Безработица и ее проблемы в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать проблему безработицы в переходной экономике на примере Республики Беларусь и наметить пути решения этой проблемы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
определить сущность и причины безработицы;
охарактеризовать основные существующие типы и формы безработицы;
выявить социальные и экономические последствия безработицы;
оценить проблему безработицы в странах с переходной экономикой;
анализировать уровень безработицы в Республике Беларусь за 2000 – 2010 гг.
сформулировать возможные способы снижения безработицы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 4
1 Теоретические основы безработицы как экономической категории…… 5
1.1 Сущность и причины безработицы……………………………………. 5
1.2 Классификация безработицы…………………………………………… 8
1.3 Последствия безработицы…………………………………………….. 12
2 Особенности безработицы в переходной экономике…………………… 14
2.1 Оценка безработицы в странах СНГ…………………………………. 14
2.2 Анализ безработицы в республике Беларусь в 2000-2011 гг……….. 16
2.3 Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь…………… 19
Заключение …………………………………………………………………. 24
Список использованных источников……………………………………… 25
Приложение А Закон рынка труда .…………………………………….…. 27
Приложение Б Безработица в странах СНГ ..…………………………….. 28
Приложение В Безработица в Республике Беларусь……..……………..... 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Макроэкономика.docx

— 107.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

    1. Анализ безработицы в республике Беларусь в  2000-2010 гг.

В 1991 г. Республика Беларусь, как и другие государства постсоветского пространства, столкнулась с рядом социально-экономических проблем, одной из которых стала безработица.

Рынок труда полностью отражает экономическое состояние страны, поэтому пик безработицы в Беларуси, как и в целом по СНГ, наблюдался в 1996 г., что связано с транформационным циклическим спадом в экономике государств Содружества. В Беларуси количество зарегистрированных безработных по отношению к экономически активному населению составило 4 %. (Приложение В, рисунок В.1). В 1997 г. в силу вступил Декрет Президента № 7 "О дополнительных мерах по обеспечению занятости населения", где были определены условия выплаты пособия по безработице. В соответствии с Декретом, на финансовую поддержку могли рассчитывать лишь те зарегистрированные безработные, которые принимали участие в общественных работах. [18] Вступление в силу этого документа привело к тому, что потерявшие работу стали меньше обращаться в службы занятости, уровень официальной безработицы уменьшился, а скрытой – увеличился, и составлял в 1997 г., согласно исследованиям НИЭИ1 9-10 % к экономически активному населению. [21]

После 1996 г. благодаря мерам, принятым правительством Беларуси, экономическая ситуация в стране начала улучшаться, а уровень безработицы - уменьшаться. В 2000 г. этот показатель составил 2,1 % и до 2009 г. продолжал снижаться. На протяжении 2000 – 2009 гг. самый высокий уровень безработицы наблюдался в Витебской области. В 2008 г. экономическая ситуация в Беларуси ухудшилась в связи с мировым финансово-экономическим кризисом, что привело к увеличению уровня зарегистрированной безработицы в 2009 г. на 0,1 % по отношению к предыдущему году. (Приложение В, таблица В.2)

Однако, следует заметить, что реальное количество безработных в 2009 г. было значительно большим, чем зарегистрированное. Уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, превышал официальный в 5 – 6 раз и достигал 4,8 % от экономически активного населения. По мнению специалистов, большинство безработных не регистрировались в органах по труду по причине низкого размера пособий по безработице (в декабре 2008 г. – 45 тыс. бел. руб.) и из-за предоставления, как правило, низкооплачиваемых рабочих мест.

Количество зарегистрированных безработных в 2009 г. превышало потребность в работниках, заявленную организациями в органы по труду, и на 1 вакантное место приходилось 1,2 официальных безработных. Следовательно, в экономике в условиях экономического кризиса и снижения темпов производства образовался излишек трудовых ресурсов. (Приложение В, таблица В.3). Специалистами НИЭИ было отмечено, что основная масса незарегистрированных безработных занималась нелегальной трудовой деятельностью, в том числе и за рубежом, и, вероятнее всего, на территории соседней Российской Федерации. Так в России численность внешних трудовых мигрантов в 2009 г. превысила 200 тыс. чел. [14]

Следствием  финансового кризиса стал рост вынужденной  неполной занятости на промышленных предприятиях Беларуси. В декабре 2008 г. по сравнению с ноябрем численность трудящихся, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), увеличилась в 2,4 раза до 40 тыс. человек, а численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, увеличилась в 3,6 раза и составила в декабре 51,1 тыс. человек. Всего в 2008 г. в режиме неполной занятости работали 140,9 тыс. человек. [8]

