Беларусь и международный рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа касается такой проблемы как миграция рабочей силы. Это явление было известно еще в Х веке. На протяжении всего времени оно претерпевало изменения в связи с тем, что менялся общественный строй, а следовательно и мировоззрение людей. Государства уже тогда предпринимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции. И только в наши дни эти попытки приводят к положительным результатам.

Вложенные файлы: 1 файл

беларусь и международный рынок труда.doc

— 187.50 Кб (Скачать файл)

Важную роль в процессе обмена населением играет не только миграция внутри страны, но и за ее пределы. Особенное значение внешняя миграция приобретает сейчас, когда население нашей республики не воспроизводит свою численность и ежегодно происходит значительная убыль населения. В такой ситуации на сегодняшний день лишь приток населения из-за пределов страны может способствовать замедлению процесса депопуляции.

С обретением независимости в начале 90-х годов все межреспубликанские обмены с союзными республиками превратились в международные, а либерализация отношений со странами Запада способствовала значительному оттоку населения за пределы распавшегося Советского Союза. В начале 90-х годов международная миграция, также как и внутриреспубликанская, претерпела кардинальные изменения как в направлении движения потоков мигрантов, так и в причинах возникновения миграции. В этот период в большинстве стран постсоветского пространства происходили массовые волнения населения, связанные с обретением независимости, резко ухудшилась экономическая обстановка, изменились политические настроения. Все это сильно отразилось на потоках мигрантов.

На фоне остальных бывших республик СССР Беларусь отличалась более стабильным политическим климатом, отсутствием межнациональных конфликтов, что, безусловно, привлекало в республику как мигрантов, самостоятельно решивших переехать, так и вынужденных переселенцев. Именно в начале 90-х годов наблюдался самый сильный приток населения из республик бывшего СССР (рис. 4) [4]. Пиковым оказался 1992 г., когда чистая внешняя миграция со странами СНГ и Балтии составила 66,9 тыс. чел., а отток населения в другие станы мира был совсем незначительным. Именно в 1992 и 1993 гг. чистая внешняя миграция даже смогла перекрыть отток населения из сельской местности, чего никогда не происходило ни в предыдущие, ни в последующие годы независимости Беларуси.

Рисунок 4 - Динамика чистой внешней миграции Республики Беларусь по основным потокам

После первых лет обретения независимости в результате затухания межнациональных конфликтов, стабилизации политической и экономической жизни населения во всех бывших республиках СССР столь значительные объемы чистой миграции в нашу республику сократились в разы, а вместе с этим заметный рост оттока мигрантов в другие страны мира привел в 1994 г. к отрицательному сальдо внешней миграции. Но уже начиная с 1995 г., по официальной статистике, сальдо миграции со странами СНГ и Балтии начало расти, а с другими странами мира сокращалось его отрицательное значение. Достигнув еще одного значительного пика в 1998 г., сальдо внешней миграции начало постепенно сокращаться и в нашем столетии незначительно колеблется в районе 2-5 тыс. чел. Лишь в последние два года наметился рост этого показателя, а также с 2008 г. был отмечен прирост населения за счет мигрантов не только из СНГ, но и из других стран мира. Это произошло впервые за годы независимости нашей республики. [11, с. 68]

 

3.3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

 

Правительство Республики Беларусь уделяет большое внимание решению проблем как внешней, так и внутренней миграции населения. В стране разработан и принят Закон по миграции. Разрабатываются и реализуются программы государственного регулирования миграционных процессов. В условиях депопуляции, когда население страны воспроизводится только наполовину, миграции предстоит компенсировать убыль населения. Поэтому государство заинтересовано в притоке населения в республику и стремится проводить в стране эффективную миграционную политику, направленную на активное привлечение иммигрантов, особенно из стран СНГ, их успешную интеграцию в белорусское общество и нейтрализацию возможных отрицательных последствий. С целью решения проблем миграции в Беларуси разработано и реализуется несколько законов и государственных программ по миграции:

   Закон «О внешней трудовой миграции», 1998 г. с изменениями и дополнениями 2009 года и закон « О внешней трудовой миграции», 2010 г.;

   Закон « О Беженцах», 1995 г. с изменениями 2007 г.;

   Государственная миграционная программа на 2006-2007 гг., 2005 г. с изменениями 2007 г.;

                    Программа «Оптимизация миграционных процессов» Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2006-2010 годы, 2005 г.

   Реализация большинства программ была предусмотрена до 2010 года. Все они в основном исполнены. В настоящие время наступил новый этап миграционной политики, разрабатываются новые концепции и программы, реализация которых будет осуществляться в ближайшие пятилетие (2011-2015 гг.)

