Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 22:36, реферат
Целью работы является анализ ситуации на рынке труда, особенностей российской безработицы.
При достижении данной цели были решены следующие задачи:
– изучены теоретические основы;
– дана характеристика безработицы, её форм, причин и последствий;
– проанализированы статистические данные по составу, структуре и динамике безработицы в стране и Брянской области;
Введение 3
1. Безработица как социально-экономическое явление 4
1.1 Сущность безработицы 4
1.2 Формы безработицы и их специфика 5
1.3 Полной занятость и уровень безработицы 10
1.4 Причины и последствия безработицы. Старые и новые проблемы 14
1.5 Экономические и неэкономические издержки безработицы 23
2.Анализ динамики безработицы в России 25
3. Анализ динамики безработицы в Брянской области 30
3.1 Анализ динамики полной безработицы в Брянской области 30
3.2 Неполная занятость и движение работников 35
3.3 Занятость молодежи и женщин: проблемы, выходящие на первый план. 36
4. Пути снижения безработицы в РФ 40
4.1 Экономические последствия безработицы: оценка потерь 40
4.2 Факторы преодоления длительной безработицы 43
4.4 Российская система защиты от безработицы 45
Заключение 47
Список используемой литературы 48
Проблема занятости молодёжи является далеко не новой. Традиционным решением данной проблемы является функционирование государственной молодёжной политики, однако современное её состояние не является удовлетворительным.
Рассмотрим основные социально-экономические последствия безработицы, относительно человека и государства.
Для наглядности сведем в таблицу проявления безработицы как для человека (микроуровень), так и для государства (макроуровень).
Таблица 3 - Основные социально-экономические последствия безработицы.
МИКРОУРОВЕНЬ |
МАКРОУРОВЕНЬ |
Чувство неуверенности в будущем. |
Сокращение излишней численности рабочей силы. |
Потеря самоуважения в связи с потерей работы. |
Рост объемов скрытой |
Усиление депрессивных состояний. |
Совершенствование профессиональной структуры рабочей силы. |
Распад семей безработных |
Сокращение престижа квалифицированного труда. |
Рост девиантного поведения |
Увеличение мобильности |
Падение материального достатка семей безработных граждан |
Усиление социальной напряженности в обществе |
Потеря квалификации безработными. |
Дифференциация доходов среди населения. Массовая бедность. |
Затраты на помощь безработным | |
Снижение налоговых | |
Падение валового национального продукта |
Таким образом, можно видеть, что безработица составляет серьезную личную и общественную проблему. Человек, оказавшийся безработным, страдает материально, теряет квалификацию, имеет психологические проблемы. Длительная безработица часто ведет к глубокой личной депрессии, чувству неполноценности, и, в конечном счете, к деградации личности человека. На уровне государства проблемы безработицы проявляются, прежде всего, в снижении ВВП. Кроме того, безработица вызывает социальную напряженность в обществе, может усложнить криминогенную ситуацию в стране, способствовать росту преступности и тем самым снижению степени безопасности граждан.
Экономические потери от безработицы можно рассчитать следующим образом:
П =Ч С В, где:
П -потери от циклической безработицы;
Ч -число лиц с частичной занятостью и лиц в вынужденных отпусках;
С -средняя продолжительность циклической безработицы;
В - средняя месячная выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли).
Аналогичным образом можно оценить экономические потери от структурной безработицы:
П =Ч С В, где:
П -потери от структурной безработицы;
Ч -число лиц, высвобожденных вследствие структурных изменений;
С -средняя продолжительность структурной безработицы;
В-средняя выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли).
Наиболее сложной
П =Ч С В К+АР, где:
П -потери от фрикционной безработицы;
Ч - число лиц, высвобожденных вследствие фрикционной безработицы;
С - средняя продолжительность фрикционной безработицы;
В - средняя выработка одного работника, занятого в национальной экономике (либо в конкретной отрасли);
К – коэффициент снижения выработки;
АР – административные расходы по увольнению, подбору, найму работников.
В совокупности потери от безработицы всех видов включают в себя расходы на содержание службы занятости, выплату пособий по безработице и оказание материальной помощи.
SП= П + П + П +Р , где:
SП – совокупные экономические потери;
Р -расходы Федеральной службы занятости за исключением затрат на создание новых рабочих мест, переподготовку и переобучение работников, содействие предпринимательству.
Реальная величина экономических потерь обусловлена темпами снижения объёмов производства и соответствующем ему уровнем безработицы:
У = 100%, где:
У -уровень безработицы в процентном отношении;
Ч -численность экономически активного населения.
Многие специалисты считают
фрикционную и структурную
У = ((Ч + Ч ) Ч ) 100%
Величина потерь при естественном уровне безработицы, безусловно должна быть меньше совокупных потерь от безработицы в период экономического кризиса:
SП SП, где:
SП -совокупные экономические потери при естественном уровне безработицы.
