Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Пожалуй, инфляция – это одно из тех редких экономических понятий, которое очень близко каждому человеку. Действительно, мы редко ощущаем – а еще реже даем себе в этом отчет – последствия безработицы (если увольняют не нас), экономического роста (выгоды от него распределяются крайне неравномерно) или улучшения платежного баланса страны (ну а это вообще имеет мало отношения к отдельным людям). Зато повышение цен и ухудшение своего материального положения заметит каждый.
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально – экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Актуальность этого вопроса в современных условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизма развития инфляции, ее особенностей и основных направлений антиинфляционной политики России с учетом мирового опыта. Инфляция в России до сих пор не побеждена и не контролируется в полной степени, поэтому проблема антиинфляционной политики остается особо актуальной и будет таковой в ближайшее время. Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику, направленную на борьбу с инфляцией.

Содержание

Введение¬……………………………………………………………………-3-
Глава 1 Сущность инфляции………………………………………….......-5-
1.1 Понятие и виды инфляции…………………………………………….-5-
1.2 Причины инфляции……………………………………………………-9-
1.3 Последствия инфляции……………………………………………....-13-
Глава 2 Антиинфляционная политика в России………………………..-15-
2.1 Антиинфляционная политика, этапы формирования и модель антиинфляционной политики в РФ ………......................................................-15-
2.2 Виды антиинфляционной политики………………………………...-21-
2.3 Краткосрочные методы………………………………………………-25-
2.4 Среднесрочные и долгосрочные методы………………………........-30-
Глава 3 Перспективные направления антиинфляционной политики в России………………………………………………………………………......-32-
3.1 Цели и инструменты антиинфляционной политики в 2007-2008 год……………………………………………………………………………….-32-
3.2 Основные направления антиинфляционной политики…………….-34-
3.3 Основные акценты в антиинфляционной политике………………..-38-
3.4 Эффективность российской антиинфляционной политики…….....-40-
Заключение……………………………………………………………………-42-
Список используемой литературы……………………………………...-44-
Приложение……………………………………………………………….-46-

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.Никишева Ирина.Антиинфляционная политика России..docx

— 232.24 Кб (Скачать файл)

      Отрезок 3. (Классический участок)

      Когда совокупные расходы увеличиваются до отрезка 3, экономика уже просто не в состоянии обеспечить дополнительные ресурсы. Фирмы не в силах ответить на рост спроса увеличением объема производства. Реальный объем внутреннего продукта достигает своего максимального уровня, так что дальнейшее увеличение спроса приводит только к росту цен. Инфляция может начать расти высокими и даже ускоренными темпами, поскольку совокупный спрос намного превышает абсолютные возможности общества производить товары и услуги. Инфляция спроса, возникшая на отрезке 2, становится чистой инфляцией спроса на отрезке 3. Реальное производство не увеличивается и поэтому не способно поглотить растущие расходы.

      Различие  между номинальным и реальным ВВП в качестве еще одной характеристики инфляции. При постоянном уровне цен (отрезок 1) номинальный и реальный ВВП растут одинаковыми темпами. Но при инфляции на отрезке 2 номинальный ВВП растет быстрее реального, поэтому первый необходимо инфлировать, чтобы определить, как изменяется объем производства в физическом выражении. На отрезке 3 номинальный ВВП возрастет — причем под воздействием высокой инфляции он может расти весьма быстрыми темпами, в то время как реальный ВВП остается на прежнем уровне. Короче говоря, инфляция спроса, возникающая на отрезках 2 и 3, нарушает баланс между номинальным и реальным ВВП.

    К важнейшим инфляционным причинам роста  цен можно отнести

следующие:

    1. Отсутствие должного контроля  над денежной массой и неоправданная

эмиссия бумажных денег.

    2. Диспропорциональность – несбалансированность  государственных расходов и доходов, которая выражается в дефиците госбюджета.

    3.Инфляционно опасные инвестиции – преимущественно милитаризация экономики. Военные ассигнования ведут к созданию дополнительного платежеспособного спроса и, следовательно, к увеличению денежной массы.

