Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа
Цель данной работы - исследовать проблему безработицы в переходной экономике на примере Республики Беларусь и наметить пути решения этой проблемы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
определить сущность и причины безработицы;
охарактеризовать основные существующие типы и формы безработицы;
выявить социальные и экономические последствия безработицы;
оценить проблему безработицы в странах с переходной экономикой;
анализировать уровень безработицы в Республике Беларусь за 2000 – 2010 гг.
сформулировать возможные способы снижения безработицы.
Введение ……………………………………………………………………… 4
1 Теоретические основы безработицы как экономической категории…… 5
1.1 Сущность и причины безработицы……………………………………. 5
1.2 Классификация безработицы…………………………………………… 8
1.3 Последствия безработицы…………………………………………….. 12
2 Особенности безработицы в переходной экономике…………………… 14
2.1 Оценка безработицы в странах СНГ…………………………………. 14
2.2 Анализ безработицы в республике Беларусь в 2000-2011 гг……….. 16
2.3 Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь…………… 19
Заключение …………………………………………………………………. 24
Список использованных источников……………………………………… 25
Приложение А Закон рынка труда .…………………………………….…. 27
Приложение Б Безработица в странах СНГ ..…………………………….. 28
Приложение В Безработица в Республике Беларусь……..……………..... 31
Для обеспечения количественного
и качественного соответствия между
предложением кадров и спросом на
них служба занятости совместно
с органами образования, отраслевыми
министерствами и местной властью
должны осуществлять постоянный мониторинг
ситуации на рынке труда, прогнозировать
возможные изменения
Наряду с созданием рабочих мест и переподготовкой кадров значительное внимание необходимо уделять социальной защите безработных, целью которой должно стать обеспечение минимально допустимого уровня жизни безработных на основе предоставления им пособий по безработице и других выплат. [20] В настоящее время порядок начисления пособий по безработице как основного вида помощи безработным сложен и неоднозначен, а размер выплаты незначителен. В этой связи следует предусмотреть дальнейшее совершенствование механизма выплаты пособий по безработице, установить зависимость величины пособия от стоимости минимального потребительского бюджета. Чтобы обеспечить безработных средствами к жизни, свести до минимума экономические и социальные последствия безработицы необходимо создать систему страхования по безработице. Это страхование должно стать автономным видом социального страхования, имеющим собственный фонд, и носить обязательный характер. [2]
Примером в области
В период реформирования экономики
все большую актуальность приобретает
совершенствование
Можно сделать вывод, что правительство Беларуси ведет активную политику занятости и трудоустройства граждан. Реализуются соответствующие государственные программы, оказывается помощь в поиске работы более уязвимым на рынке труда группам населения, организуется бесплатное профессиональное обучение и переквалификация. Важным направлением государственного регулирования рынка труда является социальная и экономическая защита безработных по средствам выплаты пособий по безработице. Таким образом, государство стремится создать условия для максимальной занятости, тем самым повышая и общий уровень жизни населения. Особое внимание при разработке механизма регулирования рынка труда республики должно уделяться изучению зарубежного опыта, поскольку го использование позволит усилить управляемость рыночных отношений в сфере занятости, смягчить негативные социальные последствия безработицы, усовершенствовать национальную систему статистики трудовых ресурсов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Объективной основой и определяющим
фактором неизбежности возникновения
и развития безработицы являются
отношения собственности, наличие
необходимых средств
Типы безработицы зависят от причин, ее порождающих. Выделяют три основных типа безработицы: фрикционная, структурная, циклическая.
Существование безработицы влечет за собой серьезные экономические, социальные, политические и нравственно-психологические проблемы, но невысокий уровень естественной безработицы несет в себе и положительный заряд: способствует перераспределению рабочей силы и повышению квалификации кадров.
В процессе перехода к рыночной экономике с проблемой безработицы столкнулись все страны СНГ, но наиболее сложная ситуация на рынке труда с 2000 по 2010 гг. наблюдалась в Армении, Таджикистане, Кыргызстане и России.
В Беларуси в 2000 – 2010 гг. на рынке труда сохранялась управляемая ситуация, и существенного увеличения регистрируемой безработицы не наблюдалось, однако реальный уровень безработицы значительно превышал официальный.
Основными направлениями регулирования рынка труда Беларуси являются обеспечение наиболее полного соответствия спроса и предложения рабочей силы, усиление социальной защиты безработных, что обуславливает необходимость реализации в ближайшем периоде комплексных мероприятий по развитию рынка труда.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Закон рынка труда
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Безработица в странах СНГ
Рисунок Б.1 - ВВП стран СНГ в 2010 г. по сравнению с 1991 г.
