Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:29, курсовая работа
Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.
Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для нее самой в отличие от других систем, функционирующих в народном хозяйстве. Специфика банковской системы определяется ее элементами и отношениями, складывающимися между ними.
Когда рассматривается банковская система, то, прежде всего имеется в виду, что она в качестве элемента включает банки, которые как денежно-кредитные институты дают «окраску» банковской системе [9, с. 168].
Сущность банковской системы влияет на состав и сущность ее элементов.
Практика знает несколько типов банковской системы:
- распределительная централизованная банковская система;
- рыночная банковская система;
- система переходного периода.
В противоположность
распределительной системе
Современная банковская система Казахстана представляет собой систему переходного периода. Она выступает как рыночная модель и разделена на два яруса.
Первый ярус охватывает учреждения Центрального банка Республики Казахстан, осуществляющего выпуск денег в обращение (эмиссию); его задачей является обеспечение стабильности тенге, надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков. Второй ярус состоит из коммерческих банков, задача которых – обслуживание клиентов (организаций и населения), предоставление им разнообразных услуг (кредитование, расчеты, кассовые, депозитные, валютные операции и др.). Банковская система находится в переходной стадии: она содержит компоненты рыночной банковской системы, однако их взаимодействие еще недостаточно развито. Известно, что та или иная система так или иначе происходит от предшествующей, поэтому имеет «родимые пятна» прошлого. Рыночная система, возникшая из централизованной системы, проходя становление в условиях переходного периода, должна быть в Казахстане еще «наполнена» рыночной идеологией. В составе элементов банковской системы и их взаимодействии должны полнее учитываться особенности и условия рыночной экономики.
Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей, подчиненных единому целому. Это означает, что отдельные части банковской системы (различные банки) связаны таким образом, что могут при необходимости заменить одна другую. В случае если ликвидируется один банк, вся система не становится недееспособной – появляется другой банк, который может выполнять банковские операции и оказывать банковские услуги.
Теоретически можно предположить, что даже в том случае, если из банковской системы исчезает первый ярус – центральный банк, то вся система не разрушится, какое-то время другие банки способны в пределах выпущенной массы платежных средств совершать расчеты, выдавать кредиты, проводить другие банковские и небанковские операции. В истории некоторых стран были примеры, когда эмиссионные операции поручались не только центральному банку, но и деловым, коммерческим банкам.
Банковская система
не находится в статичном
Во-первых, банковская система как целое все время находится в движении, она дополняется новыми компонентами, а также совершенствуется.
С выходом нового
банковского законодательства банковская
система приобрела более
Во-вторых, внутри банковской системы постоянно возникают новые связи. Взаимодействие образуется как между центральным банком и коммерческими банками, так и между последними.
Банковская система является системой «закрытого» типа. В полном смысле ее нельзя назвать закрытой, поскольку она взаимодействует с внешней средой, с другими системами. Кроме того, система пополняется новыми элементами, соответствующими ее свойствам. Тем не менее, она «закрыта», так как, несмотря на обмен информацией между банками и издание центральными банками специальных статистических сборников, информационных справочников, бюллетеней, существует банковская тайна. По закону банки не имеют права давать информацию об остатках денежных средств на счетах, об их движении [10, с. 115].
Банковская система
– самоорганизующаяся, т.е. саморегулируемая,
поскольку изменение
Банковская система
выступает как управляемая
Все эти признаки
свойственны казахстанской
Процесс становления банковской системы республики состоит из трех этапов:
На первом этапе (1988–1991 гг.) были реорганизованы государственные отраслевые банки, созданы институциональные основы банковского дела, появились первые коммерческие банки;
Начало 90-х годов прошлого столетия в Республике Казахстан характеризовалось бурным ростом численности различных финансовых организаций: коммерческих банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. В частности, тогда только коммерческих банков насчитывалось более 200. Впоследствии, многие, из которых оказались финансово несостоятельными (таблицы 1, 2).
Данные таблицы 1 показывают динамику сокращения общего количества банков второго уровня в республике, так если в 1993 году количество банков составляло 204 единицы, то 2002 году ихколичество сократилось до 38 единиц, а в 2008 году уменьшилось до 35.