Динамика потерь при нормальном функционировании национальной экономики полностью зависима от величины безработицы и от того насколько эффективна деятельность Федеральной службы занятости, какую отдачу приносят затраты по преодолению безработицы и содействию трудоустройству. За решение проблемы безработицы ответственность несут сам работники, предприниматели, государство. Рынок труда – основной регулятор занятости. Вместе с тем решение проблемы достижения полной занятости требует активного участия государства.
В связи с увеличением срока длительности безработицы, принимающей застойные формы, в стране необходимо принимать специальные меры по преодолению длительной безработицы. Для этого целесообразно будет сделать следующее:
– принимать программы по социальной и профессиональной реабилитации длительно неработающих граждан;
– приобщить безработных к системе общественных работ;
– создавать условия для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе финансировать и кредитовать безработных граждан, изъявляющих желание заниматься предпринимательской деятельностью;
– создавать новые рабочие места в сельской местности, развивать сельское хозяйство;
– обеспечивать условия для повышения качества рабочих мест;
– особое внимание следует уделить регулированию трудовых отношений;
– организовать социальное партнёрство профсоюзов, предпринимателей и государства
– оказывать содействие трудоустройству молодёжи, женщин и лиц с ограниченными способностями (инвалидов);
– создавать рабочие места в перспективных отраслях экономики.
Профессиональное обучение, переподготовка безработных
Одним из направлений активной политики государства по борьбе с безработицей является развитие программ профессиональной подготовки и переподготовки безработных. В некоторых регионах разработаны и начинают приводиться в действие программы по социальному партнёрству, которое предусматривает заключение договоров с работодателями о гарантии трудоустройства лиц успешно окончивших обучение или курсы по переподготовке, и благополучно прошедших стажировку на предприятии. Государственные органы в свою очередь, обязуются оплачивать часть заработка работника во время его обучения и приобретения необходимых навыков на предприятии. Центры занятости населения организуют различные курсы по подготовке кадров, которые финансируются за счёт государства. Данная система имеет ряд недостатков: федеральные органы занятости пока ещё не имеют развитой учебно-курсовой сети, эффективных методик обучения, квалифицированных преподавателей, надёжной информации о качественных и количественных характеристиках спроса на рабочую силу на рынке труда. Расширение масштаба профессиональной подготовки и переподготовки позволяет сократить на некоторое время предложение рабочей силы на рынке труда и обеспечивает подготовку к работе в новых рыночных условиях.
Большим минусом является
то, что подготовка происходит только
с учётом спроса на определенные специальности
в настоящий момент времени и
не берётся во внимание их дальнейшая
востребованность и конкурентоспособность
на рынке труда. В экономически развитых
регионах страны сейчас практикуется
обучение основам предпринимательства
и некоммерческого
Около 40% безработных, направленных на получение дополнительной специальности – выпускники учебных заведений.
Социальная реабилитация безработных с высшим образованием
В экономически развитых странах
чем выше уровень образования
человека, тем больше шансов получить
желаемую и высокооплачиваемую работу.
В России же люди с высшим образованием
имеют незначительные шансы получить
работу. Как свидетельствует
Анализ ситуации в сфере
занятости в Российской Федерации
показывает, что способность
Современная политика российского
государства в области
Государственная политика на российском рынке труда, характеризуется в основном преобладанием пассивных мер, таких как сдерживание массовой безработицы, регистрация безработных, выплата пособий по безработице, содействие трудоустройству безработных.
Главным направлением активной государственной политики в социально-трудовой сфере должно является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы:
– обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
– регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
– разработка трудового законодательства, с учётом потребностей всех
участников трудовых отношений. Жёсткие административные меры, в случае его нарушения;
– формирование эффективной структуры занятости населения: повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
– предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы, развитие системы общественных работ;
– дополнительные меры по трудоустройству
лиц с ограниченными
– инвестирование и кредитование предприятий и организаций, осуществляющих
по договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан с последующим их обязательным трудоустройством;
– усиление государственного регулирования миграционных процессов;
– социальная защита безработных, финансирование активных мер борьбы с безработицей.
В целом, российская политика содействия занятости и защиты от безработицы основана на богатом опыте развитых стран. Однако, этот опыт абсолютно неэффективен применительно к российским условиям.
В России и в Брянской области всегда недостаточно внимания уделялось и уделяется рационализации соотношения между экономически активным и неактивным населением, повышению общественной производительности труда, территориальной особенности формирования трудовых ресурсов, поощрению развития финансово-промышленных групп, борьбе с организованной экономической преступностью в сфере предпринимательства, регулированию трудовой миграции из страны, приближению минимальных доходов населения к стоимости прожиточного минимума, росту числа населения, живущих за чертой бедности.
Решение проблемы снижения уровня безработицы до минимального и обеспечения высокого уровня занятости трудоспособного населения, необходимо искать на путях роста заработной платы и повышения жизненного уровня населения.
Кроме того, должна быть повышена производительность труда до такого уровня, который позволит обеспечить увеличение заработной платы работников во всех сферах экономики и рост прибыли предприятий и фирм в размерах достаточных для осуществления накопления капитала, увеличения объёмов производства и, следовательно, расширения спроса на рабочую силу, обеспечения высокого уровня занятости населения и минимизации безработицы.