Безработица в России: основные проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение явления безработицы, поиск проблем и путей ее разрешения.
Задачи курсовой работы выглядят следующим образом:
- изучить теоретического аспекта безработицы как социально-экономического явления;
- провести анализ безработицы в России, выявить ее основные проблемы

Содержание

Введение
3
1. Теоретический аспект: безработица как социально-экономическое явление
5
1.1. Понятие безработицы
5
1.2. Формы и виды безработицы, причины их возникновения
8
1.3. Причины безработицы
12
1.4. Последствия безработицы
14
2. Безработица в России: основные проблемы
17
2.1. Статистический анализ безработицы в России, ее особенности
17
2.2. Государственная защита населения в условиях безработицы
20
3. Государственное регулирование безработицы и занятости населения в России
22
Заключение
27
Список литературы
29
Приложение
32

Вложенные файлы: 1 файл

Bezrabotitsa.docx

— 106.69 Кб (Скачать файл)

Как показывают материалы  обследований населения по проблемам  занятости, в марте 2013г., как и  в марте 2012г., 68% безработных искали работу самостоятельно, без содействия служб занятости. При этом мужчины реже обращались в службы занятости в поисках работы, чем женщины. Среди безработных мужчин доля ищущих работу с помощью служб занятости в марте 2013г. составила 29,0%, среди безработных женщин - 35,5%. Наиболее предпочтительным является обращение при поиске работы к помощи друзей, родственников и знакомых - в марте 2013г. его использовали 59,3% безработных. Обращение в государственные учреждения службы занятости населения - второй по популярности способ поиска работы, который использует примерно треть безработных (рис. 3 в Приложении).

Безработица по полу и виду поселения. Среди безработных, по методологии МОТ, доля женщин в марте 2013г. составила 46,4%, доля городских жителей - 64,3%.

Безработица городского и  сельского населения характеризуется  превышением уровня безработицы  среди сельских жителей по сравнению  с уровнем безработицы среди  городских жителей. В марте 2013г. это  превышение составило 1,8 раза (табл. 2 в Приложении).

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в марте 2013г. составил 35,8 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 24,8%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,3%, 20-24 лет - 20,5%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (29,3%) и 20-24 лет (12,8%). По сравнению с мартом 2012г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 0,6 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - на 2 процентных пункта (рис. 4 в Приложении).

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы  в марте 2013г. составил 14,2%, в том  числе среди городского населения - 13,5%, среди сельского населения - 16,2%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в  среднем по возрастной группе 15-24 лет  по сравнению с уровнем безработицы  населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения - 3,8 раза, сельского населения - 2 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 26,5% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 34,7% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 40,4%, среди городских - 31,6%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 24,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2013г. их численность по сравнению с мартом 2012г. уменьшилась на 260 тыс.человек, или на 20% и составила 1 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 14,3% составляет молодежь до 20 лет, 47,5% - от 20 до 24 лет, 20,4% - от 25 до 29 лет.

В марте 2013г. среди безработных  доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с высвобождением или сокращением численности  работников, ликвидацией организации  или собственного дела, составила 18,7%, а доля лиц, оставивших прежнее место  работы в связи с увольнением  по собственному желанию - 27,3% (в марте 2012г. - соответственно 19,8% и 25,4%).

Безработица по федеральным  округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе (рис. 5 в Приложении).

В целях повышения представительности данных об экономической активности населения показатели занятости  и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем  за три последних месяца. Данные по субъектам Российской Федерации приведены в приложении (табл. 3).

 

2.2. Государственная защита  населения в условиях безработицы

 

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем  макроэкономической нестабильности, государство  предпринимает меры для борьбы с  ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными  причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы  являются такие меры как:

  • выплата пособий по безработице;
  • создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для  борьбы с фрикционной безработицей выступают:

  • усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);
  • создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной  безработицей используются такие меры как:

  • создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
  • помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

  • проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
  • создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Государственное регулирование безработицы и занятости населения в России

 

Государственная политика занятости  населения - система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.

Государственная политика занятости  представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

На макроуровне высшие органы государственной законодательной  и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

  • Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.
  • Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.
  • Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

На региональном уровне учитываются  перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов  своей политики и в рамках своей  компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в  интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного  и производственного строительства  и другие.

На региональном уровне более  эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства  на региональном уровне решаются следующим  образом:

  • развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
  • совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);
  • обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;
  • целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;
  • повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;
  • поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;
  • организация общественных и временных работ.

На местном уровне ведется  вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят  от национальных особенностей каждого  государства. Ниже будет рассмотрена  государственная политика в области  занятости на примере России.

В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации  и не ниже установленного федеральным  законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).

В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

Государственные гарантии для  безработных включают:

  • бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;
  • компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;
  • выплату пособия по безработице;
  • возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.

Борьба с безработицей - один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный фонд занятости населения РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда - федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.

Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут  иметь неоднозначные последствия.

Программы переобучения и  повышения квалификации, а также  повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют  увеличить уровень трудоустройства  и снизить безработицу.

С другой стороны, выплата  пособий по безработице снижает  стимулы к поиску работы, что проявляется  в "ловушке безработицы". Чтобы  ее избежать, государство устанавливает  дифференцированные ставки пособия, которые  снижаются с течением времени.

Законодательное регулирование  занятости и безработицы в  России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г., а также Положением о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 г.

В соответствии с российским законодательством центр занятости, где зарегистрирован безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения  по возможности предложить ему два  варианта подходящей работы, а впервые  ищущему работу, не имеющему профессии  - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой  профессиональной квалификации им может  быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

Решение о признании граждан  безработными принимается центром  занятости не позже 11 календарных  дней со дня предъявления всех необходимых  документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался  от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, оказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки. Решение о назначении пособия по безработице принимается  центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном порядке безработными:

• уволенным с предприятий  по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных  недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в  течение первых трех месяцев в  размере 75% среднего заработка за последние  два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев - 60%, в дальнейшем - 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;

• уволенным с предприятий  на любых основаниях, но не имевшим  за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в  размере минимальной заработной платы;

• гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся  возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице  выплачивается только в размере  установленной законодательством  минимальной заработной платы.

Информация о работе Безработица в России: основные проблемы