Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:44, реферат
Основной целью исследования является изучение правовой основы государственного антимонопольного регулирования, практики работы Антимонопольных органов, осуществляющих надзорные функции за соблюдением законодательства во всех сферах экономики, раскрытие механизма реализации антимонопольного законодательства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 7
2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ 20
3 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
Список литературы 74
Более 90% дел по
нарушению антимонопольного законодательства
- это гражданские иски частных лиц, большинство
из которых начинаются в федеральных районных
судах. В параграфе 4 Акта Клейтона говорится
о возмещении убытков в тройном размере
тому, кто сможет доказать, что его предприятие
или собственность потерпела убыток из-за
нарушения антимонопольного законодательства.
В США действуют
административные запреты на высокую
степень монополизма. При монополизации
одной фирмой 90% рынка предусмотрен
принудительный раздел этой фирмы, при
60% и выше монополист ставится под контроль
государства.
Можно сделать
вывод, что в антимонопольном
регулировании США особую роль играют
суды. Если компания признается виновной
в нарушении антитрестовского закона,
то к ней применятся либо уголовные,
либо гражданско-правовые санкции. Используются
и штрафы, однако, это менее действенное
средство, так как сумма штрафа составляет
лишь незначительную часть прибыли, полученной
в результате фиксирования цен.
Чаще всего
используются гражданско-правовые санкции,
направленные на регулирование договорных
отношений. Среди них:
- аннулирование
или изменение существующих
- принудительная
ликвидация филиалов компаний
или даже роспуск самих компаний
и т.д.
Нередко применяются
и «согласованные решения», которые
являются компромиссом сторон в целях
приведения деятельности компаний в
соответствие с антитрестовским
законодательством. Принятие «согласованных
решений» связано со сложностью ведения
судебных дел и значительными сопутствующими
расходами. Судебные расследования длятся
в среднем 17 месяцев. В отдельных случаях
требуется значительно больше времени.
Например, расследование по делу IBM велось
13 лет.
Претворение в
жизнь антимонопольного законодательства
способствовало защите американских потребителей
и производителей от монополистических
злоупотреблений и содействовало успешному
развитию экономики США.
Для государственного
регулирования естественных монополий
в США созданы центральные
органы, действующие в масштабе государства
или крупных регионов. Средством государственного
регулирования цен естественных монополий
является: применение схем налогообложения,
регулирование прибыли или допустимой
нормы прибыли на активы, «ценовые ограничители»,
т.е. установление ежегодно верхнего предела
увеличения цен в течении пятилетнего
периода. Главные федеральные регулирующие
комиссии1 - это комиссия по торговле между
штатами (1887 г.), сфера полномочий которой
- железные дороги, грузовые и автобусные
перевозки, водные пути, морской флот,
транспортные конторы и т.д. Например,
тарифы на услуги, оказываемые железной
дорогой формируются близкими к себестоимости
или даже с учетом бюджетных дотаций. Комиссия
по управлению энергетикой (1930 г.) осуществляет
регулирование электрической энергии,
газа, газовых трубопроводов, нефтепроводов,
гидроэнергетических сооружений. В полномочия
Федеральной комиссии по связи входит:
телефон, телевидение, кабельное телевидение,
радио, телеграф, радиотелефон, зарегистрированные
радиолюбители. Так, в цены на электрическую
энергию или услуги связи, закладывается
достаточно высокая налоговая часть, что
с одной стороны, стимулирует энергосбережение,
а с другой, обеспечивает возможность
направлять бюджетные инвестиции на развитие
производственной и социальной инфраструктуры.
Традиционно различают
американскую и европейскую модели
антимонопольного законодательства. Первая
исходит из принципа противоправности
всех монополий с включением норм
о недобросовестной конкуренции. Американская
модель действует, помимо США, в Канаде,
Японии, Аргентине.
Европейская модель
антимонопольного законодательства направлена
на борьбу со злоупотреблениями
В Германии основным
органом, осуществляющим контроль за действием
предприятий, занимающих монопольное
положение, является Федеральное управление
по делам картелей, созданное в 1958 году.
