Аренда и лизинг основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 12:35, курсовая работа

Краткое описание

Среди проблем, выдвинутых практикой перехода к рыночной экономике, и затрагиваемых в экономической литературе, особую актуальность приобретают оценка основных средств и их отражение в бухгалтерском балансе. Точность показателей объема, состояния и движения основных средств, а в известной мере и точность их качественной характеристики во многом зависит от того, на сколько правильно и достоверно проведена их оценка, т.к. неправильная оценка основных средств может не только исказить общую картину имущественного состояния предприятия, но и вызвать неточное исчисление амортизации, а отсюда себестоимости и отпускных цен продукции (работ, услуг), а, следовательно, и доходности, рентабельности и прибыли.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….….3
Глава 1 Общие понятия бухгалтерского учета основных средств…..……5
1.1 Понятие основных средств и их классификация…………..……5
1.2 Документальное оформление движения основных средств……8
1.3 Оценка основных средств………………………….……………12
Глава 2 Учет наличия и движения основных средств…………….….…...16
2.1 Поступление основных средств………………………………...16
2.2 Учет амортизации основных средств………………………..…19
2.3 Инвентаризация основных средств…………………………......23
2.4 Учет выбытия основных средств…………………………..……26
Глава 3 Аренда и лизинг основных средств………………………….…....29
3.1 Аренда основных средств………………………………...….…..29
3.2 Лизинг основных средств…………………………………….…..30
Заключение ………………………………………………………………..…33
Список использованной литературы…………………………...………..…34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по эк.предприятия.docx

— 47.28 Кб (Скачать файл)

На основные средства, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете составляются отдельные сличительные ведомости.

Сличительная ведомость  составляется в двух экземплярах  бухгалтером, один из которых хранится в бухгалтерии, второй передается материально  ответственному лицу.

Результаты инвентаризации незаконченных ремонтов основных средств  отражаются в акте инвентаризации незаконченных  ремонтов основных средств по форме  № ИНВ-10. В данной форме объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и  отчетности того месяца, в котором  была закончена инвентаризация, а  по годовой инвентаризации – в  годовом бухгалтерском учете.

При выявлении недостач или  излишков основных средств к инвентаризационным описям прилагаются объяснения материально  ответственных лиц. На основании  этих объяснений принимается решение  о регулировании расхождений  между данными инвентаризации и  учета, которое оформляется протоколом инвентаризационной комиссии.

Излишки основных средств приходуются независимо от причин их образования и отражаются в учете по рыночной стоимости записью по дебету счета 01 «Основные средства» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов» субсчет «Безвозмездное поступление».

Списание недостач объектов основных средств при установлении вины материально ответственных лиц отражается в учете с использованием специально открытого для этих целей субсчета «Выбытие основных средств» к счету 01 «Основные средства» в корреспонденции:

- с кредитом счета 01 «Основные средства» на первоначальную  стоимость объекта;

- с дебетом счета 02 «Амортизация основных средств»  на суммы начисленной амортизации;

- с дебетом счета 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей» на остаточную стоимость  объекта основных средств.

При этом в учете на сумму  налога на добавленную стоимость, подлежащего  восстановлению и последующему взносу в бюджет, делается  запись по дебету счета 94 и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет  «Расчеты по НДС». После чего выявленная сумма ущерба списывается на виновника  записью по дебету счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 2 «Расчеты по возмещению материального  ущерба» и кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

При выявлении недостачи  без определения виновного лица сумма выявленного ущерба относится  на финансовые результаты деятельности организации записью по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет  «Прочие расходы» и кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

    1. Учет выбытия основных средств

Стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно  не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг  либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с бухгалтерского учета.

Выбытие объекта основных средств  может иметь место в случаях: продажи; списания в случае морального и физического износа; ликвидации при авариях, стихийных бедствиях  и иных чрезвычайных ситуациях; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций, паевой фонд; передачи по договорам мены, дарения; передачи дочернему (зависимому) обществу от головной организации; недостачи  и порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств; частичной  ликвидации при выполнении работ  по реконструкции; в иных случаях.

Первичными документами, подтверждающими списание основных средств, являются акты о списании объекта  основных средств, о списании автотранспортных средств, о списании групп объектов основных средств ( формы № ОС-4, № ОС-4а, № ОС-4б).

На основании оформленных  актов на списание основных средств, переданных бухгалтерской службе организации, в инвентарной  карточке производится отметка о выбытии объекта  основных средств.

Материальные ценности, поступающие  в результате списания объектов основных средств принимаются к бухгалтерскому учету на основании актов о  списании объектов основных средств  ( формы № ОС-4, № ОС-4а ОС-4б).

Принятие к учету материальных ценностей, оставшихся от списания зданий, сооружений, оформляется актом об оприходовании  материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35).

Детали, узлы и агрегаты от списываемого объекта основных средств, а также другие материалы приходуются  как вторичное сырье по рыночной стоимости и отражаются по дебету счета 10 «Материалы» в корреспонденции  со счетом 98 «Доходы будущих периодов», субсчет «Безвозмездные поступления».

Учет выбытия объектов основных средств в случае их продажи, списания, частичной ликвидации, передачи безвозмездно и др. отражается по счету 01 «Основные средства». При этом процедура выбытия объектов может быть отражена в учете одним из двух вариантов – прямым или косвенным способом. Выбор одного из способов должен быть закреплен в учетной политике организации.

Прямой способ предусматривает  списание суммы начисленной амортизации  записью по дебету счета 02 «Амортизация основных средств» и кредиту счета 01 «Основные средства». В том случае, если рок полезного использования  объекта был выработан, то возникает  разница превышения первоначальной стоимости над суммами начисленной  по этому объекту амортизации, которая  получила название – недоамортизированная часть стоимости основных средств или остаточная стоимость. Этот показатель списывается с кредита счета 01 «Основные средства» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». При этом по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» собираются все затраты, связанные с выбытием основных средств, а по его кредиту – возможные доходы. Таким образом, именно на этом счете формируется финансовый результат от выбытия объекта основных средств.

Косвенный способ выбытия  объектов основных средств характеризуется  открытием  счету 01 «Основные средства»  специального субсчета «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета переносится первоначальная стоимость  выбывающего объекта, а в кредит – сумма накопленной амортизации  по нему. Кроме того, по дебету этого  субсчета собираются вес расход, а  по кредиту отражаются все доходы, связанные с выбытием основных средств. Дебетовое сальдо показывает убыток, а кредитовое – прибыль организации. По окончании процедуры выбытия  выявленный на этом субсчете финансовый результат списывается со счета 01 на счет 91.

Использование прямого способа  при отражении выбытия объектов основных средств в текущем учете  диктуется правилами формирования информации о доходах и расходах организации в отчете о прибылях и убытках , в соответствии с которыми показатели амортизируемых объектов отражаются в нем развернуто. В то же время косвенный способ отражения выбытия объектов основных средств является более аналитичным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3  Аренда и лизинг основных средств

3.1  Аренда основных  средств

Арендные отношения выражают способ совмещения владения и совместного  использования собственности арендодателя. Субъектами этих отношений являются арендодатели, т.е. собственники имущества  и арендаторы, - юридические и  физические лица, осуществляющие аренду.

Отношения арендодателя и  арендатора определяет договор аренды. В нем предусматривается состав и стоимость передаваемого в  аренду имущества, размеры и виды арендной платы, сроки аренды, распределение  обязанностей сторон по полному восстановлению и ремонту арендованного имущества. Особо выделяются обязанности арендатора по использованию имущества в соответствии с условиями договора, а также внесению арендной платы и возврату имущества арендодателю после прекращения договора в состоянии, предусмотренном договором. Стоимость арендованного имущества устанавливается в договоре исходя из оценки этого имущества на момент его сдачи в аренду с учетом фактической амортизации. Срок предстоящей службы определяется согласованием сторон, но не может превышать срока полной амортизации имущества, исчисленного исходя из действующих ее норм.

Учет арендных операций у  арендодателя зависит от того, является или не является предметом деятельности предоставление за плату во временное  пользование своих активов по договору аренды. Если предметом деятельности является предоставление за плату во временное пользование своих  активов, то арендная плата считается  выручкой и учитывается АО кредиту  субсчета «Выручка» к счету 90 «Продажи». Все расходы, связанные с этой деятельностью, считаются расходами  по обычным видам деятельности и  учитываются на счетах 20, 23, 25, 26, с  которых списывается в дебет  субсчета «Себестоимость продаж» к  счету 90 «Продажи».

В том случае, когда указанный  вид деятельности не является предметом  деятельности арендодателя, арендная плата относится к операционным доходам,  а расходы, связанные  с предоставлением активов за плату, относится к операционным расходам и учитывается на счете 91.

У арендатора объект основных средств, полученный по договору аренды, учитывается на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». Расходы по аренде арендатор относит на счета учета расходов на производство в зависимости от местонахождения объекта.

3.2 Лизинг основных  средств

Современные арендные операции подразделяются на аренду в традиционном понимании и аренду, которую принято  называть лизингом. В свою очередь, лизинговые операции действующим законодательством  делятся на финансовый лизинг и оперативный. При этом финансовым лизингом понимается вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю данное имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. Под оперативным лизингом следует понимать вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на условиях во временное владение и пользование. Предполагается, что во втором случае риск, связанный с эксплуатацией арендованного имущества, лежит на лизингодателе, а в первом – на лизингополучателе и у него, как правило, есть возможность после внесения последнего платежа получить арендованное имущество в собственность.

Таким образом, лизинг –  это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга  физическим или юридическим лицам  за определенную плату, на срок и условиях, обусловленных договором.

Предметом лизинга могут  быть любые непотребляемые вещи, в том числе организации и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, а также другое движимое и недвижимое имущество, которое можно использовать в предпринимательской деятельности

Субъектами лизинга являются:

- лизингодержатель – физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в ходе лизинговой сделки в собственность имущество и предоставляет его к качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на срок и условиях по договору лизинга;

- лизингополучатель –  физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором  лизинга обязано принять предмет  лизинга за определенную плату,  на срок и условиях во временное  владение и в пользование в  соответствии с договором лизинга;

- продавец (поставщик) –  физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором  купли-продажи с лизингодателем  продает ему в обусловленный  срок производимое (закупаемое) имущество,  являющееся предметом лизинга.  Продавец (поставщик) обязан передать  предмет лизинга лизингодателю  или лизингополучателя в соответствии  с условиями договора купли-продажи.

Учет лизинговых операций регламентируется Указаниями об отражении  в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утвержденных приказом МФ РФ № 15 от 17 февраля 1997 г.

В соответствии с Указаниями учет строится по субъектам лизинговых операций и зависит от того, как  договором определен порядок  балансового учета предмета лизинга. В зависимости от этого учет указанных  операций может осуществляться по следующим  направлениям:

- учет лизинговых операций  лизингодателем, когда лизинговое  имущество числится на его  балансе;

- учет лизинговых операций  лизингодателем, когда лизинговое  имущество числится на балансе  лизингополучателя;

- учет лизинговых операций  лизингополучателем, когда лизинговое  имущество числится на его  балансе; 

- учет лизинговых операций  лизингополучателем, когда лизинговое  имущество числится на балансе  лизингодателя.

В бухгалтерском учете  лизингодателя отражаются следующие  операции: приобретение лизингового  имущества; передача имущества в  лизинг; учет продажи и выявления  финансового результата; возврат  или выкуп лизингового имущества.

Затраты, связанные с приобретение лизингового имущества, отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Имущество, предназначенное для передачи в лизинг, в сумме всех затрат, связанных с его приобретением, списывается со счета 08 в дебет счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Счет 03 предназначен для  обобщения информации о наличии  и движении вложений организации  в имущество, имеющее материально-вещественную форму и предоставляемое организацией за плату во временное пользование  с целью получения дохода. Такое  имущество, приобретенное организацией для предоставления за плату во временное  пользование, принимается к бухгалтерскому учету по первоначальной  стоимости  исходя из фактически произведенных  затрат на приобретение его, включая  расходы по доставке, монтажу и  установке.

Информация о работе Аренда и лизинг основных средств