Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:18, курсовая работа
Данная курсовая работа касается такой проблемы как миграция рабочей силы. Это явление было известно еще в Х веке. На протяжении всего времени оно претерпевало изменения в связи с тем, что менялся общественный строй, а следовательно и мировоззрение людей. Государства уже тогда предпринимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции. И только в наши дни эти попытки приводят к положительным результатам.
1.2 ОСОБЕННОСТИ МИРОВЫХ РЫНКОВ ТРУДА
Мировой рынок труда – это система экономических механизмов, норм, инструментов, обеспечивающих взаимодействие спроса на труд и его предложения на межгосударственном уровне.
Особенности современных мировых рынков труда состоят в следующем:
1. Рост масштабов международной трудовой миграции. На начало 2000 г. в мире насчитывалось, по разным оценкам, от 80 до 130 млн. человек мигрантов. Значительная часть из них - трудовые мигранты.
2. Разнонаправленность основных потоков миграции рабочей силы. Это миграция в развитые страны из развивающихся стран: перекрестная трудовая миграция в рамках развитых стран мира, трудовая миграция между развивающимися странами; миграция высококвалифицированных кадров из развитых в развивающиеся страны. Миграция приобретает транснациональной характер. Она переносит экономические и политические проблемы из одной страны в другую.
3. Рост доли молодежи, женщин и детей в миграционном процессе. Так, доля молодежи в общем числе мигрантов достигает 50% в Бельгии, Нидерландах. В других странах она также значительна и зачастую превышает долю молодежи среди коренного населения. Доля женщин в трудовой миграции в странах Западной Европы существенно выросла, что позволяет говорить о феминизации иммиграции.
4. Увеличение продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости. В Западной Европе средняя продолжительность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. В Германии 1/4 иммигрантов проживает больше 20 лет.
5. Снижение степени активности международной трудовой миграции с 80-х годов, что было связано с переходом к политике ограничения этого процесса и ухудшением экономической ситуации.
6. Миграция ученых, высококвалифицированных специалистов из различных регионов мира в развитые страны, а также из этих стран в развивающиеся страны.
Международная миграция высококвалифицированных кадров получила название «утечки умов» или «утечки мозгов». Формы утечки умов различны:
a) непосредственная эмиграция — выезд на постоянное местожительство;
b) выезд за рубеж на контрактной основе;
c) наем на работу ученых и специалистов иностранными компаниями, совместными предприятиями с иностранным участием, находящимися на территории страны-донора;
d) полная аренда зарубежной фирмой научного центра, учреждения страны-донора. В этом случае фундаментальные и прикладные исследования осуществляются по программе зарубежной фирмы и в ее интересах.
7. Изменение этнической структуры иммиграции. Возрастание доли цветных иммигрантов из Азии, Африки, Латинской Америки. Они образуют большие, однородные общины на территории принимающей страны. Общины живут в соответствии со своими традициями и культурой. Формируются замкнутые сферы экономической активности, или анклавы, с так называемой этнической экономикой. Между коренными жителями и иммигрантами наблюдаются социальные, политические, расовые, культурные различия. Возникают противоречия на этнической и религиозной почве, нередко проявляющиеся в конфликтах. На протяжении 80-х – 90-х годов массовые беспорядки с участием иммигрантов происходили во многих европейских городах. Зачастую мигранты заявляют о себе как об активной политической силе. Население стран-реципиентов, сталкиваясь с безработицей, другими социальными проблемами, порой негативно относится к приему иммигрантов. Вместе с тем иммиграция способствует формированию симбиоза традиций, мировоззрений, культур населения стран-реципиентов и стран-доноров.
8. Формирование «черного» рынка труда в современных центрах притяжения иностранной рабочей силы. «Черный» рынок труда – это механизм использования нелегальной трудовой миграции с целью увеличения прибылей путем использования дешевого труда. Масштабы нелегальной миграции значительны. Общее число подпольных иммигрантов варьируется в США, например, от 2 до 13 млн. человек. По оценкам международной организации труда, в странах Евросоюза незаконно проживают и работают около 6-7 млн. иностранцев, в то время как 18 млн. европейцев – безработные.
Общеэкономические последствия международной трудовой миграции многообразны. Они влияют на уровень заработной платы и благосостояние, на рынок труда, объем производства, на налоги и государственные расходы. Главное, конечно, это влияние на рынки труда и заработную плату.
