Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2012 в 21:43, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение безработицы как формы проявления экономической нестабильности.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Охарактеризовать причины и виды безработицы.
Проанализировать проблемы стабилизации рынка труда.
Найти пути стабилизации рынка труда.
Раскрыть особенности безработицы в РБ в условиях реформирования экономики.
По мнению Всемирного банка, десять стран Восточной Европы переживают самую серьезную рецессию за два последних десятилетия. Количество людей, лишившихся за время кризиса рабочих мест, выросло с 3 млн. в июне 2008 года до 4,7 млн. человек в мае этого года. Хуже всего дела обстояли в странах Балтии и Словакии. Безработицу провоцирует резкое снижение кредитования и инвестиций, в первую очередь из стран Западной Европы.
Как отмечает в отчете старший экономист по Европе и Центральной Азии Всемирного банка Каспар Рихтер, увеличение числа безработных и уменьшение рабочих мест приводят к серьезному росту конкуренции на рынке труда. «Восточные члены ЕС должны сосредоточиться на повышении уровня занятости среди пожилых людей и женщин, а также повысить пенсионный возраст», — заявил г-н Рихтер. Страны региона также должны создавать больше квалифицированных рабочих мест, которые оказались более устойчивы во время кризиса.
Уменьшение уровня безработицы, согласно прогнозу Всемирного банка, ожидается не ранее следующего года. Впрочем, даже тогда резких перемен к лучшему не будет. В этом году, считают в ВБ, в Восточной Европе экономический рост окажется весьма низким и составит 1,7%. Ожидания Еврокомиссии еще скромнее — 1,5% роста. «Восстановление еще остается хрупким и неравномерным, поэтому странам региона необходимо обеспечить стабильность банковской системы, низкий дефицит бюджета и низкий госдолг», — говорится в отчете Всемирного банка /7/.
Статистика по Беларуси пока выглядит вполне оптимистично, однако расслабляться не стоит. Как сообщил начальник Главного управления политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Николай Кохонов, уровень безработицы в Беларуси в 2010 году может подняться. Если на конец прошлого года уровень официальной безработицы в стране составлял 0,9%, то прогнозный пороговый показатель на нынешний год - 1,2-1,5% к уровню экономически активного населения. «2010 год будет годом, который направлен на модернизацию производства и в определенной степени улучшение производительности труда, выход на уровень оплаты труда в 500 долларов, - пояснил чиновник. - В этой связи возможен вариант оптимизации численности рабочих» /24/.
Государство планирует принимать ряд мер, чтобы удержать рабочих на рынке труда: создание новых рабочих мест, поддержка предпринимательской инициативы и самозанятости, внимание к вопросам профессиональной подготовки и трудоустройству инвалидов. Существует еще одна серьезная проблема: по данным Федерации профсоюзов Беларуси, в настоящее время около 9% работников в Беларуси задействованы в режиме неполной занятости. Это влечет недовольство заработной платой, а следовательно, – может привести к социальной нестабильности.
Данные о реализации активных мер политики занятости представлены в приложении 1. По данным видно, что показатель безработицы на конец июня 2010 года составляет 0,8%, что является вполне оптимистичным.
Государственная политика в социально-трудовой сфере в переходный период не может быть направлена как это было в эпоху социализма, на предотвращение какой бы то ни было безработицы. Её задача иная: удерживать безработицу на максимально низком экономически эффективном и политически приемлемым уровне /14, с. 447/.
В высокоразвитых странах мира регулярно разрабатываются различные – общенациональные, региональные государственные программы регулирования занятости населения.
Государственная программа – один из основных инструментов активной политики занятости населения и социальной политики в целом, важный элемент механизма регулирования занятости населения и воздействия на рынок труда на основе программно- целевого подхода.
Так в республике Беларусь принята Государственная программа содействия занятости населения на 2009-2010 года, утверждённая Советом Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 года /4/.
В основу государственной программы положены важнейшие параметры и основные целевые показатели прогноза социально- экономического развития РБ на 2009-2010 год, предложения республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчинённых правительству РБ, региональные программы содействия занятости.
Основной целью государственной программы является повышение эффективности использования трудовых ресурсов /4/.
Государственная программа направлена на решение следующих задач:
Увеличение численности занятых в экономике и вовлечение в экономическую деятельность незанятых граждан;
Обеспечение уровня безработицы в социально допустимых пределах;
Повышение качества трудовых ресурсов;
Снижение дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы;
Содействие трудоустройству граждан особо нуждающихся в социальной поддержке;
Обеспечение занятости населения в малых городах и регионах с устойчиво высоким уровнем безработицы, в сельской местности;
Обеспечение социальной защиты временно неработающих граждан.
Средний рамер пособия по безработице в июне месяце 2010 года составил 48,3 тыс. рублей.