(в постоянных ценах; в процентах)
Примечание – Источник [12, с. 2, рисунок 1]
Рисунок Б.2 - Уровень безработицы в СНГ
(определенный
в соответствии с методологией
МОТ; на конец года; в % по
отношению к экономически
Примечание – Источник [12, с. 19, рисунок 44]
Страна |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
пер. полуг. 2011 |
Азербайджан |
43,70 |
56,3 |
53,9 |
50,7 |
44,5 |
41,1 |
40,1 |
Армения |
153,9 |
89,0 |
84,6 |
75,1 |
74,7 |
84,5 |
74,1 |
Беларусь |
95,8 |
67,9 |
52,0 |
44,1 |
37,3 |
40,3 |
30,6 |
Казахстан |
231,4 |
94,0 |
75,2 |
54,7 |
48,4 |
53,4 |
57,4 |
Кыргызстан |
58,3 |
68,0 |
73,4 |
71,3 |
67,2 |
61,4 |
65,1 |
Молдова |
28,9 |
21,7 |
20,4 |
18,9 |
17,8 |
38,7 |
41,1 |
Российская Федерация |
1037 |
1830,1 |
1741,9 |
1553,0 |
1522,0 |
2147,0 |
1425,0 |
Таджикистан |
43,2 |
43,6 |
46,5 |
51,7 |
43,6 |
44,0 |
54,8 |
Узбекистан |
35,4 |
27,7 |
25,5 |
23,2 |
24,1 |
… |
… |
Украина |
1155,2 |
881,5 |
759,5 |
642,3 |
845,0 |
532,0 |
506,1 |
Таблица Б.3 - Уровень зарегистрированной безработицы в странах СНГ
(на конец года, тыс. чел.)
Примечание – Источник [3, с. 22]
Страна |
2000 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
первое полуг. 2011 |
Азербайджан |
1,20 |
1,4 |
1,3 |
1,2 |
1,0 |
1,0 |
0,9 |
Армения |
10,7 |
7,6 |
7,2 |
6,6 |
6,3 |
7,1 |
6,2 |
Беларусь |
2,1 |
1,5 |
1,2 |
1,0 |
0,8 |
0,9 |
0,7 |
Казахстан |
3,7 |
1,2 |
0,9 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
Кыргызстан |
3,1 |
3,3 |
3,5 |
3,3 |
2,9 |
2,6 |
2,6 |
Молдова |
1,8 |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
1,3 |
2,8 |
3,6 |
Российская Федерация |
1,4 |
2,5 |
2,3 |
2,0 |
2,0 |
2,8 |
1,9 |
Таджикистан |
2,6 |
2,1 |
2,3 |
2,5 |
2,1 |
2,1 |
2,6 |
Узбекистан |
0,4 |
0,3 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
… |
… |
Украина |
5,5 |
4,3 |
3,7 |
3,1 |
4,1 |
2,6 |
2,5 |
Среднее значение для всех стран СНГ |
3,3 |
2,6 |
2,4 |
2,2 |
2,2 |
2,5 |
2,4 |
Таблица Б.4 - Уровень зарегистрированной безработицы,
(на конец года, в % по отношению к экономически активному населению)
Примечание – Источник [23, с. 254, рисунок 11.3]
Рисунок Б.5 – Уровень безработицы в странах СНГ
(на конец года; в % по отношению к экономически активному населению)
Примечание – Источник: собственная разработка[3, с. 22]
Страна |
2000 |
2005 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Азербайджан |
49,5 |
130,7 |
251,5 |
334,0 |
370,7 |
413,0 |
461,2 |
Армения |
42,1 |
113,7 |
217,0 |
285,7 |
264,3 |
274,7 |
310,0 |
Беларусь |
73,6 |
215,2 |
323,0 |
403,9 |
350,2 |
406,6 |
343,4 |
Казахстан |
101,1 |
256,3 |
428,2 |
505,4 |
456,5 |
526,6 |
614,0 |
Кыргызстан |
25,7 |
63,7 |
106,4 |
147,1 |
143,6 |
156,4 |
202,8 |
Молдова |
32,8 |
104,7 |
170,2 |
243,5 |
247,2 |
239,7 |
272,3 |
РФ |
79,0 |
302,5 |
531,6 |
696,9 |
588,3 |
681,6 |
807,3 |
Таджикистан |
8,5 |
26,8 |
47,4 |
67,5 |
68,6 |
80,9 |
95,9 |
Украина |
42,3 |
157,3 |
267,5 |
342,9 |
244,6 |
282,2 |
330,5 |
Информация о работе Безработица и ее проблемы в переходной экономике