Безработица и её виды. Социально-экономические последствия безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2012 в 18:35, реферат

Краткое описание

Безработица - не просто отсутствие работы. Она ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Ведь безработица широко распространена и оказывает мощное и разрушительное влияние на людей

Содержание

Введение 3
1. Безработица: виды и характеристики 5
1.1 Фрикционная безработица 7
1.2 Структурная безработица 8
1.3 Циклическая безработица 9
2. Социально-экономические последствия безработицы 11
3. Особенности безработицы в современной России 16
3.1 Анализ состояния рынка труда Нижегородской области 21
4. Меры по предотвращению безработицы 27
Заключение 30
Список литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

безработица.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

 

Средняя продолжительность безработицы по Нижегородской области на конец 2007 года не изменилась по сравнению с аналогичным показателем на конец 2006 года и составила 3,6 месяца. В разрезе отдельных категорий безработных граждан средняя продол­жительность периода безработицы на конец 2007 года составила:

·        у женщин – 3,8 месяца (3,7 месяца);

·        у жителей сельской местности – 3,5 месяца (3,6 месяцев);

·        у молодежи в возрасте 16-29 лет – 2,7 месяца (2,7 месяца).

Средняя продолжительность безработицы превысила среднеобластное значение в 24 районах Нижегородской области. Наибольшее значение данного показателя имеют районы: Сергачский – 4,8 меся­ца, Кр.Баковский – 4,7 месяца, Чкаловский – 4,6 месяца, Лукояновский – 4,5 месяца, Борский и Ветлужский – 4,4 месяца, Богородский и Вознесенский – 4,3 месяца. Наименьшее значение: Спасский – 1,8 месяца, Балахнинский и Б.Мурашкинский – 2,1 месяца.

Доля безработных с периодом безработицы свыше 8 месяцев в общем числе безработных составила 9,8% против 9,9% на конец 2006 года.

Безработица носит, в основном, структурный характер, т.е. является результатом несоответствия спроса и предложения рабочей силы в квалификационно-профессиональном разрезе. В 2007 году в органы службы занятости было заявлено 167,6 тыс. вакансий, или почти на уровне 2006 года. По состоянию на 1 января 2008 года в областном банке вакансий, формирование которого осуществляется управлени­ем государственной службы занятости населения Нижегородской области, имелись сведения о наличии 23,1 тыс. вакансий, при этом 17,3 тыс. вакансий (74,7%) относились к рабочим профессиям (на 1 января 2007 года – 12,5 тыс. вакансий, из которых 80% – по рабочим профессиям). В общем числе вакансий 17,7% составляют вакансии с заработной платой ниже величины прожиточного минимума (на 31 декабря 2006 года – 19,2%).

По видам экономической деятельности количество вакансий, заявленных в органы службы занятости с начала 2007 года, представлено следующим образом. Наибольшую долю составляют вакансии, относящиеся:

        к обрабатывающим производствам (27,8%);

        к оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспорта, бы­товых изделий и предметов личного использования (12,1%);

        к государственному управлению и обеспечению военной безопасности (8,8%);

        к образованию (8,5%);

        к строительству (8,2%).

На конец отчетного периода коэффициент напряженности на рынке труда Нижегородской области (отношение числа зарегистрированных безработных к количеству заявленных в службу занятости вакансий) составил 0,48 (на 31 декабря 2006 года – 1,06). Наибольшая напряженность отмечена в Арзамасском (без учета г. Арзамас) (27,50), Лукояновском (9,43), Сеченовском (9,13), Чкаловском (9,06) и Воротынском (8,64) районах области; наименьшая – в Московском (0,15), Сормовском (0,22), Автозаводском (0,25) и Канавинском (0,29) районах города Нижнего Новгорода.

По итогам 2007 года можно отметить следующие основные тенденции на областном рынке труда (по сравнению с данными по итогам 2006 года):

        снизился уровень общей безработицы с 5,3% до 4,8%;

        сократилась общая численность безработных с 95 тыс. чел. до 87 тыс. чел;

        увеличилась численность экономически активного населения с 1793 тыс. человек до 1822 тыс. человек;

        повысился уровень занятости населения с 63,1% до 64,8%;

        (на конец года) уменьшился уровень регистрируемой безработицы с 0,74% до 0,61% (по России – 2,1%, ПФО – 1,3%);

        (на конец года) снизилась численность зарегистрированных безработных с 13,3 тыс. человек до 11,1 тыс. человек;

        (на конец года) увеличилось число вакансий, заявленных в службу занятости, с 12,5 тыс. единиц до 23,1 тыс. единиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ

Предотвращение роста безработицы и социальной напряженности требует решения целого комплекса серьезных задач. Среди них особенно важна реализация превентивных мер по поддержанию и развитию региональных рынков труда. Со стороны федеральных органов исполнительной власти должны быть определены только общегосударственные подходы к проведению такой политики. Право непосредственно формулировать перечни мероприятий и действий на рынке труда должно быть делегировано субъектам Российской Федерации. Вместе с тем, решение проблем региональных рынков труда возможно только при условии привлечения ресурсов всех заинтересованных органов исполнительной власти (всех уровней), объединений работодателей, профсоюзов и организаций, налаживания целевого взаимодействия между ними, направленного на снятие межведомственных барьеров, что предусматривает разработку региональных программ социально-экономического развития.

Все это позволит органам службы занятости и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации своевременно принимать превентивные меры по снятию напряженности на региональных рынках труда и сократить расходы федерального бюджета на ликвидацию негативных последствий безработицы.

