Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики в экономике Республики Беларусь и определение основных направлений её совершенствования.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
– изучение сущности инфляции, её причин и последствий;
– рассмотрение опыта использования антиинфляционной политики в странах рыночной экономики: Германии, Великобритании, Швеции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….…………………………………………….....................................
1 ИНФЛЯЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ..…………………………………………………………...
2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАНАХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ …....................................................................................................
3 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .……………………………..……………………………….......
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по антиинфл политике 3819.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

 Итак, основным источником инфляции  выступает нарушение макроэкономического  равновесия, разбалансированность  экономических процессов. При этом кроме товарно-денежной разбалансированности отмечается также дисбаланс спроса и предложения. Разные экономические школы объясняют причины этого дисбаланса по-разному.

Кейнсианский подход заключается  в том, что причина дисбаланса определяется чрезмерным спросом при полной занятости. Поэтому сторонники этого направления считают, что если уровень использования производственных мощностей низок, то покупательная способность, которую наращивают с помощью бюджетного дефицита и выпуска денег, может быть приемлемой и не вести к инфляции.

Сторонники неоклассического подхода  ищут источники инфляции в чрезмерном росте производства, увеличении расходов или издержек производства.

То есть одни рассматривают инфляцию со стороны спроса, другие со стороны  предложения. В современных экономических условиях делаются попытки синтезировать оба подхода, рассмотреть различные стороны этого процесса. Если проанализировать инфляцию с позиции макроэкономического равновесия, то ясно, что стабильное состояние экономики характеризуется равенством на определенный момент времени платежеспособности спроса и общей суммы стоимости всех товаров (предложений). Причем речь идет и о потребительских товарах, и о средствах производства. Если растет только спрос, а ему противостоит та же товарная масса (или она растет более медленными темпами), то сбалансированность рано или поздно нарушается. Ликвидировать это можно через рост цен, что ведет к снижению покупательной способности денежной единицы и потребности национальной экономики в дополнительной денежной массе

К социально-экономическим последствиям инфляции можно отнести:

1) Перераспределение доходов и богатства в пользу немногочисленного слоя населения.

Перераспределение доходов и богатства  возникает, например, в том случае, когда должники богатеют за счет кредиторов. Выплата ссуды на строительство дома по соглашению происходит в неизменных ценах, поправки на обесценение денег нет. При инфляции невыгодно  давать в долг по фиксированной цене. Инфляция перераспределяет  доход от тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто берет кредит, особенно при неожиданной (непредсказуемой) инфляции.

2) Отставание цен государственных предприятий от рыночных цен.

Этому способствует их долгосрочность, фиксированность, негибкость, поскольку  повышение цен госпредприятия должно обосновываться через вышестоящие организации. Нарастает дисбаланс частного и государственного секторов, при котором государственные предприятия терпят убытки.

3) Скрытая государственная конфискация денежных средств у населения через налоги, при этом старые ставки налогов делают беднее даже зажиточные слои населения.

Прогрессивное налогообложение по мере роста инфляции автоматически  зачисляет различные социальные группы во все более состоятельные, в то время как доход растет номинально, а не реально. Государство собирает все возрастающую сумму налогов.

4) Ускоренная материализация денежных средств в товары, бегство от дешевеющих денег.

5) Нестабильность и недостаточность экономической информации для продавцов и покупателей;

Цены – главный индикатор рыночной экономики. Когда они лихорадочно растут, потребители и производители постоянно ошибаются в выборе оптимальной цены, падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается экономическая активность предпринимателей, резко падает эффективность размещения экономических ресурсов.

6) Отставание ставки реального процента за кредит от ежегодных темпов инфляции, что заставляет банкиров завышать ставки процента, кредиты дорожают.

Реальный процент = номинальный процент – процент уровня инфляции.

7) обратная зависимость темпов роста инфляции от уровня безработицы.

Инфляция находится в определенной связи с занятостью населения. Рост инфляции может сочетаться с высокой  занятостью и большим объемом  производства, или, наоборот, снижение инфляции может сопровождаться спадом производства и значительным ростом безработицы [1].