В 2010 г. на рынке труда республики было достигнуто относительное равновесие: уровень зарегистрированной безработицы по отношению к 2009 г. уменьшился, составил 0,7 % и находился в социально допустимых пределах. Таким образом, ситуация на рынке труда остается стабильной, однако сохраняется дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы. Рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составили около 78 % от общего количества вакансий. За последние годы значительно увеличилось количество лиц, получивших высшее образование, при одновременном сокращении числа подготовленных по рабочим профессиям в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, что усилило разрыв между объемом и структурой подготовленных работников и реальной потребностью в них организаций. Как следствие, среди зарегистрированных безработных наблюдается увеличение людей с высшим образованием. Так, в 2009 г. их доля в общем числе составила 10,9 %, что на 3,3 % больше, чем в 2000 г., когда этот показатель равнялся 7,6 %. (Приложение В, таблица В.4)

Остается  актуальной проблема женской безработицы, несмотря на ее снижение: в 2000 г. число женщин равнялось 60,7 тыс. или 66,7 % от общего числа безработных, а в 2009 г. – 52,6 тыс. или 52,4 % соответственно. Также остро стоит вопрос молодежной безработицы. Анализируя данные статистики, можно сказать, что наибольшее количество безработных на протяжении всех десяти исследуемых лет – это люди в возрасте 20 – 24 лет, 50 и старше. Количество безработной молодежи в большинстве случаев превышало число безработных в возрасте 50 лет. (Приложение В, таблица В.5).

Сложно  решаются вопросы трудоустройства  инвалидов, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы  Министерства внутренних дел, а также  граждан, имеющих длительный перерыв  в работе.

Таким образом, можно сделать вывод, что 2000 – 2010 гг. на рынке труда республики сохранялась  управляемая ситуация, и существенного  ухудшения в плане регистрируемой безработицы не наблюдалось. Количество зарегистрированных безработных к 2010 г. относительно 2000 г. уменьшилось с 2,1 % от экономически активного населения, до 0,7 %. Однако реальный уровень безработицы, рассчитанный в соответствии с методологией МОТ, значительно превышал официальный и составлял около 3 – 4 %. Актуальными для Беларуси на протяжении этого периода оставались проблемы трудоустройства женщин, молодежи и инвалидов. На рынке труда республики наблюдалось структурное несоответствие спроса и предложения труда: потребность в рабочих специальностях в несколько раз превышала спрос на служащих и специалистов. Решение данных проблем требует принятия комплексных мер и должно учитывать зарубежный опыт стран с рыночной экономикой.

 

    1. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь

Политика занятости в Республике Беларусь является приоритетным направлением деятельности государства. Государственное регулирование рынка труда можно определить как совокупность принципов, методов и инструментов воздействия на процессы формирования, распределения и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности функционирования и снижение социальных издержек действия рыночного механизма в сфере труда. [9]

Особый интерес при разработке механизма регулирования рынка  труда представляет изучение зарубежного  опыта, поскольку это позволит усилить управляемость отношений в сфере занятости, смягчить негативные социальные последствия становления рынка труда.

Как показывает мировой опыт стран  с развитой рыночной экономикой, регулирование  рынка труда осуществляется по трем основным направлениям:

- стимулирование занятости и создание новых рабочих мест;

- подготовка и переподготовка рабочей силы;

- социальная защита населения.

Для создания новых рабочих мест необходимо повысить долю собственных  источников финансирования, стимулировать  использование на эти цели средств  предпринимателей, населения и иностранных  инвесторов. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует  о целесообразности регулирования  рабочих мест путем предоставления налоговых и кредитных льгот  и субсидирования для предприятий, создающих новые рабочие места. В современных условиях борьбы с  безработицей особое значение приобретает  содействие самозанятости, предпринимательской инициативы безработных, что позволит не только решить проблему нехватки рабочих мест, но и будет способствовать насыщению национального рынка товарами и услугами. В рамках осуществления региональных программ развития малого бизнеса при центрах занятости целесообразно организовывать обучение безработных основам предпринимательства, оказывать помощь в разработке бизнес-планов, предоставлять консультации по организации своего дела, законодательству, налогообложению. [20]

Особо остро проблема безработицы  ощущается в ряде регионов, где  градообразующими являются одно или  два предприятия. Для ускорения  решения проблем социально-экономического развития таких административно-территориальных  единиц была реализована Государственная  комплексная программа развития регионов, малых и средних городских  поселений на 2007–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 г. №265. Уже в начале осуществления этой программы на рынке труда наблюдалась положительная динамика. Так за 2008 г. улучшилась и стабилизировалась ситуация с трудоустройством в 166 малых городах республики, численность безработных там снизилась на 2,9 тыс. человек, или на 27 %.

