Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июля 2012 в 18:35, реферат
Безработица - не просто отсутствие работы. Она ставит нелегкие задачи перед теми, кто профессионально занимается социальной работой. Ведь безработица широко распространена и оказывает мощное и разрушительное влияние на людей
Введение 3
1. Безработица: виды и характеристики 5
1.1 Фрикционная безработица 7
1.2 Структурная безработица 8
1.3 Циклическая безработица 9
2. Социально-экономические последствия безработицы 11
3. Особенности безработицы в современной России 16
3.1 Анализ состояния рынка труда Нижегородской области 21
4. Меры по предотвращению безработицы 27
Заключение 30
Список литературы 32
Средняя продолжительность безработицы по Нижегородской области на конец 2007 года не изменилась по сравнению с аналогичным показателем на конец 2006 года и составила 3,6 месяца. В разрезе отдельных категорий безработных граждан средняя продолжительность периода безработицы на конец 2007 года составила:
· у женщин – 3,8 месяца (3,7 месяца);
· у жителей сельской местности – 3,5 месяца (3,6 месяцев);
· у молодежи в возрасте 16-29 лет – 2,7 месяца (2,7 месяца).
Средняя продолжительность безработицы превысила среднеобластное значение в 24 районах Нижегородской области. Наибольшее значение данного показателя имеют районы: Сергачский – 4,8 месяца, Кр.Баковский – 4,7 месяца, Чкаловский – 4,6 месяца, Лукояновский – 4,5 месяца, Борский и Ветлужский – 4,4 месяца, Богородский и Вознесенский – 4,3 месяца. Наименьшее значение: Спасский – 1,8 месяца, Балахнинский и Б.Мурашкинский – 2,1 месяца.
Доля безработных с периодом безработицы свыше 8 месяцев в общем числе безработных составила 9,8% против 9,9% на конец 2006 года.
Безработица носит, в основном, структурный характер, т.е. является результатом несоответствия спроса и предложения рабочей силы в квалификационно-
По видам экономической деятельности количество вакансий, заявленных в органы службы занятости с начала 2007 года, представлено следующим образом. Наибольшую долю составляют вакансии, относящиеся:
к обрабатывающим производствам (27,8%);
к оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспорта, бытовых изделий и предметов личного использования (12,1%);
к государственному управлению и обеспечению военной безопасности (8,8%);
к образованию (8,5%);
к строительству (8,2%).
На конец отчетного периода коэффициент напряженности на рынке труда Нижегородской области (отношение числа зарегистрированных безработных к количеству заявленных в службу занятости вакансий) составил 0,48 (на 31 декабря 2006 года – 1,06). Наибольшая напряженность отмечена в Арзамасском (без учета г. Арзамас) (27,50), Лукояновском (9,43), Сеченовском (9,13), Чкаловском (9,06) и Воротынском (8,64) районах области; наименьшая – в Московском (0,15), Сормовском (0,22), Автозаводском (0,25) и Канавинском (0,29) районах города Нижнего Новгорода.
По итогам 2007 года можно отметить следующие основные тенденции на областном рынке труда (по сравнению с данными по итогам 2006 года):
снизился уровень общей безработицы с 5,3% до 4,8%;
сократилась общая численность безработных с 95 тыс. чел. до 87 тыс. чел;
увеличилась численность экономически активного населения с 1793 тыс. человек до 1822 тыс. человек;
повысился уровень занятости населения с 63,1% до 64,8%;
(на конец года) уменьшился уровень регистрируемой безработицы с 0,74% до 0,61% (по России – 2,1%, ПФО – 1,3%);
(на конец года) снизилась численность зарегистрированных безработных с 13,3 тыс. человек до 11,1 тыс. человек;
(на конец года) увеличилось число вакансий, заявленных в службу занятости, с 12,5 тыс. единиц до 23,1 тыс. единиц.
4. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ БЕЗРАБОТИЦЫ
Предотвращение роста безработицы и социальной напряженности требует решения целого комплекса серьезных задач. Среди них особенно важна реализация превентивных мер по поддержанию и развитию региональных рынков труда. Со стороны федеральных органов исполнительной власти должны быть определены только общегосударственные подходы к проведению такой политики. Право непосредственно формулировать перечни мероприятий и действий на рынке труда должно быть делегировано субъектам Российской Федерации. Вместе с тем, решение проблем региональных рынков труда возможно только при условии привлечения ресурсов всех заинтересованных органов исполнительной власти (всех уровней), объединений работодателей, профсоюзов и организаций, налаживания целевого взаимодействия между ними, направленного на снятие межведомственных барьеров, что предусматривает разработку региональных программ социально-экономического развития.
Все это позволит органам службы занятости и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации своевременно принимать превентивные меры по снятию напряженности на региональных рынках труда и сократить расходы федерального бюджета на ликвидацию негативных последствий безработицы.
