Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:29, реферат
Целью исследования является изучение банковской системы и ее роли в национальной экономике, а также определение особенностей ее развития в Республике Беларусь.
Для раскрытия темы исследования ставятся следующие задачи:
6. Определение сущности и структуры современной банковской системы;
7. Выявление роли и задач Национального банка в банковской системе;
8. Анализ проблем становления банковских систем в переходных странах;
9. Определение особенностей банковской системы Республики Беларусь;
10. Анализ состояния банковской системы Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ. РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ 6
1.1 Сущность и структура современной банковской системы 6
1.2 Роль и задачи Национального банка в банковской системе 9
2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ БАНКОВСКИХ СИСТЕМ В ПЕРЕХОДНЫХ СТРАНАХ 15
3. ОСОБЕННОСТИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 22
3.1 Особенности банковской системы Республики Беларусь 22
3.2 Состояние банковской системы Республики Беларусь 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью «Национальный банк Республики Беларусь». Место нахождения центральных органов Национального банка - город Минск.
Функции и права Национального банка, а также цели и принципы его организации и деятельности определяются Конституцией Республики Беларусь, Кодексом, иными законодательными актами Республики Беларусь и Уставом Национального банка.
Основными целями деятельности Национального банка являются[36,c.60]:
-
защита и обеспечение
-
развитие и укрепление
-
обеспечение эффективного, надежного
и безопасного
Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
Национальный банк выполняет следующие функции:
- разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;
- осуществляет эмиссию денег;
- регулирует денежное обращение;
-
регулирует кредитные
-
является для банков
-
осуществляет валютное
-
организует и осуществляет
-
выполняет функции
- осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;
-
организует эффективное,
-
консультирует, кредитует и
-
осуществляет государственную
-
осуществляет регулирование
-
устанавливает порядок
-
регистрирует ценные бумаги
-
разрабатывает и утверждает
-
определяет порядок проведения
безналичных и наличных
-
осуществляет операции, необходимые
для выполнения основных целей
деятельности Национального
- организует расчетное и (или) кассовое обслуживание отдельных государственных органов, перечень которых определен в Уставе Национального банка;
-
принимает участие в
-
создает золотовалютные
-
устанавливает цены купли-
-
организует инкассацию и
-
осуществляет контроль за
-
заключает соглашения с
- дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами.
Коммерческие банки - это основное звено кредитной системы Республики Беларусь. Коммерческий банк - универсальное кредитно-финансовое учреждение, главной задачей функционирования которого является привлечение денежных средств населения и предприятий в виде вкладов и размещение их от своего имени среди физических и юридических лиц на условиях возвратности и платности. Большинство современных коммерческих банков организовано в форме акционерного общества[2, c. 85].
Региональная экспансия банков за 2007 году усилилась, однако конкуренция в регионах по-прежнему остается низкой. Распределение банков по регионам не однородно и в большинстве случаев зависит от его потенциала. В более развитых регионах банки все больше уделяют внимания не только крупным, но и небольшим городам.
Развитие региональной сети позволяет банку значительно увеличить свою клиентскую базу, что способствует поддержанию его стабильного роста. Банкам уже тесно на своих домашних территориях, рынок уже поделен, клиенты тоже. Борьба направлена на перераспределение клиентской базы. Чтобы нарастить объемы банки вынуждены уходить в другие регионы. Стоит отметить, что региональная экспансия в этом случае обходится дешевле борьбы за клиента. Развитие за счет масштабирования в условиях разреженного рынка, когда уже создана "фабрика" по производству ритейловых продуктов (массовых банковских технологии) значительно дешевле, нежели отвоевывание доли у конкурентов.
Развитая региональная сеть, кроме роста клиентской базы позволяет банку диверсифицировать его риски. Основное преимущество разветвленной сети – возможность создания широкой клиентской базы, что, в свою очередь, позволяет не только увеличивать объемы бизнеса, но и диверсифицировать свои риски, как в части пассивных, так и активных операций.
Региональный
рынок весьма не однороден. Наибольшая
конкуренция встречается в
В
2008 г. основные тенденции не изменятся
— конкуренция в регионах среди банков
будет только расти[25].
Концентрация
филиалов банков наиболее высока в
Минске и Минской области (рисунок
3.2).
Продвигаясь
по республике на восток можно наблюдать
меньшую концентрацию банков в регионах
(рисунок 3.2). Небольшие города также пока
являются не вполне охваченными с точки
зрения предоставления банковских услуг.
