Безработица и её виды. Социально-экономические последствия безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2012 в 18:35, реферат

Краткое описание

Безработица - не просто отсутствие работы. Она ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Ведь безработица широко распространена и оказывает мощное и разрушительное влияние на людей

Содержание

Введение 3
1. Безработица: виды и характеристики 5
1.1 Фрикционная безработица 7
1.2 Структурная безработица 8
1.3 Циклическая безработица 9
2. Социально-экономические последствия безработицы 11
3. Особенности безработицы в современной России 16
3.1 Анализ состояния рынка труда Нижегородской области 21
4. Меры по предотвращению безработицы 27
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

безработица.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)
n:0 auto">

 

Всего

в том числе в возрасте, лет

до 20

20-24

25-29

30-49

50-54

55-59

60
и более

Безработные - всего

4246

382

870

496

1891

390

149

68

в том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

имеют опыт работы

2991

96

310

300

1686

382

149

68

из них оставили прежнее место работы в связи с:

 

 

 

 

 

 

 

 

высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией предприятия, собственного дела

747

7

37

42

493

118

36

14

увольнением по собственному
желанию

949

36

131

114

542

86

32

9

окончанием срока временной,
сезонной работы, работы по
контракту

370

32

57

56

185

32

7

2

выходом на пенсию

134

...

...

2

25

30

45

33

переменой места жительства

96

...

6

15

59

15

1

...

состоянием здоровья

200

1

7

6

97

68

15

6

личными семейными причинами

368

6

44

43

231

28

11

5

увольнением из Вооруженных
сил

22

...

16

4

...

1

2

...

другими причинами

104

14

12

18

54

6

...

...

ранее не имели работы

1255

286

560

196

205

8


 

Проводимый мониторинг и прогноз мо­лодежного рынка труда предполагает: изучение профессиональных намерений и вакансий для молодежи; превентивную профориента­цию и профконсультирование выпускников общеобразовательных и профессиональных учебных заведений с целью выработки активной позиции для самостоятельного поиска вариантов трудоустройства; направление в профобразовательные учреждения выпускников обще­образовательных школ, не имеющих профессии и специальности; тру­доустройство несовершеннолетних подростков в период каникул; воз­рождение деятельности трудовых отрядов и школьных бригад; разра­ботку новых методов повышения заинтересованности работодателей в приеме на постоянную работу выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования.

Проблемы безработицы в России характеризуются:

-      региональной дифференциацией, углублением очаговой без­работицы;

-      дисбалансом вакантных мест, квалификационных и образовательных характеристик незанятых;

-      увеличением времени поиска подходящей работы;

-      расширением масштабов скрытой безработицы;

-      снижением эффективности системы государственной помощи
безработным.

Региональная дифференциация уровня безработицы. Средние по­казатели по стране и распределение регионов по уровню регистрируе­мой безработицы сглаживают остроту проблемы. Дифференциация регионов по уровню общей безработицы варьирует в пределах от 5— 7% в Москве, Санкт-Петербурге, Белгородской, Калужской и Кост­ромской областях до 29—52% в Дагестане и Ингушетии.

В подавляющем большинстве регионов существуют районы оча­говой безработицы. Дифференциация в пределах субъекта Федерации иногда достигает 10 и более раз. Причины возникновения очаговой безработицы связаны, как правило, с монопрофильной специализа­цией производства в малых городах и поселениях, низкой территориальной мобильностью населения, сдерживаемой отсутствием рынка жилья, регулярного транспортного сообщения, высокими тарифами на транспорт и ценами на жилье, недостаточным стимулированием миграции капитала.

Напряженность на рынке труда. Показатели коэффициента напряженности на региональном рынке труда варьи­руют от 0,4 в Липецкой, Волгоградской, Тюменской областях, Крас­нодарском крае и Санкт-Петербурге до 88,8 — в Эвенкийском АО, 147,2 — в Агинском Бурятском АО и 199,3 — в Корякском АО. Коэф­фициент напряженности характеризует ситуацию только на регулиру­емом рынке труда, так как отражает отношение количества офици­ально зарегистрированных претендентов на одну заявленную вакан­сию. Присутствует дисбаланс структуры вакантных мест и потребно­стей незанятого трудоспособного населения в рабочих местах определенного качества. В заявках предприятий преобладают вакан­сии для рабочих, на долю которых на приходилось 79,2% всей заявленной потребности. О вакансиях для специалистов работодатели, как правило, не сообщают в органы занятости.

