Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 15:44, реферат
Основной целью исследования является изучение правовой основы государственного антимонопольного регулирования, практики работы Антимонопольных органов, осуществляющих надзорные функции за соблюдением законодательства во всех сферах экономики, раскрытие механизма реализации антимонопольного законодательства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 7
2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ 20
3 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
Список литературы 74
Так, Закон Республики
Казахстан «О естественных монополиях»,
принятый Парламентом Республики Казахстан
9 июля 1998г. регулирует деятельность субъектов
естественной монополии. Закон Республики
Казахстан «О недобросовестной конкуренции»
от 9 июля 1998г. определяет действия, признающиеся
недобросовестной конкуренцией, устанавливает
механизм предотвращения и устранения
недобросовестной конкуренции, а также
ответственность за недобросовестные
действия. Закон Республики Казахстан
«О защите прав потребителей» закрепляет
правовые, экономические и социальные
основы, а также гарантии защиты прав потребителей.
Таким образом,
антимонопольное
Антимонопольное
регулирование - это комплекс экономических,
административных и законодательных
актов, осуществляемых государственным
органом с целью обеспечения
условий для развития рыночной конкуренции
и ограничения монополистической деятельности5.
Антимонопольное регулирование включает
ценовую политику в сфере естественных
монополий. Кроме того, антимонопольное
регулирование – это властная деятельность
антимонопольного органа по подготовке
и принятию индивидуального решения по
конкретному юридическому делу на основе
юридических фактов и конкретных правовых
норм.
Антимонопольное
регулирование имеет следующие
признаки:
осуществляется
уполномоченным органом – Агентством
Республики Казахстан по регулированию
естественных монополий, защите конкуренции
и поддержки малого бизнеса, который наделен
функциями государственного управления;
установлением
конкретных правовых последствий –
субъективных прав, обязанностей, ответственности
субъектов;
завершается вынесением
индивидуального юридического акта
– предписания или решения.
Формы и методы
государственного антимонопольного и
ценового регулирования деятельности
субъектов во всех сферах экономики
различны, а их совокупность составляет
ценовую и антимонопольную политику.
2 ПРАВОВОЙ СТАТУС
ГОСУДАРСТВЕННЫХ
2.1 Структура
государственных
Решением Президента
Республики Казахстан в августе
1991 г. был создан Государственный
комитет по поддержке новых экономических
структур и ограничению монополистической
деятельности. С момента создания антимонопольные
органы прошли несколько реорганизаций.
В 1993 г. Государственный
комитет по поддержке новых экономических
структур и ограничению
Во исполнение
Указа Президента Республики Казахстан
от 15 июля 1994 г. «О совершенствовании
структуры органов
В 1997 г. - Комитет
был разделен на четыре Департамента:
Департамент антимонопольной политики
и социальной сферы, Департамент регулирования
цен. Департамент защиты прав потребителей,
Департамент поддержки малого предпринимательства,
которые входили в состав Министерства
экономики и торговли Республики Казахстан,
а в 1998 г. - в Комитет Республики Казахстан
по ценовой и антимонопольной политике
Агентства по стратегическому планированию
и реформам Республики Казахстан.
В соответствии
с Указом Президента "О дальнейшем
совершенствовании государственного
управления в Республике Казахстан"
от 21 мая 1998 г. Агентство по стратегическому
планированию и реформам реорганизовано
путем его разделения на:
- Агентство по
стратегическому планированию
- Комитет по
экономическому планированию
- Комитет по
регулированию естественных
Указом Президента
на базе Комитета по регулированию
естественных монополий и защите
конкуренции Министерства энергетики,
индустрии и торговли был создан
Комитет Республики Казахстан по
регулированию естественных монополий
и защите конкуренции.
В соответствии
с Указом Президента "О структуре
Правительства Республики Казахстан"
от 22 января 1999 г. Комитет по регулированию
естественных монополий и защите
конкуренции преобразован в Агентство
Республики Казахстан по регулированию
естественных монополий и защите конкуренции,
которое является исполнительным органом,
не входящим в состав Правительства Республики
Казахстан.