Изучив теоретические  аспекты инфляции, можно сделать  следующие выводы:

1) В настоящее время  инфляция – один из самых  болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

2) По своему характеру,  интенсивности, проявлениям инфляция  бывает весьма различной, хотя  и обозначается одним термином.

3) Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему  денежно- кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы.

4) Негативные социальные  и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства  разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

5) Среди широкого  комплекса антиинфляционных мероприятий  можно выделить следующие:

– стабилизация и стимулирование производства,

– совершенствование  налоговой системы,

– создание рыночной инфраструктуры,

– повышение ответственности  предприятий за результаты хозяйственной  деятельности,

– изменение обменного  курса рубля,

– проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

 

 

2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА  В СТРАНАХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

 

В странах с развитой рыночной экономикой  ползучая  инфляция  считается  нормальным явлением. Как сильный  негативный фактор, вызывающий  значительные отрицательные    социально-экономические     последствия,     воспринимается галопирующая и тем более гиперинфляция. Против  них  используются  различные меры антиинфляционной политики, зависящие  от  теоретических  взглядов  тех, кто эту политику проводит.

В нашей экономической литературе широко распространено мнение,  что  на Западе  в  решении  экономических  проблем  и  особенно   проблем   инфляции господствующую роль играет монетаризм. Но это ошибочная точка зрения [3, с. 50-52].

Особый интерес представляет опыт борьбы с гиперинфляцией в Германии во время и после первой мировой войны

Инфляция в Германии в 1914-1923 годах начиналась незаметно, постепенно повышаясь на 1-2 %. В первый день войны немецкий Рейхсбанк, как  и другие центральные банки воюющих держав, приостановил возможность выкупа своих банкнот, чтобы предотвратить набег на свои золотые резервы.

Как и все остальные  банки, он предложил помощь правительству  в финансировании мобилизации военных  сил. Так как налоги всегда непопулярны, правительство Германии предпочло взять в долг необходимые суммы, нежели значительно увеличить налоги. В реализации этой цели ему с готовностью помогал Рейхсбанк, который обесценил большинство казначейских облигаций.

Таким образом, правительственная  задолженность глубже проникала в хранилища центрального банка и в соответствующие суммы наличных бумажных денег граждан, то есть центральный банк монетизировал растущий долг правительства.

 

Весь сложный период 1919-1922 годов характеризовался умеренной  по меркам таких эпох инфляцией. К июлю 1922 года денежная масса выросла более чем в 7 раз, однако уровень цен повысился в 40 раз, а курс доллара в 75 раз. Этот разрыв можно объяснить увеличением скорости обращения денег и повышенным спросом на твердую валюту.

В мае 1921 года державы-победительницы предъявили Германии ультиматум, требуя немедленной выплаты одного миллиарда золотых марок в свободной валюте как аванса в счет репараций, которые устанавливались в размере 2 миллиардов в год плюс 26 % годового германского экспорта. Экономически это было сильным ударом по марке. Уже в 1922 году Германия де-факто прекратила выплату репараций под предлогом отсутствия ресурсов. В ответ в начале 1923 г. Франция и Бельгия ввели свои войска в Рурскую область. Около 20 % населения страны теперь оказалось на оккупированной территории. Правительство призвало народ к «пассивному сопротивлению», выразившемуся в прекращении работы на многих предприятиях, отказе транспортников от перевозки грузов. Все это стоило государству больших денег.

На рисунке 2.1 графически представлен курс немецкой марки по отношению к  доллару США с 1920 по 1923 гг.

                                   Марок за 1 $ США

Рисунок 2.1 – Инфляция в Германии с 1920 по 1923 гг.

Примечание: Источник – Рисунок 1, [4, с. 12].

Из рисунка 2.1 видно, что в период 1920-1923 гг. Инфляция в германии достигла размера 4 200 млрд. марок за 1 $ США.

