Безработица, ее виды и пути минимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 15:53, курсовая работа

Краткое описание

Задачи написания курсовой работы:
* раскрыть основные причины и виды безработицы
* пояснить понятия: фрикционная, структурная и циклическая, добровольная, вынужденная, скрытая и застойная безработица
* рассмотреть социальные и экономические последствия безработицы
* раскрыть особенности рынка труда и безработицы в России
* разработать пути минимизации безработицы.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования безработицы.
1.1 Основные понятия и характеристики безработицы
1.2 Причины и виды безработицы
Глава 2 Анализ безработицы и путей ее минимизации
2.1 Экономические и неэкономические последствия безработицы и политика занятости
2.2 Меры регулирования занятости
2.3 Государственная служба занятости населения и ее функции
Глава 3 Рекомендации и мероприятия по минимизации безработицы в России
3.1 Особенности рынка труда и безработицы в России
3.2. Пути минимизации безработицы.
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курс.docx

— 64.43 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, функции Государственной  службы занятости значительно расширились  по сравнению с функциями ранее  действовавшей системы трудоустройства  населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Рекомендации и мероприятия по минимизации безработицы в России 

3.1 Особенности рынка труда и безработицы в России 

     По  состоянию на 1 декабря 2010 года, численность  зарегистрированных безработных составила 1 533 600 человек, при этом в декабре 2009 года этот показатель составлял 2 200 800 человек.

     Вместе  с тем, на выплату пособий по безработице  и программы по содействию занятости  россиян в 2010 году выделено на 12,8% больше средств, чем в 2009 году.

     "На основные меры по содействию занятости россиян, включая выплату пособий по безработице, было предусмотрено 88,7 млрд рублей, на программу дополнительных мероприятий по снижению напряженности на региональных рынках труда из федерального бюджета было выделено 39,5 млрд рублей", - отмечает министерство.

     По  состоянию на 1 декабря 2010г., в дополнительных мероприятиях, направленных на улучшение положения на региональных рынках труда, приняли участие 1,85 млн россиян, расходы на эти мероприятия составили 32,6 млрд рублей.

     Кроме того, 173 тыс. безработных граждан открыли собственное дело на выделяемую государством субсидию в размере 58,8 тыс. рублей. "Они создали 58,2 тыс. дополнительных рабочих мест для безработных, фактические расходы по данному направлению составили 13,5 млрд рублей", - уточняет Минздравсоцразвития.

     Еще 1,4 млн россиян приняли участие в различных мероприятиях по поддержанию занятости на временной основе, в том числе в общественных работах. На выплаты по этому направлению выделено 13,8 млрд рублей.

На программы  по трудоустройству молодежи, выпускников  школ, ссузов и вузов, которые не смогли после окончания учебы найти работу, направлено 1,3 млрд рублей. Почти 70,8 тыс. молодых людей трудоустроены в качестве стажеров, еще 42,8 тыс. человек привлечены к работе в качестве наставников.

     По  данным министерства, 131,2 тыс. человек, находившихся под угрозой увольнения, благодаря принятым мерам смогли получить новую специальность либо повысить квалификацию по направлению опережающего профессионального обучения. На эти цели в 2010 году выделено 968,5 млн рублей.

     Кроме того, Минздравсоцразвития содействовало трудоустройству социально незащищенных россиян. "Так, 6,2 тыс. инвалидов приняты в штат организаций, которые воспользовались субсидией в 30 тыс. рублей на оснащение одного рабочего места для инвалида. Вместе с тем, в 2011 году данная субсидия вырастет до 50 тыс. рублей. На эти цели будет направлено 132,1 млн рублей", - поясняет министерство.

     С целью трудоустройства в другой регион в 2010 году переехали 8,9 тыс. россиян. Общий объем затраченных на переселение средств составил 329,8 млн рублей. 

3.2. Пути минимизации безработицы. 

     Многообразие  типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой  стране для решения этой проблемы приходится использовать различные  методы.

     Уровень фрикционной безработицы может  быть снижен за счет:

1)  улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда).  Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;

2) устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо прежде всего:

а) создание развитого рынка жилья;

б) увеличение масштабов жилищного строительства;

в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.

     Сокращению  структурной безработицы более  всего способствуют программы профессионального  переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к  тому, чтобы рабочая сила наилучшим  образам соответствовала имеющимся  рабочим местам. Эта задача достигается  программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих  местах, так и в специальных  учебных заведениях для безработных, молодежи, а также для рабочих  старших возрастов, чья профессия  оказалась устаревшей.

     Наиболее  трудно бороться с циклической безработицей, для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:

     1. Создание условий для роста спроса на товары. Так как  спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в там случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Способами увеличения спроса являются:

·            стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, -  занятости на них;

·            поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентоспособности продукции.

     2. Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить  число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.

Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении  органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли  уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым  служащим пришлось бы искать работу. А  поскольку шансов на трудоустройство  в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить  такое развитие событий. Вместе с  тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат.

     Создание  условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.

     Реализация  программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет  по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).

Для помощи молодежи могут использоваться различные  методы:

- экономическое стимулирование молодежной занятости;

- создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи

- создание центров обучения молодых людей тем профессиям, шансы на занятость в которых наиболее высоки.

     Список  программ сокращения безработицы можно  продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут  полностью ликвидировать или  существенно сократить циклическую  безработицу. Такой результат достигается  лишь при общем улучшении экономической  ситуации в стране. 

Заключение 

     Все имеющиеся взгляды на причины  безработицы можно сгруппировать  следующим образом.

     Во-первых, причиной безработицы может стать  относительно избыточное население, «лишнее» по сравнению с достигнутым уровнем  национального производства. Этот фактор безработицы особо сильно сказывается  в развивающихся странах. Во-вторых, безработица может быть результатом  изменений в структуре экономики, в том числе – в технологии (структурная безработица). Эта безработица  является временной, так как на смену  старым отраслям и производствам (технологиям) приходят новые. В-третьих, безработица может временно увеличиться из-за естественных желаний людей найти работу «по душе» и с лучшими условиями труда и оплаты (фрикционная безработица). В-четвертых, особо сильное увеличение уровня безработицы происходит в результате циклического спада в экономике (циклическая безработица). Этот вид безработицы является наиболее опасным, так как возникает замкнутый круг: падение производства – безработица – уменьшение общего уровня доходов – снижение совокупного спроса – падение производства – безработица и т.д.  В-пятых, в некоторых случаях генератором безработицы может стать активное вмешательство государства и профсоюзов в отношения между наемным работником и работодателем, что приводит к рыночной негибкости заработной платы и заставляет предпринимателей решать проблему достижения максимальной прибыли путем сокращения занятости.

     Все эти причины безработицы представляют  собой скорее факторы, влияющие на размер и динамику безработицы. Основными источниками безработицы являются не рыночные пропорции и условия, складывающиеся на рынке труда  т.к. рынок труда лишь отражает существующие в данный момент пропорции между спросом и предложением рабочей силы, но непосредственного участия в их формировании не принимает. Эти пропорции зависят от процессов, находящихся за пределами рынка труда. Рынок лишь обнаруживает их, проявляет безработицу, делает ее видимой для общества.

     Поскольку безработица представляет собой  серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает  меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они  обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для  всех типов безработицы являются такие меры как:

- выплата  пособий по безработице;

- создание  служб занятости (бюро по трудоустройству).

     Специфическими  мерами для борьбы с фрикционной  безработицей выступают:

- усовершенствование  системы сбора и предоставления  информации о

наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

- создание  специальных служб для этих  целей. 

     Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

- создание  государственных служб и учреждений  по переподготовке и

переквалификации;

- помощь  частным службам такого типа.

     Основными средствами борьбы с циклической  безработицей являются:

- проведение  антициклической (стабилизационной) политики,

направленной  на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

- создание  дополнительных рабочих мест  в государственном секторе 

экономики.

     В безработицу все в большей  мере втягиваются как мужчины, так  и женщины. А это означает, что  все больше становится детей и  подростков, растущих в такой обстановке, когда они не видят, чтобы их отцы и матери когда-либо ходили на работу.

     Растет  число убыточных производств. Это  создает предпосылку “залпового”  выброса рабочей силы. К числу  “выдавленных” работников прибавим выпускников учебных заведений. Требования, предъявляемые работодателями к претендентам на имеющиеся вакантные  места (стаж работы, высокая квалификация), не позволяют выпускникам техникумов, училищ быть достаточно конкурентоспособными.

  Проблема  существует - это факт. Но первые шаги к ее преодолению уже сделаны. Государственная программа уже  принята и начала действовать. Но она еще не достаточно сильна, и  нуждается в активной государственной  поддержке. Принятый курс новых реформ, нововведений, ориентированны в основном на молодежь. Ведь именно нам, кому в будущем придется взять на себя все бразды правления государством, и нужно будет решать уже на сегодняшний день ставшие неотложными проблемы.

     Особую  актуальность приобретают в настоящее  время вопросы совершенствования  государственной статистики в области  занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается  отсутствие статистической информации по вопросам использования  рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в  организациях, развития на них процессов  подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и  оплаты труда и т.д. В работе статистических  органов в области занятости  населения наблюдается значительный  крен в сторону изучения проблем  безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время обойдены вниманием  вопросы эффективности использования  рабочей силы на предприятиях и в  организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и так далее. Подобные статистические исследования помогут, в частности,  выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение  отраслевой структуры занятости, на многообразие различных  видов деятельности населения.

Информация о работе Безработица, ее виды и пути минимизации