Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 19:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение антиинфляционной политики в экономике Республики Беларусь и определение основных направлений её совершенствования.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
– изучение сущности инфляции, её причин и последствий;
– рассмотрение опыта использования антиинфляционной политики в странах рыночной экономики: Германии, Великобритании, Швеции.
ВВЕДЕНИЕ….…………………………………………….....................................
1 ИНФЛЯЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ..…………………………………………………………...
2 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В СТРАНАХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ …....................................................................................................
3 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ …………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .……………………………..……………………………….......
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………………
Долг государства представляли облигации довоенных, военных и послевоенных займов. Около 90 % этой суммы приходилось на обязательства центрального правительства. Все они были урезаны по соотношению один к сорока.
Среди претензий к частному сектору лучшие условия получили кредиторы по ипотеке, т.е. по ссудам, выданным главным образом землевладельцам (как крестьянам, так и помещикам) под залог земель. Должников обязывали заплатить кредиторам 25 % первоначального долга с начислением процентов. По всем остальным долгам норма возмещения устанавливалась в 15 %. Вклады в негосударственных сберегательных кассах и долги страховых компаний погашались в разной мере в зависимости от состояния активов данного учреждения. Минимальная норма возмещения по вкладам составляла 12,5 %.
Германское законодательство остается важным прецедентом решения вопроса о компенсации за потери, связанные с инфляционным обесценением денег.
Инфляция наложила печать и на психологию немцев, и на финансовую политику, сделав ее традиционно консервативной и антиинфляционной. Немецкая марка являлась самой твердой валютой в Европе, что позволило ей стать ядром введенной в 1999 году общеевропейской валюты – евро [4, с. 11-14].
Зарубежный опыт такой страны, как Великобритания также представляет особый интерес в изучении стратегии преодоления инфляции. В 20 столетии в экономической жизни этой страны произошли существенные изменения, связанные с усилением вмешательства государства в экономику. Особенно показателен в этом отношении период после Второй мировой войны.
Этот период в Великобритании характеризуется более высокими темпами инфляции, чем в других промышленно развитых странах.
В 1951-1960 гг. розничные цены росли в среднем на 4,1 % в год; в 1971-1980 гг. – на 13,3 %; в 1981-1986 гг. – на 7,5 %. Причины инфляции в Великобритании коренятся и в сфере производства, и в сфере обращения. Одной из основных был бюджетный дефицит, который сопровождался ростом государственного долга. Задолженность только центрального правительства в 1986 г. составляла 47 % ВНП [5, c. 110].
Для борьбы с инфляцией Банк Англии применял разнообразные инструменты. До конца 70-х гг. в основном осуществлялся неокейнсианский подход к денежно-кредитному регулированию. Использовались три метода денежно-кредитной политики:
1) маневрирование процентной ставкой Банка Англии;
2) изменение норм «специальных депозитов», т.е. депонирования коммерческими банками доли средств, привлеченных на депозиты, на спецсчете в Банке Англии;
3) применение прямых
селективных методов
С 1976 г. наблюдалось усиление влияния на денежно-кредитную политику неоклассических и особенно монетаристических концепций. В монетарной политики акцент первоначально был сделан на таргетировании показателей денежной массы. Однако к началу 90-х гг. правительство убедилось в том, что контроль под ее ростом осуществлять чрезвычайно трудно. Инструментом борьбы с инфляцией был избран обменный курс фунта, который был привязан к стабильной немецкой марке.
Такая политика продолжалась до сентября 1992 г., когда Великобритания вышла из механизма обменных курсов Европейской валютной системы. С тех пор ключевым элементом антиинфляционной политики стало изменение краткосрочных процентных ставок [6, c. 123]. На рисунке 2.2 графически представлен уровень инфляции в Великобритании за 2003-2011 гг.
Рисунок 2.2 – Уровень инфляции в Великобритании за 2003-2011 гг., %
Примечание: Источник – Рисунок 4, [7, с. 102].
Из рисунка 2.2 видно, что уровень инфляции в Англии последние несколько лет держится на достаточно невысоком уровне, однако в 2011 году наблюдается его увеличение до 4,5 %, что связано с последствиями мирового финансового кризиса.
