Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа
Цель данной работы - исследовать проблему безработицы в переходной экономике на примере Республики Беларусь и наметить пути решения этой проблемы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
определить сущность и причины безработицы;
охарактеризовать основные существующие типы и формы безработицы;
выявить социальные и экономические последствия безработицы;
оценить проблему безработицы в странах с переходной экономикой;
анализировать уровень безработицы в Республике Беларусь за 2000 – 2010 гг.
сформулировать возможные способы снижения безработицы.
Введение ……………………………………………………………………… 4
1 Теоретические основы безработицы как экономической категории…… 5
1.1 Сущность и причины безработицы……………………………………. 5
1.2 Классификация безработицы…………………………………………… 8
1.3 Последствия безработицы…………………………………………….. 12
2 Особенности безработицы в переходной экономике…………………… 14
2.1 Оценка безработицы в странах СНГ…………………………………. 14
2.2 Анализ безработицы в республике Беларусь в 2000-2011 гг……….. 16
2.3 Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь…………… 19
Заключение …………………………………………………………………. 24
Список использованных источников……………………………………… 25
Приложение А Закон рынка труда .…………………………………….…. 27
Приложение Б Безработица в странах СНГ ..…………………………….. 28
Приложение В Безработица в Республике Беларусь……..……………..... 31
В 1991 г. Республика Беларусь, как и другие государства постсоветского пространства, столкнулась с рядом социально-экономических проблем, одной из которых стала безработица.
Рынок труда полностью отражает экономическое состояние страны, поэтому пик безработицы в Беларуси, как и в целом по СНГ, наблюдался в 1996 г., что связано с транформационным циклическим спадом в экономике государств Содружества. В Беларуси количество зарегистрированных безработных по отношению к экономически активному населению составило 4 %. (Приложение В, рисунок В.1). В 1997 г. в силу вступил Декрет Президента № 7 "О дополнительных мерах по обеспечению занятости населения", где были определены условия выплаты пособия по безработице. В соответствии с Декретом, на финансовую поддержку могли рассчитывать лишь те зарегистрированные безработные, которые принимали участие в общественных работах. [18] Вступление в силу этого документа привело к тому, что потерявшие работу стали меньше обращаться в службы занятости, уровень официальной безработицы уменьшился, а скрытой – увеличился, и составлял в 1997 г., согласно исследованиям НИЭИ1 9-10 % к экономически активному населению. [21]
После 1996 г. благодаря мерам, принятым правительством Беларуси, экономическая ситуация в стране начала улучшаться, а уровень безработицы - уменьшаться. В 2000 г. этот показатель составил 2,1 % и до 2009 г. продолжал снижаться. На протяжении 2000 – 2009 гг. самый высокий уровень безработицы наблюдался в Витебской области. В 2008 г. экономическая ситуация в Беларуси ухудшилась в связи с мировым финансово-экономическим кризисом, что привело к увеличению уровня зарегистрированной безработицы в 2009 г. на 0,1 % по отношению к предыдущему году. (Приложение В, таблица В.2)
Однако, следует заметить, что реальное количество безработных в 2009 г. было значительно большим, чем зарегистрированное. Уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, превышал официальный в 5 – 6 раз и достигал 4,8 % от экономически активного населения. По мнению специалистов, большинство безработных не регистрировались в органах по труду по причине низкого размера пособий по безработице (в декабре 2008 г. – 45 тыс. бел. руб.) и из-за предоставления, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест.
Количество зарегистрированных безработных в 2009 г. превышало потребность в работниках, заявленную организациями в органы по труду, и на 1 вакантное место приходилось 1,2 официальных безработных. Следовательно, в экономике в условиях экономического кризиса и снижения темпов производства образовался излишек трудовых ресурсов. (Приложение В, таблица В.3). Специалистами НИЭИ было отмечено, что основная масса незарегистрированных безработных занималась нелегальной трудовой деятельностью, в том числе и за рубежом, и, вероятнее всего, на территории соседней Российской Федерации. Так в России численность внешних трудовых мигрантов в 2009 г. превысила 200 тыс. чел. [14]
Следствием финансового кризиса стал рост вынужденной неполной занятости на промышленных предприятиях Беларуси. В декабре 2008 г. по сравнению с ноябрем численность трудящихся, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), увеличилась в 2,4 раза до 40 тыс. человек, а численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, увеличилась в 3,6 раза и составила в декабре 51,1 тыс. человек. Всего в 2008 г. в режиме неполной занятости работали 140,9 тыс. человек. [8]
В 2010 г. на рынке труда республики было достигнуто относительное равновесие: уровень зарегистрированной безработицы по отношению к 2009 г. уменьшился, составил 0,7 % и находился в социально допустимых пределах. Таким образом, ситуация на рынке труда остается стабильной, однако сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составили около 78 % от общего количества вакансий. За последние годы значительно увеличилось количество лиц, получивших высшее образование, при одновременном сокращении числа подготовленных по рабочим профессиям в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, что усилило разрыв между объемом и структурой подготовленных работников и реальной потребностью в них организаций. Как следствие, среди зарегистрированных безработных наблюдается увеличение людей с высшим образованием. Так, в 2009 г. их доля в общем числе составила 10,9 %, что на 3,3 % больше, чем в 2000 г., когда этот показатель равнялся 7,6 %. (Приложение В, таблица В.4)
Остается актуальной проблема женской безработицы, несмотря на ее снижение: в 2000 г. число женщин равнялось 60,7 тыс. или 66,7 % от общего числа безработных, а в 2009 г. – 52,6 тыс. или 52,4 % соответственно. Также остро стоит вопрос молодежной безработицы. Анализируя данные статистики, можно сказать, что наибольшее количество безработных на протяжении всех десяти исследуемых лет – это люди в возрасте 20 – 24 лет, 50 и старше. Количество безработной молодежи в большинстве случаев превышало число безработных в возрасте 50 лет. (Приложение В, таблица В.5).