Структурную безработицу преодолеть трудно, если ориентировать­ся только на изменившиеся требования производства к рабочей силе и не учитывать трудовые ожидания населения, ориентацию его на рабочие места определенного качества. Для человека, потерявшего работу, важно найти рабочее место, адекватное его экономическому и социальному статусу.

Скрытая безработица. Вынужденная неполная занятость (работ­ники, находящиеся в административных неоплачиваемых или час­тично оплачиваемых административных отпусках, вынужденно рабо­тающие с режимом неполного рабочего дня, недели) идентифици­руется как скрытая форма безработицы.

Вынужденная неполная занятость позволяла работнику сохранять контакт с предприятием, более высокий социальный статус, трудо­вые навыки, большие шансы вернуться к полноценной занятости. Страх оказаться безработным, по оценкам ВЦИОМ, испытывают 85% занятых, более половины из которых не рассчитывают найти новое место работы, соответствующее квалификации.

Руководители предприятий, поддерживая частичную занятость, пытаются сохранить кадровый потенциал в надежде на восстановле­ние и наращивание объемов производства. Затруднительной для мно­гих предприятий остается предусмотренная законодательством вып­лата компенсации за утрату работы в виде выходного пособия, а так­же сохранение заработка на время поиска новой работы. Не после­днюю роль играет для них сохранение статуса крупного предприятия, что немаловажно при лоббировании интересов в получении государ­ственного финансирования и заказа.

Сдерживание процессов высвобождения привело к тому, что даже в период интенсивного роста безработицы число уволив­шихся по собственному желанию значительно превышало число высвобожденных. Присутствовал эффект вы­давливания с предприятия «по собственному желанию», что осво­бождало предприятие от выплаты компенсаций.

Сдерживание массового высвобождения и сохранение вынужден­ной неполной занятости приводит к росту себестоимости продукции, удорожанию и снижению конкурентоспособности продукции, сни­жению оплаты и мотивации труда работников.

Проблема занятости иностранных граждан появилась с момента превращения России в активного участника международного трудо­вого обмена.

Существуют диаметрально противоположные оценки последствий привлечения и использования иностранной рабочей силы. С одной стороны, заполняются вакансии, на которые неохотно идут россия­не, а с другой — оказывается негативное влияние на рынок труда. Развитию нелегальной занятости иностранной рабочей силы, по мне­нию экспертов, способствуют: применение недостаточно жестких сан­кций к работодателям за нарушение законодательства (53%), несо­вершенство законодательства (51%), готовность мигрантов работать за низкую заработную плату в неблагоприятных условиях (38%), не­достаточное знание и умышленное несоблюдение законодательства работодателями (25—30%).

Безработица является тяжким бременем как для экономики, так и для семей, в составе которых имеются безработные.

Россия в наследие от СССР получила высокий уровень монополизации экономики. На территории страны и сегодня множество городов и поселков, где занятость обеспечивают одно или два-три предприятия и объективно необходимо не допустить обвальной региональной безработицы. Руководители предприятий обычно находят баланс интересов с местной администрацией, отказываясь прибегать к массовым увольнениям и получая взамен разнообразные льготы и лоббирование своих интересов. С самого начала рыночных преобразований градообразующие предприятия адаптировались к новым условиям особенно медленно и тяжело.

Итак, после начала реформ уровень безработицы оставался относительно низким. Текучесть кадров возросла, отражая рост трудовой мобильности и исчезновение прежних методов закрепления и удержания персонала. Перераспределение трудовых ресурсов происходило внутри отраслей и предприятий, а не за счет изменения соотношения занятых и безработных.

