Безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 05:57, реферат

Краткое описание

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость.

Содержание

Введение 2
1. Безработица: понятие, классификация, последствия 5
1.1. Понятие безработицы и ее причины 6
1.2. Классификация безработицы 10
1.3. Последствия безработицы 15
2. Безработица в России и методы борьбы с ней 18
1.1. Современный уровень безработицы в России 22
2.2. Политика занятости 28
Заключение 32

Вложенные файлы: 1 файл

безработица.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

Самый распространенный способ сокращения затрат на сотрудников  – сокращение штата. Треть компаний (33%) указали в   анкетах, что планируют уволить часть сотрудников. Далее по популярности следуют такие меры, как уменьшение заработной платы (22%), сокращение рабочей недели (14%), вынужденный отпуск (16%). Также довольно распространенным способом является сокращение социального пакета.

Необходимо проводить  работу по управлению политикой занятости.

Управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной политики страны. Эта политика осуществляется Министерством финансов, Министерством здравоохранения и социального развития, Федеральной службой по труду и занятости, Федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами.

 

2.2. Политика занятости

 

Непосредственное управление занятостью осуществляют органы Федеральной службы занятости. Опыт развитых стран показывает, что в центральном аппарате службы занятости должно работать около 5% общей численности службы. Основной объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные (городские и районные) службы занятости.

Принято выделять два  типа политики занятости: пассивную  и активную. При пассивной основную роль играет государство, которое стремится обеспечить работникам сохранение рабочих мест, работодателям — поддержание спроса на продукцию, безработным — выплату пособий и помощь в трудоустройстве.

9К числу основных гарантий социальной поддержки безработных со стороны государства относится выплата пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. Пособие по безработице представляет собой возмещение работнику утраты заработка в связи с временной потерей работы на период поиска нового рабочего места.

Согласно п. 1 Постановления  Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 915 "О размерах минимальной и  максимальной величин пособия по безработице на 2009 год" минимальная  величина пособия по безработице  в 2009 г. равна 850 руб., а максимальная - 4900 руб.

Хочется отметить, что  в соответствии со ст. 36 Закона РФ о  занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице  в связи с истечением установленного законом периода его выплаты, органами службы занятости может оказываться материальная помощь.

Активная политика занятости предполагает, что основную роль играет человек, который чувствует свою ответственность за материальное благополучие своей семьи и активно стремится к сохранению занятости, а при ее потере — к активному поиску работы. Деление политики занятости на пассивную и активную достаточно условно. Практически во всех странах пытаются проводить активную политику, стимулируя работников к участию в создании общественного продукта и помогая в трудоустройстве.

Активная политика занятости  проявляется по следующим основным направлениям:

1)  помощь в трудоустройстве;

2)  содействие в  профессиональной подготовке и  переподготовке;

3)  содействие самозанятости  и предпринимательству;

4)  организация общественных работ;

5)  помощь людям,  испытывающим особые объективные  трудности в трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и др.

10Многообразны средства и методы, используемые органами ГСЗН для достижения названной цели, относятся мерам активной политики занятости. Каждый безработный по той или иной из перечисленных причин может обратиться в соответствующий орган  в расчете на содействие в поиске подходящей работы.

Задача сотрудников ЦЗН на этапе первого общения с обратившимся клиентом - сделать все возможное, чтобы в течение первых десяти дней подыскать ему подходящую работу, не позволив перейти из разряда незанятых в разряд официально зарегистрированных безработных. Предлагая человеку вакансии, представитель службы занятости обязан собллюсти все параметры понятия "подходящая работа". Нередко клиент стремится во что бы то ни стало получить статус безработного и, соответственно, пособие, особенно, когда оно устанавливается исходя из максимального размера заработка.

Известно, что содействие гражданам, ищущим работу, оказывают не только органы ГСЗН, но и специализированные коммерческие структуры. В ситуации определенной конкуренции с последними органы ГСЗН должны ориентироваться на повышение эффективности и результативности своей работы.

