Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:29, реферат
Целью исследования является изучение банковской системы и ее роли в национальной экономике, а также определение особенностей ее развития в Республике Беларусь.
Для раскрытия темы исследования ставятся следующие задачи:
6. Определение сущности и структуры современной банковской системы;
7. Выявление роли и задач Национального банка в банковской системе;
8. Анализ проблем становления банковских систем в переходных странах;
9. Определение особенностей банковской системы Республики Беларусь;
10. Анализ состояния банковской системы Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ. РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ 6
1.1 Сущность и структура современной банковской системы 6
1.2 Роль и задачи Национального банка в банковской системе 9
2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ В ПЕРЕХОДНЫХ СТРАНАХ 15
3. ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22
3.1 Особенности банковской системы Республики Беларусь 22
3.2 Состояние банковской системы Республики Беларусь 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Банки
способны снижать остроту проблем,
связанных с рискованным
Роль банков как источников информации может быть особенно важной в тех странах с переходной экономикой, где кредиторы не обладают достаточными возможностями для оценки кредитоспособности заемщиков. Тем не менее, отсутствие полномасштабной информации также ограничивает возможности банков в проведении кредитной оценки. По мнению многих экспертов, страны с формирующейся экономикой значительно отстают от промышленно развитых стран в том, что касается действующих систем бухгалтерского учета, требований к раскрытию информации и законодательно-правовых нормативных актов. Следует отметить, что недостатки в организации бухгалтерского учета, предоставлении информации и соблюдении законодательных норм подрывают действенность рыночных дисциплинарных мер и затрудняют деятельность банков по внутреннему управлению рисками.
Отсутствие необходимой информации в странах с переходной экономикой может также лишать вкладчиков возможности контролировать уровень риска, которому подвержены их банки. Когда вкладчики хорошо информированы об уровне банковских рисков, они могут воздействовать на рисковую политику банков с помощью рыночных механизмов, требуя повышения ставок по депозитам соответственно повышению степени риска. Отсутствие же достаточной информации ограничивает возможности вкладчиков по использованию рыночных мер дисциплинарного воздействия на управление рисками в своих банках и тем самым создает предпосылки для неэффективного и неосмотрительного ведения банковских операций.
Кроме
того, вкладчики, не умеющие отличить
платежеспособные банки от неплатежеспособных,
получают стимулы к тому, чтобы
требовать возврата депозитов в
случае поступления любой
В большинстве стран с переходной экономикой не существует альтернативных финансовых рынков и институтов. Таким образом, банки, занимающие доминирующее положение на финансовом рынке, являются основными поставщиками кредитов для финансирования производительных инвестиций и других форм бизнеса, ведущегося за счет заемных средств. Кроме того, вследствие многолетней практики государственного вмешательства и введения других ограничений на собственность банков во многих переходных экономических системах сохраняется высокий уровень концентрации в банковском секторе.
Монополистическая
конкуренция и концентрация в
странах с переходной экономикой
снижают эффективность
Активное государственное регулирование при низком уровне доверия к правительству
Согласно данным Голдстайна и Тернера (1996 г.), более половины из 129 стран, охваченных исследованием Базельского комитета по банковскому надзору и в основном относящихся к категории развивающихся экономических систем, демонстрируют высокий уровень вовлеченности государства в банковскую деятельность. Авторы отмечают, что правительственное вмешательство в банковский сектор выходит за рамки владения банками. Даже там, где банки находятся в частной собственности, государство оказывает существенное влияние на их деятельность, направляя кредиты в определенные сектора экономики, обязывая банки приобретать государственные облигации, вынуждая их подвергаться валютным рискам ради первоочередного развития определенных отраслей и т.д. Гоноган (1997 г.) также утверждает, что "банки являются не самостоятельными коммерческими структурами, а квазифинансовыми механизмами" во многих странах, где банковская деятельность тесно увязана с финансированием тех или иных направлений государственной политики.
Авторы
многих научных исследований усматривают
в государственном
Учитывая высокую степень вовлеченности государства в банковскую деятельность, правительству весьма непросто находить достаточно веские основания для отмены системы страхования депозитов или отказа от финансовой помощи банкам, необходимой для предотвращения волны клиентских банкротств. Более того, несмотря на отсутствие четких государственных гарантий, помощь правительства в случае возникновения банковских проблем рассматривается инвесторами и вкладчиками как нечто само собой разумеющееся. Подобное ощущение наличия "имплицитных" гарантий рано или поздно порождает проблемы, связанные с моральным ущербом. Как показал финансовый кризис в Азии, скрытые государственные гарантии в условиях отсутствия пруденциального надзора усиливают степень риска, которому подвергаются банки.
Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что развивающиеся и переходные экономические системы особенно нуждаются в регулировании и надзоре, поскольку институциональная и структурная слабость подрывает действенность рыночных дисциплинарных мер и снижает эффективность систем внутреннего управления. Однако та же институциональная и структурная слабость нередко оказывает негативное воздействие и на эффективность системы банковского регулирования и надзора. Прежде всего, недостаточность информации в развивающихся экономических системах не позволяет органам банковского регулирования и надзора эффективно исполнять свои функциональные обязанности. Отсутствие институциональных и структурных предпосылок для получения полномасштабной информации существенно снижает действенность рыночных дисциплинарных мер, принимаемых вкладчиками и другими клиентами банков. В отсутствие системы эффективного внутреннего управления бремя контроля ложится всецело на плечи работников органов банковского регулирования и надзора. Однако в подобных условиях указанные органы могут и не располагать достаточным объемом информации или средств для осуществления эффективного внешнего управления. Во-вторых, риск-менеджмент балансовых отчетов банков существенно затрудняется отсутствием альтернативных финансовых институтов или рынков. Дефицит развитых внутренних рынков капитала, а также ограничения, касающиеся доступа к международным финансовым рынкам, способны в значительной степени снижать в развивающихся странах эффективность регуляционных требований к минимальному размеру банковских активов.
Ошибки
регуляционных органов и
Органы банковского регулирования и надзора в развивающихся странах и странах с переходной экономикой вынуждены решать сложные задачи. Они призваны не только искать пути решения экстренных банковских проблем, но и выводить неокрепшие банковские системы своих стран на правильный путь развития. Между тем институциональная и структурная слабость развивающихся экономических систем снижает эффективность банковского регулирования и надзора. Поскольку регуляционные и надзирающие органы редко располагают необходимым арсеналом эффективных средств и методов работы, им особенно важно полагаться не столько на регуляционное вмешательство, сколько на принятие рыночных мер дисциплинарного воздействия. Обеспечение должного уровня раскрытия информации и создание политически независимой банковской системы - это минимум того, что необходимо сделать, чтобы рыночные дисциплинарные меры оказались достаточно эффективными. Внедрение международных стандартов бухгалтерского учета, обнародование информации и создание иных юридических и институциональных предпосылок "прозрачности" финансовых систем - это задачи, которые требуют первоочередного решения в условиях развивающейся и переходной экономики. В числе "Основных принципов", перечисленных Базельским комитетом, упоминается необходимость создания развитой государственной инфраструктуры, которая позволила бы органам банковского надзора объективно оценивать финансовое положение банков. Раскрытие информации дает тройной эффект. Во-первых, банки получают возможность выявлять кредиты, которые не будут возвращены, и обеспечивать достаточный объем резервов против потерь по кредитам. Во-вторых, вкладчики и другие клиенты банков получают возможность применять рыночные меры дисциплинарного воздействия, заставляющие банкиров вести дела более осмотрительно. В-третьих, прозрачность банковского бизнеса со временем даст органам банковского регулирования и надзора арсенал более эффективных средств для оценки риска, которому подвергаются банки, и обеспечения банковского управления этими рисками.
Хотя
процесс приватизации и либерализации
часто ассоциируется в переходных экономических
системах с банковской нестабильностью,
вызываемой упразднением ранее действовавших
механизмов государственной защиты, не
следует препятствовать созданию политически
независимых банковских систем или растягивать
этот процесс во времени. Система частной
собственности, при которой вкладчики
несут ответственность за потери банков,
повышает действенность рыночных дисциплинарных
мер. Как отмечалось ранее, усиление системы
корпоративного управления также может
способствовать укреплению банковской
стабильности благодаря усилению внутреннего
контроля за ведением банковских операций.
Давая вкладчикам возможность использовать
свое право назначать компетентных управляющих
и контролировать риск-менеджмент, корпоративное
управление способствует повышению уровня
осмотрительности при совершении банковских
операций.
3.1 Особенности банковской
системы Республики Беларусь
В настоящее время банковский сектор Республики Беларусь играет доминирующую роль на рынке финансовых услуг. Он представлен банками, осуществляющими широкий спектр банковских операций по обслуживанию предприятий и населения.
По состоянию на 01.01.2008 банковская система Республики Беларусь включала 28 действующих банков. Шесть банков являлись резидентами свободных экономических зон Республики Беларусь. Банками Республики Беларусь по состоянию на 01.01.2008 открыто 440 филиалов[25].
Правовые основы деятельности банковской системы Республики Беларусь определены Банковским кодексом Республики Беларусь, другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь. Действия законов распространяется на кредитные учреждения, расположенные на территории Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального банка Республики Беларусь коммерческих банков.
Национальный банк является центральным банком Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь.
Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает [36, c. 67]:
-
утверждение Президентом
-
назначение Президентом
-
определение Президентом
-
утверждение Президентом