Эти данные свидетельствуют о том, что правительство страны подобрало наиболее оптимальную антиинфляционную политику.
За сто лет из отсталой (одной из беднейших в Европе) страны Швеция в ХХ веке превратилась в одно из наиболее развитых в экономическом отношении государств. В 1970-х годах по стоимости промышленной продукции на душу населения Швеция находилась на первом месте в Европе.
Превращению экономики
из отсталой аграрной в
В межвоенный период Швеция по темпам роста ВПП уступала только США. Однако серьезный удар по экономике нанесли два глубоких экономических кризиса: в 1921-1922 гг. вследствие дефляции после первой мировой войны, что привело к падению промышленного производства на 25 % ниже уровня 1913 г., и в начале 30-х годов, когда безработица среди членов профсоюзов в 1933 г. составляла 25 %.
В послевоенный период экономика Швеции развивалась быстрыми темпами. Это были ее «золотые» годы. Главным фактором этого развития был экспорт. В 70-е годы темпы роста упали.
После энергетического кризиса 1973-1974 гг. в промышленности страны возник ряд серьезных проблем. Швецию поразили глубокие структурные кризисы. Около 25 % промышленного производства приходилось на отрасли, пораженные кризисом: горнодобывающую, черную металлургию, лесную и судостроение. Возросла международная конкуренция. На мировой рынок вышли страны с низкими трудовыми издержками. Сократились издержки на транспорт. Резко возросли цены на нефть. В тоже время конкурентоспособность шведской промышленности резко снизилась в 1975-1976 гг., когда издержки на рабочую силу возросли примерно на 40 %. В 1977 г. (впервые за 25 лет) сократился ВПП. Слабый прирост в 1978-1980 гг. сменился очередным падением в 1981 г. [8, с. 152-154].
С целью восстановления конкурентоспособности правительство осуществило серию девальваций, начиная с августа 1977 г., когда крона была девальвирована на 10 %. Одновременно Швеция вышла из европейской валютной системы, известной как «валютная змея». Однако спрос на новые товары и технологический прогресс привели к росту удельного веса высокотехнологичных отраслей. Машиностроение за последний период укрепило свои позиции. Быстро развивалась и фармацевтическая промышленность.
С 1983 года положение резко изменилось, и шведская экономика начала выбираться из кризиса. Вследствие двух девальваций кроны возросла ценовая конкурентоспособность, что привело к росту экспорта. В 1980-х годах Швеция имела прирост ВПП чуть выше среднего по Западной Европе.
Благоприятная мировая конъюнктура положительно сказалась на шведской промышленности. Ведущей тенденцией экономического развития Швеции в 1980-е годы стал переход от традиционной зависимости от железной руды и черной металлургии к передовой технологии в производстве транспорта, электротоваров, средств связи, химических и фармацевтических изделий.
Придерживаясь политики неучастия в войнах и нейтралитета на протяжении всего XX века, Швеция добилась высокого уровня жизни населения в условиях капиталистической системы хозяйства, основанной на применении высоких технологий и всеобъемлющего социального обеспечения. На рисунке 2.3 графически представлен темпы роста ВВП Швеции за 2003-2011 гг.
Рисунок 2.3 – Темпы роста ВВП Швеции, %
Примечание: Источник – Рисунок 5.1, [9].
Из рисунка 2.3 видно , что падение темпа роста ВВП наблюдалось в 2009 году (- 5,3 %), что явилось следствием мирового финансового кризиса. А наибольший темп роста ВВП (5,7 %) был в 2010 году, но в 2011 он снизился до 4,4 %.
Швеция отклонила евро на референдуме в 2003 году, и поддерживает свою собственную валюту, шведскую крону (SEK). Шведский Центральный банк в настоящее время сосредотачивается на стабильности цен (целевая инфляция 2 %). На рисунке 2.4 графически представлен уровень инфляции в Швеции за 2003-2011 гг.
Рисунок 2.4 – Уровень инфляции в Швеции за 2003-2011 гг., %
Примечание: Источник – Рисунок 5.8, [9].