Эффективность работы по трудоустройству обращающихся граждан в значительной степени зависит от того насколько конструктивным является взаимодействие органов ГСЗН с работодателями. В первую очередь это касается получения информации об имеющихся вакансиях и требованиях работодателей к работникам, на них работающих.

Практически для всех регионов страны характерно наличие в банках вакансий рабочих мест с высокими квалификационными требованиями, тогда как на учете в центрах занятости состоят в основном женщины среднего возраста, относящееся к категории служащих.

Немалую роль в обеспечении взаимодействия социальной защиты с работодателями и повышении эффективности этого сотрудничества играют регулярно проводимые службой ярмарки вакансий, гарантированные собеседования и ярмарки-презентации учебных заведений.

Одной из проблем, существенно осложняющих процесс трудоустройства, остается пробел в законодательстве о занятости, связанной с установлением границ ответственности работодателей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных п.З ст.25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", в частности, за непредоставление сведений о вакансиях в ГСЗН.

Эффективным средством оказания содействия в трудоустройстве некоторым категориям граждан, нуждающимся в дополнительной социальной защите (инвалиды, молодежь, беженцы, вынужденные переселенцы и др.), является квотирование рабочих мест.

Работа по организации трудоустройства инвалидов осуществляется в рамках действующей Программы содействия занятости. Большую роль играет также тесное сотрудничество с управлениями по социальным вопросам и обществами инвалидов.

Важным элементом активной политики на рынке труда является профориентация и профобучение безработных граждан и незанятого населения. Умело организованная, квалифицированно выполняемая специалистами ЦЗН профооиентационная работа позволяет на стадии первичного обращения гражданина помочь ему правильно сориентироваться в ситуации, сделать верный выбор в поиске подходящей работы.

В общении с клиентами специалисты-профконсультанты используют различные формы как групповой, так и индивидуальной работы - психологические практикумы, тренинги, деловые игры, дискуссии. Результатами с точки зрения активизации безработных граждан к поиску работы являются занятия с элементами социально-психологического тренинга ("Стратегия поиска работы", "Выбор профессии на рынке труда", "Поведение на рынке труда и самопрезентация", "Десять шагов по лестнице успеха", "Необъятный мир профессий"), что позволяет выявлять категорию безработных граждан, нуждающихся и, главное, желающих получить углубленную психологическую помощь. Отсюда сокращение время пребывания безработных граждан на учете в социальной защите, а безработные, направляемые на обучение после беседы с профконсультантом, делают более осознанный выбор профессии для обучения. Все это, естественно, позитивно влияет на динамику трудоустройства.

Активно содействуют трудоустройству профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации безработных граждан. Это направление активной политики было и остается наиболее эффективным, позволяя найти работу почти 99% безработных, прошедших через переобучение. Кадры должны отвечать требуему квалификационному уровню.

 

Заключение

 

Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы - нерабочее состояние трудоспособных граждан и, соответственно, выпущенная продукция. Если экономика не в состоянии удовлетворить потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг. Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. Недоиспользование производственных возможностей общества поддается прогнозированию. Так, некоторые экономисты считают, что превышение на 1 процент занятости ведет к отставанию реального объема валового национального продукта на 2,5 процентов от потенциального ВНП.

Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные ценности и жизненные  интересы граждан.

Безработица, каким бы уровнем она не измерялась, это всегда трагедия для тех, кто не имеет работы и не может получить законный источник существования. Более того, ее последствия выходят далеко за рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д. Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний и высоким уровнем безработицы. Наконец, история убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующуюся роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс. 

11Нужна реализации того или иного сценария развития ситуации на рынке труда и о том, какой вариант может быть более предпочтительным. Как представляется, вероятны два варианта развития событий.

Первый вариант. В случае, если мировая экономика быстро выйдет из кризиса и не будет политической воли к проведению достаточно болезненных структурных реформ, возможно еще на какое-то время сохранить старую парадигму развития.

