Безработица и инфляция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2012 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире, когда в большинстве стран господствует рыночная экономика, в центре внимания финансовых аналитиков, политиков и всех остальных людей, ведущих осознанную экономическую деятельность, находятся два основных показателя состояния экономики – темп инфляции и уровень безработицы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ИНФЛЯЦИЯ И БЕЗРАБОТИЦА КАК ПОКАЗАТЕЛИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 6

2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА. ФИЛЛИПС, ФРИДМЕН, ЛУКАС 15

3. ИНФЛЯЦИЯ И БЕЗРАБОТИЦА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ТЕНДЕНЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

394.docx

— 114.47 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время кривая Филипса применяется для построения кривой совокупного предложения. Совокупное предложение выражает зависимость реального объема выпуска от уровня цен. А объем производства напрямую зависит от числа занятых в экономике. Чем больше количество занятых в экономике, тем больше объем производства и соответственно предложение [6].

В настоящее  время для объяснения взаимосвязи  между инфляцией и безработицей в долгосрочном периоде используется теория естественного уровня безработицы, предложенная в 1967 г. американскими экономистами  
Э. Феллпсом и М. Фридменом. Согласно этой теории в долгосрочном периоде кривая Филлипса вертикальна. Если фактический уровень безработицы равен естественному, то рынок труда приходит к равновесному состоянию, и фактический уровень инфляции равен ожидаемому (рис. 2.2 ).

 

 

 

 

Уровень цен, %

                       PC       в долгосрочном периоде


     6

     5

     4


     3

     2                                                   PC       в краткосрочном периоде


     1

     0        1     2     3     4      5      6


                                                               Безработица, %

 

Рис. 2.2 –  Кривая Филлипса в краткосрочном  и долгосрочном периоде (составлено на основе [7])

 

При обосновании  долгосрочной кривой Филлипса используются различные подходы с точки  зрения инфляционных ожиданий – теория адаптивных ожиданий и теория рациональных ожиданий. Обе теории показывают, как  в условиях полной занятости (или  естественного уровня безработицы) срабатывают инфляционные ожидания экономических субъектов в процессе их приспособления к изменению государственной  экономической политики.

Адаптивные  ожидания – это прогнозы инфляции, основанные на ее фактическом уровне. Они не совпадают с фактической  инфляцией и периодически пересматриваются. Рациональные ожидания означают, что  экономические агенты в своих  прогнозах учитывают всю имеющуюся  информацию о будущих ценах и  в среднем не ошибаются в своих  расчетах.

Долгосрочная  кривая Филлипса в теории адаптивных ожиданий представлена на рис.2.3.

 

 

 

Уровень цен, %

                                      PCLR


     6        B2                                 A3


     5


     4             B1                 A2


     3                                                        PC3


     2                                  A1               PC2


     1                                            PC1

     0        1     2     3     4      5      6


                                                               Безработица, %

 

Рис. 2.3 – Кривая Филлипса в теории адаптивных ожиданий (составлено на основе [4])

 

Фактический темп инфляции в последующем периоде  каждый раз превышает ожидаемый  уровень инфляции. Пока у экономических  агентов сохраняется заниженная оценка инфляции, стимулирующая политика государства срабатывает, приводя  в краткосрочном периоде к  увеличению реального выпуска продукции  и снижению уровня безработицы. Со временем экономические агенты обнаруживают, что рост цен и заработной платы  был чисто инфляционным. Они корректируют свою оценку инфляции и начинают адаптироваться к ее новому, более высокому уровню. Снизившаяся на время безработица  возвращается к прежней отметке. Если государственная политика продолжается, то весь процесс повторяется, но уже  при более высоком уровне инфляции. В долгосрочном периоде экономика  будет перемещаться из точки А1 в точку А2, А3 и так далее, то есть кривая Филипса будет вертикальной.

Согласно  теории рациональных ожиданий, предложенной Э. Лукосом, инфляционные ожидания экономических агентов совпадают с фактической инфляцией в будущем (рис.2.4).

 

 

Уровень цен, %

                       PC      


     6

     5                      А3


     4                      А2


     3

     2                      А1


     1

     0        1     2     3     4      5      6


                                                               Безработица, %

 

Рис. 2.4 – Кривая Филлипса в теории рациональных ожиданий (составлено на основе [4])

 

Если  правительство пытается применить  стимулирующую политику, предприниматели  понимают, что увеличился общий уровень  цен в стране. Стимулируемый правительством совокупный спрос не вызывает роста  совокупного предложения даже в  краткосрочном периоде. Экономическая  система сразу перемещается из точки  А1 в точку А2 и так далее, попытки правительства снизить уровень безработицы не будут иметь успеха, но будут сопровождаться ростом цен [4].

Исследование  долгосрочной кривой Филипса в рамках теории адаптивных и рациональных ожиданий показывает, что попытки правительства  добиться расширения производства в  условиях полной занятости путем  стимулирования совокупного спроса приводят к усилению инфляции. Для  управления инфляцией необходимо использовать широкий комплекс мер: автоматическую денежную политику (денежное правило), меры по стабилизации и стимулированию производства, совершенствованию налоговой  системы.

