Безработица как фактор экономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 21:52, реферат

Краткое описание

Безработица – не просто отсутствие работы, это так же социальная катастрофа, оказывающая мощное и разрушительное влияние на людей. Это явление сказывается на экономическом, социальном и психологическом состоянии людей. Психологами доказано, что столкновение с безработицей отрицательно сказывается на средней продолжительности жизни, состоянии здоровья, долголетия и уровне смертности. Человек просто-напросто теряет ориентир и смысл дальнейшей борьбы за жизнь. Он просто начинает существовать, а не жить. А это, на мой взгляд, самое худшее, потому что теряется личность индивида.

Содержание

Введение

I. Безработица: сущность, причины и типы.
I.1 Сущность, виды и способы измерения безработицы.
I.2 Причины безработицы.
I.3 Социально-экономические последствия безработицы.

II. Зарубежный опыт борьбы с безработицей (на примере РК и РФ).
II.1 Методы борьбы с безработицей в Республике Казахстан.
II.2 Мероприятия, направленные на сокращение безработицы в РФ.

III. Особенности проявления и методы сокращения безработицы в РБ.
III.1 Характеристика рынка труда в РБ.
III.2 Методы сокращения безработицы в РБ.

Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

Зысь.docx

— 75.78 Кб (Скачать файл)

Государственные услуги по социальной адаптации безработных  граждан на рынке труда получили 209,9 тысяч человек или 7,2% от общей  численности безработных граждан (в январе-сентябре 2011 года – 226,1 тысяч  человек или 6,0%), по профессиональной ориентации – 2,3 млн человек или 32,0% от общей численности граждан, обратившихся за предоставлением государственных услуг (в январе-сентябре 2011 года – 2,7 млн человек или 32,4%), по психологической поддержке – 173,9 тысяч безработных граждан или 5,9% от общей численности безработных граждан (в январе-сентябре 2011 года – 198,9 тысяч человек или 5,3%).

Снижение ряда показателей  объясняется снижением численности  экономически активного населения  и сокращением количества безработных. Это стало возможным за счет реализуемых  мероприятий, направленных на снижение уровня напряженности на рынке труда. В целом по Российской Федерации отмечается увеличение доли численности граждан, получивших государственные услуги в области содействия занятости населения. Так, повысился уровень трудоустройства граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы.

Снижение уровня доступности  и качества предоставляемых государственных  услуг произошло по организации  профессиональной ориентации, по организации  содействия самозанятости безработных  граждан, по трудоустройству на временные  работы выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы.

С 1 января 2012 года органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  наделены правом организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

В 2012 году около 10 тысяч женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет  смогли принять участие в мероприятиях по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, которые реализуются в 78 регионах.

Профессиональное обучение осуществлялось в образовательных  учреждениях профессионального  и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций и в иных образовательных  учреждениях, с которыми органы службы занятости заключили договоры.

В 2012 году на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда  субъектов Российской Федерации  было перечислено 1,5 млрд рублей из средств федерального бюджета.

В 2012 году во всех регионах были реализованы мероприятия по содействию трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места.

В 15 субъектах Российской Федерации (республиках Северного  Кавказа, республиках Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл и Тыва, Алтайском, Забайкальском краях  и Курганской области), отнесенных к  территориям с напряженной ситуацией  на рынке труда, – дополнительные мероприятия, направленных на снижение напряженности на рынке труда  субъектов Российской Федерации, в  том числе:

  • опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, включая работников, находящихся под риском увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников);
  • стажировка выпускников учреждений профессионального образования, в том числе в других субъектах Российской Федерации;
  • профессиональное обучение и аттестация ищущих работу граждан с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию;
  • стимулирование работодателей, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации с уровнем регистрируемой безработицы ниже среднероссийского показателя, к замещению свободных рабочих мест (вакантных должностей) признанными в установленном порядке безработными гражданами и гражданами, ищущими работу, проживающими в субъектах Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда;
  • содействие трудоустройству безработных граждан на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда.

 

Общая численность участников мероприятий составила более 35 тысяч  человек, в том числе в дополнительных мероприятиях по снижению напряженности  на рынке труда приняло участие  более 20,5 тысяч человек.

По состоянию на 1 ноября 2012 года в мероприятии по содействию трудоустройству многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, приняли участие 11030 человек или 76% от запланированной численности  участников мероприятия, из них: 6446 человек  – незанятые инвалиды, 1065 человек - родители, воспитывающие детей-инвалидов, 3519 человек - многодетные родители.

В целях расширения возможностей для обеспечения занятости граждан  предпенсионного и пенсионного возраста в Российской Федерации реализуется комплекс мер, направленных на обеспечение занятости граждан этой категории. Особое внимание уделено таким направлениям, как:

  • развитие программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки;
  • развитие стимулов к трудоустройству граждан предпенсионного и пенсионного возраста;
  • организация специализированных ярмарок вакансий;
  • осуществление мероприятий по недопущению возрастной дискриминации на рынке труда.

Минтрудом России подготовлен  законопроект, который предусматривает  внесение изменений в закон «О занятости населения в Российской Федерации» в части наделения  органов государственной власти субъектов Российской Федерации  правом организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение  квалификации граждан пенсионного  возраста, желающих вернуться к трудовой деятельности, а также запрещения распространения работодателем  или его представителем информации о вакантных рабочих местах (должностях), содержащей ограничения, дискриминационного характера, в том числе по возрасту.

 

III. Особенности проявления и методы сокращения безработицы в РБ.

 

III.1 Характеристика рынка труда в РБ.

