Безработица: виды, причины, последствия, особенности проявления в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 08:49, курсовая работа

Краткое описание

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью. Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица. Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.
Главное в жизни человека, обеспечивающим ему полноту жизни, является наличие у него рабочего места. Вряд ли можно назвать страну развитой и цивилизованной, если ее граждане и каждый гражданин в отдельности, лишены возможности содержать себя и быть полезным в обществе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………3
Глава 1. Безработица как социально-экономическое явление……...……………6
1.1. Сущность безработицы……………………………………………………………….6
1.2. Виды безработицы…………………..….…………………………………………...…6
1.3. Причины безработицы в переходной экономике……………………………………8
Глава 2.Теоретические подходы к анализу безработицы………………………..…11
Глава 3. Особенности проявления безработицы в экономике России…………....18
3.1 Факторы, способствующие безработице в России……………………………….....18
3.2. Методы борьбы с безработицей…………………………………………………..…19
3.3. Социальные последствия безработицы и политика занятости………………..…..23
3.4. Статистические данные по безработице в России…………………………………27
Заключение…………………………………………………………..……………………30
Список использованной литературы…………………………………………………....3

Вложенные файлы: 1 файл

Makroekonomika_Kursovay rabota.docx

— 260.12 Кб (Скачать файл)

Занятость сильно связана с демографией. Может показаться странным, что экономически активное население России в докризисный период выросло с 72,3 до 75,2 млн. человек. В то время как эксперты криком кричат о демографическом кризисе, а власти стимулируют рождаемость путем материнского капитала. На самом деле ничего необычного тут нет: в конце 1980-х и начале 1990-х в России был локальный всплеск рождаемости. Через 20 лет бывшие младенцы закончили обучение и влились в экономику, что и наблюдаем.

Гораздо печальнее динамика экономически активного населения во время кризиса. Рост в 2008 году на 0,5 млн. человек вызван отнюдь не рождаемостью и не внешним притоком. Это так называемый возврат в экономику. В благополучные времена люди вышли на пенсию, чтобы, что называется, пожить для себя — а тут кризис. Пришлось возвращаться в стиле «не могу, но жить-то надо».

Для экономики резкое увеличение числа работающих пенсионеров не является позитивом. Это опытные специалисты, но производительность их труда не так уж высока в силу возраста. С ним приходят косность и неприятие новых технологий, особенно Интернета. А рабочие места в силу опыта люди занимают начальственные. Эту трудность видит даже правительство, например, проводя политику вытеснения пожилых работников из сферы образования. К сожалению, оно часто действует в стиле слона в посудной лавке, а рыночные механизмы регулирования этих вопросов (достойная пенсия прежде всего) в России, мягко говоря, развиты слабо.

Динамика безработицы в начале кризиса не отличалась от мировой. Наиболее тяжело пришлось в 2009 году: безработица выросла с 6,3% до 8,4%, или с 4,8 до 6,4 млн. человек. Негатив мог быть и глубже, но именно в 2009 году Россию накрыла давно предсказанная экспертами демографическая яма: численность экономически активного населения стала уменьшаться. Сначала помалу, поскольку в кризис люди держатся за рабочие места и не уходят до последнего. Но тренд долгосрочный. «Дети материнского капитала» только пошли в школу и в экономику вольются лет через 10–15. До этого число трудоспособных граждан в России обречено падать.

В дальнейшем в России с безработицей начались чудеса: она стала резко падать. Обычно так не бывает: предприятия в кризис быстро сокращают людей, а потом долго набирают, опасаясь второй и последующих кризисных волн. Тем не менее Росстат фиксировал устойчивый трехлетний тренд падения. Очень низкий уровень безработицы прошлого года — экономический факт.

 

Таблица 3.

 

 
     

 

К сожалению, последняя статистика относительно безработицы в России говорит о том, что наметился перелом тренда с позитивного на негативный. Он случился в начале года (см. таблицу 3). В январе доля безработных скачком выросла с 5,2% до 6,0%. Это можно было бы объяснить сезонностью: у многих работников годовые контракты; в декабре они заканчиваются, а за январь, насыщенный праздничными днями, человек новую работу не успевает найти.Однако негативный тренд продолжился и в феврале. Мало того, уровень безработицы медленно, но растет: 6,1% трудоспособных в феврале не имели работы, что дало прирост армии безработных в России на 0,5 млн. человек по сравнению с концом 2012 года. Их уволили в конце декабря, но на новую работу они устроиться так и не смогли.