Федеральное управление действует в рамках
закона против ограничения конкуренции
и закона о недобросовестной конкуренции
и кроме функции контроля за предприятиями,
имеющими монопольное положение, ведет
также контроль за ценами. Организационно
Управление связано с федеральным министерством
экономики. Окружные суды разрешают судебные
дела в области антимонопольного законодательства.
В их компетенцию входит рассмотрение
жалоб потребителей, конкурентов.
Работу по антимонопольному
регулированию во Франции возглавляет
министр по делам экономики при
содействии Совета по делам конкуренции
(16 человек, срок полномочий – 6 лет). Совет
- правительственный орган, который
подотчетен министру и тесно сотрудничает
с судебными органами. При Совете действуют
постоянные комиссии (по конкретным вопросам).
К решению вопросов концентрации производства
и сбыта продукции привлекаются министры
соответствующих отраслей. В стране функционирует
также Национальный совет потребителей,
осуществляющий защиту прав потребителей.
Иски в общегражданский
или Торговый суды могут предъявляться
любым, имеющим законный интерес
лицом, Прокуратурой, министром по делам
экономики, а также председателем
Совета по делам конкуренции. Протесты
по решениям Совета рассматривает апелляционный
суд Парижа. Таким образом, антимонопольная
политика во Франции проводится и специальными
органами, и организациями, которые прямо
не занимаются этими вопросами, но по ряду
проблем сотрудничают со специальными
антимонопольными органами.
Национальный
совет потребителей дает консультации
по установлению контроля за ценами. Совет
по делам конкуренции делает заключения
по вопросам правительства, парламентских
комиссий и т.д. Правительство должно
запрашивать мнение Совета по любым новым
законопроектам, касающимся возможных
ограничений доступа к определенным профессиям
или рынку, установления исключительных
прав, подчинения цен или договорных отношений
единым правилам. Совет имеет право принимать
охранные меры к тем или иным хозяйствующим
субъектам, испытывающим давление со стороны
монополизированных структур.
Можно еще много
страниц посвятить перечислению
особенностей законодательства и способов
соблюдения его в отдельных развитых
странах. Вывод один, что антимонопольное
законодательство в США, Германии, Франции
предполагает четкие процедуры недопущения
ограничения конкуренции и отличается
высокой степенью ответственности виновных
за совершение противоправных действий.
Распад "социалистического
лагеря" поставил перед новыми странами
одну из необходимых задач: создать свое
антимонопольное законодательство, обеспечить
его соблюдение с тем, чтобы дать простор
для развития конкуренции и ограничения
монополизма.
Закон "О противодействии
монопольной практике" был принят в
Польше 24 февраля 1990 г. и вступил в силу
через 30 дней после опубликования. В том
же году был принят венгерский "Закон
о запрещении недобросовестной рыночной
практики". С марта 1991 г. стал действовать
Закон Российской Федерации "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках". Эти законодательные
акты характеризуются значительным структурным
сходством: их основные положения концентрируются
на межфирменных соглашениях, деятельности
доминирующих компаний, слияниях и организационных
структурных изменениях.
Законы Венгрии
и Российской Федерации включают
также положения, направленные против
"недобросовестной" или "нечестной"
конкурентной практики. Закон Польши
такого положения не содержит. В законах
Польши и Российской Федерации имеются
статьи, позволяющие правительственным
учреждениям, ведающим вопросами конкуренции,
издавать Указы о принудительном разукрупнении
монополистических компаний; венгерское
законодательство таких положений не
содержит.
Эти законы по духу
и содержанию ближе к законам
Европейского Сообщества, чем к соответствующим
законодательным актам США, особенно
в том, что касается определения
отдельных видов запрещенной
деловой практики: законы США сформулированы
более абстрактно, а конкретные схемы
и ситуации закрепляются прецедентным
путем.
Развитие антимонопольного
законодательства идет по пути сближения
и унификации как в отдельных
странах, принявших ту или иную модель,
так и путем стирания различий
между моделями4. В мире практически
нет государств, сделавших сколько-нибудь
серьезные успехи в экономическом развитии,
которые бы не имели специального антимонопольного
законодательства, самостоятельных и
независимых органов, обеспечивающих
его соблюдение.
