Банкротства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 09:48, курсовая работа

Краткое описание

В любой цивилизованной стране с развитой экономикой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений, является законодательство о банкротстве. Сейчас в нашей стране тема банкротства, наверно, актуальна как никогда. Следует, однако, подробнее рассмотреть не банкротство в целом, а основные процедуры конкурсного процесса, поскольку, в принципе, они как раз и составляют его суть, именно их реализация позволяет достичь той цели, которой призван служить институт банкротства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 История института банкротства в России 6
1.1 Банкротство в мировой истории и в гражданском праве России 6
1.2 Развитие банкротства как средства оздоровления экономики в современных условиях 10
2 Банкротство как средство решения проблем предприятия 17
2.1 Несостоятельность (банкротство) предприятий: признаки и причины. Стадии банкротства 17
2.2 Предупреждение банкротства……………………………………………...…22
2.3 Процедуры банкротства и особенности их проведения 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
Список использованной литературы 43

Вложенные файлы: 1 файл

БАНКРОТ.DOC

— 191.50 Кб (Скачать файл)


Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В любой цивилизованной стране с развитой экономикой одним  из основных элементов механизма  правового регулирования рыночных отношений, является законодательство о банкротстве. Сейчас в нашей стране тема банкротства, наверно, актуальна как никогда. Следует, однако, подробнее рассмотреть не банкротство в целом, а основные процедуры конкурсного процесса, поскольку, в принципе, они как раз и составляют его суть, именно их реализация позволяет достичь той цели, которой призван служить институт банкротства. 

Вообще существование  института банкротства обусловлено  несколькими причинами. Во-первых, необходимо оградить экономический оборот и его участников от последствий  неэффективной работы тех из них, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность приобретает стойкий характер. С одной стороны возникает необходимость устранения из оборота такого участника. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как производителя товаров, работ или услуг и работодателя. При этом в обоих случаях, поскольку юридические лица отвечают всем своим имуществом, следует предотвратить обращение всего или большей части всего этого имущество на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее расторопных кредиторов и лишение остальных кредиторов возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы самого несостоятельного должника, и решение вопроса о сохранении или ликвидации подчинить установленным законом процедурам.

Иначе говоря, значение института  банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются  неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности (гражданам предпринимателям и юридическим лицам различных форм собственности) реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности.

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает три  вида прекращения юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам:

    1. по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;
    2. по решению суда;
    3. в соответствии с ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Основания признания  судом юридического лица банкротом  либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).1

Законодательство о  несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм. Основанием правового регулирования  несостоятельности (банкротства) являются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве). Но все же, в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) центральным нормативным правовым актом является Федеральный закон “ О несостоятельности (банкротстве).

26 октября 2002 года вступил  в силу новый Федеральный закон  “О несостоятельности (банкротстве)”  №127-ФЗ. Новый закон по некоторым  позициям значительно отличается  от старого и включает в  себя целый ряд положений, являющихся  новыми для российского законодательства. В нем обнаруживается стремление законодателей обеспечить по возможности исчерпывающее регулирование соответствующих отношений. Вместе с тем в ряде случаев это оказалось невозможным в силу специфики некоторых групп правоотношений, требующих излишне детальной регламентации, выходящей за рамки регулирования данного закона. В связи с этим в подобных ситуациях допускается принятие иных федеральных законов и других нормативных правовых актов.

Новый закон направлен, прежде всего, на то, чтобы решить вопрос выхода предприятия из кризиса путем замены неэффективных собственников. Механизм, заложенный в законе - а именно, продажа бизнеса должника, позволяет привлечь на предприятия на конкурсной основе инвесторов, которые, заплатив за него немалые деньги, были бы кровно заинтересованы в дальнейшем эффективном развитии производства.

Актуальность и практическая значимость проблемы банкротства в  России  обусловлена тем, что,  в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и многие российские предприятия следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что, несомненно,  способствовало бы оздоровлению российского рынка.