Программы предусматривают:

   Использование миграционного потенциала стран СНГ и государств Балтии в интересах социально-экономического и демографического развития республики;

   Содействие интеграции и адаптации мигрантов, в том числе в целях миграционного замещения естественной убыли населения страны;

   Создание условий для снижения эмиграционного оттока научно-технических и творческих кадров, а также молодых специалистов из страны;

   Развитие временной трудовой миграции граждан Республики Беларусь в развитые страны как средства повышения их квалификации, стабилизации внутреннего рынка труда и роста инвестиций в экономику государства;

   Участие в международном сотрудничестве по вопросам вынужденной, незаконной и других видов миграции.

Важное  место в регулировании международной трудовой миграции занимает заключение межправительственных соглашений. В республике Беларусь проведена значительная работа по созданию договорно-правовых условий для обмена рабочей силы с другими странами и социально-правовой защите граждан на основе заключения межправительственных соглашений. Межправительственные соглашения о трудовой деятельности и социальной защите граждан, работающих за пределами своих стран, подписаны с Россией, Молдовой, Украиной, Польшей, Литвой и Казахстаном.

В прежних программах ставилась задача: положительно сальдо внешней миграции должно было приблизиться к числу 5 тыс. человек в год. Эти показатели были достигнуты. С 2007 по 2010 год в страну приехало 35 000 человек. Частично это было связано с упрощением порядка получения гражданства для выходцев из Украины, Казахстана и Кыргызстана, которые имели хотя бы одного из постоянного проживающих в Беларуси близких родственников. Однако, как отметил А. Бегун, начальник Департамента  по гражданству и миграции МВД Беларуси, « опыт реализации первой программы показал ошибочность позиции, мол, «ничего платить не надо, они сами к нам поедут». Не поедут, или приедут совсем не те, кого ждем». Новая программа впервые предусматривает затраты государства на переезд и адаптацию мигрантов. Будут выработаны четкие критерии, которые позволят переселенцам получить ощутимую финансовую помощь. Ориентир взят на стимулирование иммиграции из стран СНГ с русскоязычным населением, особенно из России, Украины, Прибалтики. В настоящие время к нам приезжает только легально до 10 тыс. человек в год для работы в строительстве и сельском хозяйстве, но даже при этом трудовых ресурсов республике не хватает. По мнение А. Бегуна, «Если Беларусь откроется еще больше, это цифра может значительно вырасти в короткий промежуток времени, но мы с вами говорим о миграции качественной. Именно поэтому нынешняя программа предусматривает выстраивание разумных фильтров и доведение положительного сальдо миграции до 15 тыс. человек в год ( или 45 тыс. мигрантов к концу 2015 года). В любом случае, более точный заказ должна «сделать» экономика, а не административный ресурс. Так что нынешнее показатели, заложенные в программу, можно назвать осторожным прогнозированием»[1].

Говоря о фильтрах, имелось в виду определение желательных и не желательный стран выхода иммигрантов, оптимальный возраст – трудоспособное население до 40 лет с высшим и средним специальным образованием. Преимущество будет отдаваться врачам, медперсоналу, строителям и работникам сельского хозяйства. Через 3 месяца эти люди смогут получить вид на жительство, которое дает переселенцу практически полный пакет социальных гарантий гражданина. Гражданство иммигрантов сможет получить через 7 лет постоянного проживания.

При расчете затрат государства на переезд и адаптацию мигрантов разработчики Концепции тщательно изучили миграционный опыт США по грин-карте, а также опыт страны ЕС и Канады. В частности, на переезд оного человека государство будет выплачивать 1 млн. белорусских рублей, кроме того, после получения вида на жительство будут выдаваться подъемные в размере до 1000 долларов в зависимости от состава семьи. На 5 лет действия программы на эти нужды выделяется 12 млрд. рублей. Потенциальные мигранты смогут заранее посетить Беларусь, точнее, тот регион, где им будет предоставлена работа, увидеть место проживания и узнать размер заработной платы. Более того, каждый  облисполком разработает свою региональную программу по демографии на 2011-2015 годы. Будет издана и специальная памятка переселенца, которая значительно облегчит адаптацию мигрантов на первых парах. Параллельно планируется провести широкомасштабную информационную компанию с помощью МИДа, наших консультантов за рубежом и на сайте МВД. Как высказывался А. Бегун, «миграционные процессы в идеале должны управляться экономикой и быть легальными. Это как соты в улье: если свободно 100, то и заполнить можно ровно 100, а не 1000. Есть четко определенная формула, по которой эти «соты» могут быть заполнены в масштабе отдельно взятой страны: число мигрантов не должно превышать 5 % процентов от численности титульной нации (в случае Беларуси это не более 500 000 человек)»[2].