Говоря о наиболее перспективных городах
большинство участников рынка сходятся
во мнении, что в 2008 г. следует ожидать
экспансии в города с численностью от
50 тыс. до 500 тыс. чел.., наиболее развитых
и развивающихся регионов.
3.2 Состояние банковской
системы Республики Беларусь
Указом Президента от 15.01.2007г. № 27 утверждена Программа развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2006-2010 гг. У банковской системы появился новый документ, определяющий долгосрочную стратегию ее развития.
Программа продолжает практику долгосрочного прогнозирования развития банковского сектора нашей страны и в своих важнейших положениях сохраняет преемственность по отношению к Концепции развития банковской системы Республики Беларусь на 2001-2010 гг., утратившей силу с принятием нового документа. Вместе с тем принятие новой Программы на очередной пятилетний период взамен ранее действовавшей Концепции обусловлено рядом факторов. В первую очередь уточнение параметров развития банковского сектора обусловлено новыми задачами и параметрами развития страны, поставленными Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. Чтобы обеспечить максимально эффективное участие банковской системы в решении этих задач, потребовалось соответствующим образом уточнить прогнозы развития банковского сектора на пятилетний период.
Принятие нового программного документа стало необходимым еще и потому, что с момента принятия Концепции развития банковской системы на 2001-2010 гг. существенно изменились как макроэкономическая ситуация в стране, так и характеристики банковской системы. Успешная реализация задач первого этапа Концепции, рассчитанного на 2001-2005 гг., внесла весомый вклад в достижение прогнозных параметров социально-экономического развития, позволила укрепить банковскую систему. Ресурсная база банков увеличилась в 8,1 раза, депозиты населения — в 13,1 раза, а субъектов хозяйствования — в 5,5 раза. В 8,8 раза выросли кредиты банков экономике. Доля проблемных активов, подверженных кредитному риску, с максимального уровня в мае 2002 г. (13,4%) сократилась до 3,1%, что полностью соответствует международным критериям. Рост капитала банковского сектора обеспечил к началу 2006 г. превышение более чем в 3 раза нормативного значения достаточности капитала.
Интенсивное развитие банковской системы создало предпосылки для существенного повышения качества роста. Кроме того, за пять лет, прошедших с момента принятия ранее действовавшей Концепции, значительно обогатился теоретический и методологический арсенал денежно-кредитной политики и банковского сектора. На его основе появилась возможность решать задачи укрепления банковского сектора и повышения его роли в развитии экономики более эффективно, что также нашло отражение в новом документе.
Цели банковской системы подчинены приоритетам социально-экономического развития и определяются необходимостью обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста и повышения на этой основе уровня благосостояния и качества жизни народа. Исходя из этого целями развития банковского сектора определены, во-первых, повышение его устойчивости и эффективности функционирования и, во-вторых, рост потенциала и совершенствование состава банковских инструментов адекватно растущим потребностям экономики и населения[2, c 45].
На достижение этих целей будет направлено решение основных задач Программы. Это укрепление доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, повышение эффективности механизмов аккумулирования денежных средств и их трасформации в кредиты и инвестиции. В числе задач также расширение состава и улучшение качества предоставляемых услуг до уровней, соответствующих международным стандартам банковской деятельности, повышение эффективности государственного регулирования параметров развития банковского сектора, интеграция в мировую банковскую систему.
Характерной особенностью институционального развития является наличие в 2007 г. тенденций в изменении структуры собственности в банковском секторе. В их числе: снижение доли нерезидентов в совокупном уставном фонде банков с 11,8% до 9,3% с одновременным снижением доли банков с преобладанием капитала нерезидентов в активах банковского сектора с 20,0% до 16,2% в капитале – с 18,3% до 15,7%, а также уменьшением численности таких банков с 19 до 18; снижение доли национального частного капитала в уставном фонде банковского сектора с 6,3% до 5,4% с одновременным сокращением доли банков с преобладанием национального частного капитала в активах банковского сектора с 7,2% до 6,2%, а в капитале – с 6,7% до 5,5%, а также уменьшением численности таких банков с 7 до 6; рост доли банков с преобладающим участием в уставном фонде государственных органов и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности, в активах банковского сектора – с 72,8% до 77,6%, в капитале – с 75% до 78,8% при неизменившемся количестве таких банков и увеличении доли государственных органов и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности, в совокупном уставном фонде банковского сектора на 3,4 процентного пункта.