Не случайно
одной из первых рекомендаций Всемирного
банка и Валютного фонда
1.2 Формирование
нормативно-правовой базы антимонопольного
законодательства в Республике Казахстан
Антимонопольное
законодательство в Республике Казахстан
имеет недолгую историю и находится
на пути становления. Практически во
всех сферах экономики оно требует
доработанности. В настоящее время правовую
основу антимонопольного законодательства
составляют:
Конституция Республики
Казахстан;
Закон Казахской
ССР «О развитии конкуренции и
ограничении монополистической
деятельности» от 11 июня 1991г.;
Закон Республики
Казахстан «О естественных монополиях»
от 9 июля 1998г.;
Закон Республики
Казахстан «О недобросовестной конкуренции»
от 9 июля 1998г.;
Закон Казахской
ССР «О защите прав потребителей»
от 5 июня 1991г.;
Кодекс Республики
Казахстан «Об административных
правонарушениях»;
Указы Президента
Республики Казахстан;
Постановления
Правительства Республики Казахстан,
нормативные документы
Указанные нормативно-правовые
акты обеспечивают антимонопольное
регулирование, формами которого является
нормативное и правовое воздействие. Нормативное
регулирование - это правовой режим поведения
хозяйствующих субъектов на рынке и государственный
контроль за ним. Правовое воздействие
состоит в воздействии на правоотношения
между субъектами предпринимательской
деятельности с помощью правовых норм.
Так, ст.26 Конституции
РК утверждает правовые основы, регулирующие
развитие конкуренции, определяет, что
«каждый имеет право на свободу
предпринимательской
11 июня 1991г. в
Казахстане принят Закон «О
развитии конкуренции и
Антимонопольное
законодательство Казахстана, естественно,
отличается от аналогичного законодательства
развитых стран. Это обусловлено
спецификой переходного периода к рыночной
экономике. Антимонопольные Законы в Западной
Европе, решают в основном задачи по охране
конкуренции. В Казахстане, как и других
странах СНГ, помимо «Классических» задач
антимонопольной политики решают задачу
создания условий для развития конкуренции.
По своим целевым установкам Антимонопольный
закон наиболее близок к моделям антимонопольного
законодательства стран бывшего СССР.
С помощью антимонопольного законодательства
предполагается противодействовать имеющим
место противоправным проявлениям, в частности,
по предупреждению и ограничению монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции.
Антимонопольное
законодательство действует на всей
территории Республики Казахстан. Он регулирует
отношения, в которых участвуют органы
государственной власти и управления,
организационно-управленческие образования,
хозяйствующие субъекты, независимо от
форм их собственности и подчиненности.
Закон не распространяется на отношения,
связанные с объектами исключительных
прав: изобретениями, промышленными образцами,
товарными знаками, авторскими правами,
за исключением случаев, когда эти права
используются в целях ограничения конкуренции.
Антимонопольное
законодательство включает в себя нормы
нескольких отраслей права, которые
регулируют различные по содержанию отношения,
с использованием норм материального
и процессуального права. Нормы материального
права устанавливают права и обязанности
участников правоотношений, определяя
их содержательную сторону. Нормы же процессуального
права устанавливают права и обязанности
уполномоченных органов государственной
власти и управления, хозяйствующих субъектов
по реализации норм материального права,
в частности вынесения и исполнения предписаний,
решений антимонопольного органа. Предписания
и решения выносятся антимонопольным
органом с целью ограничения, пресечения
и предупреждения противоправных действий
субъектов правоотношений.
Исходя из этого,
можно сделать вывод, что антимонопольное
законодательство Республики Казахстан
несет в себе ограничительную, предупредительную
и пресекательную функции. Вместе с тем,
закон предусматривает и созидательные
меры: нормы, предусматривающие формы
и порядок разукрупнения монополистических
структур и организационно-управленческих
образований.
Акты антимонопольного
законодательства регулируют отношения
в различных сферах экономики: в сфере
естественной монополии, конкурентной
сфере и государственной монополии.