Сложно решаются вопросы трудоустройства инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел, а также граждан, имеющих длительный перерыв в работе.
Таким образом,
можно сделать вывод, что 2000 – 2010
гг. на рынке труда республики сохранялась
управляемая ситуация, и существенного
ухудшения в плане
Политика занятости в
Особый интерес при разработке механизма регулирования рынка труда представляет изучение зарубежного опыта, поскольку это позволит усилить управляемость отношений в сфере занятости, смягчить негативные социальные последствия становления рынка труда.
Как показывает мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой, регулирование рынка труда осуществляется по трем основным направлениям:
- стимулирование занятости и создание новых рабочих мест;
- подготовка и переподготовка рабочей силы;
- социальная защита населения.
Для создания новых рабочих мест необходимо повысить долю собственных источников финансирования, стимулировать использование на эти цели средств предпринимателей, населения и иностранных инвесторов. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о целесообразности регулирования рабочих мест путем предоставления налоговых и кредитных льгот и субсидирования для предприятий, создающих новые рабочие места. В современных условиях борьбы с безработицей особое значение приобретает содействие самозанятости, предпринимательской инициативы безработных, что позволит не только решить проблему нехватки рабочих мест, но и будет способствовать насыщению национального рынка товарами и услугами. В рамках осуществления региональных программ развития малого бизнеса при центрах занятости целесообразно организовывать обучение безработных основам предпринимательства, оказывать помощь в разработке бизнес-планов, предоставлять консультации по организации своего дела, законодательству, налогообложению. [20]
Особо остро проблема безработицы
ощущается в ряде регионов, где
градообразующими являются одно или
два предприятия. Для ускорения
решения проблем социально-
Решению проблемы занятости в сельской
местности способствовала реализация
Государственной программы
Одной из ключевых задач государственной политики является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите: инвалиды, молодежь, женщины. Данным категориям населения государство гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, проведения обучения в соответствии со специальными программами. [2]
С целью снижения молодежной безработицы
и повышения шансов молодых людей
на рынке труда государство
Важным направлением мер активной политики на рынке труда является временное трудоустройство граждан. В период поиска постоянной работы безработные имеют возможность принять участие в оплачиваемых общественных работах преимущественно в сельском хозяйстве и на объектах социальной сферы. [2] Так силами граждан выполнялись работы по благоустройству территорий населенных пунктов и гражданских кладбищ, ремонту помещений учреждений образования, учреждений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Особое значение имеет вопрос взаимосвязанного регулирования рынка труда и заработной платы. Политика в области заработной платы влияет на текучесть рабочей силы и перераспределение кадров между отраслями. [20] На период с 2000 по 2010 гг. в стране наблюдался постоянный рост заработной платы. Так к 2011 гг. номинальная заработная плата увеличилась практически на 410 % по сравнению с 2005 г., рост реальной заработной платы был менее стремителен (164,9 %), но все же стабилен. (Приложение В, рисунок В.6). Среди стран СНГ по уровню заработной платы Беларусь до 2009 г. занимала третье место (после России и Казахстана). Финансово-экономический кризис 2008 г. оказал отрицательное влияние на экономику страны, результатом чего стало снижение зарплаты в 2009 г. до 350 дол. США. В 2011 г. этот показатель снизился до 343,4 дол. США, что связано с падением курса национальной валюты. (Приложение Б, таблица Б.6). В сложившейся экономической ситуации основой политики в области оплаты труда стало сочетание государственных и рыночных механизмов регулирования заработной платы. Обеспечивается развитие коллективно-договорного регулирования заработной платы в реальном секторе экономики, расширение прав субъектов хозяйствования в вопросах стимулирования труда работников. Принимаются меры по упрощению практики нормирования средств на оплату труда при отнесении их на затраты. Продолжается работа по улучшению состояния нормирования труда в отраслях экономики, а также по поэтапному повышению уровня минимальных социальных гарантий в этой области. [2]
Одним из основных направлений активной
политики занятости является повышение
качества рабочей силы путем организации
профессиональной ориентации, подготовки
и переподготовки кадров. Для обеспечения
сбалансированной подготовки кадров в
соответствии с потребностями экономики
целесообразно разрабатывать и
внедрять единые стандарты обучения,
создавать государственные
Большое значение для эффективной борьбы с безработицей имеет улучшение качества работы службы занятости. [2] С этой целью в 2009 г. Беларусь и Швеция реализовали совместный проект "Совершенствование методов работы государственной службы занятости Минска", благодаря которому шведский опыт был адаптирован для белорусских условий. В ходе осуществления проекта был разработан прототип сайта службы занятости Минска, который стал основой для интернет-портала Государственной службы занятости Беларуси. [24] Создание данного портала должно обеспечить в круглосуточном режиме информационное взаимодействие с иными государственным органам и организациям для передачи информации о зарегистрированных в службе занятости безработных для формирования Регистра населения Беларуси, размещения нанимателями информации о вакансиях и подбора соискателей из базы данных службы занятости. В соответствии с западноевропейским опытом были разработаны методические рекомендации для работников службы занятости по сотрудничеству с нанимателями. Так, для установления неформальных, партнерских контактов с нанимателями при районных отделах трудоустройства Минска созданы клубы "Работодатель". В столице стали проводить специализированные ярмарки вакансий и регулярные "Мини-ярмарки вакансий", "Рабочие встречи с нанимателями". [24]
Информация о работе Безработица и ее проблемы в переходной экономике