Реализация превентивных мер по поддержанию и развитию занятости и совершенствованию форм социального партнерства на отраслевых рынках труда включает следующие направления действий:

-         проведение экспертного анализа возможных экономических и соци­альных последствий вступления Российской Федерации в ВТО;

-         совершенствование налогового законодательства с целью снижения нагрузки на работодателей и стимулирования создания рабочих мест в эффективно развивающихся отраслях экономики;

-         проведение анализа перспектив развития занятости в проблемных отраслях экономики, в том числе угольной, металлургической, топливно-энергетической, текстильной, легкой и др.;

-         разработка и реализация инвестиционных, отраслевых и иных программ, предусматривающих мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест, поддержанию и развитию занятости в отраслях экономики;

-         развитие системы финансового обеспечения и повышение эффективности работы органов службы занятости; ее ориентация на усиление упреждающей и оперативной работы с гражданами; совершенствование технологии работы специалистов органов службы занятости с незанятыми и безработными; расширение спектра предоставляемых службой занятости услуг, в том числе введение платных услуг для работодателей.

Ослабление социальной напряженности на рынке труда должно в числе других мер включать создание экономических и социальных условий для ликвидации (или ослабления) действия факторов, способствующих дискриминации на рынке труда по тем или иным признакам.

Исходя из вышеизложенных ключевых проблем рынка труда, которые предстоит решать государству в ближайшие годы, перед законодательством, регулирующим отношения в сфере занятости (важнейшим формальным институтом), стоят следующие задачи:

-         обеспечение социальных гарантий гражданам, потерявшим работу, включая введение страхового принципа при назначении пособий по безработице (при котором размеры и сроки выплаты пособий по безработице увязываются со стажем работы), изменение периодов их выплаты в зависимости от ситуации на рынке труда и т.д.;

-         усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения;

-         преодоление (или сведение до минимума) скрытой безработицы, теневой занятости и других деформаций на рынке труда;

-         минимизация периода поиска работы и упреждение длительной безработицы; 

-         развитие трудовой мобильности на основе динамичного развития системы рабочих мест и свободного перемещения рабочей силы по отраслям, профессиям и территориям;

-         выработка благоприятных условий для привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легализации трудящихся мигрантов и проведения грамотной (селективной) иммиграционной политики;

-         разграничение полномочий, функций и источников финансирования в вопросах регулирования рынка труда и сферы занятости между различными уровнями исполнительной власти, органами местного самоуправления и работодателями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.

В настоящее время российский рынок труда не сбалансирован, о чем свидетельствуют серьезные структурные перекосы как со стороны спроса, так и со стороны предложения.

Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы.

Единственный фактор, сдерживающий рост безработицы с точки зрения динамических потоков на рынке труда – существенное увеличение доли безработных, перешедших в состав экономически неактивного населения (например, женщины – заняты ведением домашнего хозяйства).

По мнению большинства экономистов, полная занятость – понятие абстрактное, не совместимое с идеей развитого рыночного хозяйства. Однако все же безработица должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигаются режим эффективного роста и состояние экономической стабильности.

Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения  и др.

На данный момент уровень безработицы в России превышает принятый на западе уровень естественной безработицы на 0,6% и составляет 7,6%, однако, в целом в течение последних 10 лет суммарное число безработных постепенно сокращается. При этом наименее занятой является группа 20-24 лет (выпускники ВУЗов), средний возраст безработных уменьшается. Количество безработных женщин по-прежнему меньше количества безработных мужчин, однако, из года в год доля безработного женского населения растет. Наибольшее количество безработных в нашей стране имеют среднее (полное) общее образование.

Главный путь решения проблемы безработицы на рынке труда, по моему мнению, – экономический рост производства (восстановление законсервированных производственных мощностей), что приведет к увеличению темпа роста числа занятых в экономике.

В Росси идет формирование конкретных механизмов государственного регулирования рынка трудовых ресурсов. Определенные шаги здесь уже сделаны: принят Закон о занятости, создана государственная служба занятости, развертывается система переподготовки кадров, официально устанавливаются прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Впрочем, пока два последних индикатора являются в России (в отличие от высокоразвитых стран с рыночной экономикой) лишь условными показателями. Дело в том, что минимальная заработная плата установлена на столь низком уровне, что любая – даже откровенно грабительская ставка – легко укладывается в этот норматив.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.                  Закон РФ О занятости населения в Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-1 (В ред. ФЗ от 20.04.96 № 36-ФЗ, 21.07.98 № 107-ФЗ, 30.04.99 № 85-ФЗ, 17.07.99 № 175-ФЗ, 20.11.99 № 195-ФЗ, 07.08.00 № 122-ФЗ).

2.                  Курс экономической теории: учебник – 5-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2003 г.

3.                  Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М., 2000 г.

4.                  Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2001 г.

5.                  Введение в макроэкономику: Учеб. пособие для вузов / М.Е. Дорошенко, Г.М. Куманин, И.Е. Рудакова и др.; под ред. М.Е. Дорошенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 г.

6.                  Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003 г.

7.                  Римашевская Н.М. Человек и реформы: секреты выживания. – М.: РИЦ ИСЭПН, 2003 г.

8.                  Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). 2008: Стат.сб./Росстат. - M., 2008 г.

9.                  Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.

10.             Официальный сайт Правительства Нижегородской области.

29

 



Информация о работе Безработица и её виды. Социально-экономические последствия безработицы