 

Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости  и социальной защите, на конец декабря 2012 г. составила 24,9 тыс. человек, что  на 11,5% меньше, чем на конец декабря 2011 г. и на 4,1% меньше, чем на конец  ноября 2012 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец декабря 2012 г. составил 0,5% от экономически активного населения (на конец декабря 2011 г. – 0,6%). Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, и уровне зарегистрированной безработицы приведены в таблице:

 

Численность безработных

Зарегистр- ировано безработных за месяц, тыс.чел.

Уровень зарегистри- рованной безработицы,%

тыс.чел

в % к

соотвествую- щему месяцу предыдущего года

преды- дущему месяцу

2011г.

         

Январь

34,4

81,0

104,0

17,0

0,7

Февраль

34,1

78,3

98,9

16,9

0,7

Март

33,6

76,7

98,6

18,2

0,7

Апрель

32,7

75,8

97,3

15,5

0,7

Май

31,3

76,8

95,9

13,7

0,7

Июнь

30,6

78,6

97,5

14,5

0,7

Июль

30,5

80,6

99,6

13,2

0,6

Август

31,5

81,5

103,4

16,2

0,7

Сентябрь

30,1

83,7

95,6

16,3

0,6

Октябрь

29,6

84,3

98,5

16,2

0,6

Ноябрь

29,7

87,1

100,1

16,6

0,6

Декабрь

28,2

85,2

95,0

14,1

0,6

2012г.

         

Январь

30,6

88,9

108,5

16,3

0,7

Февраль

31,5

92,4

102,9

16,6

0,7

Март

31,0

92,5

98,6

16,5

0,7

Апрель

30,6

93,7

98,6

14,4

0,7

Май

29,7

94,8

97,1

15,0

0,6

Июнь

27,9

91,1

93,7

14,0

0,6

Июль

27,3

89,5

97,9

13,1

0,6

Август

27,8

88,2

101,9

15,3

0,6

Сентябрь

26,3

87,2

94,5

14,6

0,6


 

 

Численность безработных

Зарегистр- ировано безработных за месяц, тыс.чел.

Уровень зарегистри- рованной безработицы,%

тыс.чел

в % к

соотвествую- щему месяцу предыдущего года

преды- дущему месяцу

Октябрь

26,5

89,6

101,1

17,4

0,6

Ноябрь

26,0

87,6

98,0

14,8

0,6

Декабрь

24,9

88,5

95,9

11,5

0,5


 

В 2012 году на учет было поставлено 290,3 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 179,6 тыс. человек, или 61,9% от числа обратившихся. Трудоустроено в 2012 году 195,2 тыс. человек, в том числе 129,4 тыс. безработных, или 66,3% от числа всех трудоустроенных.

Данные о численности  безработных, зарегистрированных в  органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску приведены в таблице:

 

Численность безработных  на конец декобря 2012г.

Декабрь 2012г.,                  тыс.чел

Уровень зарегист- рированной безрабо- тицы на конец декабря 2012г., %

тыс.чел

в % к

зарегистри- ровано безработных

трудо- устроено безработных

декабрю 2011г.

ноябрю 2012г.

Республика Беларусь

24,9

88,5

95,9

11,5

8,6

0,5

             

Области:

           
             

Брестская

5,4

113,2

98,5

1,8

1,1

0,9

Витебская

3,9

91,0

99,2

1,9

1,4

0,7

Гомельская

4,7

82,3

95,5

2,2

1,5

0,7

Гродненская

2,9

88,2

92,6

1,3

1,1

0,6

г.Минск

2,2

71,5

93,3

0,9

0,7

0,2

Минская

3,0

78,6

93,3

2,0

1,6

0,4

Могилёвская

2,8

87,6

95,6

1,4

1,2

0,6


 

На оплачиваемые общественные работы в 2012 году было привлечено80,7 тыс. человек, из них 41,5 тыс. безработных, или 51,4% от числа привлеченных.

На конец декабря 2012 г. в общей численности зарегистрированных безработных женщины составляли 48%.

На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец декабря 2012 г. условно приходилось 0,4 безработных (на конец декабря 2011 г. – 0,5 безработных). Из общего числа вакансий 77,7% предназначены для трудоустройства рабочих.

Средний размер пособия на одного безработного в декабре 2012 г. составил 142,6 тыс. рублей, или 15,6% от бюджета  прожиточного минимума в среднем на душу населения.

 

 

 

III.2 Методы сокращения безработицы в РБ.

 

Сложность и противоречивость проблемы безработицы подчёркивают особую важность государственной политики занятости.

В отношении безработицы  государство располагает тремя  видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости. Функция  социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания  их жизненного уровня. Макроэкономическая политика предполагает использование  денежно–кредитных и бюджетно-налоговых  мер для сокращения безработицы. Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров  по трудоустройству и т.д.

Все методы и меры, с помощью  которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно  разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры по сокращению безработицы нацелены на создание дополнительных рабочих мест. К числу активных мер относятся:

  • кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета;
  • организационные законодательные и финансовые меры государства, которые включают организацию системы образования и производственно–технического обучения кадров на базе служб по трудоустройству;
  • регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров;
  • расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий;
  • осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах;
  • создание рабочих мест для молодежи;
  • субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите;
  • инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей;
  • меры по сокращению предложения на рынке труда;
  • стимулирование самостоятельной занятости населения;
  • содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

Информация о работе Безработица как фактор экономической нестабильности