Несмотря
на усилия социальных работников привлечь
внимание безработных к своему бедственному
положению как к политической
проблеме, многие безработные не склонны
к политической активности. Причина
кроется в боязни идти вразрез
с общепринятыми нормами поведения,
опасением поставить под угрозу
свои шансы снова найти работу.
Исследователи,
к сожалению, еще не установили полный
перечень трудностей, которые связаны
с поиском работы, и тех сложностей
получения новой работы, которые
существуют в обществе, не обеспечивающим
всеобщую занятость. В государственных
службах трудоустройства официально
регистрируется только 12% вакантных
рабочих мест. Это лишь усугубляет
стресс, испытываемый человеком в
процессе поиска работы, в частности,
при получении отказа и из-за отсутствия
четкого представления о том,
где и как искать работу. О рабочих
местах, не заявленных на рынке труда,
гораздо легче узнать тем, кто
имеет работу, чем безработным.
Вместе
с тем, растет численность незарегистрированных
безработных, которые не считают
необходимым обращаться в службу
занятости и подчас находят альтернативные
источники существования. Это свидетельствует
о росте видов деятельности, не
учитываемых государственной статистикой,
и требует усиления контроля со стороны
органов управления. На кого же в
первую очередь может рассчитывать
человек, потерявший работу?
(с
точки зрения опрошенных)
2,0%
- на местную администрацию;
5,8%
- на руководство предприятий;
8,6%
- на профсоюзы;
70,6%
- только на себя;
13%
- ни на кого не надеются.
Легко
убедиться, что большинство безработных
отчетливо осознают необходимость
личной инициативы и намерены самостоятельно
выбираться из неблагоприятной ситуации,
что происходит, конечно, не от хорошей
жизни, а в силу вынужденных обстоятельств,
когда помощи со стороны ждать
не приходится.
А
каковы самые предпочитаемые и действенные
способы поиска работы? Рассчитывают
на:
личные
связи - 42,9%;
государственную
службу занятости - 26,5%;
объявления
- 11,1%;
организацию
собственного дела - 7,3%;
коммерческую
службу занятости - 6,1%;
обращение
к работодателю - 6,1%.
Итак,
большинство респондентов исходит
из того, что лучше всего использовать
собственные каналы трудоустройства.
Каждый четвертый выбирает взаимодействие
с соответствующей службой под
эгидой государства, каждый десятый
готов воспользоваться объявлениями
в прессе.
Установлено,
что безработица является фактором,
понижающим заработную плату. Таким
образом, отрицательные последствия
безработицы не ограничиваются теми,
кто стал ее жертвой. Она может
ударить по целым трудовым коллективам,
в том числе профсоюзам, помешав
их попыткам улучшить качество рабочих
мест, условий труда, ввести дополнительные
блага и обеспечить другие права
человека на рабочем месте.
Отрицательные
последствия безработицы для
жителей городских и сельских
районов еще не поняты до конца. Хотя
во время спада увеличивается
потребность в психиатрических
больницах, тюрьмах и программах
социальной помощи, реальный объем
потребностей в услугах до сих
пор не известен. Ведь одновременно
с ростом потребностей в социальной
помощи, медицинском обслуживании,
лечебных и благотворительных учреждениях
поступление от налогов для покрытия
этих потребностей снижаются.
Становление
рыночных отношений всегда затрагивает
одну из важнейших сфер экономики
– занятость трудовых ресурсов.
В дореформенный период обеспечение
занятости населения основывалось
на командно-административных методах:
лица, достигшие шестнадцатилетнего
возраста и не имеющие ограничений
по здоровью, были обязаны либо учиться,
либо работать. В противном случае они
в принудительном порядке направлялись
на работу или преследовались по закону
(объявлялись “тунеядцами”). Иными словами,
все трудоспособное население страны
было крепостным у государства, которое
предписывало, где и по какой профессии
должен трудиться человек, какую зарплату
он должен получать, какие иметь льготы.
Отличительной
особенностью рыночной экономики является
то, что человек самостоятельно принимает
решение о том, работать ему или
нет. Государство не вправе заставить
его трудиться, что закреплено в
“Законе о занятости”.
