Банковское регулирование и банковский надзор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование теоретических и прикладных основ банковского регулирования и надзора.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы банковского регулирования;
- проанализировать деятельность Банка России как органа банковского регулирования и надзора;
- вскрыть перспективы совершенствования банковского регулирования и надзора.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы банковского регулирования …………………5
1.1. Исторические аспекты зарождения банковского регулирования и надзора…………………………………………………………………………………...5
1.2. Место банковского регулирования и надзора в системе государственного регулирования…………………………………………………………………….8
1.3.Сущность банковского регулирования и надзора ………………………...13
Глава 2. Анализ деятельности Банка России как органа банковского регулирования и надзора………………………………………………………………..17
2.1.Лицензионная деятельность банка России………………………………...17
2.2. Инспектирование кредитных организаций………………………………..24
Глава 3. Перспективы совершенствования банковского регулирования и надзора………………………………………………………………………………..32
Заключение ………………………………………………………………………41
Список литературы……………………………………………………………....42

Вложенные файлы: 1 файл

Банковское регулирование и банковский надзор. Курсовая работа..doc

— 207.50 Кб (Скачать файл)

Поскольку банковский надзор объективно необходим, то необходимы и  специальные органы, осуществляющие соответствующие функции. Для успешного осуществления контроля за состоянием банков, органу надзора необходимо иметь достаточно полномочий. Он должен обладать правом запрашивать от банка любую информацию, необходимую для оценки положения этого банка, входить в банк, проверять его отчетность, ставить вопросы и требовать ответы на них.

И если выявленные недостатки не устранены, ему нужны полномочия и возможности маневра в принятии соответствующих решений, включая, если это необходимо, закрытие учреждения.

Россия традиционно  относится к группе стран, в которых  контрольная (надзорная) деятельность осуществляется только Центральным  банком.

Сегодня в БР имеются  три контрольные структуры:

1. Контрольно-ревизионное  управление (осуществляет ревизии территориальных главков, национальных банков ЦБР);

2. Департамент банковского  надзора;

3. Главное управление  инспектирования коммерческих банков.

Департамент банковского  надзора существует с января 1993 года (до него был Департамент по регулированию деятельности банков).

Предназначение надзорного департамента можно свести к следующим  решающим пунктам:

4. Регламентация надзора  за банками путем разработки  необходимых для этого нормативных  документов и форм отчетности (в частности, общих правил  обеспечения капиталом и ликвидными средствами, снижения рисков);

5. Осуществление надзора  на основе отчетных данных  банков методами текущего и годового баланса, координация работы служб, непосредственно занимающихся надзором на местах - территориальных ГУ

ЦБР и национальных банков;

6. Организация лицензирования  банковской деятельности;

7. Лицензирование и  аттестация аудиторов по банковской  деятельности

Некоторые из указанных  функций Департамент выполняет  совместно с Управлением инспектирования, а также с другими структурными подразделениями ЦБР.

Главное управление инспектирования  возникло в составе БР в апреле 1993 года. Тогда же начались создаваться  его местные службы - управления и отделы инспектирования коммерческих банков при территориальных ГУ ЦБР. Это решение было принято в целях усиления надзора, обеспечения безопасности банковской системы, защите прав и законных интересов вкладчиков банков.

Управление инспектирования  и его территориальные подразделения, в отличие от Департамента надзора, проводят инспекции на местах, то есть непосредственно в банках. При этом используются следующие формы работы:

8. Комплексная проверка (не реже одного раза в год  и при тяжелых финансовых положениях);

9. Тематическая (некомплексная)  проверка;

10. Ознакомление с банком (кредитным учреждением) и его руководством.

Из других направлений  работы Управления и его местных  служб следует отметить:

11. Выявление организаций,  осуществляющих безлицензионную  банковскую деятельность;

12. Участие в выдаче  банковских лицензий;

13. Разработку и осуществление (совместно со службой надзора) профилактических мер.

