Банковская система и ее роль в национальной экономике. Особенности ее развития в РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:29, реферат

Краткое описание

Целью исследования является изучение банковской системы и ее роли в национальной экономике, а также определение особенностей ее развития в Республике Беларусь.
Для раскрытия темы исследования ставятся следующие задачи:
6. Определение сущности и структуры современной банковской системы;
7. Выявление роли и задач Национального банка в банковской системе;
8. Анализ проблем становления банковских систем в переходных странах;
9. Определение особенностей банковской системы Республики Беларусь;
10. Анализ состояния банковской системы Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ. РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ 6
1.1 Сущность и структура современной банковской системы 6
1.2 Роль и задачи Национального банка в банковской системе 9
2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ В ПЕРЕХОДНЫХ СТРАНАХ 15
3. ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22
3.1 Особенности банковской системы Республики Беларусь 22
3.2 Состояние банковской системы Республики Беларусь 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

090827 Банковская система и ее роль в национальной экономике. Особенности ее развития в РБ.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

     Банки способны снижать остроту проблем, связанных с рискованным выбором, поскольку, устанавливая долгосрочные кредитные отношения, они получают доступ к информации и преимущества в оценке кредитоспособности заемщиков. Осуществляя мониторинг и вводя ограничительные условия, банки также могут более эффективно, чем индивидуальные кредиторы, решать проблемы, связанные с моральным ущербом.

     Роль  банков как источников информации может  быть особенно важной в тех странах  с переходной экономикой, где кредиторы  не обладают достаточными возможностями  для оценки кредитоспособности заемщиков. Тем не менее, отсутствие полномасштабной информации также ограничивает возможности банков в проведении кредитной оценки. По мнению многих экспертов, страны с формирующейся экономикой значительно отстают от промышленно развитых стран в том, что касается действующих систем бухгалтерского учета, требований к раскрытию информации и законодательно-правовых нормативных актов. Следует отметить, что недостатки в организации бухгалтерского учета, предоставлении информации и соблюдении законодательных норм подрывают действенность рыночных дисциплинарных мер и затрудняют деятельность банков по внутреннему управлению рисками.

     Отсутствие  необходимой информации в странах  с переходной экономикой может также  лишать вкладчиков возможности контролировать уровень риска, которому подвержены их банки. Когда вкладчики хорошо информированы об уровне банковских рисков, они могут воздействовать на рисковую политику банков с помощью рыночных механизмов, требуя повышения ставок по депозитам соответственно повышению степени риска. Отсутствие же достаточной информации ограничивает возможности вкладчиков по использованию рыночных мер дисциплинарного воздействия на управление рисками в своих банках и тем самым создает предпосылки для неэффективного и неосмотрительного ведения банковских операций.

     Кроме того, вкладчики, не умеющие отличить платежеспособные банки от неплатежеспособных, получают стимулы к тому, чтобы  требовать возврата депозитов в  случае поступления любой неблагоприятной  информации. Во многих странах эти  стимулы компенсируются страхованием банковских депозитов. Однако в развивающихся и переходных экономических системах тот же недостаток информации даже при наличии системы страхования депозитов имеет тенденцию обострять проблемы, относящиеся к сфере морального ущерба. Самым широко известным примером такого рода проблем служит азиатский финансовый кризис. В работе Кругмана отмечается, что пока кредиты приносят положительный доход под негласные гарантии правительства в отсутствие пруденциального надзора, банки будут продолжать кредитную деятельность.

     В большинстве стран с переходной экономикой не существует альтернативных финансовых рынков и институтов. Таким  образом, банки, занимающие доминирующее положение на финансовом рынке, являются основными поставщиками кредитов для финансирования производительных инвестиций и других форм бизнеса, ведущегося за счет заемных средств. Кроме того, вследствие многолетней практики государственного вмешательства и введения других ограничений на собственность банков во многих переходных экономических системах сохраняется высокий уровень концентрации в банковском секторе.

     Монополистическая конкуренция и концентрация в  странах с переходной экономикой снижают эффективность банковских операций по двум причинам. Во-первых, в отличие от немонополистической конкуренции, монополистическая конкуренция ведет к снижению уровня банковских кредитов. Во-вторых, банки-монополисты получают более высокую банковскую маржу за счет введения более высоких процентных ставок по ссудам и более низких ставок по депозитам. Монополистическая конкуренция и концентрация в банковской отрасли могут быть источником злоупротреблений - так называемой "закулисной активности" - внутри банковского сектора. На практике среди причин банковских проблем в развивающихся странах многие эксперты упоминают неэффективное управление и даже явное мошенничество.

