Безработица и ее проблемы в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - исследовать проблему безработицы в переходной экономике на примере Республики Беларусь и наметить пути решения этой проблемы.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
определить сущность и причины безработицы;
охарактеризовать основные существующие типы и формы безработицы;
выявить социальные и экономические последствия безработицы;
оценить проблему безработицы в странах с переходной экономикой;
анализировать уровень безработицы в Республике Беларусь за 2000 – 2010 гг.
сформулировать возможные способы снижения безработицы.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………… 4
1 Теоретические основы безработицы как экономической категории…… 5
1.1 Сущность и причины безработицы……………………………………. 5
1.2 Классификация безработицы…………………………………………… 8
1.3 Последствия безработицы…………………………………………….. 12
2 Особенности безработицы в переходной экономике…………………… 14
2.1 Оценка безработицы в странах СНГ…………………………………. 14
2.2 Анализ безработицы в республике Беларусь в 2000-2011 гг……….. 16
2.3 Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь…………… 19
Заключение …………………………………………………………………. 24
Список использованных источников……………………………………… 25
Приложение А Закон рынка труда .…………………………………….…. 27
Приложение Б Безработица в странах СНГ ..…………………………….. 28
Приложение В Безработица в Республике Беларусь……..……………..... 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Макроэкономика.docx

— 107.67 Кб (Скачать файл)

Для обеспечения количественного  и качественного соответствия между  предложением кадров и спросом на них служба занятости совместно  с органами образования, отраслевыми  министерствами и местной властью  должны осуществлять постоянный мониторинг ситуации на рынке труда, прогнозировать возможные изменения потребностей в специалистах в обозримом будущем. [2]

Наряду с созданием рабочих мест и переподготовкой кадров значительное внимание необходимо уделять социальной защите безработных, целью которой должно стать обеспечение минимально допустимого уровня жизни безработных на основе предоставления им пособий по безработице и других выплат. [20] В настоящее время порядок начисления пособий по безработице как основного вида помощи безработным сложен и неоднозначен, а размер выплаты незначителен. В этой связи следует предусмотреть дальнейшее совершенствование механизма выплаты пособий по безработице, установить зависимость величины пособия от стоимости минимального потребительского бюджета. Чтобы обеспечить безработных средствами к жизни, свести до минимума экономические и социальные последствия безработицы необходимо создать систему страхования по безработице. Это страхование должно стать автономным видом социального страхования, имеющим собственный фонд, и носить обязательный характер. [2]

Примером в области страхования  от безработицы может стать многолетний  опыт США, где эта система действует с 1936 г. Страховые выплаты рассматриваются в этой стране не как долгосрочная замена доходов, а как средство поддержания на период поисков новой работы, а также является способом поддержания покупательной способности лиц, потерявших работу. К настоящему времени в США на случай безработицы застраховано почти 85 % трудящихся. [15]

В период реформирования экономики  все большую актуальность приобретает  совершенствование государственной  статистики рынка труда. Государственная  служба занятости и статистические органы Беларуси на данный момент не обладают полной, точной и оперативной информацией  об использовании рабочей силы и  состоянии на рынке труда. В связи  с этим предстоит разработать  систему мер по совершенствованию  статистики, которая будет соответствовать  методологии МОТ.

Можно сделать вывод, что правительство Беларуси ведет активную политику занятости и трудоустройства граждан. Реализуются соответствующие государственные программы, оказывается помощь в поиске работы более уязвимым на рынке труда группам населения, организуется бесплатное профессиональное обучение и переквалификация. Важным направлением государственного регулирования рынка труда является социальная и экономическая защита безработных по средствам выплаты пособий по безработице. Таким образом, государство стремится создать условия для максимальной занятости, тем самым повышая и общий уровень жизни населения. Особое внимание при разработке механизма регулирования рынка труда республики должно уделяться изучению зарубежного опыта, поскольку го использование позволит усилить управляемость рыночных отношений в сфере занятости, смягчить негативные социальные последствия безработицы, усовершенствовать национальную систему статистики трудовых ресурсов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объективной основой и определяющим фактором неизбежности возникновения  и развития безработицы являются отношения собственности, наличие  необходимых средств производства у предпринимателей и их отсутствие у трудящихся, диспропорциональность  в динамике потребления, сбережений и инвестиций, существование системы  наемного труда, несовершенство конкуренции  как на рынке в целом, так и  на рынке труда.

Типы безработицы зависят  от причин, ее порождающих. Выделяют три  основных типа безработицы: фрикционная, структурная, циклическая.

Существование безработицы влечет за собой серьезные экономические, социальные, политические и нравственно-психологические проблемы, но невысокий уровень естественной безработицы несет в себе и положительный заряд: способствует перераспределению рабочей силы и повышению квалификации кадров.

