Банковская система республики Казахстан: проблемы и перспективы её развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:29, курсовая работа

Краткое описание

Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Вложенные файлы: 1 файл

баковская систнма.doc

— 447.00 Кб (Скачать файл)

Выбор стандартов Евросоюза предопределен и тем, что до 80% товарооборота Казахстана осуществляется либо со странами, входящими  в ЕС, либо со странами, которые в  будущем могут в него вступить (Россия, Турция, Украина). В дальнейшем влияние Еврозоны на экономику страны будет постепенно превалировать. В этих условиях, несомненно, углубление взаимоотношений финансовых систем Казахстана и Европейского союза.

Указом Президента Республики Казахстан №1270 от 31.12.2003 года было утверждено Положение об Агентстве Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

В целях обеспечения  покрытия возможных потерь от банковской деятельности и повышения финансовой устойчивости отечественных банков второго уровня 30 ноября 2007 года Правлением Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций приняты постановления:

1. №256 «О внесении  изменения в постановление Правления  Национального Банка Республики  Казахстан от 26 февраля 2000 года  №70 «О минимальном размере резервного капитала банков второго уровня» В целях покрытия убытков, связанных с осуществлением банковской деятельности, банки обязаны за счет чистого дохода до выплаты дивидендов по простым акциям формировать резервный капитал. Данным постановлением с 1 мая 2008 года изменяется требование по размеру резервного капитала банков, который должен составить величину, равную не менее 2 процентов от ссудного портфеля банков, подлежащего классификации в соответствии с законодательством Республики Казахстан. По предварительным оценкам совокупный размер резервного капитала после введения в действие постановления увеличится в 3 раза и окажет положительное воздействие на капитал первого уровня.

2. №257 «О минимальных  размерах уставного и собственного капиталов банков второго уровня, а также о внесении изменения в постановление Правления Агентства от 25 октября 2004 года №304 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций» (в новой редакции) в соответствии с которым утрачивает силу предыдущее постановление Правления Агентства от 2 июня 2001 года №190 «О минимальных размерах уставного и собственного капиталов банков второго уровня».

Данным постановлением предусматривается:

– увеличение минимального размера собственного капитала (действующий минимальный размер – 1 млрд. тенге):

с 1 января 2009 года – до 1,5 млрд. тенге;

с 1 января 2010 года – до 2 млрд. тенге;

– увеличение минимального размера уставного капитала (действующий минимальный размер – 1,5 млрд. тенге):

с 1 января 2010 года – до 2 млрд. тенге [18].

Таким образом, нестабильное финансовое состояние  банков Казахстана в настоящее время  вынуждает Национальный банк, АФН  и Центральные органы власти Республики Казахстан осуществлять вмешательство в банковскую среду с целью поиска путей недопущения кризисных ситуаций в банковской сфере. Центральными органами власти Республики Казахстан было произведены ликвидация и объединение неплатежеспособных и находящихся в кризисном положении крупных банков республики, имеющих широкую сеть филиалов – это, в целом, с одной стороны вызывает определенные опасения в плане ограничения прав собственников, а с другой – внушает надежду на то, что финансовый и банковский кризис банковской системе Казахстана не грозит.

 
2. Анализ современного  состояния банковской системы  Республики Казахстан и основные  проблемы её функционирования

2.1 Национальный  банк Республики Казахстан как  основное звено банковской системы

Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан (Национальный Банк Казахстана) является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан.

После объявления суверенитета республики в декабре 1990 года Казахстан приступил к  созданию собственной банковской системы, отвечающей требованиям рыночной экономики. Закон Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» от 13 апреля 1993 года определил задачи, функции, правовой статус, его роль и место в банковской системе и взаимоотношения с органами государственной власти Республики Казахстан. Национальный Банк Республики Казахстан (далее – Национальный Банк) стал подотчетен только Президенту Республики Казахстан.

Однако, отсутствие собственной валюты делало невозможным  проведение самостоятельной независимой  денежно-кредитной политики. Поэтому  реально самостоятельную денежно-кредитную  политику Национальный Банк начал проводить  с момента ввода в обращение национальной валюты Республики Казахстан – тенге – с 15 ноября 1993 года. С момента введения национальной валюты Национальный Банк полностью стал отвечать за функционирование денежно-кредитной сферы, платежной системы, внедрение системы регулирования деятельности банков.

Национальный  Банк Казахстана представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях. Национальный Банк Казахстана при выполнении своих задач не должен руководствоваться целью получения прибыли. Виды, правовой статус, порядок создания, функционирования и ликвидации банков второго уровня определяются банковским и иным законодательством Республики Казахстан.

Национальный  Банк Казахстана в своей деятельности руководствуется Конституцией, Законом  Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном банке Республики Казахстан» №2155, а также Законом  Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» законодательными актами Президента Республики Казахстан и международными договорами (соглашениями), заключенными Республикой Казахстан.

Национальный  Банк Казахстана подотчетен Президенту Республики Казахстан. Подотчетность Президенту Республики Казахстан означает: назначение Президентом Республики Казахстан с согласия Парламента Республики Казахстан Председателя Национального Банка Казахстана; освобождение его от должности; назначение на должность и освобождение от должности Президентом Республики Казахстан заместителей Председателя Национального Банка Казахстана по представлению Председателя Национального Банка Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан структуры и общей штатной численности, системы оплаты труда Национального Банка Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан Положения о Национальном Банке Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан годового отчета Национального Банка Казахстана; утверждение Президентом Республики Казахстан концепции дизайна банкнот и монет национальной валюты – казахстанского тенге; представление Национальным Банком Казахстана по вопросам своей компетенции информации, запрашиваемой Президентом Республики Казахстан.

