Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение явления безработицы, поиск проблем и путей ее разрешения.
Задачи курсовой работы выглядят следующим образом:
- изучить теоретического аспекта безработицы как социально-экономического явления;
- провести анализ безработицы в России, выявить ее основные проблемы
Введение
3
1. Теоретический аспект: безработица как социально-экономическое явление
5
1.1. Понятие безработицы
5
1.2. Формы и виды безработицы, причины их возникновения
8
1.3. Причины безработицы
12
1.4. Последствия безработицы
14
2. Безработица в России: основные проблемы
17
2.1. Статистический анализ безработицы в России, ее особенности
17
2.2. Государственная защита населения в условиях безработицы
20
3. Государственное регулирование безработицы и занятости населения в России
22
Заключение
27
Список литературы
29
Приложение
32
Содержание
Введение |
3 |
1. Теоретический аспект:
безработица как социально- |
5 |
1.1. Понятие безработицы |
5 |
1.2. Формы и виды безработицы, причины их возникновения |
8 |
1.3. Причины безработицы |
12 |
1.4. Последствия безработицы |
14 |
2. Безработица в России: основные проблемы |
17 |
2.1. Статистический анализ безработицы в России, ее особенности |
17 |
2.2. Государственная защита
населения в условиях |
20 |
3. Государственное регулирование
безработицы и занятости |
22 |
Заключение |
27 |
Список литературы |
29 |
Приложение |
32 |
Введение
Безработица является одной из главных социальных проблем рыночного общества, которая обусловлена экономическими причинами. Этим обусловлена актуальность выбранной темы курсовой работы.
В условиях безработицы, во-первых, общественные ресурсы недоиспользуются и, во-вторых, часть населения имеет очень низкие доходы.
Экономически безработицу
можно считать закономерным явлением,
так как она связана с
Безработица характеризует такое состояние общества, когда часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти себе работу по специальности или вообще трудоустроиться.
Целью курсовой работы является изучение явления безработицы, поиск проблем и путей ее разрешения.
Задачи курсовой работы выглядят следующим образом:
- изучить теоретического аспекта безработицы как социально-экономического явления;
- провести анализ безработицы в России, выявить ее основные проблемы;
- изучить процесс
Объект изучения – безработица.
Предмет изучения – безработица в России и ее регулирование.
1. Теоретический
аспект: безработица как социально-
1.1. Понятие безработицы
Проблема безработицы - одна из сложных. Она получила в литературе самые разнообразные трактовки. Например, такие:
1. Безработица - это часть
населения страны, состоящая из
лиц, достигших
2. Безработица - социально-экономическое
явление, при котором часть
рабочей силы не занята в
производстве. Это циклическое явление,
выражающееся в превышении
3. Безработица - это отсутствие занятости по экономическим причинам у определенной, большей или меньшей в каждый данный момент, части рабочего населения страны, способной и желающей трудиться. В теоретическом плане безработица представляет собой социально-экономическую категорию, выражающую отношения между наемными работниками и работодателями по поводу осуществления основополагающего, естественного права человека - права на труд, реализации его способности к труду, причем не только в плане обеспечение средств к существованию, необходимых для сохранения и воспроизводства самой жизни, но и в плане реализации в трудовой деятельности достоинств и качеств человека как личности, его данной от природы потребности в труде как форме жизнедеятельности.
Для анализа проблем безработицы необходимо, прежде всего, четко определить, кого следует считать безработным. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всех определениях. Это:
• трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законодательство разрешает работать по найму, но младше возраста, по достижении которого назначается пенсия по старости. Следовательно, подростки до трудоспособного возраста или мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет (в России) не могут считаться безработными, даже если они хотят работать, но не могут найти место;
• отсутствие у человека
постоянного источника
• доказанное стремление человека найти работу (например, обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).
Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности ее рабочей силы. Этот показатель определяется следующим образом:
Уровень безработицы = безработные/ рабочая сила*100%. (1.1)
При этом безработных подсчитывают на основе тех данных, которые предоставляют соответствующие органы и институты (например, во многих странах используется статистика бирж труда), а рабочая сила определяется как разница общего показателя численности населения страны и отдельных групп населения, которые составляют:
• лица, не достигшие трудоспособного возраста;
• лица, находящиеся в специальных учреждениях (местах заключения, психиатрических клиниках и т.п.);
• лица, выбывшие из состава рабочей силы (пенсионеры, потерявшие трудоспособность и т.п.).
Слабозащищенные (социально уязвимые) группы на рынке труда:
- бывшие военнослужащие и трудоспособные члены их семей;
- женщины, особенно имеющие малолетних детей, многодетные;
- молодежь и подростки, впервые вступающие в трудовую деятельность;
- выпускники вузов и техникумов;
- работающие инвалиды и пенсионеры.