Решению проблемы занятости в сельской местности способствовала  реализация Государственной программы возрождения  и развития села на 2005–2010 гг., утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. №150. Повышение уровня сельскохозяйственного производства и обустройство агрогородков оказали позитивное влияние на занятость сельского населения. Решить проблемы занятости сельчан в некоторой степени позволило развитие агро- и экотуризма. Благодаря государственному стимулированию этой сферы количество агроусадеб ежегодно увеличивается. Так, если в 2006 г. в Республике Беларусь насчитывалось 34 агроусадьбы, то в 2010 г. их количество увеличилось практически в 40 раз и составило 1247. Соответственно, возросло и число трудовых ресурсов, задействованных в этой сфере. [11]

Одной из ключевых задач государственной политики является содействие в трудоустройстве граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда и особо нуждающихся в социальной защите: инвалиды, молодежь, женщины. Данным категориям населения государство гарантирует занятость путем создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления брони для приема на работу, проведения обучения в соответствии со специальными программами. [2]

С целью снижения молодежной безработицы  и повышения шансов молодых людей  на рынке труда государство предоставляет  им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места  безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации. Немаловажной гарантией трудоустройства выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений является их государственное распределение: в 2010 г. было распределено на работу 76,8 тыс. выпускников. [23] Выпускники, не подлежащие распределению и испытывающие проблемы с трудоустройством, а также молодежь, прошедшая профессиональное обучение по направлению государственной службы занятости, получают возможность трудоустройства на специально созданные ученические места по программе «Молодежная практика».

Важным  направлением мер активной политики на рынке труда является временное трудоустройство граждан. В период поиска постоянной работы безработные имеют возможность принять участие в оплачиваемых общественных работах преимущественно в сельском хозяйстве и на объектах социальной сферы. [2] Так силами граждан выполнялись работы по благоустройству территорий населенных пунктов и гражданских кладбищ, ремонту помещений учреждений образования, учреждений Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Особое  значение имеет вопрос взаимосвязанного регулирования рынка труда и  заработной платы. Политика в области  заработной платы влияет на текучесть  рабочей силы и перераспределение  кадров между отраслями. [20] На период с 2000 по 2010 гг. в стране наблюдался постоянный рост заработной платы. Так к 2011 гг. номинальная заработная плата увеличилась практически на 410 % по сравнению с 2005 г., рост реальной заработной платы был менее стремителен (164,9 %), но все же стабилен. (Приложение В, рисунок В.6). Среди стран СНГ по уровню заработной платы Беларусь до 2009 г. занимала третье место (после России и Казахстана). Финансово-экономический кризис 2008 г. оказал отрицательное влияние на экономику страны, результатом чего стало снижение зарплаты в 2009 г. до 350 дол. США. В 2011 г. этот показатель снизился до 343,4 дол. США,  что связано с падением курса национальной валюты. (Приложение Б, таблица Б.6). В сложившейся экономической ситуации основой политики в области оплаты труда стало сочетание государственных и рыночных механизмов регулирования заработной платы. Обеспечивается развитие коллективно-договорного регулирования заработной платы в реальном секторе экономики, расширение прав субъектов хозяйствования в вопросах стимулирования труда работников. Принимаются меры по упрощению практики нормирования средств на оплату труда при отнесении их на затраты. Продолжается работа по улучшению состояния нормирования труда в отраслях экономики, а также по поэтапному повышению уровня минимальных социальных гарантий в этой области. [2]

Одним из основных направлений активной политики занятости является повышение  качества рабочей силы путем организации  профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки кадров. Для обеспечения  сбалансированной подготовки кадров в  соответствии с потребностями экономики  целесообразно разрабатывать и  внедрять единые стандарты обучения, создавать государственные системы  тестирования и сертификации.

Большое значение для эффективной  борьбы с безработицей имеет улучшение  качества работы службы занятости. [2] С этой целью в 2009 г. Беларусь и Швеция реализовали совместный проект "Совершенствование методов работы государственной службы занятости Минска", благодаря которому шведский опыт был адаптирован для белорусских условий. В ходе осуществления проекта был разработан прототип сайта службы занятости Минска, который стал основой для интернет-портала Государственной службы занятости Беларуси. [24] Создание данного портала должно обеспечить в круглосуточном режиме информационное взаимодействие с иными государственным органам и организациям для передачи информации о зарегистрированных в службе занятости безработных для формирования Регистра населения Беларуси, размещения нанимателями информации о вакансиях и подбора соискателей из базы данных службы занятости. В соответствии с западноевропейским опытом были разработаны методические рекомендации для работников службы занятости по сотрудничеству с нанимателями. Так, для установления неформальных, партнерских контактов с нанимателями при районных отделах трудоустройства Минска созданы клубы "Работодатель". В столице стали проводить специализированные ярмарки вакансий и регулярные "Мини-ярмарки вакансий", "Рабочие встречи с нанимателями". [24]

Информация о работе Безработица и ее проблемы в переходной экономике