Национальный  Банк Казахстана на основании и во исполнение законов Республики Казахстан по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения всеми банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций и их клиентами, другими юридическими и физическими лицами на территории Республики Казахстан. Нормативные правовые акты Национального Банка Казахстана публикуются в официальных изданиях – «Казакстан Yлттык Банкi нiн Хабаршысында», «Вестнике Национального Банка Республики Казахстан» на казахском и русском языках.

Национальный  банк Казахстана является юридическим  лицом в организационно – правовой форме государственного учреждения, имеет самостоятельный баланс и  вместе со своими филиалами, представительствами  и организациями составляет единую структуру. Центральный аппарат Национального Банка Казахстана располагается в г. Алматы. Национальный Банк Казахстана может открывать свои филиалы и представительства в Республике Казахстан и за ее пределами.

Национальный  Банк Казахстана координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан, учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной и валютной политики.

Национальный  Банк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Высшим органом Национального  Банка является Правление, а органом  оперативного управления – Совет  директоров.

Национальный Банк представляет собой единую централизованную структуру с вертикальной схемой подчинения. Высшим органом Национального Банка является Правление, а органом оперативного управления – Совет директоров.

Организационно  Национальный Банк включает центральный аппарат, 16 территориальных филиалов, 2 филиала в городе Алма-Аты (Банкнотная фабрика и Центр кассовых операций и хранения ценностей), Представительство Национального Банка в Российской Федерации, 4 подотчетные организации (Республиканские государственные предприятия на праве хозяйственного ведения «Казахстанский центр межбанковских расчетов», «Банковское сервисное бюро», «Казахстанский монетный двор», «Автобаза Национального Банка Республики Казахстан»). В структуре центрального аппарата Национального Банка Республики Казахстан функционируют 9 департаментов, 11 самостоятельных управлений и 1 самостоятельный отдел.

Государственное регулирование банковской деятельности в рыночной экономике осуществляется, прежде всего, в рамках самой банковской системы и находит свое выражение в воздействии на коммерческие банки Национального банка. Оно необходимо для осуществления законодательно определённых задач общественного воспроизводства.

Национальный  банк Республики Казахстан, как и  центробанк любой страны, решает задачу контроля объёма и структуры денежной массы в обращении. Важно, иметь ввиду, что в рыночной экономике эмиссия денег осуществляется преимущественно в процессе депозитно-ссудных операций коммерческих банков, которые в отличие от Нацбанка суть функционирующие кредитные учреждения, непосредственно связанные со сферами производства и обращения. Именно через влияние на эти учреждения, в частности на динамику их депозитов, на их активные, прежде всего ссудные, операции Национальный банк РК оказывается в состоянии регулировать макроэкономические процессы.

Одна из ключевых задач Национального банка Республики Казахстан по управлению денежно-кредитными отношениями – обеспечение надежности и поддержание стабильности банковской системы, позволяющие избежать разрушительных для экономике банкротств банков. Это во многом определяется макроэкономической средой и коммерческими банками, потому что без них вообще невозможно выполнение Национальным банком своих задач:

-коммерческие  банки играют существенную роль  в процессе общественного производства и от их стабильности зависит развитие экономики;

-деятельность  коммерческих банков характеризуется  повышенной финансовой уязвимостью  из-за высокого удельного веса  в их пассивных привлеченных  средств, в том числе централизованных банковских кредитов.

Рассматриваемая задача Национального Банка Республики Казахстан достигается в процессе решения таких двух конкретных проблем, как регулирование рынка кредитных  ресурсов и защита вкладчиков коммерческих банков от финансовых потерь, весьма вероятных, пока банки эти ещё весьма слабы.

Воздействие Национального  банка на деятельность коммерческих банков осуществляется по следующим  основным направлениям:

1. Создание общих  законодательных, исполнительных, судебных  условий, позволяющим коммерческим банкам реализовать свои экономические интересы.

2. Проведение  мер денежно-кредитного регулирования,  оказывающих влияние на объём  и структуру денежной массы  в обращении через изменение  размеров ресурсов коммерческих  банков, которые могут быть использованы для кредитных вложений в экономику.

3. Установление  экономических нормативов и надзор  за их соблюдением с целью  обеспечение ликвидности банковских  балансов.

Воздействие Национального  банка на деятельность коммерческих банков может осуществляться методами, носящими как сугубо экономический (т.е. косвенный), так и экономико-административный (прямой).

Кредитное регулирование  включает совокупность методов, выбор  которых зависит от объекта и  цели регулирования, а также от степени  зрелости рыночных отношений. В процессе воздействия на работу коммерческих банков объектом регулирования Национального Банка становятся определенные макроэкономические характеристики использования кредита, позволяющие, с одной стороны, влиять на экономику в целом, а с другой, – обеспечивать ликвидность банковской системы.

Помимо разбивки методов банковского регулирования  на прямые и косвенные различают  также общие и селективные  способы осуществления денежно-кредитной  политики Национального банка. Общие  методы, являясь преимущественно косвенными, касаются кредитного рынка в целом. Селективные направлены на конкретные виды кредита. Их назначение связано с расширением частных задач (скажем, ограничение выдачи некоторым банкам ссуд или выдачи отдельных видов последних).

Селективные методы относятся к прямым способам регулирования деятельности коммерческих банков, а основное внимание при рассмотрении указанного выше второго направления экономического воздействия Национального банка имеет смысл уделить общим методам. Наиболее популярные из них:

Информация о работе Банковская система республики Казахстан: проблемы и перспективы её развития