В процессе перехода к рыночной экономике с проблемой безработицы столкнулись все страны СНГ, но наиболее сложная ситуация на рынке труда с 2000 по 2010 гг. наблюдалась в Армении, Таджикистане, Кыргызстане и России.

В Беларуси в 2000 – 2010 гг. на рынке труда сохранялась управляемая ситуация, и существенного увеличения регистрируемой безработицы не наблюдалось, однако реальный уровень безработицы значительно превышал официальный.

Основными направлениями регулирования  рынка труда Беларуси являются обеспечение наиболее полного соответствия спроса и предложения рабочей силы, усиление социальной защиты безработных, что обуславливает необходимость реализации в ближайшем периоде комплексных мероприятий по развитию рынка труда.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Безработица в странах СНГ не исчезает / Бюллетень Население и общество Демоскоп weekly [Электронный ресурс]. – 2003 - №121-122. Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0121/e_bar03.php. Дата доступа: 17.11.2012.
  2. Безработица и занятость в Беларуси: структурный анализ / Карьера бай [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.kariera.by/post-803. - Дата доступа 17.11.2012.
  3. Беларусь и страны СНГ: статистический сборник / Национальный статистический комитет РБ [ред. В. Зиновский]. – Минск, 2010. – 142 с.
  4. Бетс, Г.,  Брайндли, Б., Уильямс, С. Бизнес: толковый словарь / общ. ред. И.М.Осадчая.— М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир".. 1998, - 760 с.
  5. Блэк, Дж., Экономика: толковый словарь / общ. ред. И.М.Осадчая., — М.: "ИНФРА-М", Издательство «Весь Мир»,. 2000. – 512 с.
  6. Бондарь, А.В., Экономическая теория: безработица: учебное пособие для студентов экономических специальностей / под ред. А.В. Бондарь, В.А. Воробьева. – Минск: БГЭУ, 2011. – С. 320 – 327.
  7. Бритова, Т. К., Правовое положение безработных по законодательству Республики Беларусь: электронная библиотека БГУ [Электронный ресурс] / Т. К. Бритова. - Московская государственная юридическая академия., 2007. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/handle/123456789/14903. - Дата доступа: 17.11.2012.
  8. В Беларуси уровень безработицы по методологии МОТ достигает 4,8% - НИЭИ Минэкономики / Информационно-справочный портал Беларуси Интерфакс [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.interfax.by/news/belarus/52234. - Дата доступа: 18.11.2012.
  9. Генкин, Б.М. Экономика и социология труда: системы управления человеческими ресурсами: безработица / учебное пособие, Б.М. Генкин - Москва: ИНФРА-М, 1999. – С. 365 - 367.
  10. Занятость в странах СНГ в I полугодии 2011 года: отчет Департамента Всеобщей конфедерации профсоюзов по защите социально-экономических интересов трудящихся.
  11. За пять лет количество агроусадеб в Беларуси увеличилось в 40 раз / Бизнес – журнал Дело [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://delo.by/news/~shownews/agrousadbi-argoekoturizm. - Дата доступа: 25.11.2012.
  12. Зоидов, К. Х., Анализ и регулирование циклического характера развития экономической динамики стран СНГ в контексте модернизации / К.Х. Зоидов // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cemi.rssi.ru/mei/articles/zoidov11-01.pdf. - Дата доступа: 18.11.2012.
  13. Классическая школа: макроэкономические теории / Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.rus-lib.ru/book/35/eb/26/075-093.html. - Дата доступ: 23.11.2012.
  14. Лученок, А., Безработица в Беларуси. Цифры оптимистичные, но не очень убедительные / А. Лученок // Кризис [Электронный ресурс]. – 2009.  Режим доступа: http://www.krizis.by/belarus/906-bezrabotica-v-belarusi.-cifry-optimistichnye-no.html. - Дата доступа: 17.11.2012.
  15. Недведский, А., Страхование от безработицы. Опыт США / А. Недведский // Страхование в Беларуси. – 2012. – № 6. – С.19 – 21.
  16. Носов, С.С., Экономическая теория: безработица: экономические и социальные последствия безработицы: учебник [Электронный ресурс] / под ред. С.С. Носов – Москва: КНОРУС, 2008. - Режим доступа: http://globalteka.ru/method/doc_details/12764---l-r--------2008-.html. Дата доступа: 23.11.2012.
  17. О занятости населения Республики Беларусь: Закон РБ, 15 июня 2006 г., № 125-3 / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/1222. Дата доступа: 17.11.2012.
  18. О дополнительных мерах по обеспечению занятости населения: Декрет Президента № 7 / Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/1222. Дата доступа: 17.11.2012.
  19. Остапенко, Ю.М., Экономика труда: виды безработицы: учебное пособие / Ю. М. Остапенко. – Москва: ИНФПА – М, 2007. – С. 47 – 49.
  20. Пилуй, М.П. Основные направления регулирования рынка труда: Демографическое развитие и становление рынка труда Республики / М.П. Пилуй, - Беларусь. Мн., - 1996. – с.124 - 135.
  21. Соснов, А. Белорусский вариант борьбы с безработицей / А. Соснов // Экономическая газета. – 2003. - №21(638).
  22. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь: статистический сборник / Национальный статистический комитет РБ [ред. Е. Кухаревич]. – Минск, 2010. – 357 с.
  23. Труд и занятость в РБ: статистический сборник / Национальный статистический комитет РБ [ред. Е. Кухаревич]. – Минск, 2012. – 277 с.
  24. Шикуть, О., Шведский опыт борьбы с безработицей получил прописку в Минске / О. Шикуть // БелТА Новости Беларуси [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.belta.by/ru/all_news/regions.htm. - Дата доступа: 17.11.2012.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Закон рынка труда