Реализация превентивных мер по поддержанию и развитию занятости и совершенствованию форм социального партнерства на отраслевых рынках труда включает следующие направления действий:
- проведение экспертного анализа возможных экономических и социальных последствий вступления Российской Федерации в ВТО;
- совершенствование налогового законодательства с целью снижения нагрузки на работодателей и стимулирования создания рабочих мест в эффективно развивающихся отраслях экономики;
- проведение анализа перспектив развития занятости в проблемных отраслях экономики, в том числе угольной, металлургической, топливно-энергетической, текстильной, легкой и др.;
- разработка и реализация инвестиционных, отраслевых и иных программ, предусматривающих мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест, поддержанию и развитию занятости в отраслях экономики;
- развитие системы финансового обеспечения и повышение эффективности работы органов службы занятости; ее ориентация на усиление упреждающей и оперативной работы с гражданами; совершенствование технологии работы специалистов органов службы занятости с незанятыми и безработными; расширение спектра предоставляемых службой занятости услуг, в том числе введение платных услуг для работодателей.
Ослабление социальной напряженности на рынке труда должно в числе других мер включать создание экономических и социальных условий для ликвидации (или ослабления) действия факторов, способствующих дискриминации на рынке труда по тем или иным признакам.
Исходя из вышеизложенных ключевых проблем рынка труда, которые предстоит решать государству в ближайшие годы, перед законодательством, регулирующим отношения в сфере занятости (важнейшим формальным институтом), стоят следующие задачи:
- обеспечение социальных гарантий гражданам, потерявшим работу, включая введение страхового принципа при назначении пособий по безработице (при котором размеры и сроки выплаты пособий по безработице увязываются со стажем работы), изменение периодов их выплаты в зависимости от ситуации на рынке труда и т.д.;
- усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения;
- преодоление (или сведение до минимума) скрытой безработицы, теневой занятости и других деформаций на рынке труда;
- минимизация периода поиска работы и упреждение длительной безработицы;
- развитие трудовой мобильности на основе динамичного развития системы рабочих мест и свободного перемещения рабочей силы по отраслям, профессиям и территориям;
- выработка благоприятных условий для привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легализации трудящихся мигрантов и проведения грамотной (селективной) иммиграционной политики;
- разграничение полномочий, функций и источников финансирования в вопросах регулирования рынка труда и сферы занятости между различными уровнями исполнительной власти, органами местного самоуправления и работодателями.
Заключение
Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.
В настоящее время российский рынок труда не сбалансирован, о чем свидетельствуют серьезные структурные перекосы как со стороны спроса, так и со стороны предложения.
Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы.
Единственный фактор, сдерживающий рост безработицы с точки зрения динамических потоков на рынке труда – существенное увеличение доли безработных, перешедших в состав экономически неактивного населения (например, женщины – заняты ведением домашнего хозяйства).
По мнению большинства экономистов, полная занятость – понятие абстрактное, не совместимое с идеей развитого рыночного хозяйства. Однако все же безработица должна быть поставлена в определенные рамки, в пределах которых достигаются режим эффективного роста и состояние экономической стабильности.
Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.
На данный момент уровень безработицы в России превышает принятый на западе уровень естественной безработицы на 0,6% и составляет 7,6%, однако, в целом в течение последних 10 лет суммарное число безработных постепенно сокращается. При этом наименее занятой является группа 20-24 лет (выпускники ВУЗов), средний возраст безработных уменьшается. Количество безработных женщин по-прежнему меньше количества безработных мужчин, однако, из года в год доля безработного женского населения растет. Наибольшее количество безработных в нашей стране имеют среднее (полное) общее образование.
Главный путь решения проблемы безработицы на рынке труда, по моему мнению, – экономический рост производства (восстановление законсервированных производственных мощностей), что приведет к увеличению темпа роста числа занятых в экономике.
В Росси идет формирование конкретных механизмов государственного регулирования рынка трудовых ресурсов. Определенные шаги здесь уже сделаны: принят Закон о занятости, создана государственная служба занятости, развертывается система переподготовки кадров, официально устанавливаются прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Впрочем, пока два последних индикатора являются в России (в отличие от высокоразвитых стран с рыночной экономикой) лишь условными показателями. Дело в том, что минимальная заработная плата установлена на столь низком уровне, что любая – даже откровенно грабительская ставка – легко укладывается в этот норматив.
Список литературы
1. Закон РФ О занятости населения в Российской Федерации от 19.04.91 № 1032-1 (В ред. ФЗ от 20.04.96 № 36-ФЗ, 21.07.98 № 107-ФЗ, 30.04.99 № 85-ФЗ, 17.07.99 № 175-ФЗ, 20.11.99 № 195-ФЗ, 07.08.00 № 122-ФЗ).
2. Курс экономической теории: учебник – 5-е дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2003 г.
3. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Экономика труда: экономическая теория труда: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М., 2000 г.
4. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2001 г.
5. Введение в макроэкономику: Учеб. пособие для вузов / М.Е. Дорошенко, Г.М. Куманин, И.Е. Рудакова и др.; под ред. М.Е. Дорошенко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 г.
6. Волгин Н.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003 г.
7. Римашевская Н.М. Человек и реформы: секреты выживания. – М.: РИЦ ИСЭПН, 2003 г.
8. Экономическая активность населения России (по результатам выборочных обследований). 2008: Стат.сб./Росстат. - M., 2008 г.
9. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
10. Официальный сайт Правительства Нижегородской области.
29
Информация о работе Безработица и её виды. Социально-экономические последствия безработицы