Причем прогноз тревожен. По оценкам экспертов Минэкономразвития, безработица в марте выйдет на уровень 6,3%. И останется на нем и по итогам 2013 года. Что означает 0,5 млн. человек незанятых.

Главная причина: замедление темпов экономического роста. По прогнозам независимых экспертов, которые совпадают с оценками Минэкономразвития, рост ВВП в России в 2013 году ожидается на уровне 3,5%.

 

 

Заключение

 

Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер, направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом необходимость.

При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

Одним из основных элементов формирования политики эффективной занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В этой связи следует выделить два блока проблем:

· оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций в рабочей силе;

· совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг, проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов. Ведь возникает очередное противоречие между формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

В настоящее время возникает необходимость активизации деятельности федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному учету и анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей предприятий, учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и созданию соответствующих условий для их подготовки. Одновременно следует шире развивать дуальную форму получения образования, основанную на периодической смене учебного процесса и производственной практики, что позволит устранить определенные противоречия между формальным образованием и реальным содержанием учебного процесса с учетом потребностей производства.

При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности. 

Предметом взаимной заботы федеральных и региональных органов исполнительной власти остаются проблемы регулирования миграционного движения населения по территории России с учетом ситуации, складывающейся на региональных рынках труда. Особенности обеспечения возвращения русскоязычного населения из ближнего зарубежья в Россию должны учитываться при реализации мер, связанных с их расселением и обустройством. Вопрос сегодня состоит в том, каким образом и с помощью каких рычагов и стимулов Россия должна воздействовать на создание единого политического и экономического пространства на территории бывшего СССР, позволяющего простому россиянину (а не беженцу или вынужденному переселенцу), проживающему в настоящее время за пределами России, реализовать свое право жить там, где он пожелает, в том числе и в Российской Федерации. Достичь этого можно только путем политических и экономических решений.

Перемещение людей в экономическом пространстве должно происходить прежде всего сообразно их интересам. Причем роль государства заключается в том, чтобы создавать на соответствующих территориях такие правовые, экономические и социальные условия, которые бы позволили заинтересовать часть населения в перемещении в нужном государству направлении.

В настоящее время в законодательной и хозяйственной практике слабо учитываются территориальные особенности формирования и использования трудовых ресурсов. В относительно трудонедостаточных районах России (включая Нечерноземную зону, Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток) основное внимание должно быть уделено созданию необходимых экономических, организационных и правовых предпосылок для привлечения инвестиций (в том числе зарубежных) с целью реконструкции, модернизации и технического перевооружения действующих производств, более эффективного использования основных производственных фондов и рабочих мест, постоянного снижения доли малоквалифицированного ручного труда, особенно в строительстве и сельском хозяйстве, сокращения числа малопривлекательных рабочих мест с тяжелыми и вредными условиями труда. В то же время в трудоизбыточных районах страны для обеспечения занятости населения следует открывать (в первую очередь в сельской местности, в малых и средних городах) небольшие предприятия и производства по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, изготовлению строительных материалов и товаров народного потребления из местного сырья и отходов производства, а также предприятия и организации сферы обслуживания.

Касаясь вопросов взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти при формировании методов регулирования занятости населения, следует подчеркнуть актуальность разработки сбалансированной системы механизмов регулирования рынков труда, элементы которой были бы достаточно эффективны как на федеральном, так и на отраслевом и региональном уровнях, обеспечивая решение не только краткосрочных (оперативных), но и среднесрочных (на 1-2 года) и долгосрочных (на 5-10 лет) задач. Указанные меры должны предусматривать не только административное, но и косвенное экономическое влияние на процессы занятости населения и ситуацию на рынке труда.

Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та или иная проблема занятости (например, внутрипроизводственное перераспределение работников в целях снижения общих объемов высвобождения кадров), тем выше вероятность использования прямого административного воздействия.