     Активное  государственное  регулирование при  низком уровне доверия  к правительству

     Согласно  данным Голдстайна и Тернера (1996 г.), более половины из 129 стран, охваченных исследованием Базельского комитета по банковскому надзору и в основном относящихся к категории развивающихся экономических систем, демонстрируют высокий уровень вовлеченности государства в банковскую деятельность. Авторы отмечают, что правительственное вмешательство в банковский сектор выходит за рамки владения банками. Даже там, где банки находятся в частной собственности, государство оказывает существенное влияние на их деятельность, направляя кредиты в определенные сектора экономики, обязывая банки приобретать государственные облигации, вынуждая их подвергаться валютным рискам ради первоочередного развития определенных отраслей и т.д. Гоноган (1997 г.) также утверждает, что "банки являются не самостоятельными коммерческими структурами, а квазифинансовыми механизмами" во многих странах, где банковская деятельность тесно увязана с финансированием тех или иных направлений государственной политики.

     Авторы  многих научных исследований усматривают  в государственном вмешательстве  в дела банков одну из главных причин банковских кризисов, которым подвержены развивающиеся страны. Нередко банки вынуждены направлять кредиты в те или иные сектора экономики без предварительной оценки рисков, а иногда - брать деньги в долг за рубежом, подвергаясь валютному риску. Одновременно эти банки обеспечиваются защитой от кредитного риска и конкуренции. Все это существенно подрывает действенность рыночных дисциплинарных мер, призванных обеспечивать высокую эффективность работы банков. В странах с переходной экономикой, чьи банковские системы лишь недавно были монобанковыми или полностью находились в государственной собственности, банки еще не накопили опыта профессиональной оценки кредитоспособности заемщиков. В условиях централизованного планирования банки просто направляли кредиты туда, куда им было приказано, в результате чего они оказались практически не готовы преобразоваться в рыночные банковские системы.

     Учитывая  высокую степень вовлеченности  государства в банковскую деятельность, правительству весьма непросто находить достаточно веские основания для  отмены системы страхования депозитов  или отказа от финансовой помощи банкам, необходимой для предотвращения волны клиентских банкротств. Более того, несмотря на отсутствие четких государственных гарантий, помощь правительства в случае возникновения банковских проблем рассматривается инвесторами и вкладчиками как нечто само собой разумеющееся. Подобное ощущение наличия "имплицитных" гарантий рано или поздно порождает проблемы, связанные с моральным ущербом. Как показал финансовый кризис в Азии, скрытые государственные гарантии в условиях отсутствия пруденциального надзора усиливают степень риска, которому подвергаются банки.

     Исходя  из вышеизложенного, можно предположить, что развивающиеся и переходные экономические системы особенно нуждаются в регулировании и  надзоре, поскольку институциональная  и структурная слабость подрывает действенность рыночных дисциплинарных мер и снижает эффективность систем внутреннего управления. Однако та же институциональная и структурная слабость нередко оказывает негативное воздействие и на эффективность системы банковского регулирования и надзора. Прежде всего, недостаточность информации в развивающихся экономических системах не позволяет органам банковского регулирования и надзора эффективно исполнять свои функциональные обязанности. Отсутствие институциональных и структурных предпосылок для получения полномасштабной информации существенно снижает действенность рыночных дисциплинарных мер, принимаемых вкладчиками и другими клиентами банков. В отсутствие системы эффективного внутреннего управления бремя контроля ложится всецело на плечи работников органов банковского регулирования и надзора. Однако в подобных условиях указанные органы могут и не располагать достаточным объемом информации или средств для осуществления эффективного внешнего управления. Во-вторых, риск-менеджмент балансовых отчетов банков существенно затрудняется отсутствием альтернативных финансовых институтов или рынков. Дефицит развитых внутренних рынков капитала, а также ограничения, касающиеся доступа к международным финансовым рынкам, способны в значительной степени снижать в развивающихся странах эффективность регуляционных требований к минимальному размеру банковских активов.

     Ошибки  регуляционных органов и снисходительность  органов надзора также могут  усугублять проблемы банковских систем со слабыми институциональными и  структурными основами. В развивающихся и переходных экономических системах, испытывающих дефицит полномасштабной информации, с особой остротой могут вставать проблемы морального ущерба. Важно отметить также, что и официальные государственные гарантии имеют свои негативные стороны. Во-первых, государственная гарантия отнюдь не является панацеей против массового изъятия вкладчиками депозитов или против банковских кризисов. Фактически, большинство стран, прошедших через банковские кризисы, располагало в момент кризиса теми или иными системами государственной защиты. Во-вторых, сама по себе государственная гарантия может не вызвать доверия у вкладчиков и инвесторов при общем низком уровне доверия к правительству. Во многих случаях, особенно в развивающихся и переходных экономических системах, даже всеобъемлющие государственные гарантии не способны сдержать массового изъятия вкладчиками депозитов, если правительство не начинает эффективно решать глубинные проблемы экономики.