Понятие безработицы в некотором роде двусмысленно, поскольку теоретически каждый хотел бы работать за приемлемую плату. Экономисты стремятся решить эту дилемму, определяя безработицу с точки зрения желания личности получить работу за некую преобладающую на рынке труда заработную плату. Официальная статистика основана на более прагматичном подходе, определяющем безработных как людей, находящихся во временном увольнении и ожидающих быть востребованными своими предыдущими нанимателями, или как людей без работы, которые активно занимались поисками работы в течение определенного времени. Международной организацией труда (МОТ) безработица определяется как контингент лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих ее в рассматриваемый период. Человека можно считать безработным только при соблюдении всех трех условий. Искать работу - значит предпринимать действия в этом направлении. Такие действия включают регистрацию на бирже труда, обращение к работодателям, постоянные появления в местах, где можно получить работу (фермы, заводы, рынки труда), помещение объявлений в газетах или отклики на соответствующие объявления в прессе и т. п.
В США безработным считается тот, кто не имеет оплачиваемой работы и ищет ее в течение последних четырех недель, или ожидает возможности приступить к работе последние четыре недели, или уволен с работы, но надеется вернуться на прежнее рабочее место. В Японии критерии попадания в категорию «ищущих работу» отличаются от американских большей жесткостью, поэтому многие граждане, которые считались бы безработными в США, в японской статистике просто не учитываются в составе рабочей силы. Низкий уровень безработицы в Швеции во многом объясняется тем, что государство традиционно осуществляет масштабные программы переподготовки тех, кто потерял работу, и они не входят в число безработных. Швейцария, где уже длительное время сохраняется один из наивысших в Европе уровней занятости, борется с безработицей в периоды спадов отчасти тем, что вынуждает иностранных рабочих покинуть страну, не выдает новых разрешений и не продлевает старых на работу в стране.
Безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди населения страны. Одни группы населения страдают от безработицы больше, чем другие, а безработица во всех без исключения группах объясняется широким спектром причин. Как показывает статистика, в развитых странах безработица в среднем немного выше среди женщин, чем среди мужчин. Значительно большие различия наблюдаются по отдельным возрастным группам. Так, безработица среди тинэйджеров (подростки в возрасте от 13 до 19 лет) почти в 3 раза выше, чем среди взрослых. Это относится, правда, не ко всем странам. В Германии, например, уровень безработицы среди тинэиджеров намного ниже, чем в США или Великобритании, что объясняется высоко развитой системой профессионального обучения и профессиональной ориентации школ, а также подготовкой кадров непосредственно на рабочих местах, которые сокращают до минимума период безработицы в начале трудовой жизни человека.
1.2. Формы и виды безработицы, причины их возникновения
Виды безработицы представлены 2 группами, которые в свою очередь охватывают многочисленные ее разновидности:
1. Естественная безработица
характеризует наилучший для
экономики резерв рабочей силы,
способной достаточно быстро
совершать межотраслевые и
- институциональная безработица, которая порождается механизмами, институтами рыночной системы и факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы (чрезмерные выплаты по линии социального бюджета, ведущие к смещению предпочтений трудоспособного населения в сторону праздности; введение гарантируемого минимума зарплаты, повышение налогов, ведущее к сокращению объемов доходов работников, порождают инертность рабочей силы; отсутствие информации о свободных рабочих местах; отставание рынка труда от потребностей производства в изменении структуры профессии, в уровне квалификации и т.д.)
- фрикционная (текучая) безработица, которая связана с поисками или ожиданием работы.
- добровольная безработица включает часть трудоспособного населения, которое по тем или иным причинам не хочет работать.
2. Вынужденная безработица
возникает тогда, когда
- технологическая безработица возникает в связи с внедрением малолюдной и безлюдной технологий, основанных на электронной техники. Сочетается с высоким уровнем доходов занятых. В современных условиях ведет к безработице среди специалистов, работающих на компьютерах первых поколений, а также быстрому росту надомной занятости, так как персональные компьютеры легко включаются в коммуникационные системы.
- структурная безработица идет рука об руку с технологической. Часть активной рабочей силы высвобождается в результате масштабных структурных преобразований экономики, "умирание" одних отраслей, закрытие предприятий, сокращение объема производства старой продукции и развитие новых отраслей. Эта безработица протекает особенно болезненно, так как означает не просто потерю мест, а необходимость изменения образа жизни и своей профессии.
- региональная безработица
формируется под воздействием
сложной комбинации
- скрытая безработица. Временная безработица принимает иногда скрытые формы: это работники, которые трудятся неполный рабочий день, рабочую неделю; безработные, потерявшие право на пособия и незарегистрированные на бирже; в странах с деформированным рынком большинство работников трудятся неэффективно, не в полную меру своих реальных возможностей, так как не имеют стимулов к труду или им несвоевременно поставляется сырье, материалы и т.д. Уровень этого вида безработицы достигает порой 50 %.
Безработица способна принимать различные формы, причем различные экономические школы дают им разную классификацию:
1. По Марксу – формы
относительного перенаселения –