Министерства труда собиралось отойти от привязки размера пособия по безработице к базовой величине и перейти к расчётам исходя из размеров бюджета прожиточного минимума. Даже был разработан соответствующий документ. Но как заявил первый заместитель министра труда и социальной защиты было принято решение не увеличивать размер пособия. Вернуться в этому вопросу министерство намеревается примерно через год /2/.
Это негативно скажется на эффективности работы промышленного сектора, так как рост производительности невозможен без оптимизации занятости. Затягивание с перезагрузкой рынка труда также может окунуться и снижением притока иностранного капитала, необходимого для реформирования отечественной экономики.
В Российской федерации существует федеральная программа содействия занятости населения разрабатываемая министерством экономики РФ с участием федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации и является составной частью федеральной целевой программы, направленной на реализацию экономической и социальной политики /5/.
На разработку программа регулирования занятости воздействие оказывают доминирующее в стране теоретическое представление экономической науки о проблемах безработицы /10, с.262/.
Следует отметить, что государственная политика в области занятости должна стоиться, исходя, прежде всего из определения типа безработицы: государство должно бороться не с любой безработицей, а лишь с циклической /12, с.120/.
Многообразие типов безработицы делает задачу ее сокращения чрезвычайно сложной. Поскольку единого способа борьбы с безработицей не существует, любой стране для решения этой проблемы приходится использовать различные методы.
Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет:
улучшения информационного обеспечения рынка труда. Во всех странах эту функцию выполняют организации по трудоустройству (биржи труда). Они собирают у работодателей информацию о существующих вакансиях и сообщают ее безработным;
устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы. Для этого необходимо, прежде всего:
а) создание развитого рынка жилья;
б) увеличение масштабов жилищного строительства;
в) отмена административных преград для переезда из одного населенного пункта в другой.
Сокращению структурной безработицы более всего способствуют программы профессионального переобучения и переквалификации. Такого рода программы должны привести к тому, чтобы рабочая сила наилучшим образам соответствовала имеющимся рабочим местам. Эта задача достигается программой профессиональной подготовки, информацией о рабочих местах. Программы профессиональной подготовки обеспечивают как подготовку на рабочих местах, так и в специальных учебных заведениях для безработной, молодежи, а также для рабочих старших возрастов, чья профессия оказалась устаревшей.
Наиболее трудно бороться с циклической безработицей. Для решения такой задачи наиболее эффективными являются следующие меры:
Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда – производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.
Способами увеличения спроса являются:
стимулирование роста экспорта. Это может привести к росту объемов производства и, соответственно, - занятости на них;
поддержка и поощрение инвестиций в реконструкцию предприятия с целью повышения конкурентноспособности продукции.
Создание условий для сокращения предложения труда. Очевидно, что чем меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти работу даже при том же числе свободных рабочих мест. Сократить число претендентов на эти места и, более того высвободить дополнительные вакансии для безработных вполне реально.
Некоторое облегчение может принести, например, предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возрасти. В России, например, при упразднении органов управления союзного уровня работавшим в их штатам мужчинам позволяли уйти на пенсию в 57-58 лет, а женщинам – в 53-54 года. Без этого пожилым служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство в этом возрасте у них было немного. Они увеличили бы армию безработных. Досрочная пенсия позволила предотвратить такое развитие событий. Вместе с тем этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение
пенсионных выплат.
Создание условий для роста самозанятости. Смысл такого рода программ состоит в том, что людям помогают открыть собственное дело, чтобы они могли прокормить себя и свою семью, даже если им не удается найти работу по найму.
Реализация программ поддержки молодых работников. Тяжелее всего безработица ударяет по пожилым (их уже никто не хочет брать на работу из-за падающей производительности труда и ухудшения здоровья) и самым молодым (их еще никто не хочет брать на работу из-за низкой квалификации и отсутствия опыта).
Для помощи молодежи могут использоваться различные методы:
экономическое стимулирование молодежной занятости;
создание специальных фирм, предлагающих работу именно молодежи
создание центров обучения молодых людей тем профессиям, в которых
шансы на занятость наиболее велики.
Список программ сокращения безработицы можно продолжать еще долго, но важно понимать, что все эти программы не могут полностью ликвидировать или существенно сократить циклическую безработицу. Такой результат достигается лишь при общем улучшении экономической ситуации в стране.
Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода:
Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.
Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.
Значительно сократить количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.
В дальнейшем при выборе конкретных приёмов по сокращению безработицы и увеличению занятости допустимо использование любых инфляционно безопасных методов. Таких как снижение налоговых ставок на предпринимательство (бизнес); совершенствование системы информации о свободных рабочих местах; создание и улучшение деятельности бирж труда; развитие системы переподготовки кадров; создание условий для развития малого и среднего бизнеса; разработка особых целевых программ трудоустройства молодёжи, женщин и работников реструктурируемых отраслей.
Информация о работе Безработица как форма проявления экономической нестабильности