Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:40, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение явления безработицы, поиск проблем и путей ее разрешения.
Задачи курсовой работы выглядят следующим образом:
- изучить теоретического аспекта безработицы как социально-экономического явления;
- провести анализ безработицы в России, выявить ее основные проблемы
Введение
3
1. Теоретический аспект: безработица как социально-экономическое явление
5
1.1. Понятие безработицы
5
1.2. Формы и виды безработицы, причины их возникновения
8
1.3. Причины безработицы
12
1.4. Последствия безработицы
14
2. Безработица в России: основные проблемы
17
2.1. Статистический анализ безработицы в России, ее особенности
17
2.2. Государственная защита населения в условиях безработицы
20
3. Государственное регулирование безработицы и занятости населения в России
22
Заключение
27
Список литературы
29
Приложение
32
Как показывают материалы обследований населения по проблемам занятости, в марте 2013г., как и в марте 2012г., 68% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в марте 2013г. составила 29,0%, среди безработных женщин - 35,5%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в марте 2013г. его использовали 59,3% безработных. Обращение в государственные учреждения службы занятости населения - второй по популярности способ поиска работы, который использует примерно треть безработных (рис. 3 в Приложении).
Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в марте 2013г. составила 46,4%, доля городских жителей - 64,3%.
Безработица городского и
сельского населения
Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в марте 2013г. составил 35,8 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 24,8%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,3%, 20-24 лет - 20,5%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (29,3%) и 20-24 лет (12,8%). По сравнению с мартом 2012г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 0,6 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 2 процентных пункта (рис. 4 в Приложении).
В среднем среди молодежи
в возрасте 15-24 лет уровень безработицы
в марте 2013г. составил 14,2%, в том
числе среди городского населения
- 13,5%, среди сельского населения
- 16,2%. Коэффициент превышения уровня
безработицы среди молодежи в
среднем по возрастной группе 15-24 лет
по сравнению с уровнем
Продолжительность поиска работы. Среди безработных 26,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 34,7% безработных (застойная безработица).
Среди сельских жителей доля
застойной безработицы
Наличие опыта работы. В численности безработных 24,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2013г. их численность по сравнению с мартом 2012г. уменьшилась на 260 тыс.человек, или на 20% и составила 1 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 14,3% составляет молодежь до 20 лет, 47,5% - от 20 до 24 лет, 20,4% - от 25 до 29 лет.
В марте 2013г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 18,7%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 27,3% (в марте 2012г. - соответственно 19,8% и 25,4%).
Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе (рис. 5 в Приложении).
В целях повышения
2.2. Государственная защита
населения в условиях
Поскольку безработица представляет
собой серьезную
Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:
Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:
Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:
3. Государственное регулирование безработицы и занятости населения в России
Государственная политика занятости населения - система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.
Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.
На макроуровне высшие
органы государственной
На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.
Регионы включают содействие
занятости в число основных приоритетов
своей политики и в рамках своей
компетенции осуществляют социальную
политику. На региональном уровне в
интересах политики занятости осуществляются
программы жилищного, транспортного
и производственного
На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.
Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:
На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.
Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.
В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).
В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.
Государственные гарантии для безработных включают:
Борьба с безработицей - один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда - федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.
Действия государства, направленные
на снижение уровня безработицы, могут
иметь неоднозначные
Программы переобучения и
повышения квалификации, а также
повышение эффективности
С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.
Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.
В соответствии с российским
законодательством центр
В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации им может быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.
Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости не позже 11 календарных дней со дня предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным.
Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:
• уволенным с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев - 60%, в дальнейшем - 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;
• уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;
• гражданам, ищущим работу
впервые, а также стремящимся
возобновить трудовую деятельность
после длительного (более одного
года) перерыва, пособие по безработице
выплачивается только в размере
установленной