В то же время для решения долгосрочных стратегических задач, связанных, в частности, с формированием оптимальной региональной производственной специализации на тех или иных территориях, требуется глубоко продуманная политика привлечения в эти сферы как местного, так и внешнего капитала, основанная на реализации комплекса в первую очередь финансовых и внешнеэкономических мероприятий.

Такие же сложные комплексные проблемы, как формирование единых общероссийских рынков капитала, товаров и труда, обеспечение их оптимального взаимодействия и функционирования, создание единой финансово-кредитной, налоговой, антимонопольной и внешнеэкономической политики, решение методологических вопросов приватизации и акционирования, разрабатываются на федеральном уровне и уже потом адаптируются к специфическим отраслевым и региональным условиям.

Своеобразие ситуации, сложившейся перед этапом стабилизации, состоит в том, что старые производственные структуры, не способные адаптироваться к изменившимся условиям, испытывают на себе наиболее сильное влияние кризиса и в первую очередь обусловливают глубину спада производства. Рассчитывать на то, что поддержка этих структур поможет его замедлить и вывести страну из спада, не приходится. В то же время сокращение производства в них пока не компенсируется его ростом на новых или реорганизованных, более эффективных и конкурентоспособных предприятиях. Частный капитал продолжает концентрироваться в торговле и финансовом секторе, считая инвестирование промышленности пока еще слишком рискованным и недостаточно выгодным.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Арещенко В.Д. и др. Рынок труда: Проблемы безработицы и социальные гарантии: Учебное методическое пособие – СПб.: Межд. Инженер.акад.,1992. – 127 с.
  2. Белокрылова О.С. Теория переходной экономики: Учебное пособие – Ростов-н/Д: Феникс, 2002. – 352 с. 
  3. Борвихин В.Н., Пороховщиков В.Г., Социально-экономические аспекты занятости в России -Тверь,2001.- 168с.
  4. Бреев Б.Д. Безработица в современной России – М: Наука, 2005. – 269с.
  5. Мазин А. Л. Макроэкономика: Учебное пособие – Н.Новгород, 2002, 146 с.
  6. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной – М.: КНОРУС, 2007. – 688 с.
  7. «Общая теория занятости, процента и денег» Дж.М. Кейнс, Москва, 1993 г.
  8. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица: Учебник для вузов. – М: Московский государственный университет. 2004 – 367 с.
  9. Плакся В.И. Безработица: Теория и современная российская практика. –М: российская академия государственной службы, 2004.– 381с.
  10. Рощин С.Ю., Разумова Т.О., Экономика труда: Учебное пособие - М.:ИНФРА-М., 2001.-400с.
  11. Рузманова Ю., Чувиляев П. «Безработица в России стала расти»// Московский Комсомолец № 26188 от 18.03.2013г.
  12. Рынок труда: Учебник/ под ред. В.С. Буланова-М.: Экзамен, 2000. – 448с.
  13. Сакс Джеффри Д., ЛарренФелипе Б. Макроэкономика. Глобальный подход / Пер. с англ. АНХ при прав. РФ. – М.: Изд-во «Дело», 1996. – 847 с.
  14. Селищев А.С. Макроэкономика-СП-б., Питер., 2002. – 448с.
  15. Социальная политика: Учебник/ под ред. Н.А.Волгина.-М.:Экзамен., 2002.- 736с.
  16. Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф., Занятость населения и его регулирование: Учебное пособие для студ. высш.учеб.заведений.-М.:Академия, 2001.-192с.
  17. ТодароМикаель П. Экономическое развитие: Учебник для  экономических вузов/ Пер. англ. – М.: Экон. Фак.МГУ, ЮНИТИ, 1997.-666 с.
  18. Экономическая теория: Учебник / Под ред. НосоваС.С. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 520 с.
  19. Юрьева Т.В., Социальная рыночная экономика: Учебник для Вузов -М.: Русская Деловая Литература, 1999. – 416с.

 

 

 

 

1Экономическая теория:Учебник / Под ред. НосоваС.С. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 520 с.

Информация о работе Безработица: виды, причины, последствия, особенности проявления в экономике России