Средний уровень заработной палаты снижается вследствие притока иммигрантов из-за рубежа. Их доходы учитываются в расчете среднего дохода в принимающей стране. Кроме того, наименее квалифицированные рабочие в стране иммиграции могут потерять часть дохода из-за иммигрантов, т.е. благосостояние отдельных групп общества уменьшается. При свободном перемещении рабочих из страны с менее высокой заработной платой иммиграция будет продолжаться до тех пор, пока заработная плата в этих странах не установится на одинаковом уровне.
Международные миграционные потоки влияют на рынок труда. В трудоизбыточных странах часть экономически активного населения попадает в ряды безработных, живет на трансфертные платежи за счет других рабочих, оказывает давление на рынок труда. В данном случае эмиграция благоприятно влияет на рынок труда в стране-экспортере рабочей силы.
Существенное влияние оказывает иммиграция на региональные рынки труда. Наиболее активная, деятельная рабочая сила сосредоточивается в экономически важных центрах. Обеспечивается перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями общества.
Международная трудовая миграция обусловливает движение межстрановых денежных потоков. Денежные переводы иммигрантов родственникам в страну, которую они временно покинули, приводят к тому, что происходит увеличение объема ВНП в стране иммиграции и его уменьшение в стране эмиграции, т.е. чистые выгоды от иммиграции перераспределяются между этими странами.
Реэмиграция рабочих, получивших за рубежом высокую квалификацию, может способствовать росту ВНП в стране. Однако часть высококвалифицированных иммигрантов не спешит возвращаться домой, вследствие чего принимающие страны выигрывают от «утечки мозгов». Соотношение выгод и потерь для стран, участвующих в миграционном процессе, может меняться.
Масштабы иммиграции влияют на размеры налоговых поступлений, а также на государственные расходы. Налоговые поступления растут за счет высококвалифицированных специалистов, так как доходы у них выше. Государственных расходов на их образование не требуется. Вместе с тем часть менее квалифицированных мигрантов нуждается в государственной поддержке, что увеличивает государственные расходы. Положение нелегальных эмигрантов удерживает их от пользования социальными пособиями, благотворительными выплатами, поэтому государственные расходы в связи с их пребыванием незначительны.
Страна, экспортирующая рабочую силу, получит большие валютные поступления за счет переводов иммигрантов семьям, родственникам; в виде налогов, уплачиваемых фирмам-посредникам; в ряде случаев прямые компенсации за утечку рабочей силы, получаемые от стран, импортирующих ее. В начале 90-х годов 10 стран мира имели от мигрантов в виде валютных поступлений более 1 млрд. долл., а около 40 стран – не менее 100 млн. долл.
В то же время отток избыточной рабочей силы из страны экспортера улучшает ситуацию на рынке труда, уменьшает безработицу, снижает социальное напряжение.
«Утечка умов» имеет негативные экономические последствия для страны-донора, которая не только теряет ценный научный потенциал, но и вынуждена готовить замену выбывшим, осуществлять инвестиции в образование и профессиональную подготовку. [6, с. 108-113]
2. МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ СНГ
2.1 ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ СТРАН СНГ
После прекращения существования в 1991 году СССР его бывшие союзные республики практически в одночасье преобразовались в самостоятельные государства, реализовав свое право на суверенитет. Но исторически сложившееся многолетнее тесное сотрудничество в составе единого государства, а также объективные потребности дальнейшего развития показали, что вновь созданные государства не могут существовать без активного взаимодействия. Более того, необходим был механизм, с помощью которого новообразовавшиеся государства могли бы осуществлять эффективное сотрудничество. Образование в конце 1991 г. Содружества Независимых Государств (СНГ), создание координирующих институтов, то есть его уставных и отраслевых органов, и стало механизмом.
Одной из целью образования СНГ была амортизация на первоначальном этапе возможных негативных последствий распада СССР, существовавшего на протяжении почти 70 лет. Вместе с тем, даже несмотря на образование Содружества, многие последствия дезинтеграции Союзного государства своеобразно сказываются на развитие его бывших субъектов и в настоящие время. Например, если интеграция, происходящая в рамках Европейского союза, является движущей силой миграционного обмена населением между западноевропейскими странами, то в постсоветских государствах, напротив, активизации миграции способствовали центробежные процессы.