В соответствии
с Указом Президента Республики от
13 октября 1999г. за № 235 Агентство Республики
Казахстан по регулированию естественных
монополий и защите конкуренции и Агентство
Республики Казахстан по поддержке малого
бизнеса реорганизованы, путем их слияния.
В настоящее
время, Агентство Республики Казахстан
по регулированию естественных монополий,
защите конкуренции и поддержке малого
бизнеса (Антимонопольное Агентство) сформировано
как центральный исполнительный орган,
не входящий в состав Правительства. Антимонопольное
Агентство – это центральный орган управления,
созданный государством, с целью проведения
государственной политики по регулированию
естественных монополий, предупреждению,
ограничению и пресечению монополистической
деятельности и недобросовестной конкуренции,
содействию развития товарных рынков
и добросовестной конкуренции и поддержки
малого предпринимательства.
Антимонопольное
Агентство имеет
Агентство является
юридическим лицом, имеет расчетный
счет, фирменные бланки, печать с
изображением Государственного герба
Республики Казахстан и своим
наименованием на казахском и русском
языках.
Территориальные
органы организуют свою деятельность
в пределах полномочий, возложенных
на них Агентством Республики Казахстан
по регулированию естественных монополий,
защите конкуренции и поддержке
малого бизнеса, выполняют возложенные
на них определенные функции на территориях
и ему подотчетны. Руководители территориальных
органов назначаются на должность и освобождаются
от должности председателем Агентства.
Агентство вступает
в гражданско-правовые отношения
от собственного имени, кроме того, имеет
право выступать стороной гражданско-правовых
отношений от имени государства, если
оно уполномочено на это в соответствии
с законодательством.
Агентство по вопросам
своей компетенции в
Учредителем Агентства
является государство в лице Президента
Республики Казахстан.
2.2 Юрисдикция
Агентства Республики
Основными задачами
Агентства являются:
1) регулирование
деятельности субъектов
2) принятие мер
по предупреждению и
3) контроль за
деятельностью государственных
предприятий, осуществляющих
4) оказание государственной
поддержки и содействие развитию конкуренции
в сфере товарного производства;
5) разработка
нормативных правовых актов по
вопросам деятельности
6) координация действий
центральных и местных исполнительных
органов по развитию конкуренции, поддержке
малого бизнеса (предпринимательства).
Агентство в
установленном
1) формирование
и ведение Государственного регистра
хозяйствующих субъектов - естественных
монополистов Республики Казахстан, Государственного
реестра хозяйствующих субъектов, занимающих
доминирующее положение на рынке, Государственного
регистра платных услуг, оказываемых государственными
органами;
2) установление
цен (тарифов) или их
3) осуществление
контроля за соблюдением
4) анализ рынка
и выявление хозяйствующих
5) организация
и координация выполнения
6) анализ состояния
малого бизнеса (
7) разработка
и реализация мер по развитию
конкуренции на товарных и финансовых
рынках;
8) организация
взаимодействия и
Агентство наделено
обширными полномочиями в области
ценообразования, демонополизации, а
также по применению мер административного
принуждения за нарушение антимонопольного
законодательства.
В частности, в области
ценообразования Агентство имеет право
в установленном законодательством порядке:
1) устанавливать
цены (тарифы) или их предельный
уровень на продукцию
2) проводить
публичные слушания по
3) участвовать
в проведении тендеров на
4) создавать
экспертные советы из числа
ученых и специалистов, работников
Агентства, других центральных
исполнительных органов и
Для выполнения
возложенных функций и задач
Агентство наделено целым рядом
властных полномочий:
1) проводить
расследования по нарушениям
антимонопольного законодательства и
дисциплины цен, создавать административную
комиссию, вызывать и налагать в пределах
своей компетенции штрафы на должностных
лиц и граждан либо возбуждать в суде дело
о наложении таких штрафов;