Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики в экономике Республики Беларусь и определение основных направлений её совершенствования.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
– изучение сущности инфляции, её причин и последствий;
– рассмотрение опыта использования антиинфляционной политики в странах рыночной экономики: Германии, Великобритании, Швеции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ….…………………………………………….....................................
1 ИНФЛЯЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ..…………………………………………………………...
2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАНАХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ …....................................................................................................
3 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .……………………………..……………………………….......
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по антиинфл политике 3819.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

2) Экономика Беларуси  тесно связана с внешним миром,  сумма экспорта и импорта товаров  и услуг превышает ВВП, а размер депозитов предприятий в иностранной валюте  (срочные и до востребования) превышает рублевые в 2,5-3 раза. При этом совокупные пассивы предприятий в иностранной валюте примерно в 2 раза выше по сравнению с их валютными активами. В связи с тем, что предприятия в экономике республики могут достаточно долго действовать, имея «просрочку», первоначальные инфляционные импульсы исходят со стороны издержек, которые перекладываются на цены. Последние превышают тот приемлемый для потребителя уровень, по которым продукция может быть реализована. В этих условиях инфлятогенный потенциал выражается в дальнейшем увеличении неплатежей. Впоследствии, как справедливо подчеркивает Л. Крюков, вынужденное смягчение денежно-кредитной политики становится лишь элементом механизма завершения перекладывания завышенных издержек на цену и конечных потребителей. В результате при «внешнем» сходстве динамики цен и денежных агрегатов в западных экономиках и белорусской, которая в любом случае близка к прямо пропорциональной, внутренние связи и зависимости скорее являются противоположными, а не аналогичными. Если в условиях «спросоограниченной экономики» важнейшим фактором, определяющим сумму номинального предложения, действительно является уровень денежного спроса, у нас объемы производства и цены во многих секторах не чувствительны к уровню текущего спроса, но очень «чувствительны» к издержкам. Инфляционный потенциал реализуется в параллельном увеличении цен и неплатежей, а также запасов нереализованной продукции, размеры которых совершенно аномальны, если исходить из критериев рыночной экономики. Увеличение доли «просрочки» в кредиторской и дебиторской задолженности неминуемо приводит к снижению качества банковских активов и уровня ликвидности банков. Для поддержания последней Национальный банк Республики Беларусь вынужден применять адекватные меры. Отсюда давление на валютный курс, и в случае если темп девальвации превышает индекс цен, возникает дополнительный инфляционный импульс. Однако если Национальный банк предпринимает меры, направленные на удержание относительно невысоких темпов девальвации, опять же может возникнуть напряжение с ликвидностью, что потребует соответствующих действий. Кроме того, поддержание высоких процентных ставок в условиях относительно стабильного валютного курса – весьма опасная практика, которая не может продолжаться долго. В конечном счете полностью избежать денежной эмиссии практически невозможно. Причем то, по каким каналам она будет осуществлена (через рефинансирование банков, кредитование Правительства и другим), не имеет принципиального значения [11, с. 2-5].

Инфляция представляет собой комплексную проблему. Для  ее решения необходима системная  программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогообложения, ужесточением бюджетных ограничений и смягчением проблемы неплатежей. Что касается денежно-кредитной политики, то она должна последовательно ужесточаться, но без разного рода «шоковых потрясений» и по мере проведения общеэкономических преобразований.

В Беларуси на протяжении последних лет снижение инфляции является стратегической целью денежно-кредитной  политики, проводимой в республике.

В Республике Беларусь продолжается процесс долларизации экономики.  Поэтому проводится такая антиинфляционная политика как политика валютного курса. Она представляет собой комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты [12, С. 38].

В таблице 3.1 представлены данные о ВВП Республики Беларусь за 2008-2012 гг.

 

Таблица 3.1 – ВВП  Республики Беларусь за 2008-2012 гг.

