Безработица как форма проявления экономической нестабильности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Августа 2012 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение безработицы как формы проявления экономической нестабильности.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
 Охарактеризовать причины и виды безработицы.
 Проанализировать проблемы стабилизации рынка труда.
 Найти пути стабилизации рынка труда.
 Раскрыть особенности безработицы в РБ в условиях реформирования экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

безработица.doc

— 233.00 Кб (Скачать файл)

Современная инвестиционная деятельность в РБ в большей степени ориентирована на государственное субсидирование и дотирование трудоубыточных градообразующих производств с целью предотвращений массовых высвобождений рабочей силы. Это консервирует неэффективную занятость.

Представляется неоправданным продолжение целевого инвестирования сельского хозяйства и строительства жилья поскольку это невозвратные инвестиции. Также не оправдываются себя административное создание рабочих мест на прежней технологической базе.

В отношении безработицы государство располагает тремя видами политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.

Функция социальной политики состоит в оказании помощи безработным с целью поддержания их жизненного уровня.

              Макроэкономическая политика предполагает использование денежно- кредитных и бюджетно- налоговых мер для сокращения безработицы.

              Политика в сфере занятости направлена на создание новых рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству и т.д.

              Все методы и меры, с помощью которых государство воздействует на занятость и безработицу, можно разделить на две группы: активные и пассивные.

Активные меры нацелены на создание дополнительных рабочих мест.

К числу активных мер принадлежат, во-первых, кейнсианская макроэкономическая политика, направленная на стимулирование совокупного спроса за счет средств госбюджета. Во-вторых, организационные законодательные и финансовые меры государства, которые  включают: организацию системы образования и производственно- технического обучения кадров на базе служб по  трудоустройству и предприятий; регулирование отраслевой и региональной мобильности кадров; расширение производства товаров и услуг за счет роста государственных субсидий; осуществление программ общественных работ в коммунальном хозяйстве, строительстве, ремонтно-восстановительных работах; создание рабочих мест для молодежи; субсидии по занятости лиц, нуждающихся в социальной защите; инвестирование наиболее перспективных или трудоемких отраслей; меры по сокращению предложения на рынке труда; стимулирование самостоятельной занятости населения; содействие в развитии мелкого и среднего бизнеса.

              Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхование и материальной помощи безработным. Система социального страхования предусматривает выплату пособий по безработице с учетом прежних заработков, система материальной помощи направлена на обеспечение безработному прожиточного минимума.

 

 

 

 

 


3 Особенности безработицы в Республике Беларусь в условиях реформирования экономики

 

Формирование и становление рынка труда в Беларуси началось со второй половины 1991 года, после принятия и введения в действие закона «О занятости населения РБ». С этого времени в стране была официально признана безработица и началась регистрация безработных граждан. Новый закон «О занятости населения РБ» с изменениями и дополнениями вступил в силу 01.07.2006 года.

Ключевым элементом перехода к рыночной системе хозяйствования является создание эффективно действующих рынков труда. Как фактор производства труд - самый значимый из всей совокупности .

Активизация рыночных преобразований в экономике республики относится к 1992 - 1994 годам, когда началось разрушение системы централизованного управления, сопровождаемое быстрым, достаточно либеральным вхождение в рынок. Однако соответствующие сильные институты, по сути были в основном постсоциалистическими и нерыночными.

С 1995 года начался этап укрепления и формирования сильных государственных структур при одновременном переходе к эволюционной модели либерализации экономики, последовательному созданию институтов свободного рынка труда как необходимому условию либерализации в сфере оплаты труда и занятости /14, с.447/.

За прошедшие годы проведены системные преобразования нормативно – правовой базы рыночных институтов, в том числе в сфере трудовых отношений и занятости, разработаны конституционные гарантии и законадательное обеспечение рыночных реформ.

Статьей 41 конституции РБ «гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием профессиональной подготовкой и с учётом общественных потребностей, а также на здоровье и безопасные условия труда» /8/.