Целью курсовой работы является подробное рассмотрение вопросов о банкротстве предприятий и организаций.

Для достижения данной цели работы поставлены следующие задачи:

    1. изучить историю института банкротства в России и мировой практике;
    2. рассмотреть основные процедуры банкротства, предусмотренные в Федеральном Законе РФ «О несостоятельности (банкротстве)» и их применение на практике.

 

1 История института  банкротства в России

1.1 Банкротство в мировой истории  и в гражданском праве России

Неотъемлемой   частью  рыночного  хозяйства  является  институт банкротства.   Он   служит   мощным   стимулом   эффективной  работы предпринимательских  структур, гарантируя одновременно экономические интересы  кредиторов,  а  также  государства  как  общего регулятора рынка.

Сначала следует рассказать об исторически складывающемся отношении к банкротству. Было время, когда право разрешало казнить несостоятельного должника. Банкрота приравнивали к вору, надевали на него ошейник и помещали у позорного столба. Несостоятельность ассоциировалась с позором. Например, Наполеон сравнивал несостоятельного должника с капитаном, покинувшим корабль, а факт несостоятельности рассматривал как преступление. И пусть от законов XII таблиц, разрешавших кредитору разрубать несостоятельного должника на части, нас отделяют столетия, и внимание законодателя с тела неспособного платить должника перешло на его имущество, отношение к проблеме банкротства как наисерьезнейшей, наиострейшей, требующей гибкого, продуманного, эффективного правового регулирования, сохранилось и сегодня.

В дореволюционной России была создана целая система норм о банкротстве, которые образовали конкурсное право. Гражданско-правовое регулирование банкротства оказалось делом достаточно сложным. На обработку норм уходили без преувеличения столетия. Вехами развития конкурсного права явились «Банкротский Устав» от 15 декабря 1740г., «Устав о банкротах» от 19 декабря 1800 г., «Устав о торговой несостоятельности» от 23 июня 1832 г.

Законодательство о  банкротстве в России было трудно не только создавать, но и применять, многие статьи были построены настолько сложно, что затрудняли не только торговых лиц, но и опытных юристов.

Изучение истории, обращение  к российским традициям гражданско-правового  регулирования банкротства является необходимым. Современный этап развития гражданского права, в том числе проблема гражданско-правового регулирования банкротства, - это не что иное, как новый виток развития того механизма, который закладывался в России на протяжении XVIII и XIX столетий.

В  мировой  практике  законодательство о банкротстве изначально развивалось  по  двум  принципиально различным направлениям. Одно из них   основывалось   на   принципах   британской   модели,   которая рассматривала банкротство как способ возврата долгов кредитором, что сопровождалось ликвидацией должника-банкрота. Иное начало было заложено  в  американской  модели.  Основная цель законодательства здесь состоит  в  том,  чтобы  реабилитировать  компанию,  восстановить ее платежеспособность.

Но в Америке и  Европе (кроме Франции) разная направленность, если можно так сказать, дел о банкротстве: за океаном приоритет интересов должника; он, должник, часто и возбуждает дело о собственной несостоятельности. В большинстве европейских стран, напротив, приоритетными являются интересы кредиторов.

Однако в современных условиях в законодательстве развитых   рыночных   стран   прослеживается   линия  на  сближение, совмещение приведенных начал. Именно эта тенденция и была положена в основу  при  разработке в России законодательства о банкротстве,    практическое   применение   которого сопровождается немалыми трудностями.

 Первый проект федерального  закона о несостоятельности (банкротстве)  был разработан еще в 1992 году. Это была попытка синтезировать  элементы законодательства стран  развитого капитализма: США и европейских государств. Именно эта тенденция и была положена в основу  при разработке в России законодательства о банкротстве, и в первую  очередь Закона  от 19 ноября 1992 года "О несостоятельности (банкротстве)   предприятий",   практическое   применение   которого сопровождается немалыми трудностями, обусловленными рядом причин.

