кредитной системы и ликвидация государственной поддержки АПК.

Таким образом, действующий  экономический механизм реформ стал главным тормозом перехода к рыночным отношениям, направленным на повышение конкурентоспособности и развитие агропромышленного производства.

Конкурентоспособность производства выявляется на рынке и  определяется способностью производимой продукции отвечать запросам потребителей; она определяется качеством продукции, ее потребительскими свойствами, уровнем цен, устанавливаемых при продаже, и доходами населения. В сложившихся условиях в большинстве территорий Дальнего Востока окупаются затраты на производство картофеля и яиц. По остальным продуктам окупаемость затрат колеблется от 89% по зерну до 25% по привесу крупного рогатого скота. Производство зерна, сои, молока, мяса на Дальнем Востоке при действующих условиях не только не конкурентоспособно, но и экономически нецелесообразно.

Однако без местного производства невозможно обеспечить полноценное  питание, в то же время ликвидация сельскохозяйственного производства приведет к оттоку населения и подорвет возможности выхода региона из кризиса, усилит территориальные претензии приграничных государств.

Для решения всего  комплекса накопившихся экономических  и социальных проблем необходима разработка и реализация системы мер по развитию и совершенствованию методов проведения аграрной реформы как на региональном, так и на федеральном уровне.

 

3. Предложения по развитию  аграрной реформы на Дальнем  Востоке

Основные причины, определившие развитие и углубление кризиса в аграрном секторе могут быть сведены в две группы. Первую по значению группу составляют факторы ухудшения внешних экономических условий для сельского хозяйства: возникновение и усиление диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, ухудшение условий реализации сельскохозяйственой продукции из-за ошибок в приватизации перерабатывающих предприятий, сокращение объемов реализации в итоге снижения платежеспособного спроса населения и роста продовольствия, сокращение, а по многим направлениям прекращение государственной поддержки, необеспеченность финансовыми и материальными ресурсами принимаемых федеральных программ.

Одновременно сформировалась и усиливает проявления кризиса  группа внутренних причин. Среди них поспешность и ошибки при реформировании колхозов и совхозов, снижение интенсивности производства, переход к примитивным технологиям, в итоге снижение продуктивности и урожайности, медленная структурная перестройка производства, утрата экономических элементов во внутрихозяйственном механизме хозяйствования, низкая социально-трудовая активность работников сельского хозяйства.

Поэтому прежде всего  необходимо осуществить меры общесистемного характера: снизить цены на топливно-энергетические ресурсы, транспортные тарифы, установить ставку процента за краткосрочный кредит на уровне средней рентабельности в отраслях материального производства. Это будет способствовать ослаблению диспаритета цен. Наряду с общими шагами требуется комплекс мер государственной поддержки сельского хозяйства, направленных на стабилизацию экономической ситуации.

3.1. Совершенствование  государственного регулирования  сельскохозяйственного производства

В условиях переходного  периода государственное регулирование  должно способствовать адаптации различных сельскохозяйственных предприятий и организаций к работе в рыночной экономике, преодолению убыточности сельского хозяйства, созданию условий для простого и в последующем расширенного воспроизводства, структурной перестройке и повышению эффективности сельского хозяйства. При регулировании сельскохозяйственного производства применяются различные формы: прямая бюджетная поддержка в виде дотаций и компенсаций; безвозвратные капитальные вложения; возвратные капитальные вложения; краткосрочное кредитование из специального фонда; долгосрочные кредиты, товарный краткосрочный и долгосрочный кредит; поддержка территорий с экстремальными условиями и неблагоприятной структурой производства.

Система поддержки должна быть гибкой, учитывать изменения экономической ситуации, способствовать формированию единого рыночного пространства, сосредоточению производства в районах с благоприятными условиями и низкими издержками.

С помощью дотаций  и компенсаций поддерживается элитное  семеноводство и племенное дело, обеспечивающие воспроизводственный потенциал сельского хозяйства. Такая поддержка должна сохраняться на любых этапах развития для стимулирования научно-технического прогресса. Она носит целевой характер, но затрагивает небольшое число опытно-производственных, семеноводческих и племенных хозяйств.

В то же время с помощью  дотаций необходимо поддерживать отрасли, имеющие большое социальное, экономическое  и экологическое значение. К таким  отраслям сельского хозяйства относится  молочо-мясное скотоводство. Эта отрасль получила повсеместное развитие, в ней занята значительная часть работников сельского хозяйства, продукция этой отрасли используется в ряде отраслей перерабатывающей промышленности. Только скотоводство позволяет трансформировать многие виды продукции растениеводства в продукты, пригодные для человека. Сочетание скотоводства с различными отраслями растениеводства позволяет рационально использовать земельные ресурсы. Эта отрасль использует значительную часть естественных кормовых угодий, то есть она является социально и экономически значимой отраслью для всех регионов России.

В то же время эта отрасль  поставлена в наиболее жесткие экономические  условия. Из-за своих качеств большая  часть молока реализуется через  перерабатывающие предприятия, а рост закупочных цен оказался минимальным. С уменьшением доходов населения сократился спрос на молочную продукцию, что сдерживает рост закупочных и розничных цен.

Информация о работе Анализ экономических и социальных результатов аграрной реформы на Дальнем Востоке