Стремление
обеспечить практически стопроцентную
занятость трудоспособного населения
в ущерб экономической эффективности
производства привело к тому, что
на многих предприятиях имел место
не дефицит рабочей силы, а ее
излишек. В результате этого в
условиях командно-административной экономики
при формальном отсутствии безработицы
она фактически существовала в “скрытой”
форме: часть работников фактически только
присутствовала на работе, имитируя трудовую
деятельность.
Анализ
состояния в трудовой сфере и
современного рынка труда свидетельствует,
что развитие сферы занятости
отстает от экономического реформирования.
Поэтому рынок труда продолжает
находиться на начальной стадии своего
развития, проявлением чего является
высокий уровень скрытой безработицы,
деформированная связь между
трудовым вкладом работника и
его доходами, сохранением масштабов
невыплат заработной платы и т. д.
Общий
анализ рынка труда показал, что
процессы движения рабочей силы во
многом повторяются: активация найма
рабочей силы сменяется ростом ее
выбытия с практически идентичной
цикличностью по периодам. Таким образом,
несмотря на сохраняющиеся довольно
значительные масштабы движения рабочей
силы, рынок труда с его занятыми,
официальными и неофициальными безработными
сохраняется почти неизменным и фактически
не продвигается вперед к новой, более
эффективной структуре занятости. Однако
относительное снижение оборота перемещение
рабочей силы в последнее время свидетельствует
о постепенном отходе от прежних стереотипов
поведения на рынке труда и росте понимания
необходимости легализации занятых и
безработных из “теневого” сектора экономики.
Сейчас
высвобождение происходит, главным
образом, из-за падения объема производства,
по экономическим причинам, в связи
с не своевременной выдачей зарплаты,
в том числе не связанной с
деятельностью самого предприятия
(в связи с необеспеченностью
предприятий сырьем, комплектующими
изделиями).
В
дальнейшем формирование рынка труда
будет происходить за счет:
- работников,
высвобождаемых из различных отраслей
народного хозяйства;
- молодежи,
которая впервые вступает в трудовую деятельность;
- женщины,
имеющих малолетних детей;
- лиц, высвобождаемых
из мест лишения свободы;
- текучесть
кадров;
- временно
незанятого населения;
- пенсионеров
по возрасту, инвалидов;
- военнослужащих,
уволенных из Вооруженных Сил.
Ограниченность
возможностей органов труда и
занятости проявилась в оценке перспектив
включения в круг их работы проведения
мероприятий по выявлению и регистрации
скрытой безработицы. Опрошенные сделали
особый упор на то, что это будет
крайне затруднительно в финансовом
и организационном планах, вступит
в противоречие с действующими нормами
Закона о занятости населения
и связанно с психологическим
настроем части граждан этой категории.
В
заключении хотелось бы отметить, что
в рамках Государственной программы
занятости населения необходимо
отработать механизм поиска “золотой
середины” между предотвращением
массовой безработицы, постепенным
высвобождением работников с неэффективно
действующих предприятий и переводом
скрытой безработицы в открытую
(то есть официальную).
2.3 Государственная
служба занятости населения и ее функции
Для
реализации государственной политики
в области занятости населения
и обеспечения гражданам соответствующих
гарантий в Российской Федерации
на базе действующих центров по трудоустройству,
переобучению и профориентации населения
создана Государственная служба
занятости.
Законодательство
предусматривает обязанность вынуждено
незанятого гражданина заявить об этом.
Это один из новых принципов, определяющих
правила поведения гражданина и
государства на рынке труда: не государство
выявляет неработающих, а незанятый
гражданин сам обращается за помощью
к государству, а именно в Государственную
службу занятости. Человека регистрируют
как лицо, ищущее работу. И с этого
момента у государства наступает
обязанность в течение 10 календарных
дней предоставить ему подходящую работу.
Если по истечении этого периода
предложений о подходящей работе
нет, то он приобретает статус безработного
и начинает получать государственное
пособие.