Таблица 2 – Организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | |
Кол-во организаций, осуществл-х отдельные виды банковских операции, в т.ч: |
5 |
6 |
27 |
36 |
51 |
78 |
97 |
109 |
97 |
117 |
166 |
204 |
272 |
Кол-во кредитных товариществ |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
7 |
8 |
19 |
29 |
52 |
83 |
136 |
Кол-во ломбардов |
5 |
6 |
27 |
36 |
35 |
40 |
42 |
46 |
45 |
52 |
66 |
75 |
84 |
Кол-во других организаций |
- |
- |
- |
- |
14 |
15 |
48 |
55 |
33 |
36 |
48 |
46 |
52 |
Примечание – Источник статистические данные по банкам за 1993–2005 гг. С 2006 г. деятельность не лицензируется |
Наблюдаемая тенденция напрямую связана с проводимой Национальным Банком Казахстана политикой последовательного ужесточения требований к банкам второго уровня, и как следствие улучшение их финансовой устойчивости и надежности. Одновременно с уменьшением общего количества банков второго уровня отмечается увеличение числа организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, так если в 1993 году их количество составляло всего 5 единиц, то 2002 году их общее число выросло до 117 единиц, а в 2005 году увеличилось до 272 единиц. К моменту введения тенге в ноябре 1993 года банковская система Казахстана претерпела существенную реформу: функционировала двухуровневая банковская система, все специализированные банки были преобразованы в акционерные банки, а центральный банк был наделен рядом функций центрального банка. Все это в значительной мере облегчило переход к собственной национальной валюте и проведению Казахстаном собственной денежно-кредитной политики [12, с. 89]. На дальнейшее укрепление банковской системы была направлена Программа перехода банков второго уровня на международные стандарты финансовой отчетности, которая была принята в декабре 1996 года.
Согласно данной
Программы все действующие
Количество банков за годы реализации Программы (1996–2001 годы) значительно сократилось за счет тех, финансовое состояние которых было неустойчивым (таблица 3).
Таблица 3 – Структура банковского сектора и сведения о переходе банков второго уровня к международным стандартам в 2001 году
на01.01.01 г. |
Ha01.01.02 г. | |
Количество банков (БВУ), в т.ч.: |
48 |
44 |
Банки, выполнившие требования уровня к международным стандартам |
1 |
12 |
Банки, отнесенные к I группе |
11 |
4 |
Банки, отнесенные к II группе |
24 |
17 |
Банки, не выполнявшие требования Программы |
7 |
4 |
Банки, не включенные в Программу |
1 |
2 |
Дочерние банки, чьи родительские байки-нерезиденты имеют рейтинг категории «А» |
3 |
3 |
Банки, на которых требования Программы не распространяются |
1 |
21 |
Примечание – Источник финансовая отчетность банков за 2001–2002 гг. |
По данным таблицы 3 в 2001 году процесс перехода банков второго уровня на международные стандарты деятельности резко активизировался, что было обусловлено главным образом целенаправленной работой, проводимой Национальным банком Казахстана и продолжающимся развитием банковского бизнеса в республике.
В начале 2000 года
16 банков стали и участниками
системы коллективного
Также совершенствовалась система зашиты вкладов населения – в апреле 2000 года были внесены изменения и дополнения в банковское законодательство, по банковской тайне применительно к депозитным счетам физических лиц [19, 208].
Комплекс мер по защите вкладов граждан в банках привел к повышению доверия населения к банковской системе, а в сознании людей произошел своего рода «перелом», когда они перестали хранить деньги в «чулках» и предпочитают для своих сбережений отечественные банки.
Самым серьезным изъяном в философии создания современной банковской системы на этапе перехода от командной экономики к рынку была однозначная наполненность основных нормативных актов, касающихся функционирования коммерческих банков, так называемым «макро содержанием», взглядом сверху, при котором коммерческие банки рассматриваются в качестве объектов управления, исключительно нацеленных на решение макроэкономических задач.
Третий этап развития банковской системы Казахстана начался в 2003 году с разработкой и принятием Концепции развития финансового сектора на 2003–2006 годы.
Главная цель Концепции – определение стратегических задач, стоящих перед финансовой системой, основных направлений деятельности на перспективу.
В настоящее время финансовый сектор находится на таком уровне, когда основные реформы уже проведены законодательно, нормативная база в целом построена. Задачи, которые ставились в начале процесса реформирования, уже выполнены. В связи с полной передачей Национальному банку Казахстана функций по регулированию всего финансового рынка встала задача комплексного определения путей развития финансового сектора.
В этом контексте переход финансового сектора Казахстана на стандарты Европейского союза позволит создать рынок, где будут существовать «правила игры», понятные любому инвестору или участнику. Национальный Банк Казахстана использует такой же механизм регулирования денежного рынка, как и Европейский центральный банк [13, с. 132].
Информация о работе Банковская система республики Казахстан: проблемы и перспективы её развития