              В развитие положений конституции в РБ приняты гражданский и трудовой кодексы, установлены основные формы заработной платы и стимулирования труда, включая трёхуровневую тарифную систему.

              Трудовой кодекс призван решать следующие задачи:

      Регулирование трудовых и связанных с ними отношений;

      Развитие партнёрства между нанимателями, работниками и органами государственного управления;

      Установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей /21/.

Данные документы определяют правовую координацию в которой республиканские органы государственного управления осуществляют регулирование рынка труда

Данные документы определяют правовую координацию в которой республиканские органы государственного управления осуществляют регулирование рынка труда и занятости населения.

Важными параметры и основные целевые показатели в этой сфере основываются на пятилетних программах и годовых прогнозах социально-экономического развития страны, годовой государственной программе занятости населения. Система мониторинга рынка труда при Департаменте по занятости Министерства труда и социальной защите отслеживает выполнение прогнозных параметров по таким блокам, как демографическая ситуация, состояние рынка труда, деятельность государственной службы занятости, безработица и меры по его регулированию.

В январе-июне 2010 года в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось 166,8 тыс. человек (99,9 процента к соответствующему периоду 2009 года), из них признаны безработными 108,2 тыс. человек (101,4 процента). Включая граждан, состоявших на учете на начало года, в трудоустройстве в январе-июне 2010 года нуждалось 227,3 тыс. человек (102,3 процента от уровня 2009 года), в том числе 148,5 тыс. безработных (103,1 процента от уровня 2009 года).

В рамках реализации Плана мероприятий на 2010 год по выполнению Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009-2010 годы в январе-июне 2010 г. достигнуты следующие результаты:

республиканскими и местными органами государственного управления обеспечено создание новых рабочих мест, на которые трудоустроено 84,3 тыс. человек, в том числе 1,1 тыс. безработных - на рабочие места, созданные с выделением бюджетных ссуд;

на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии трудоустроено на постоянную работу 96,4 тыс. человек, из них 66,8 тыс. - безработных;

направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 12,7 безработных, трудоустроено 1074 безработных из числа выпускников высших учебных заведений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального образования, а также прошедших профессиональное обучение по направлениям органов по труду, занятости и социальной защите на временные рабочие места в рамках «Молодежной практики»;

организована адаптация к трудовой деятельности 304 инвалидов;

оказана финансовая поддержка в организации собственного дела 1664 безработным;

на новое место жительства и работы переселено 241 семья безработных;

в оплачиваемых общественных работах приняли участие 42,8 тыс. человек, в том числе 27,7 тысяч безработных.

За счёт всех источников финансирования на селе создано 11 тысяч рабочих мест, в том числе 450 – в агрогородках.

Из общего количества рабочих мест 265 создано нанимателями за счёт выделения бюджетных ссуд.

Особое внимание уделялось в стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых городах за первое полугодие 2010 года в них создано 16056 рабочих мест.

По состоянию на 1 июля 2010 года в органах по труду, занятости и социальной защите состояло 38, 9 тысяч безработных, что составляет 93,3% к уровню 2009 года.

Количество вакансий в сравнении с январём текущего года увеличилось и составляло на 1 июля 2010 года 54,4 тысячи (119,6% к уровню 2009 года).

Напряжённость на рынке труда в сравнении со вторым кварталом 2009 года снизилась и составила в целом по республике 1 безработный на одно рабочее место. Уровень безработицы удерживается в социально-допустимых пределах – на 1 июля 2010 года он составлял 0,8% к численности экономически активного населения (задание программы 1,2- 1,5%).

Данные о численности безработных зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите представлены в таблице приложения.

Из приведенных данных видно, что благодаря совершенствованию политики занятости число безработных с каждым годом уменьшалось с 95,8 тысяч человек до 37,3 тысячи человек в 2008 году /1, с.26/

              Существует в Беларуси и огромный избыточный пласт государственных служащих. Их заработная плата уже сегодня поглощает значительную часть бюджета в будущем же неминуемо возникнут проблемы с выплатой им пенсий. Работники министерств и ведомств имеют статус государственных служащих и размеры их пенсий весьма значительны. Чрезмерно велико число работников, чья деятельность никак не влияет на уровень ВВП и в других сферах. Только бухгалтерским учётом и отчётностью занято более 600 тысяч квалифицированных специалистов.