Второй вариант - глубокие структурные преобразования. Имеется в виду в первую очередь выработка промышленной политики с выделением приоритетных для российской экономики секторов и отраслей. К ним могут быть отнесены: энергетика,  сельское  хозяйство,  фармацевтическое производство, туризм, отрасли промышленности, работающие   на   удовлетворение   внутреннего спроса,  как инвестиционного,  так и потребительского (к сожалению, именно эти отрасли, за исключением сельского хозяйства,  в условиях экономического кризиса испытали наибольшее падение производства и нуждаются в серьезной технологической модернизации), развитие инфраструктуры в самом широком смысле этого понятия.

Изменение политики в  области оплаты туда (особенно в условиях, когда структурная перестройка экономики должна быть проведена в сжатые сроки) является фактором, способным ускорить или замедлить эти преобразования. В этом смысле тарифная политика становится одним из элементов политики занятости.

В целом оплата труда - одна из актуальнейших социально-экономических проблем современной России, требующей своего скорейшего решения

Для реализации задачи перехода к инновационному характеру экономического роста, безусловно, необходима в корне иная политика государства на рынке труда. Основные мероприятия государственной политики на модернизирующемся рынке труда должны быть направлены на обеспечение:

сохранения уровня жизни трудоспособного населения;

- гибкости заработной  платы с одновременным выравниванием    сложившихся    неоправданных диспропорций в уровнях оплаты труда по отраслям и ее стимулирующей роли в плане осуществления структурных преобразований;

- необходимого уровня  качественных характеристик рабочей силы;

-  эффективного баланса  между сохранением стабильности занятости и необходимостью осуществления широкомасштабных трансформаций в экономике;

-  эффективного функционирования  системы коллективно-договорного   регулирования   социально-трудовых отношений как одного из важнейших   механизмов   обеспечения   социальной стабильности на основе общественного консенсуса.

При этом острой остается проблема занятости в населенных пунктах с градообразующими предприятиями, в которых в настоящее время, по оценкам, проживает свыше 24 млн. человек. Понятно,   что  политика  занятости  в  российских условиях будет носить четко выраженный региональный характер. Изучение международного опыта экономических трансформаций дает основания полагать, что в период глубоких экономических преобразований значение государственной политики занятости возрастает

Необходимо формирование более прогрессивной структуры занятости (через повышение качественных характеристик рабочей силы, развитие систем профессионального обучения и переобучения населения, тарифную политику), сдерживая возникновение застойной безработицы, улучшая социальный и инвестиционный климат в стране.

Для того чтобы структурные  преобразования, с одной стороны, не привели к значительном) ухудшению  положения наемных работников, а  с другой - не стали тормозом на пути структурных преобразований, государству необходимо сохранять существенное влияние на рынке труда, а его политика должна быть четко выверенной и нацеленной на формирование здоровой, образованной, квалифицированной рабочей силы, способной в достаточно короткие сроки адаптироваться к переменам. 

Список литературы

  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2008. - 535 с.
  2. Безработица в России, мониторинг численности безработных в стране // http://www.abird.ru/articles/unemployment
  3. Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник для вузов. - М.: Проспект, 2004. – 428 с.
  4. Малеева Т. Политика на рынке труда на этапе экономического роста // Человек и труд. – 2008. – N 1. – С. 18-25.
  5. Попов А.Д. Экономически активное население России: 1992-2007 годы // Вопросы статистики. – 2008. – N 9. – С. 56-63.
  6. Садовая Е. Политика занятости и адаптационный потенциал рынка труда  в России // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – 10. – С. 81-93.
  7. Селезнева И. Активная политика на рынке труда – инструмент обеспечения эффективной занятости населения // Человек и труд. – 2008. – N 8. – С. 32-33.
  8. Симанович Л.Н. Основные направления политики государства в области занятости. Выплата пособий по безработице // Налоги. – 2009. – N 26. – С. 3
  9. Экономика труда: Социально-трудовые отношения: Учебник для вузов / Под общ. ред.: Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - М.: Экзамен, 2002. - 735 с.
  10. Экономика труда: Учебник для вузов / Под ред. Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2002. - 592 с.

Информация о работе Безработица