Государственная
служба занятости является структурой
специальных государственных органов,
призванных обеспечить координацию, решение
вопросов занятости населения, регулировать
спрос и предложение на рабочую
силу, содействовать неработающим гражданам
в трудоустройстве, организации
их профессиональной подготовки, оказании
социальной поддержки безработным. Услуги
предоставляются службой занятости бесплатно.
Функции
службы занятости
многообразны:
- Анализ
и прогнозирование спроса и предложения
на рабочую силу, информирование населения
и работодателей о состоянии
рынка труда;
- Учет свободных
рабочих мест и граждан, обращающихся
по вопросам трудоустройства;
- Для эффективного
осуществления этих задач необходимо
комплексное внедрение автоматизации
в процессы управления занятостью. Она
позволяет освободить персонал от рутинной
работы по переработке информации, оставляет
время для разбора различных вариантов
принимаемых решений. Основным средством
автоматизации является вычислительная
техника.
- Консультация
обращающихся в службу занятости трудящихся
и работодателей о возможностях получения
работы и обеспечения рабочей силой, о
требованиях, предъявляемых к профессиям
и работникам;
- Оказание
помощи гражданам в выборе подходящей
работы, а работодателям - в подборе необходимых
работников;
- Для граждан,
потерявших работу и заработок, подходящей
считается работа, соответствующая их
профессиональной подготовке, учитывающая
возраст, трудовой стаж и опыт работы по
прежней специальности, транспортную
доступность нового рабочего места. В
соответствии с законом граждане имеют
право на свободный выбор работы путем
прямого обращения на предприятия, а не
обязательно через службу занятости.
- Организация
профессиональной подготовки, переподготовки
и повышения квалификации граждан в учебных
центрах службы занятости или других учебных
заведениях, оказание помощи в развитии
и определении содержания курсов обучения
и переобучения;
- В настоящее
время уровень профессиональной подготовки
занятого населения достаточно низок.
При значительном высвобождении с предприятий
работников потребуется организация курсов
ускоренной их подготовки и переобучения
по краткосрочной программе. Служба занятости
и соответствующие органы по подготовке
кадров, исходя из потребностей административно-территориального
деления, анализа и прогноза занятости,
будут определять тематическую направленность
обучения, перечень учебных заведений,
а также набор учебных программ. Центры
занятости городов, ориентируясь на свободные
учебные места, могут заключать с высвобожденными
работниками соглашения и направлять
на профессиональную подготовку по избранной
ими профессии.
- Оказание
услуг в профессиональной ориентации
и трудоустройстве высвобождаемым работникам
и другим категориям населения. В связи
с этим необходима разработка новой концепции
развития системы профориентации. Профориентационные
услуги должны предоставляться не только
учащейся молодежи, но и рабочим гражданам,
желающим сменить профессию.
- Регистрация
безработных и оказание им в пределах
своей компетенции помощи.
- В законе
определен статус безработного, которым
является вынуждено незанятый человек,
по отношению к которому государство не
смогло выполнить своих обязательств,
то есть не предоставило работы. Однако
не всякий незанятый человек, желающий
работать, получает статус безработного
и может рассчитывать на социальную помощь
или поддержку государства. Для этого
требуется соблюдать два условия. Во-первых,
гражданин должен быть трудоспособного
возраста и обладать способностью к систематической
работе по какой-либо профессии. Если профессии
нет, то он обязан принять предложение
службы занятости о предварительной профессиональной
подготовке. Во-вторых, необходима его
готовность трудиться, то есть желание
и обязанность принять предложение о подходящей
работе.
- Оплата стоимости
профессиональной подготовки, переподготовки
граждан, трудоустройство которых требует
получение новой профессии, установление
им на весь период обучения стипендии;
- Выдача в
установленном законе порядке гражданам
пособия по безработице и приостановление
выплаты этих пособий;
- Подготовка
предложений и заключений об использовании
труда иностранных рабочих, привлекаемых
в РФ на основе межправительственных соглашений
и лицензий;
- Разработка
республиканских и региональных программ
занятости, включая финансовое обеспечение
и мероприятия по социальной защищенности
различных групп населения.