Следует отметить, что в Республике Беларусь наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы.

              По данным министерства труда на 1 июля 2010 года самыми востребованными профессиями являются в городской местности из разряда рабочих водители ( при количестве свободных мест 1498 безработных 918), дорожные рабочие, каменщики, контролёры- кассиры, кровельщики, маляры, монтажники, плотники, слесари, столяры, швеи.

              Среди специалистов и служащих на рынке труда существует нехватка воспитателей, острая нехватка врачей (при вакантных местах в количестве 1099 безработных врачей 27), инженеров-программистов и иных инженеров, медсестёр, фельдшеров.

              Переизбыток на рынке труда существует только бухгалтеров (на 199 вакансий 603 безработного), экономистов(124 вакансии при 360 безработных) и юристов (51 вакансия на 200 безработный).

              В сельской местности аналогично городской существует переизбыток экономистов (27 вакансий при 68 безработных) и бухгалтеров (58 вакансий при зарегистрированных 108 безработных). Недостаёт водителей, животноводов, операторов машинного доения, острая нехватка трактористов 938 вакантных мест при наличии безработных в количестве 233), агрономов, ветврачей /Приложение 3/.

              В связи с этим в государственных учебных заведениях сокращается набор на обучение на специальности экономического профиля, а на рабочие, инженерные и медицинские специальности наоборот увеличивается, чтобы сделать рынок труда полностью обеспеченным нужными специалистами, и по необходимому уровню уравновесить предложение и спрос рабочей силы, чтобы безработица имела допустимый уровень, так как отсутствие безработицы вообще свидетельствует о застойных процессах в экономике.

Ситуация на рынке труда сельской местности тоже не остается за кадром. Среди первостепенных задач – сокращение оттока трудоспособного населения из села, повышение эффективности использования трудовых ресурсов, улучшение качества и квалификации кадров, содействие в трудоустройстве граждан, в том числе высвобождаемых в результате интенсификации сельхозпроизводства.

По официальным данным наибольший удельный вес из числа безработных составляет категория безработных, уволенных по соглашению сторон (20,9%), на втором стоят длительно неработающие граждане (17,4%), прочие безработные стоят на третьей позиции (12,7%), далее уволенные по собственному желанию (11,6%). Выпускники учебных заведений в составе безработных составляют по данным незначительный процент – 1,6 /Приложение 4/.

Если распределять безработных по уровню образования, то на первом месте стоят безработные имеющие общее среднее образование 15553 человека, на втором месте безработные имеющие профессионально-техническое образование, и менее всего безработных имеющих высшее и полувузовское образование (4401 человека) /Приложение 5/.

В приложении 6 отображено изменение уровня безработицы помесячно и в сравнении с соответствующим периодом прошлого года. Уровень безработицы в 2009 году составил 0,9% и только в августе 2009 года достиг 1%. В 2010 году с января по май уровень безработицы сохранялся на отметке 0,9%, а июле снизился на 0,1% и составил 0,8%.

Благодаря государственной политике содействия занятости и сдерживания уровня безработицы.

Беларусь является одной из первых среди стран СНГ по показателю официального уровня безработицы 0,9%- 2009 год и 2010 -0,8%. Наиболее высокий уровень безработицы в Армении 7,1%/Приложение 7/.

Бывший министр труда и социальной защиты Александр Соснов говорит, что весь фокус в том, как считать. В Беларуси безработными считаются лишь те, кто состоит на учете в Государственной службе занятости. Однако в эту госструктуру обращаются далеко не все. "Условия, при которых человек может получить статус безработного и пособие, настолько одиозны, что смысла идти на биржу нет", - замечает эксперт.

Информация о работе Безработица как форма проявления экономической нестабильности