     Органы  банковского регулирования и  надзора в развивающихся странах и странах с переходной экономикой вынуждены решать сложные задачи. Они призваны не только искать пути решения экстренных банковских проблем, но и выводить неокрепшие банковские системы своих стран на правильный путь развития. Между тем институциональная и структурная слабость развивающихся экономических систем снижает эффективность банковского регулирования и надзора. Поскольку регуляционные и надзирающие органы редко располагают необходимым арсеналом эффективных средств и методов работы, им особенно важно полагаться не столько на регуляционное вмешательство, сколько на принятие рыночных мер дисциплинарного воздействия. Обеспечение должного уровня раскрытия информации и создание политически независимой банковской системы - это минимум того, что необходимо сделать, чтобы рыночные дисциплинарные меры оказались достаточно эффективными. Внедрение международных стандартов бухгалтерского учета, обнародование информации и создание иных юридических и институциональных предпосылок "прозрачности" финансовых систем - это задачи, которые требуют первоочередного решения в условиях развивающейся и переходной экономики. В числе "Основных принципов", перечисленных Базельским комитетом, упоминается необходимость создания развитой государственной инфраструктуры, которая позволила бы органам банковского надзора объективно оценивать финансовое положение банков. Раскрытие информации дает тройной эффект. Во-первых, банки получают возможность выявлять кредиты, которые не будут возвращены, и обеспечивать достаточный объем резервов против потерь по кредитам. Во-вторых, вкладчики и другие клиенты банков получают возможность применять рыночные меры дисциплинарного воздействия, заставляющие банкиров вести дела более осмотрительно. В-третьих, прозрачность банковского бизнеса со временем даст органам банковского регулирования и надзора арсенал более эффективных средств для оценки риска, которому подвергаются банки, и обеспечения банковского управления этими рисками.

     Хотя  процесс приватизации и либерализации  часто ассоциируется в переходных экономических системах с банковской нестабильностью, вызываемой упразднением ранее действовавших механизмов государственной защиты, не следует препятствовать созданию политически независимых банковских систем или растягивать этот процесс во времени. Система частной собственности, при которой вкладчики несут ответственность за потери банков, повышает действенность рыночных дисциплинарных мер. Как отмечалось ранее, усиление системы корпоративного управления также может способствовать укреплению банковской стабильности благодаря усилению внутреннего контроля за ведением банковских операций. Давая вкладчикам возможность использовать свое право назначать компетентных управляющих и контролировать риск-менеджмент, корпоративное управление способствует повышению уровня осмотрительности при совершении банковских операций. 
 

 

  1. ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
 
 

     3.1 Особенности банковской  системы Республики Беларусь 
 

     В настоящее время банковский сектор Республики Беларусь играет доминирующую роль на рынке финансовых услуг. Он представлен банками, осуществляющими широкий спектр банковских операций по обслуживанию предприятий и населения.

     По  состоянию на 01.01.2008 банковская система Республики Беларусь включала 28 действующих банков. Шесть банков являлись резидентами свободных экономических зон Республики Беларусь. Банками Республики Беларусь по состоянию на 01.01.2008 открыто 440 филиалов[25].

     Правовые  основы деятельности банковской системы  Республики Беларусь определены Банковским кодексом Республики Беларусь, другими законодательными и нормативными актами, действующими на территории Республики Беларусь. Действия законов распространяется на кредитные учреждения, расположенные на территории Республики Беларусь. Банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального банка Республики Беларусь коммерческих банков.

     Национальный  банк является центральным банком Республики Беларусь и действует исключительно  в интересах Республики Беларусь.

       Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.

     Национальный  банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

     Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает [36, c. 67]:

     - утверждение Президентом Республики  Беларусь Устава Национального  банка, изменений и дополнений, вносимых в него;

     - назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

     - определение Президентом Республики  Беларусь аудиторской организации  для проведения аудиторской проверки  Национального банка; 

     - утверждение Президентом Республики  Беларусь годового отчета Национального  банка с учетом аудиторского  заключения и распределения прибыли Национального банка.

Информация о работе Банковская система и ее роль в национальной экономике. Особенности ее развития в РБ