3.1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ РЫНКА ТРУДА

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Федеральной службой государственной статистики в августе 2007 года, численность экономически активного населения (часть населения, потенциально способная участвовать в производстве материальных ценностей и оказании услуг) Нижегородской области составляет 1822 тыс. человек. Численность занятых в экономике Нижегородской области составила 1735 тыс. человек. Среди четырнадцати регионов, входящих в Приволжский федеральный округ, Нижегородская область занимает третье место по уровню занятости населения, который составляет 64,8%.

Численность граждан, незанятых трудовой деятельностью в экономике Нижегородской области, которые по методологии Международной Организации Труда (МОТ) являются безработными, составила 87 тыс. человек. Состав безработных по возрасту распределился следующим образом: до 20 лет – 12,2%, 20-49 лет – 70,8%, 50 лет и старше – 17%. Уровень общей безработицы составил 4,8%.

Обстановка, сложившаяся на регистрируемом рынке труда области в 2007 году, характеризуется незначительными изменениями ос­новных показателей по сравнению с 2006 годом.

В течение 2007 года в органы службы занятости области за содействием в трудоустройстве обратилось 135,9 тыс. человек, или 97,7% к соответствующему показателю 2006 года.

За период январь – декабрь 2007 года гражданам, обратившимся в службу занятости, оказано около 503 тыс. различного рода государственных услуг (содействие в поиске работы, профессиональное обучение, информирование о положении на рынке труда, социальная адаптация безработных граждан на рынке труда, профессиональная ориентация, содействие самозанятости безработных граждан, оказание психологической поддержки, организация проведения оплачиваемых общественных работ, содействие в переселении для работы в другую местность и др.).

Среди обратившихся в поиске работы: женщины – 53,9% (в 2006 году – 53,2%), молодежь в возрасте 14-29 лет – 49,6% (39,7%), рабочие – 41,8% (41,6%), специалисты и служащие – 20,3% (21,4%), ранее не работавшие, ищущие работу впервые – 37,9% (37%), имеющие длительный (более года) перерыв в работе – 25% (21,9%), уволенные в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата – 9% (9,7%).

Статус безработного в течение января – декабря 2007 года получили 32,1 тыс. человек.

Численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете в службе занятости на конец декабря 2007 года, составила 11,1 тыс. человек, из них:

        уволившиеся по собственному желанию – 4,3 тыс. человек (39,2%);

        уволенные в связи с ликвидацией организации, либо сокраще­нием численности или штата работников – 3,1 тыс. человек (27,8%);

        уволенные за нарушения трудовой дисциплины – 0,1 тыс. человек (0,8%);

        другие – 3,6 тыс. человек (32,92%).

Уровень официально регистрируемой безработицы на конец 2007 года составил 0,61% (на конец 2006 года – 0,74%).

Динамика численности безработных и уровня безработицы

в Нижегородской области за 2005-2007 годы

По городам и районам Нижегородской области уровень регистрируемой безработицы колеблется в пределах от 0,2% до 2%. В 43 районах Нижегородской области уровень регистрируемой безрабо­тицы превысил среднеобластной показатель, причем в пяти районах наблюдается наибольшее его значение (более 1,5%): Сосновский – 2%; Тонкинский – 1,85%; Сергачский – 1,59%; Гагинский – 1,57%; Сокольский – 1,54%.

Наименьший уровень регистрируемой безработицы отмечается в городах Нижнем Новгороде и Сарове (0,44% и 0,47%, соответственно), а также в Ардатовском и Богородском районах Нижегородской области (0,44% и 0,47%, соответственно).

 

 

 

Таблица 3.

Состав зарегистрированных безработных по уровню образования и возрасту (в %)

Категории безработных

На конец 2006 г.

На конец 2007 г.

По уровню образования

Высшее профессиональное образование

17,8

18,9

Среднее профессиональное образование

28,1

28,1

Начальное профессиональное образование

18,5

18,3

Среднее (полное) общее образование

26,8

27

Не имеющие полного среднего образов.

8,4

7,7

По возрасту

16-17 лет

1,5

1,2

18-24 года

15,3

14,4

25-29 лет

7,7

7,2

Предпенсионного возраста (за два года до наступления пенсионного возраста)

12,5

13,1

Информация о работе Безработица и её виды. Социально-экономические последствия безработицы