Необходимо отметить, что в арсенале надзорных органов  уже сформирован достаточно богатый выбор “запретительных”, штрафных и “карательных” мер, но почти отсутствуют поощрительные, стимулирующие стабильную банковскую деятельность меры. Это явно не способствует повышению эффективности работы банков и соблюдению ими требований и стандартов, нормативов бухгалтерской отчетности.

Практика показывает, что своевременная диагностика  финансового состояния, дает, как правило, очень высокий эффект при применении разного рода процедур и мер воздействия к тем или иным банкам. Примерно 3-4 года назад в БР начала создаваться служба раннего реагирования, и в настоящее время ЦБ РФ располагает возможностями для того, чтобы осуществлять ежедневное отслеживание финансового положения отдельных банков.

Заметным шагом в  этом направлении стало создание по существу в центральном аппарате специального подразделения, которое  получило название ОПЕРУ-2. На это структурное подразделение было возложены надзор, инспектирование и проведение расчетно-кассовых операций крупных банков.

Постепенно они будут  переводиться на обслуживание в ОПЕРУ-2. По мере накопления опыта подобного  рода структуры, возможно будут создаваться и в главных территориальных направлениях.

 

1.3.Сущность банковского регулирования и надзора осуществляемая Банком России.

 

Прежде чем характеризовать  структуру банковского регулирования  и надзора, разберёмся в  самих  терминах банковского регулирования  и надзора.

Банковское регулирование - одна из функций ЦБ РФ, тесно связанная с функцией банковского надзора. Однако если надзор заключается главным образом в контроле за соблюдением кредитными организациями требований закона и установленных ЦБ РФ нормативов, то Б. р. предполагает активное, упорядочивающее воздействие на деятельность кредитных организаций с помощью различного рода инструментов и методов. У банковского регулирования и банковского надзора общая цель - стабильность банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Далее дадим определение термину «надзор» в целом.

Надзор — форма деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.

Банковский надзор — это надзор в банковской сфере. Организация банковского надзора основывается на национальной законодательной базе и рекомендациях международных банковских комитетов.

Система банковского  надзора обычно включает:

-типы банковских учреждений, подлежащих надзору;

-процедуру выдачи лицензий на совершение банковских операций;

-стандарты бухгалтерского учета, банковской и статистической отчетности;

-порядок аннулирования лицензий на банковскую деятельность или ограни -чение банковских операций;

-обязательность аудиторских проверок;

-порядок назначения временной администрации по управлению банком;

-объявление банков неплатежеспособными.

С позиций жизненного цикла кредитной  организации регулирующую и надзорную  деятельность Банка России можно  подразделить на:

- регулирование и контроль создания  кредитных организаций;

- надзор за текущей деятельностью  действующих кредитных организаций;

- регулирование реорганизации  и ликвидации кредитных организаций.

Регулирование и контроль создания кредитных организаций включает в себя государственную регистрацию создаваемых кредитных организаций и лицензирование банковской деятельности2. Эти меры направлены на отбор для совершения банковских операций только тех экономических субъектов, которые соответствуют требованиям законодательства по уровню собственного капитала, квалификации руководящих работников, материальной оснащенности и др. Банк России как лицензирующий орган уже на стадии создания кредитной организации имеет возможность отсеивать нежизнеспособные, с повышенной степенью риска организации, оценивать финансовую состоятельность будущих владельцев, профессионализм и компетентность управляющих.

Надзор за текущей деятельностью  кредитных организаций осуществляется Банком России в форме дистанционного документарного надзора и проведения инспекционных проверок на местах.

Основная цель дистанционного надзора  — это оценка принимаемых кредитной  организацией рисков, выявление на ранней стадии проблем в деятельности и принятие мер для преодоления  выявленных негативных явлений и тенденций. Контролю со стороны Банка России также подвергается расширение деятельности кредитных организаций путем создания территориально обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, реорганизационные процедуры, изменения в составе участников и руководящем составе кредитных организаций и их филиалов. Дистанционный надзор осуществляется на основании отчетности, представляемой кредитными организациями в Банк России. Последний имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, а также требовать разъяснений по полученной информации3.