Специфика миграционных процессов, происходящих на постсоветской территории, прежде всего, заключается в том, что ранее, во время существования единого государства, они подпадали под определение внутренней миграции. Теперь же это внешние миграционные процессы, происходящие между государствами – участниками СНГ на фоне достаточно активного внешнего миграционного обмена людьми между странами Содружества и так называемыми государствами дальнего зарубежья. В данном отношении прослеживается некоторая аналогия со странами ЕС, где внешние мигранты, с одной стороны, представлены гражданами собственно государств Европейского союза, а с другой стороны, гражданами – выходцами из других государств (третьих стран).
Если же говорить о правовом регулировании внешних миграционных процессов, то в данном отношении между странами Содружества и странами ЕС существует большое различие. Состоит оно в том, что процесс интеграции западноевропейских государств длится уже полвека и на каждом этапе этого процесса им удавалось предпринимать конкретные шаги, направленные на упорядочение правового регулирования своих отношений в той или иной сфере деятельности, в том числе и в области, касающейся миграции. В итоге постепенно, на протяжении десятилетий, формировалась правовая база, необходимая для регулирования странами ЕС внешних миграционных процессов, чего нельзя сказать о государствах – участниках СНГ, которым приходится в спешном порядке решать проблему правового регулирования внешней миграции в условиях подъема ее активности.
Самым многочисленным видом миграции в СНГ является трудовая миграция, вызванная тяжелой экономической ситуацией и безработицей в постсоветских государствах. Характерно, что основными центрами притяжения трудящихся-мигрантов являются Россия, Украины и Беларусь. Вместе с тем последние два государства – крупные поставщики рабочей силы в Россию.
Так, согласно данным федерального государственного статистического наблюдения, в 1997 – 2002 гг. на территорию Росси прибыло свыше 640 тыс. рабочих и специалистов из стран Содружества. В среднем на указанный период это составляет 47,7 % от общего количества импортируемой в Россию иностранной рабочей силы, то есть более 1 млн. 345 тыс. человек. При этом их Украины прибыло около 443 тыс. работников, из Беларуси ежегодно прибывало около 10-11 тыс. человек. Крупными импортерами рабочей силы в Россию являлись Молдова, государства Закавказья. В целом из этих стран в Российскую Федерацию прибыло около 125 тыс. работников-мигрантов. В менее значительных масштабах рабочая сила «поступала» из других регионов СНГ. За весь рассматриваемый период из Казахстана и республик Средней Азии в Росси работало 46,5 тыс. человек, то есть около 7,2 % рабочей силы из стран Содружества.
Представляется, что причины диспропорций в величине поставок рабочей силы в Россию государств Среднеазиатского региона, по сравнению с другими государствами – участниками СНГ, заключаются в их относительной географической удаленности, отсутствием традиций трудовой миграции в пределах бывшего СССР, низко квалификационном уровне специалистов и в приверженности к местным традиционным формам быта значительной части коренного населения.
Статистические данные показывают, что из всех государств-участников СНГ в отношении внешней трудовой миграции России является принимающей стороной, то есть крупнейшим импортером рабочей силы. Украину и Беларусь можно отнести принимающе-посылающим, так как разница в процентном соотношение между эмиграционными и иммиграционными потоками в этих странах позволяет их так охарактеризовать. Другие страны Содружества в большей степени являются экспортерами рабочих ресурсов, так как в них трудовая миграция значительно преобладает над иммиграцией трудящихся-мигрантов.
В последние годы все страны Содружества столкнулись с проблемой беженцев. С одной стороны, распад СССР, приведший к экономической и политической нестабильности в новообразовавшихся государствах, а также к межнациональным и религиозным конфликтам, периодически вспыхивающим в различных регионах постсоветской территории, спровоцировал появление массовых потоков беженцев – выходцев из бывших союзных республик. С другой стороны, на территорию государств – участников СНГ ежегодно прибывают тысячи беженцев из стран дальнего зарубежья, что является результатом крайне нестабильной военно-политической обстановки, характерной в последние десятилетия для многих «горячих точек» земного шара в ом числе по внешнему примеру границ государств – участников СНГ.