Во-первых, законодательство о банкротстве предстало абстрактной  моделью,  которая  привнесена  как  бы  извне.  Оно  не есть продукт конкретных      условий     российского     рыночного     хозяйства, правоприменительной практики.  Вследствие  этого обновление такого законодательства  после его "стыковки" с хозяйственной жизнью стало неизбежной  и первоочередной  задачей.

Во-вторых,  институт банкротства  выполняет свое назначение лишь в  отлаженной  до  точности  часового  механизма рыночной экономике.  Деформированное  рыночное  хозяйство России искажает границы, спектр его применения.

В-третьих,  первоначальное  накопление капитала новыми частными собственниками,  распределение и перераспределение приватизированной собственности    существенно    влияют    на    механизмы   действия законодательства о банкротстве. А это не было в полной мере учтено в нем.

В-четвертых,   применение   процедур  банкротства  предполагает существенное вторжение в производственно-хозяйственную, финансовую и иную  деятельность организации с целью принятия правильного решения.  Сложность этой сферы деятельности требует исключительно грамотного и квалифицированного подхода. Подобного наработанного десятилетиями (а то   и   столетиями)   опыта  Россия  не  имеет.  Поэтому  и  приходится сталкиваться  с  такими  ситуациями,  когда  суд  выступает  в  роли могильщика,  принимая  решение о признании должника несостоятельным, хотя    мог    и   должен   применить   функции   лекаря   (введение реорганизационной процедуры), или наоборот. 

В 1995 году в первом чтении Госдумой был принят другой проект. В него было внесено более 600 поправок. Но продолжения эта работа не имела, до второго чтения дело не дошло. Во-первых, неожиданно появился альтернативный проект, а во-вторых, Дума приняла закон о банкротстве банков и иных кредитных учреждений.

В марте 1998 года вступил  в силу новый закон «О несостоятельности (банкротстве)», который должен был  урегулировать эти отношения.

Новый Федеральный закон  «О несостоятельности (банкротстве)»  значительно отличался от действующего ранее «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» и включал в себя целый ряд положений, являющихся новыми для российского законодательства.

   Однако, принятая в 1998 г. в России нормативно-правовая база (опирающаяся в основном на обширный зарубежный опыт), регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в современных экономических условиях и привела к тому, что крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.

  В настоящее время  основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства,  является Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 30 октября 2002 года № 130-Ф3. Необходимость принятия нового закона была обусловлена   несовершенством закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1998 года

 

1.2 Развитие банкротства как средства оздоровления экономики в современных условиях

В условиях формирования рыночных отношений положение большинства  предприятий перестает быть стабильным, при этом общая нестабильность неуклонно  растет. Предприятия должны самостоятельно принимать решения о том, в какой форме могут продолжать свою хозяйственную деятельность, искать покупателей, поставщиков материалов, разрабатывать коммерческую стратегию выживания и так далее.

Усложнение управленческих проблем, вызванное множественностью задач, их все возрастающей сложностью и новизной, требует воссоздания, а подчас разработки заново механизма выхода из банкротства предприятий с учетом специфических особенностей развития рыночных отношений в современной России.

Юристы, занимающиеся институтом банкротства, убеждены, что «законодательство о несостоятельности (банкротстве) в странах с рыночной экономикой необходимо для развития экономики, основанной на конкуренции и непрерывных структурных изменениях. Оно способствует воспитанию дисциплины и соблюдению правил делового оборота в области финансового управления, а также предназначено для того, чтобы содействовать реконструкции неэффективных предприятий либо их цивилизованному выводу из рынка. В принципе, подобные процессы оздоравливают экономику, освобождая ее от аутсайдеров, что способствует структурной перестройке и обновлению производства. Таким образом, законодательство о банкротстве является важной составляющей законодательной базы рыночной экономики, либо экономики, находящейся в переходном периоде, и обеспечивает гарантии как местным, так и иностранным инвесторам, что, в конечном счете, способствует экономическому развитию страны».2

Информация о работе Банкротства в России