Так как дистанционный надзор основывается на данных отчетности, подготавливаемой и передаваемой самими банками, то велика вероятность, что при появлении  и нарастании у банка проблем достоверность и полнота их отчетности будет снижаться. Это приведет к необходимости проведения инспекционных проверок на местах. В их ходе инспекторы Банка России оценивают качество управления кредитной организацией, адекватность банковского капитала, качество активов и правомерность формирования доходов, правильность выполнения банковских операций и адекватность системы внутреннего контроля, а также проверяют соблюдение кредитной организацией требований законов и, нормативных актов Банка России.

Для реализации законодательно закрепленных за ним функций в области банковского  регулирования и надзора Банку  России предоставлены полномочия применять  меры воздействия за нарушения законодательства, нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, и собственных предписаний.

Меры воздействия могут носить предупредительный характер или  быть принудительными (штрафы, ограничения  и запреты на проведение операций и т.п.). Они зависят от характера  допущенных нарушений, причин, обусловивших их возникновение, общего финансового состояния кредитной организации, а также от ее положения на федеральном и региональном рынках банковских услуг.

Для предупреждения банкротства действующих кредитных  организаций Банк России может применять  меры по их финансовому оздоровлению — либо назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией, либо потребовать ее реорганизации. Выбор конкретных мер зависит от состояния кредитной организации и перспектив воздействия со стороны Центрального банка РФ.

Регулирование реорганизации  и ликвидации кредитных организаций  может происходить как добровольно  — по решению их акционеров (участников), так и в принудительном порядке  в случае их несостоятельности либо нарушения действующего законодательства. Банк России осуществляет надзор за процессами реорганизации и ликвидации кредитных организаций с целью защиты интересов их кредиторов и вкладчиков. Дополнительная задача, которая решается в ходе надзора, состоит в обеспечении условий для добросовестной конкуренции на банковском рынке и недопущении его монополизации группами взаимосвязанных кредитных организации.

Принудительная  реорганизация проводится Банком России в рамках мер по предупреждению банкротства  кредитных организаций, к которым  кроме реорганизации относятся также меры по финансовому оздоровлению и назначение временной администрации по управлению кредитной организацией.

Мерами по финансовому  оздоровлению кредитной организации  являются оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами, изменения структур активов и пассивов, а также организационной структуры, приведение в соответствие размера уставного капитала и величины ее собственных средств.

Реорганизация кредитной  организации по требованию Банка  россии проводится тогда, когда иные меры финансового оздоровления не могут обеспечить восстановления ее платежеспособности и ликвидности.

2. Анализ деятельности Банка России как органа банковского регулирования и надзора.

2.1 Лицензионная деятельность Банка России.

 

Назначение лицензирования Банком России кредитных организаций  состоит в том,  чтобы обеспечить формирование такого состава участников банковской сферы, который бы отвечал  экономическим и правовым нормам развитого рынка, прозрачности деятельности кредитных организаций.

Основные требования к кредитным  организациям определены Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Инструкцией Банка России от 14 января 2004 г. №109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций».

Эти требования касаются главным образом  трех аспектов:

1) экономического;

2) правового; 

3) организационного.

Экономические требования относятся  к объему,  структуре и порядку формирования уставного капитала кредитной организации, размеру его резервного фонда; финансовому состоянию учредителей; обоснованию бизнес-плана; системе управления, в том числе составу и компетенции ее органов управления; условиям расширения осуществляемых операций и реорганизации кредитной организации.

Организационные требования касаются перечня документов,  представ-ляемых Банку России;  порядку рассмотрения этих документов и процедурам регистрации;  порядку открытия филиалов и представительств;  расширения и прекращения деятельности кредитных организаций.

Правовые требования охватывают вопросы оформления документов, перечня существенных положений,  отраженных в них,  заверения копий  некоторых из них.

К основным направлениям лицензионной деятельности,  согласно законодательству Российской Федерации и нормативных актов Банка России, относятся:

• государственная регистрация  кредитных организаций и выдача лицен-

зий на осуществление  банковских операций;

• открытие (закрытие) подразделений  кредитных организаций на терри-

Информация о работе Банковское регулирование и банковский надзор