Как показывают данные последних лет, возможности у Беларуси полностью погасить депопуляцию за счет притока молодежи из стран СНГ и Балтии практически отсутствует. Несмотря на то, что в последние годы сальдо миграции населения в Беларуси из стран СНГ и Балтии значительно увеличилось, и впервые за последние годы сальдо миграции с другими странами стало положительным, в результате чего увеличился общий миграционный прирост населения республики, этот прирост остается небольшим и не может перекрыть убыль населения за счет естественного движения. Поэтому наряду с другими мерами по сохранению трудового потенциала республики, требуется дальнейшая активизация миграционной политики [10, с. 146-151].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международная ми­грация на сегодняшний день стала глобальным процессом, затронувшим все страны и континенты, различные слои населения. Существует ряд проблем миграции населения в современном мире, которые являются результатом тех или иных процессов, протекавших много столетий назад, и процессов, взявших свое начало в наше время, имеющие различную природу возникновения, например, экономическую, политическую и т.п., и, что данными проблемами активно занимаются, а это играет немалую роль в жизни каждого человека, так как всем нам приходится куда-то выезжать по работе, на отдых или менять место жительства.

Главной причиной миграции населения является плохое экономическое положение страны. В связи, с чем падает численность населения. Но, с другой стороны, это выгодно для государств, в которых хорошее экономическое положение, и куда население прибывает большими потоками, а это значит, что прибывает новая рабочая сила.

Самым многочисленным видом миграции в СНГ является трудовая миграция, вызванная тяжелой экономической ситуацией и безработицей в постсоветских государствах. Характерно, что основными центрами притяжения трудящихся-мигрантов являются Россия, Украины и Беларусь. Вместе с тем последние два государства – крупные поставщики рабочей силы в Россию.

В последние годы все страны Содружества столкнулись с проблемой беженцев. Наибольшее число беженцев (около 260 тыс. человек) на постсоветском пространстве сосредоточено в России. Это вполне объяснимо, так как она, по сравнению с другими странами Содружествами, в экономическом и политическом отношении более стабильна и поэтому остается центром притяжения не только трудящихся-мигрантов, но и беженцев.

Таким образом, в странах Содружества Независимых Государств наблюдается активизация миграционных процессов во всем их разнообразии. При этом интенсивный миграционный обмен населения происходит не только внутри самого Содружества. Но и между его государствами и странами дальнего зарубежья.

Внутри Республики Беларусь миграционные процессы подчинены закономерному процессу урбанизации, охватившему весь земной шар и особенно характерному для стран с развивающейся и переходной экономикой. Лишь в некоторых постиндустриальных странах Европы наблюдается процесс дезурбанизации, когда население стремится обосноваться в окрестностях крупных городов и сельской местности.

Внутренняя миграция в Беларуси не является массовым явлением. Уровень миграционной подвижности населения в республике ниже, чем во многих развитых странах мира, где внутренняя миграция выступает основным фактором выравнивания социально-экономического развития регионов. Так, в 2009 г. лишь 2,3% от всего населения республики перемещались внутри страны.

Также важную роль в процессе обмена населением играет миграция за пределами страны. Особенное значение внешняя миграция приобретает сейчас, когда население нашей республики не воспроизводит свою численность и ежегодно происходит значительная убыль населения. В такой ситуации на сегодняшний день лишь приток населения из-за пределов страны может способствовать замедлению процесса депопуляции.

Поэтому Правительство Республики Беларусь уделяет большое внимание решению проблем как внешней, так и внутренней миграции населения. В стране разработан и принят Закон по миграции. Разрабатываются и реализуются программы государственного регулирования миграционных процессов. В условиях депопуляции, когда население страны воспроизводится только наполовину, миграции предстоит компенсировать убыль населения. Поэтому государство заинтересовано в притоке населения в республику и стремится проводить в стране эффективную миграционную политику, направленную на активное привлечение иммигрантов, особенно из стран СНГ, их успешную интеграцию в белорусское общество и нейтрализацию возможных отрицательных последствий.  Но как бы правительство не боролось с этой проблемой, она все равно останется, и будет развиваться год от года.

Как показывают данные последних лет, возможности у Беларуси полностью погасить депопуляцию за счет притока молодежи из стран СНГ и Балтии практически отсутствует. Несмотря на то, что в последние годы сальдо миграции населения в Беларуси из стран СНГ и Балтии значительно увеличилось, и впервые за последние годы сальдо миграции с другими странами стало положительным, в результате чего увеличился общий миграционный прирост населения республики, этот прирост остается небольшим и не может перекрыть убыль населения за счет естественного движения. Поэтому наряду с другими мерами по сохранению трудового потенциала республики, требуется дальнейшая активизация миграционной политики

Информация о работе Беларусь и международный рынок труда