    4. Инфляция, вызванная повышением  зарплаты.

    5. “Импортируемая” инфляция, роль  которой возрастает с ростом открытости экономики и вовлечения ее в мирохозяйственные связи той или иной страны.

    6. Инфляционные ожидания – возникновения  у инфляции самоподдерживающегося характера. Население и хозяйственные субъекты привыкают к постоянному повышению уровня цен. Росстат вычислил особенности российской инфляции по сравнению с европейской. Рекордно низкий за весь постсоветский период рост цен в России - 8, 8 процента против 13,3 процента в 2008 году - тем не менее более чем в шесть раз превысил этот показатель в Европе. (Рисунок 2)8

    Все эти причины взаимосвязаны и  каждая по-своему может вести к  росту, или падению спроса и предложения, нарушая их баланс. Значение источников инфляции важно для выработки конкретных мер борьбы с инфляцией. 
 

                  1.3 Последствия инфляции

    К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

  • снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных доходов);
  • обесценение сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных размеров сбережений);
  • потеря у производителей заинтересованности в создании вещественных товаров (увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);
  • усиление диспропорций между производством промышленной и сельскохозяйственной продукции;
  • ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в силу снижения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие;
  • ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп, с твердыми доходами (пенсионеров, тужащих, студентов, чьи доходы формируются за счет госбюджета).

    Если  экономика страны поражена инфляцией, то потери неизбежны. И ее первыми  жертвами становятся потребители.

    Если  существует дефицит государственного бюджета, то любой способ его покрытия неизбежно вызывает инфляцию. Возможны три способа: дефицит покрывается  центральным банком посредством  денежной эмиссии, что увеличивает  в обращении избыточную массу  денег, необеспеченных товарами. Во-вторых, дефицит покрывается посредством  займов правительства в центральном  банке. Третий способ покрытия бюджетного дефицита - правительство получает кредит у граждан, отдельных фирм, коммерческих банков путем выпуска  облигаций государственных займов.

    Доход, получаемый от печатанья денег, называется сеньораж (Перевод с франц. seigniorage: пошлина за право печатанья денег). Для человека это равносильно уплате еще одного налога - инфляционного. Почему же инфляцию можно рассматривать как разновидность налога? Как известно, по мере повышения цен реальная стоимость наличных денег падает. Когда же государство для покрытия бюджетного дефицита печатает новые деньги, оно тем самым уменьшает стоимость старых денег, находящихся на руках у населения. Следовательно, инфляция выступает как налог на наличные деньги.

    Чистый  доход государства от инфляционного  налога равен разнице между ценностью  дополнительно выпущенных банкнот  и затратами на их изготовление, которое государству почти ничего не стоит. (Таблица 1)

    В 2013г., как ожидает фонд, рост ВВП  России составит 3,5%, но все равно  будет ниже темпов роста 2010-2011гг.

    Инфляционный  доход государства можно рассматривать  как альтернативную стоимость займов, к которым пришлось бы прибегнуть правительству для покрытия дефицита бюджета при отсутствии эмиссии.

    Практика  показывает, что в инфляционной гонке  цен и доходов (заработной платы) всегда побеждают цены. Например, средняя  заработная плата в России в пересчете  на доллары составляла в 1990 г. 13 долларов в месяц, в 1995 г. - 112,9 долларов, а в 2012 г. – 760 долларов, т. е. выросла в 50 раз, а цены за это время увеличились в 4658 раз.9

    Данные  таблицы подтверждают, что рост цены на потребительскую корзину студента в среднем в 9 раз превышает  рост его стипендии. И чем больше доходы отстают от цен, тем ощутимее удары инфляции по текущему потреблению  у разных слоев населения. Под  воздействием инфляции не только снижаются  реальные доходы, но и обесцениваются сбережения населения. 
 