 

 


 

                          


 

                                                 



                                             

     


                      

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Безработица в странах СНГ

 

 

 

Рисунок Б.1 - ВВП стран СНГ в 2010 г. по сравнению с 1991 г.

(в постоянных  ценах; в процентах)

Примечание  – Источник [12, с. 2, рисунок 1]


 

Рисунок Б.2 - Уровень безработицы в СНГ

(определенный  в соответствии с методологией  МОТ; на конец года; в % по  отношению к экономически активному  населению)

Примечание  – Источник [12, с. 19, рисунок 44]

Страна

2000

2005

2006

2007

2008

2009

пер. полуг. 2011

Азербайджан

43,70

56,3

53,9

50,7

44,5

41,1

40,1

Армения

153,9

89,0

84,6

75,1

74,7

84,5

74,1

Беларусь

95,8

67,9

52,0

44,1

37,3

40,3

30,6

Казахстан

231,4

94,0

75,2

54,7

48,4

53,4

57,4

Кыргызстан

58,3

68,0

73,4

71,3

67,2

61,4

65,1

Молдова

28,9

21,7

20,4

18,9

17,8

38,7

41,1

Российская Федерация

1037

1830,1

1741,9

1553,0

1522,0

2147,0

1425,0

Таджикистан

43,2

43,6

46,5

51,7

43,6

44,0

54,8

Узбекистан

35,4

27,7

25,5

23,2

24,1

Украина

1155,2

881,5

759,5

642,3

845,0

532,0

506,1




Таблица Б.3 - Уровень зарегистрированной безработицы в странах СНГ

(на конец  года, тыс. чел.)

Примечание  – Источник [3, с. 22]

 

 

Страна

2000

2005

2006

2007

2008

2009

первое полуг. 2011

Азербайджан

1,20

1,4

1,3

1,2

1,0

1,0

0,9

Армения

10,7

7,6

7,2

6,6

6,3

7,1

6,2

Беларусь

2,1

1,5

1,2

1,0

0,8

0,9

0,7

Казахстан

3,7

1,2

0,9

0,7

0,6

0,6

0,7

Кыргызстан

3,1

3,3

3,5

3,3

2,9

2,6

2,6

Молдова

1,8

1,5

1,4

1,4

1,3

2,8

3,6

Российская Федерация

1,4

2,5

2,3

2,0

2,0

2,8

1,9

Таджикистан

2,6

2,1

2,3

2,5

2,1

2,1

2,6

Узбекистан

0,4

0,3

0,3

0,3

0,4

Украина

5,5

4,3

3,7

3,1

4,1

2,6

2,5

Среднее значение

для всех стран СНГ

3,3

2,6

2,4

2,2

2,2

2,5

2,4




 

Таблица Б.4 - Уровень зарегистрированной безработицы,

(на конец  года, в % по отношению к экономически  активному населению) 

Примечание  – Источник [23, с. 254, рисунок 11.3]

 

 

 


Рисунок Б.5 – Уровень безработицы в странах СНГ

(на конец  года; в % по отношению к экономически  активному населению)

Примечание  – Источник: собственная разработка[3, с. 22]

 

 

Страна

2000

2005

2007

2008

2009

2010

2011

Азербайджан

49,5

130,7

251,5

334,0

370,7

413,0

461,2

Армения

42,1

113,7

217,0

285,7

264,3

274,7

310,0

Беларусь

73,6

215,2

323,0

403,9

350,2

406,6

343,4

Казахстан

101,1

256,3

428,2

505,4

456,5

526,6

614,0

Кыргызстан

25,7

63,7

106,4

147,1

143,6

156,4

202,8

Молдова

32,8

104,7

170,2

243,5

247,2

239,7

272,3

РФ

79,0

302,5

531,6

696,9

588,3

681,6

807,3

Таджикистан

8,5

26,8

47,4

67,5

68,6

80,9

95,9

Украина

42,3

157,3

267,5

342,9

244,6

282,2

330,5

Информация о работе Безработица и ее проблемы в переходной экономике