 

3. ИНФЛЯЦИЯ И БЕЗРАБОТИЦА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: ТЕНДЕНЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

 

 

В условиях перехода к рыночным отношениям обычно проявляются структурные кризисы, в Республики Беларусь структурный  кризис порождён переходом от командно-административной системы к рыночным отношениям. За последние двадцать лет произошли существенные изменения в области собственности: кроме государственной собственности появились различные другие формы собственности. Стали образовываться местные рынки и на некоторые виды продукции отсутствует государственное ценообразование, то есть «конкурентная среда» белоруской экономики вынуждает приспосабливаться, либо регулировать рыночные отношения. Структурные изменения породили проблемы инфляции и безработицы, которые особо остро ощущались в 90-х гг.

Основные  принципы борьбы с ростом безработицы  и инфляции в Беларуси заложены в  Программе социально-экономического развития, которая разрабатывается  на каждые 5 лет. В настоящее время  разработана и действует Программа  социально-экономического развития на 2011–2015 гг. Принципы политики занятости  определены в соответствии с Законом  «О занятости населения Республики Беларусь».

В Беларуси на протяжении последних лет снижение инфляции является стратегической целью  денежно-кредитной политики, проводимой в республике, направления которой определяются каждые пять лет в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь, утверждаемой указом Президента Республики Беларусь.

Важнейший элемент этой политики – ограничение  денежной массы. Дан-ное ограничение проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы. Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер, находящихся в распоряжении Национального банка: регулирование учетной ставки процента, норма обязательных резервов, операции центрального банка на открытых финансовых рынках.

Под регулированием учетной ставки процента понимается процент за кредит, который национальный банк предоставляет всем прочим банкам. Рост ставки вызывает, по крайней мере, три эффекта. Уменьшается нарастание денежной массы в обращении. Вместе с тем рост этой ставки всегда сопровождается взлетом процентных ставок коммерческих банков, а это значит, что с ростом стоимости денег усиливаются негативные эффекты в производстве, стимулируется его спад, что способно проводить волну банкротств. В конечном итоге подавляется инвестиционная активность.

В соответствии с нормой обязательных резервов рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. Этим самым регулируется объем кредитов, которые могут выдавать своим клиентам коммерческие банки.

Операции  центрального банка на открытых финансовых рынках – продажа и покупка государственных ценных бумаг. Продавая государственные долговые обязательства, центральный банк сокращает денежную массу, а покупая – увеличивает.

Два первых регулятора, используемые Национальным банком (ставка процента и норма резервирования), задают всей банковской системе неинфляционную линию поведения и относятся к механизмам косвенного действия. Используя операции с государственными долговыми обязательствами, центральный банк непосредственно влияет на состояние денежного обращения.

Денежно-кредитная  политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты.

Денежно-кредитная политика в 2011–2015 годах будет содействовать созданию условий для поддержания стабильных темпов экономического роста, повышению  уровня монетизации экономики и  снижению ее долларизации, ликвидации дисбаланса валютного рынка.

Главными задачами денежно-кредитной  политики являются:

  • содействие поддержанию финансовой стабильности путем проведения эффективной монетарной политики;
  • поддержание низких темпов инфляции с помощью мер экономической политики Правительства Республики Беларусь и монетарных инструментов Национального банка;
  • обеспечение устойчивости белорусского рубля.

По мере повышения внутренней и  внешней сбалансированности экономики в целях поддержания конкурентоспособности отечественных производителей и ограничения инфляционных процессов предусматривается постепенный переход к более гибкому формированию обменного курса в рамках привязки к корзине иностранных валют.

Продолжится работа по совершенствованию  системы рефинансирования банков, основанной на рыночных условиях формирования цены кредитных ресурсов, что позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски  для банковской системы.

Особое внимание будет уделено  поддержанию процентных ставок на положительном  уровне, обеспечивающем сохранность  и привлекательность ресурсов в  национальной валюте, а также доступности  банковского кредита для нефинансового  сектора экономики.

Реализация мер процентной политики будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы. По мере замедления инфляционных процессов и сохранения устойчивой ситуации на валютном рынке продолжится снижение процентных ставок.

В результате данных действий будут  обеспечены условия для укрепления макроэкономической и финансовой стабильности в стране. При уменьшении инфляции до 5–6% ставка рефинансирования Национального банка к концу 2015 года будет снижена до 6–8% годовых [13].

В Беларуси основные принципы политики занятости  определены в соответствии с Законом  «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения  основывается на следующих принципах:

  • обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;
  • предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  • поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  • обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  • принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
  • координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
  • участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь [3, с. 81–82].

Государственные программы занятости предусматривают  в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение  содействия рациональной, свободно избранной  занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

Информация о работе Безработица и инфляция