К июню 1923 года денежная масса увеличилась примерно в 90 раз, цены в 180 раз, курс доллара в 230 раз. Заметим, что внешнее обесценивание  марки до этого времени устойчиво обгоняло ее внутреннее обесценивание. Инфляция конца 1923 года достигла невообразимых масштабов. Сумма банкнот Рейхсбанка в обращении к середине ноября приблизилась к 100 квинтиллионам, а на конец года, по данным Рейхсбанка, достигла почти 500 квинтиллионов марок. Между тем реальная ценность этой бумажной массы сжалась до совсем незначительной величины в 150 миллионов золотых марок. В конце ноября доллар стоил уже 4,2 триллиона марок. С каждым месяцем выпускались купюры все более высокого номинала. Купюра в 100 триллионов марок оказалась самой большой из них, а реально она стоила меньше 25 долларов.

Цены на товары выросли  до заоблачных величин. Буханка ржаного  хлеба, стоившая до войны 0,29 марки, на пике инфляции продавалась за 430 миллиардов марок. В связи с этим потребовались тысячи новых рабочих мест (печатников, бухгалтеров, кассиров), что несколько смягчало безработицу.

Но вместе с тем  инфляция дала ход новому среднему слою, который не только не разорился, но и очень неплохо нажился за годы инфляции. Это люди, чей капитал был вложен в реальные ценности.

Стабилизация марки осенью 1923 года представляла собой весьма успешную «шоковую терапию». Ее удалось закрепить  в последующий период. Традиция и  народная вера приписывает эту заслугу банкиру Яльмару Шахту, который в ноябре 1923 года получил портфель государственного комиссара по валютным делам, а в декабре стал президентом Рейхсбанка.

Стабилизация марки была осуществлена путем создания новой валюты с  использованием идеи, уже опробованной во времена французской инфляции 1790-х годов: формальное обеспечение ипотекой на земельную собственность и недвижимость. Новая валюта называлась рентной маркой, а ее эмиссией занимался Рентный банк. Обеспечением рентной марки служило жесткое ограничение эмиссии, которое Шахт проводил с неукоснительной строгостью, не уступая давлению правительства. Новая валюта первоначально не была «привязана» к золоту, но Рейхсбанк стремился к этому.

Для рентной марки был установлен твердый курс 4,2 марки за доллар, что соответствовало довоенному паритету золотой марки. Она свободно обменивалась по соотношению 1 рентная марка за 1 триллион  инфляционных марок.

Рентная марка была введена 15 ноября 1923 года, и тогда же был закреплен  ее курс. Некоторые положительные  результаты появились буквально через несколько недель: цены в рентных марках были устойчивы, процентные ставки вернулись к нормальному уровню, деньги стали вновь поступать на банковские счета. Реформу с удовлетворением восприняли за границей, появилась возможность получения иностранных кредитов. Однако стабилизация марки и жесткая финансовая политика имела и отрицательную сторону. Предприятия, лишенные оборотного капитала, увольняли рабочих и служащих. Государственный бюджет подвергся сокращению, увольнялось много занятых в этом секторе. В результате резко подскочили цифры безработицы. Для Германии трудными оказались 1924-1925 годы, однако эти трудности уже не грозили катастрофой, как ситуация 1923 года.

Подъем начался в 1925-1926 годах и был весьма значительным. Большую роль в этом играли ограничение репарационных платежей с согласия стран Антанты и значительный приток иностранного капитала в экономику Германии. Согласно подсчетам, эти поступления перекрывали репарации.

Ожесточенная политическая дискуссия  развернулась вокруг проблемы компенсаций инфляционных потерь, но в 1925 году законы о компенсациях были приняты.

Система компенсаций инфляционных потерь в силу необходимости оказалась  весьма сложной. В ее основу был заложен  принцип частичного и отсроченного возмещения потерь. Считалось экономически неизбежным и морально обоснованным, что владельцы денежных сбережений должны внести плату за поражение Германии в войне, разруху и инфляцию.

Денежные величины разных лет, отражавшие различные масштабы инфляции, пересчитывались в золотые марки по соответствующим коэффициентам. Далее к полученным таким образом величинам сбережений и долгов применялись различные «нормы уценки» в зависимости от вида долга, от статуса должника и кредитора.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования