Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 21:51, курсовая работа
Современный экономический мир сильно отличается от того, что был несколько десятков лет назад. Экономика многих ведущих держав мира, развивающихся стран построена уже не на производственной сфере, а на сфере финансов, где главенствуют операции с валютой, ценными бумагами, иными долговыми обязательствами. Вся данная деятельность происходит на финансовом рынке, главным ключевым элементом которого является банковская система.
В современном мире банковская система является важной частью национальной экономики большинства стран. Именно она, обеспечивая коммерческие сделки разного толка, аккумулируя и трансформируя денежные средства, контролируя их потоки, выполняет важнейшие функции в любом государстве.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Банковская система: понятие и принципы построения
1.1 Банковская система как основное звено кредитной системы……………...5
1.2 Виды банковских систем……………………………………………………..7
1.3 Основные факторы и современные тенденции развития банковской системы…………………………………………………….…………………12
Глава 2. Коммерческий банк в системе субъектов монетарной политики
2.1 Сущность коммерческого банка и принципы его деятельности…………15
2.2 Виды коммерческих банков…………………………………………....…...18
2.3 Основные принципы коммерческого банка………………………………..21
Глава 3. Основные проблемы эффективного становления российской банковской системы
3.1 Проблемы становления российской банковской системы………………..33
3.2 Перспективы развития российской банковской системы………………...37
Заключение……………………………………………………………………...41
Библиографический список……………………………………………….........44
— уникальная децентрализованная банковская система — Федеральная резервная система США.
История развития банковского дела знает такой тип банковской системы, как централизованная монобанковская. По этому типу была построена банковская система СССР и многих других социалистических стран. Банковская система СССР складывалась из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) и системы сберегательных касс. Госбанк СССР, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой деятельности, выполнял функции кредитования различных отраслей народного хозяйства (предоставление краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связи и долгосрочных – сельскому хозяйству). Стройбанк осуществлял долгосрочное кредитование и финансирование капитальных вложений в различные отрасли народного хозяйства. Внешторгбанк проводил кредитование внешней торговли, занимался международными расчетами, операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами. Сберегательные же кассы привлекали денежные вклады населения, осуществляли плату коммунальных и других услуг. Монополия трех государственных банков приводила к тому, что кредиты зачастую исполняли роль второго бюджета. В этих условиях не использовался эффективный потенциал кредитного механизма, не было возможности проводить активную денежно-кредитную политику теми инструментами, которые известны в странах с рыночной экономикой.
В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы. Первый уровень банковской системы образует Центральный банк страны. Он выполняет следующие операции:
- осуществляет эмиссию национальных денежных знаков, организует их обращения и изъятия из обращения, определяет стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;
- проводит
общий надзор за деятельностью
кредитно-финансовых
- предоставляет кредиты коммерческим банкам;
- выпускает
и проводит погашение
-управляет
счетами правительства, осуществляет
зарубежные финансовые
- осуществляет
регулирование банковской
- хранит золотовалютные резервы.4
В большинстве стран с рыночной экономикой и двухуровневой банковской системой функции Центральных банков в основном совпадают, но есть, естественно, и отличия. Например, во главе банковской системы Франции, которая характеризуется жестким банковским надзором и кредитным контролем, а также преобладанием государственных кредитных институтов, стоит Министерство финансов Франции. Центральный банк Франции - Банк Франции, наряду с двумя другими институтами (Национальный кредитный Совет и Комиссия по банковскому контролю), которые осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков, находится под руководством Министерства финансов. Банк Франции обладает монополией на эмиссию банкнот, но его задачи как банка государства ограничены, так как многие банковские операции выполняет само Казначейство Франции.
Вторым уровнем в данной системе являются коммерческие банки и другие финансово - кредитные учреждения. Они занимаются аккумуляцией свободных денежных ресурсов в форме депозитов (вкладов), ведением текущих счетов и всех видов расчетов между соответствующими хозяйственными субъектами, являющимися их клиентами. Более подробно данный уровень банковской системы будет рассмотрен во второй главе.
В США, помимо двухуровневой структуры банковской системы, существует децентрализованная Федеральная Резервная Система (ФРС США).
Центральным органом ФРС является Совет управляющих в Вашингтоне. В настоящее время структура ФРС включает:
1. Совет управляющих.
2. 12 региональных федеральных резервных банков в соответствующих округах.
3. Банки—члены ФРС.
4. Депозитные учреждения — не члены ФРС.
В соответствии с Законом о банках 1935 г. Совет управляющих состоит из 7 членов, каждый из которых занимает свой пост в течение 14 лет. Сроки полномочий построены таким образом, что каждые 2 года один из членов совета выходит из его состава. Члены совета назначаются президентом США. Назначение каждого из 7 членов совета производится после консультаций и одобрения сената Конгресса.
Совет управляющих может:
1. Одобрять
или не одобрять учетные
2. Определять в пределах, установленных Конгрессом, резервные требования для всех депозитных учреждений.
3. Разрешать
федеральному резервному банку
одного округа выдать ссуду
банку другого округа и
4. Определять
типы ссуд, которые федеральные
резервные банки будут
5. Осуществлять
надзор над федеральными
Федеральные резервные банки Закон о Федеральной резервной системе 1913 г. установил 12 отдельных федеральных резервных округов, в каждом из которых есть свой федеральный резервный банк. У него есть акционеры, директора и президент. В каждом из 12 округов банки—члены ФРС являются акционерами своего федерального резервного банка. Девять директоров федерального резервного банка в каждом округе подразделяются на директоров первого ранга — представителей банковской отрасли, второго ранга — представителей промышленных фирм и третьего ранга — представителей государственных органов и общественности.
Банки — члены ФРС. Все национальные банки обязательно должны являться членами ФРС. Банки штатов могут стать ими при желании. Как и ранее, сохраняется престижность членства в ФРС. Начиная с 1981 г. все депозитные учреждения могли пользоваться услугами ФРС при условии их оплаты.
Депозитные учреждения — не члены ФРС. Эта категория не имеет формального значения в организационной структуре ФРС. Тем не менее все депозитные учреждения должны хранить резервы в федеральных резервных банках своих округов.
На ход развития банковской системы оказывает влияние ряд макроэкономических и политических факторов. Так, степень развитости товарно-денежных отношений, торговли, денежного обращения определяют масштабы банковской деятельности. На развитие банков оказывает влияние развитие национальных рынков международной торговли.
Общественный и экономический порядок затрагивает и характер деятельности банковской системы. Если в обществе не поощряются сбережения, если отдается приоритет распределению продукции, а не обмену, если вводится обязательное изъятие продуктов, то банки не получают импульсов для развития.
Заметное влияние оказывает законодательная база той или иной страны. В ряде стран банкам запрещены определенные операции с ценными бумагами и вкладывание своих капиталы в капиталы предприятий. В некоторых государствах банкам запрещается заниматься страхованием.
Работа банков во многом зависит и от представлений о роли банка в экономике. В распределительной экономике банк-часть государственного аппарата, орган контроля над деятельностью предприятий. Собственная же деятельность банка ограничена. Иное положение у него в рыночной экономике, где преобладает двухуровневая банковская система и предоставление широкого спектра услуг.
Недостаток квалифицированных кадров, сильный налоговый пресс, нехватка ресурсов для активного ведения банковских операции могут сдерживать развитие всей системы, особенно для стран с переходной экономикой.
Самый важный политический фактор – это политика государства в области экономики. Если его цель – развитие частной собственности и рыночных отношений, то это содействует привлечению частного банковского капитала и созданию множества кредитных учреждений. Неопределенность политики в этой области сдерживает развитие банковской системы. В этой ситуации влиять может и смена лидера страны. Если его политика идёт в разрез с увеличением банковского капитала, то они будут сдерживать и свои инвестиции в народное хозяйство.
В последние десятилетия двадцатого века в банковской системе наметились некоторые новые тенденции развития, которые можно выразить в следующих положениях:
Современные коммерческие банки – банки, обслуживающие организации, а также население – своих клиентов. Коммерческие банки являются важнейшим звеном банковской системы и независимо от формы собственности самостоятельным субъектом экономики. Согласно банковскому законодательству банк – кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности, срочности и проводить расчётные операции по поручению клиентов. Таким образом, коммерческий банк проводит работу по комплексному обслуживанию клиентов в отличие от иных небанковских кредитных организации, проводящих ограниченный круг операций.
Как и любой субъект экономики, коммерческие банки имеют важнейшие принципы, лежащие в основе их деятельности.
Во-первых, основополагающим принципом работы банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк должен не только обеспечивать количественное соотношение между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия характера банковских активов специфике мобилизованных ресурсов.5
Логично предположить, что банки не могут отдавать взаймы все имеющиеся у них деньги вкладчиков, поскольку последние имеют право отозвать свои деньги в любой момент. Для обеспечения собственной безопасности банки должны оставить определенную фиксированную часть средств «незадействованной». Отношение между размером обязательных резервов, которые должны иметь коммерческие банки, и обязательствами по вкладам называется «нормой обязательных резервов». Эта норма устанавливается Центральным банком страны.
Во-вторых, коммерческий банк обязан быть экономически самостоятельным и ответственным за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность означает, что банк свободно распоряжается своими собственными средствами и средствами вкладчиков. По своим обязательствам банк отвечает принадлежащими ему средствами и имуществом.
В-третьих, отношения банка и его клиентов рыночные. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит из рыночных критериев прибыльности риска и ликвидности.
В-четвертых, не менее важным принципом является регулирование деятельности банка косвенными экономическими методами. Государство лишь определяет «правила игры», но не отдает им приказов.
Информация о работе Банковская система в современной рыночной экономике