 

    Глава 2 Антиинфляционная политика в России

         2.1 Антиинфляционная политика, этапы формирования и модель антиинфляционной политики в РФ

    Целью антиинфляционной политики является установление контроля над инфляцией. Чтобы он был действенным, необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Если инфляция возникла на основе неудовлетворенного спроса, то первоочередные меры правительства  должны быть направлены на:

  • уменьшение денежной эмиссии;
  • повышение учетной ставки по сбережениям населения;
  • сокращение государственных расходов;
  • повышение налогов, чтобы уменьшить доходы.

    Как показывает мировая практика, обуздать инфляцию в короткие сроки помогает программа стабилизации, которая  включает набор взаимосвязанных  мероприятий в области бюджетной, и денежно-кредитной политики. Как  правило, она осуществляется единым комплексом, и нередко в этом процессе участвуют зарубежные правительства  и международные организации. Стабилизационная программа содержит следующие общегосударственные  меры:

  • сокращение правительственных расходов, в том числе сокращение субсидий;
  • повышение налогов;
  • снижение объемов кредитования коммерческих банков;
  • увеличение выпуска казначейских облигаций и объемов зарубежных займов;
  • повышение социальных расходов на нужды малообеспеченных слоев населения;
  • фиксация обменного курса национальной валюты.10

    В осуществлении стабилизационных мер  наряду с экономической логикой  требуется и политическая дальновидность. Как известно, повышение налогов  является крайне непопулярным шагом  любого правительства. И проведение этой меры в чистом виде вряд ли найдет поддержку у населения. Поэтому  она должна быть скомпенсирована  увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен  на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально  значимые программы могут зарубежные займы.

    Подготовить программу стабилизации и начать ее выполнять - дело довольно трудное. Но еще труднее заставить ее работать, так как на этом тернистом пути существует опасность возврата к  старому. Чтобы этого не произошло, многие страны пытаются одновременно с сокращением государственных  расходов вносить изменения в  экономическое законодательство.

    Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста цен требует  специальных мер. Так, для устранения последствий «нефтяного шока», ударившего по экономике США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены требования к размерам резервных  фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного, роста цен удалось не сразу: с 13-14% в 1979г. они снизились до 4% спустя примерно три года - в 1982 г. Как свидетельствует опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций. Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка» и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят от постановки правильного «диагноза». «Поставить диагноз» - значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые соответствуют характеру и глубине «заболевания».

    Цель  антиинфляционной политики не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом (рыночными  и государственными методами) в интересах  подъема национального производства и экономической безопасности народа. Судя по мировому опыту, допустима небольшая  инфляция, если это увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует  экономический рост.

    Переход к рыночному механизму хозяйства, где спрос определяет через уровень  цены размеры производства, объективно потребовал реформировать всю систему  цен. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение производства и цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы  в январе, а розничные цены изменились только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. Вслед за повышением цен был снижен налог на прибыль  предприятий, что позволило им увеличить  выплаты заработной платы. Тем самым  прибыли росли и не облагались налогом, а на бюджет легла огромная нагрузка роста субсидий и компенсаций.

    Люди, имеющие в своем распоряжении определенные суммы наличных денег  и наученные опытом январского обмена, начали в феврале-марте еще более  активно вкладывать их в товары, защищая свои сбережения и от возможных  действий по проведению дальнейших шагов  денежной реформы, и от обесценения  в результате готовящегося повышения  цен. Все это привело к активизации  цен на черном рынке, так как сфера  государственной розничной торговли давно уже пребывала в кризисном  состоянии из-за недостатка товаров. Для того чтобы иметь постоянный запас наличности на руках, население сокращало свои вклады в учреждениях Сберегательного банка.

    2 января 1992г. было отпущено 80% оптовых  и 90% розничных потребительских  цен. Снятие контроля за ценами  сопровождалось либерализацией  внешнеторговых операций и обменного  курса рубля. 

    В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала  денежные знаки более высокого достоинства  для обеспечения роста цен  денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:

  • ограничение эмиссии денег Центральным Банком РФ;
  • сокращение бюджетного дефицита путем секвестирования государственных расходов;
  • сдерживание колебания курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции.

Информация о работе Антиинфляционная политика