 

Показатель

Годы

2008

2009

2010

2011

2012

ВВП, в процентах  к предыдущему году

110,2

100,2

107,7

105,5

101,5


 

Примечание: Источник – собственная разработка на основе данных [13].

 

Из данных таблицы 3.1 видно, что наибольший рост ВВП по сравнению с предшествующим годом наблюдался в 2008 году, а наименьший в 2009. В 2012 году ВВП Республики Беларусь в % к 2011 году составил 101,5, что ниже аналогичного показателя как за 2011, так  и за 2010 год.

В таблице 3.2 представлены данные о профиците (дефиците) консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2008-2012 гг.

 

Таблица 3.2 – Профицит (дефицит) консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2008-2012 гг.

Показатель

Годы

2008

2009

2010

2011

2012

Профицит (дефицит), (+, –), в % к ВВП

- 0,7

- 0,7

- 2,6

2,1

0,5


 

Примечание: Источник – собственная разработка на основе данных [13].

 

Из данных таблицы 3.2 видно, что в период с 2008 по 2010 гг. наблюдался дефицит консолидированного бюджета Республики Беларусь в % к ВВП, а в 2011-2012 гг. отмечается профицит на уровне соответственно 2,1 % и 0,5 % к ВВП.

На рисунке 3.2 представлены данные о внешнеторговом сальдо Республики Беларусь за 2008-2012 гг.

Рисунок 3.2 – Внешнеторговое сальдо Республики Беларусь за 2008-2012 гг., млн. долларов США.

 

Из рисунка 3.2 видно, что на протяжении последних пяти лет наблюдается отрицательное  сальдо внешней торговли, то есть размер импорта товаров в Республике Беларусь больше объёма экспорта. Но, следует отметить, что в 2012 году оно значительно сократилось и составило 413 млн. долларов США.

Из анализа приведённых  выше данных можно предположить, что  основными направлениями антиинфляционной политики в Республике Беларусь являются:

1) гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки;

2) ужесточение бюджетной политики, направленное на сокращение или ликвидацию бюджетного дефицита;

4) введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;

5) стимулирование экспорта  и торможение импорта различными средствами [14, c. 12].

6) деятельность государства в области налогооблажения и государственных расходов;

 7) ограничение роста денежной массы и его увязка с темпами прироста реального ВНП;

 8) регулирование доходов – ограничение роста заработной платы, других личных доходов с одновременным замораживанием цен, блокирование сверхдоходов в торговле, использование индексации заработной платы и доходов;

9) разгосударствление, развитие рыночных отношений, структурная перестройка, конверсия;

10) гашение инфляционных ожиданий – укрепление рыночных механизмов, устойчивая и прогнозируемая политика, полная и достоверная информация о действиях правительства;

11) краткосрочные антиинфляционные меры – платная приватизация мелких государственных предприятий; массовый импорт потребительских товаров; реализация части государственных стратегических запасов; продажа предприятиями не нужных им ресурсов; существенное повышение процентной ставки [15, с. 202-205].

Ключевым параметром основных направлений денежно-кредитной  политики Беларуси на 2013 год является уровень инфляции.

Остальные показатели (ставка рефинансирования, темп роста требований банков к экономике), скорее, зависимые, достижение которых будет обусловлено именно инфляционным сценарием».

Необходимо отметить, что антиинфляционная политика Национального банка в 2012 году продемонстрировала свою эффективность. Регулятор сумел в течение всего года поддерживать положительный уровень кредитных ставок, несмотря на очевидное давление реального сектора по их более быстрому снижению. Более того, недавний пересмотр в сторону повышения ранее авансированного ожидаемого уровня ставки рефинансирования на конец 2012 года свидетельствует о том, что само по себе снижение ставки – не самоцель, а именно следствие инфляционных оценок.