Из рисунка 2.4 видно, что в 2011 году инфляция за год составила 2,6 %, что больше чем в 2009 и 2010 гг. Увеличение инфляции объясняется ростом стоимости проживания (на 7,2 %), связанным, прежде всего, с ростом расходов по ренте за ипотечные кредиты, ростом квартплаты (2%), ростом цен на топливо (5,1%) и на аренду помещений (2,4%).
Согласно экономическому обзору Швеции в 2012 году, подготовленному экспертами ОЭСР, средняя инфляция в Швеции (0,9 %) была одной из самых низких среди европейских стран с середины 1990-ых, в значительной степени из-за отмены госконтроля и быстрого использования глобализации [9] .
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что в странах с развитой рыночной экономикой инфляция рассматривается в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма и не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.
3 АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА
В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ РЕСПУ
Инфляционные процессы в Республике Беларусь напрямую связаны с развитием общей экономической ситуации, в частности, с темпами структурной перестройки народного хозяйства, технологического перевооружения предприятий, проведения разгосударствления и приватизации, развитием рыночных институтов, а также созданием благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику страны.
На рисунке 3.1 графически изображены индексы потребительских цен и тарифов на товары и услуги населению за 2008-2012 годы [13].
Рисунок 3.1 – Индексы потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению за 2010-2012 годы, в процентах к декабрю предыдущего года
Примечание: Источник – собственная разработка на основе данных [13].
Из данных рисунка 3.1 видно, что наибольшие значения индексов потребительских цен и тарифов на товары и услуги населению в Республике Беларусь наблюдались в 2011 и 2012 гг., а наименьшие – в 2010 г.
Уровень инфляции в Беларуси остается самым высоким среди стран СНГ. По мнению экспертов ЕБРР, это следствие нежесткой денежно-кредитной политики и резкого повышения зарплаты, а также решения о повышении тарифов на коммунальные услуги. Хотя последнее и позволило повысить окупаемость издержек, а также несколько сократить масштабы перекрестного субсидирования в энерго- и газоснабжении.
Наиболее ощутимым
результатом инфляционного
Другим не менее
существенным последствием
Наконец, еще одним важнейшим следствием инфляционного взлета цен является обесценивание денег. Потребность во все большей денежной массе для обслуживания того же или сокращающегося объема производства и потребления, неправомерное сосредоточение и накопление денег в результате широкой денежной эмиссии порождают грандиозный размах спекулятивной активности на товарно-денежных и валютных рынках. Одни теряют, другие выигрывают. В итоге происходит экономически и социально неоправданное перераспределение общественных доходов и общественного достояния между различными социальными слоями и структурами, угрожающих размеров достигают социальное расслоение и напряженность [10, с. 21-23].
Но применительно к Республике Беларусь необходимо принять во внимание следующее:
1) Предприятия республики (по крайней мере, их значительная доля) функционируют в условиях мягких бюджетных ограничений. Размер просроченной кредиторской задолженности превышает сумму остатков средств субъектов хозяйствования в 3-3,5 раза. Более того, даже просроченная свыше трех месяцев задолженность – больше суммы средств предприятий на банковских счетах в 2,2 раза. То есть в существующих реалиях экономика не в состоянии эффективно обслуживать совокупное количество обязательств, эквивалентное спросу, предъявляемому ею на денежные активы. При проведении относительно жесткой монетарной политики недостаток денег компенсируется за счет квазиденежных суррогатов и бартера. Инфляция загоняется вглубь, и это является проблемой общеэкономического характера. Многие страны с переходной экономикой решали ее фактически путем деиндустриализации, пойдя на политику «шоковой терапии», предполагающей волну массовых банкротств и ликвидацию целых отраслей промышленности. При таких условиях роль, содержание и задачи денежной политики действительно приобретают многие черты, характерные для западных экономик. Однако вопрос о применимости и целесообразности методов «шоковой терапии» в условиях Республики Беларусь является неоднозначным и выходит за рамки монетарной политики. При этом следует учитывать, что денежно-кредитная политика – всего лишь составная часть всей социально-экономической политики государства и не может реализовываться вне ее контекста.