В прогноз развития экономики на 2013 год заложены целевые ориентиры по росту ВВП. Их достижение возможно только при весьма благоприятных условиях внешнеторговой конъюнктуры на основных экспортных рынках. Согласно Основным направлениям денежно-кредитной политики Беларуси на 2013 год, утвержденным 25 сентября Указом № 419 [16], ставка рефинансирования на конец 2013 года прогнозируется на уровне 13-15 % годовых (при росте потребительских цен на 12 %). Прогнозируется, что требования банков к экономике возрастут на 17-20 % и составят 45-46 % к валовому внутреннему продукту. Прирост международных резервных активов Беларуси в соответствии с методологией Международного валютного фонда на 1 января 2014 года по прогнозу составит $ 0,3-0,7 млрд.

Также 25 сентября Указом № 418 Президент Беларуси утвердил важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития страны на 2013 год. В частности, запланирован рост валового внутреннего продукта на 8,5 %, производительности труда (по валовому внутреннему продукту) – на 9,3 %, экспорта товаров и услуг – на 15,2 %. Привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе прогнозируется в объеме $ 4,5 млрд. Предполагается, что реальные располагаемые денежные доходы населения в 2013 году должны составить 106,5 % к уровню текущего года [16].

Таким образом, можно  сделать вывод, что изучение содержания антиинфляционного регулирования с учетом зарубежного опыта на данном этапе развития белорусской экономики поможет в дальнейшем улучшить сложившуюся ситуацию и повысить уровень жизни населения. Успешное развитие денежно-кредитной системы напрямую зависит от проведения стабильных мер со стороны государства. Республике Беларусь необходимы решительные сдвиги не только в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, но и привлечения инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

На сегодняшний день инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем  современного развития экономики во многих странах мира. Условием возникновения инфляции является преобладающая динамика номинальной денежной массы по сравнению с ростом национального дохода.

Инфляция оказывает влияние  на экономику как с положительной  стороны, так и с отрицательной. Зависит это от темпов ее роста. Инфляция ухудшает положение тех, кто получает относительно фиксированный номинальный доход, и «субсидирует» или не влияет отрицательно на тех, чей номинальный доход является гибким.

Если в стране есть хоть какие-то признаки инфляции, то правительство  должно либо с ней бороться, если она достигла больших размеров, или совершать политику, контролирующую её. Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. Для этого проводится антиинфляционная политика, которая означает комплекс мер и механизмов по регулированию экономики со стороны государства, направленных на борьбу с инфляцией.

Что же касается Республики Беларусь, то здесь инфляция существовала ещё  с момента достижения своей независимости, как и в любой другой нормальной стране. Однако, следует обратить внимание на большие темпы её роста: в течение последних 10 лет Беларусь занимает 4-е место в мире по темпам инфляции.

Наибольшие значения индексов потребительских цен и  тарифов на товары и услуги населению в Республике Беларусь за последние 5 лет наблюдались в 2011  и 2012 гг., а наименьшие – в 2010 г.

Руководством страны были предприняты такие меры, как: выход на единый курс, отпущение цен на товары и услуги, уменьшение затрат на государственные программы, сокращение эмиссионных операций.

В Беларуси на протяжении последних лет снижение инфляции является стратегической целью денежно-кредитной  политики, проводимой в республике.

Необходимо отметить, что антиинфляционная политика Национального банка в 2012 году продемонстрировала свою эффективность. Регулятор сумел в течение всего года поддерживать положительный уровень кредитных ставок, несмотря на очевидное давление реального сектора по их более быстрому снижению. Более того, недавний пересмотр в сторону повышения ранее авансированного ожидаемого уровня ставки рефинансирования на конец 2012 года свидетельствует о том, что само по себе снижение ставки – не самоцель, а именно следствие инфляционных оценок.

На протяжении последних  пяти лет наблюдается отрицательное сальдо внешней торговли, то есть размер импорта товаров в Республике Беларусь больше объёма экспорта. Но, следует отметить, что в 2012 году оно значительно сократилось и составило 413 млн. долларов США. В связи с этим необходимо стимулировать экспорт и тормозить импорт.

Ключевым параметром основных направлений денежно-кредитной  политики Беларуси на 2013 год является уровень инфляции.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования